В настоящей статье рассматриваются вопросы управления жизненным циклом ИТ-предприятия c помощью методологии PDCA на примере отраслевых практик организации ИТ-процессов: ITIL v3 и COBIT 5. Публикация носит теоретически-просветительский характер, практика применения будет изложена в следующих статьях.
Важнейшая роль конкурентоспособности ИТ-предприятия отводится системе менеджмента качества (СМК). Это связано, прежде всего, с важностью предоставления качественной продукции или услуги в установленный договором, или любым другим регламентирующим документом. Соблюдение принципов: качественно и своевременно; характеризует предприятие как стабильное, что позволяет удерживать клиентов, таким образом, получая доступ к контролю некоторой ниши рынка или его сегмента.
Процесс внедрения и использования СМК обуславливает необходимость применения методологии управления процессами, деятельностью предприятия. Одна из них PDCA (Plan – Do – Check – Act), разработанная Эдвардом Демингом, также называемая, «Цикл Деминга». По «Циклу Деминга» управление процессом состоит из четырёх шагов (Рис. 1):
1) Планировать (Plan) – это разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
2) Делать (Do) – выполнение того, что было запланировано;
3) Проверять (Check) – мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
4) Действовать (Act) – принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
Согласно данной модели, для предоставления соответствующего уровня качества услуг необходимо регулярно воспроизводить «Цикл Деминга».
В целях достижения эффективного и своевременного управления не обойтись без организации труда, т.е. организации деятельности сотрудников, где деятельность выступает в качестве набора действий, предназначенных для достижения определённого результата. Совокупность действий, объединённых одной целью, определяется как часть процесса или плана, и документируется в процедурах.
Рассмотрим две основные отраслевые практики организации процессов ИТ-предприятия опираясь на методологию PDCA. Для этой цели сравним шаги «Цикла Деминга» по ITIL и COBIT (таблица 1).
Таблица 1. Сравнение шагов «Цикла Деминга» по ITILv3 и COBIT 5
Цикл Деминга |
ITILv3 |
COBIT 5 |
Планировать |
Планирование |
Планирование |
Делать |
Выполнение |
Построение |
Проверять |
Проверка |
Эксплуатация |
Действовать |
Корректировка |
Мониторинг |
PDCA по ITIL v3, также называют Циклом Деминга, он включает в себя:
1) Планирование – это проектирование или пересмотр процессов, поддерживающих ИТ-услуги;
2) Выполнение – это внедрение плана и управление процессом;
3) Проверка – это изменение процессов и ИТ-услуг, сравнение с целями и получение отчётности;
4) Корректировка – это планирование и внедрение изменений для улучшения процесса.
В определении шагов по СМК и ITIL v3 наблюдаются различия. В таблице 2 приведено соответствие жизненного цикла (ЖЦ) по ITIL v3 к шагам «Цикла Деминга».
Таблица 2. Соответствие ЖЦ ИТ-услуги по ITIL v3 к шагам «Цикла Деминга»
Цикл Деминга |
Цикл Деминга по ITIL |
ЖЦ по ITIL |
Стратегия |
||
Планировать |
Планирование |
Проектирование |
Делать |
Выполнение |
Преобразование |
Проверять |
Проверка |
Эксплуатация |
Действовать |
Корректировка |
Постоянное совершенствование |
Жизненный цикл состоит из процессов, в основных публикациях ITIL v3 описываются процессы соответствующей стадии ЖЦ ИТ-услуги (таблица 3). Иллюстрация процессов ITIL v3 представлена на рисунке 2.
