В настоящей статье рассматриваются вопросы управления жизненным циклом ИТ-предприятия c помощью методологии PDCA на примере отраслевых практик организации ИТ-процессов: ITIL v3 и COBIT 5. Публикация носит теоретически-просветительский характер, практика применения будет изложена в следующих статьях.

Важнейшая роль конкурентоспособности ИТ-предприятия отводится системе менеджмента качества (СМК). Это связано, прежде всего, с важностью предоставления качественной продукции или услуги в установленный договором, или любым другим регламентирующим документом. Соблюдение принципов: качественно и своевременно; характеризует предприятие как стабильное, что позволяет удерживать клиентов, таким образом, получая доступ к контролю некоторой ниши рынка или его сегмента. 

Процесс внедрения и использования СМК обуславливает необходимость применения методологии управления процессами, деятельностью предприятия. Одна из них PDCA (Plan – Do – Check – Act), разработанная Эдвардом Демингом, также называемая, «Цикл Деминга». По «Циклу Деминга» управление процессом состоит из четырёх шагов (Рис. 1):

1) Планировать (Plan) – это разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;

2) Делать (Do) – выполнение того, что было запланировано;

3) Проверять (Check) – мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;

4) Действовать (Act) – принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

Рис. 1.  Четыре шага «Цикла Деминга»
Рис. 1.  Четыре шага «Цикла Деминга»

Согласно данной модели, для предоставления соответствующего уровня качества услуг необходимо регулярно воспроизводить «Цикл Деминга». 

В целях достижения эффективного и своевременного управления не обойтись без организации труда, т.е. организации деятельности сотрудников, где деятельность выступает в качестве набора действий, предназначенных для достижения определённого результата. Совокупность действий, объединённых одной целью, определяется как часть процесса или плана, и документируется в процедурах.

Рассмотрим две основные отраслевые практики организации процессов ИТ-предприятия опираясь на методологию PDCA. Для этой цели сравним шаги «Цикла Деминга» по ITIL и COBIT (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение шагов «Цикла Деминга» по ITILv3 и COBIT 5

Цикл Деминга

ITILv3

COBIT 5

Планировать

Планирование

Планирование

Делать

Выполнение

Построение

Проверять

Проверка

Эксплуатация

Действовать

Корректировка

Мониторинг

ITIL – это набор публикаций, содержащий лучшие практики в области управления ИТ-услугами. ITIL содержит рекомендации по предоставлению качественных ИТ-услуг, процессов, функций, а также других средств, необходимых для их поддержки. Структура ITIL основана на жизненном цикле услуги, который состоит из пяти стадий (стратегия, проектирование, преобразование, эксплуатация и постоянное совершенствование). Каждой из этих стадий соответствует определённая книга ITIL. Также существуют дополнительные публикации, входящие в ITIL, содержащие специфичные рекомендации по индустриям, типам компаний, моделям работы и технологическим архитектурам

PDCA по ITIL v3, также называют Циклом Деминга, он включает в себя:

1) Планирование – это проектирование или пересмотр процессов, поддерживающих ИТ-услуги;

2) Выполнение – это внедрение плана и управление процессом;

3) Проверка – это изменение процессов и ИТ-услуг, сравнение с целями и получение отчётности;

4) Корректировка – это планирование и внедрение изменений для улучшения процесса.

В определении шагов по СМК и ITIL v3 наблюдаются различия. В таблице 2 приведено соответствие жизненного цикла (ЖЦ) по ITIL v3 к шагам «Цикла Деминга».

Таблица 2. Соответствие ЖЦ ИТ-услуги по ITIL v3 к шагам «Цикла Деминга»

Цикл Деминга

Цикл Деминга по ITIL

ЖЦ по ITIL

Стратегия

Планировать

Планирование

Проектирование

Делать

Выполнение

Преобразование

Проверять

Проверка

Эксплуатация

Действовать

Корректировка

Постоянное совершенствование

Жизненный цикл по ITIL – это различные стадии в жизни ИТ-услуги, конфигурационной единицы, инцидента, проблемы, изменения и т.д. Жизненный цикл определяет категории для статуса и разрешенные переходы между статусами. Например, жизненный цикл приложения включает в себя формирование требований, проектирование, сборку, развёртывание, эксплуатацию, оптимизацию; расширенный жизненный цикл инцидента включает в себя обнаружение, реакцию, диагностику, исправление, восстановление и возобновление; жизненный цикл сервера может включать в себя заказ, получение, тестирование, промышленную эксплуатацию, вывод из эксплуатации и т.д. [3]. 

http://visionled.co/wp-content/uploads/2016