Таблица 3. Процессы ЖЦ ИТ-услуги по ITIL v3
ITIL ЖЦ ИТ-услуги |
Стратегия |
Проектирование |
Преобразование |
Эксплуатация |
Постоянное совершенствование |
Ключевые процессы |
Стратегическое управление ИТ-услугами |
Координация проектирования |
Преобразование и поддержка преобразования |
Управление событиями |
Семишаговый процесс совершенствования |
Управление портфелем услуг |
Управление каталогом услуг |
Управление изменениями |
Управление инцидентами |
||
Управление финансами для ИТ |
Управление уровнем услуг |
Управление сервисными активами и конфигурациями |
Управление запросами на обслуживание |
||
Управление спросом |
Управление доступностью |
Управление релизами и развёртыванием |
Управление проблемами |
||
Управление отношениями с бизнесом |
Управление мощностями |
Подтверждение и тестирование услуг |
Управление доступом |
||
Оценка изменения |
|||||
Управление знаниями |
Рассмотрим COBIT 5 по PDCA. COBIT 5 – это руководство и сборник ИТ-практик по управлению процессами, публикуется ISACA. Приводится градация, включающая в себя области руководства (EDM) и управления (PBRM) (рис. 3). Область управления соотносится с «Циклом Деминга», обладая некоторой спецификой:
Планирование (Plan) – координация, планирование и организация;
Построение (Build) – разработка, приобретение и внедрение;
Эксплуатация (Run) – предоставление, обслуживание и поддержка;
Мониторинг (Monitor) – мониторинг, оценка и анализ.
В наглядной форме эта информация отражена в таблице 4.
Таблица 4. Процессы COBIT 5 по Циклу Деминга
Цикл Деминга |
Цикл Деминга по COBIT |
COBIT |
Процессы руководства |
||
Планировать |
Планирование |
Процессы управления |
Делать |
Построение |
|
Проверять |
Эксплуатация |
|
Действовать |
Мониторинг |
У каждого процесса COBIT 5 есть жизненный цикл. Процесс создаётся, используется, отслеживается, корректируется или обновляется, или выводится из эксплуатации. Для навигации в системе процессов COBIT 5 используются домены. Процессы руководства состоят из 5 доменов, тогда как процессы управления делятся на 4 субдомена после чего на домены, их количество в каждом субдомене разное, однако общее количество процессов равно 37 (таблица 5).
Таблица 5. Процессы COBIT 5 по областям EDM и PBRM
Процессы руководства (EDM) |
Процессы управления (PBRM) |
|||
EDM01 Обеспечение создания и развития системы управления ИТ |
APO01 Управление подходом (фрэймворком) к управлению ИТ |
BAI01 Управление программами и проектами |
DSS01 |
MEA01 Мониторинг, оценка и анализ производительности и соответствия |
EDM02 Обеспечение получения выгод |
APO02 |
BAI02 Управление выявлением требований |
DSS02 Управление запросами на обслуживание и инцидентами |
MEA02 |
EDM03 |
APO03 |
BAI03 Управление выбором и внедрением решений |
DSS03 |
MEA03 |
EDM04 |
APO04 |
BAI04 Управление доступностью и мощностью |
DSS04 |
|
EDM05 |
APO05 |
BAI05 Управление обеспечением организационных изменений |
DSS05 |
|
APO06 Управление бюджетом и затратами |
BAI06 Управление изменениями |
DSS06 Управление контролями бизнес-процессов |
||
APO07 |
BAI07 Управление передачей и приёмкой изменений |
|||
APO08 |
BAI08 Управление знаниями |
|||
APO09 Управление соглашениями об услугах |
BAI09 Управление активами |
|||
APO10 |
BAI10 Управление конфигурациями |
|||
APO11 |
||||
APO12 |
||||
APO13 Управление безопасностью |
В ходе такого простого способа исследования, сопоставления, моделей процессов ITIL v3 и COBIT 5 к PDCA видно, что процессы COBIT 5 описывают организацию ИТ-предприятия, тогда как процессы ITIL v3 описывают процессы улучшения качества предоставляемых ИТ-услуг, повышая клиентоориентированность предприятия.
Каждая из представленных методологий составляет минимум для формирования стратегии и определении списка "глобальных процессов" ИТ‑подразделения, будь это департамент, отдел или отдельная организация.
Комментарии (2)
olku
01.06.2024 07:16Достаточно посмотреть список доменов обеих программ сертификации. Бесполезная статья.
Toisinajattelija
COBIT 5 - допустим. Сами себя не похвалили - зря жизнь прожили ;) Но PDCA - методология? Или все-таки метод? А ITIL? Понятно, что за ними стоит методология. Но как-то слишком величать их таким термином, не находите ли? :)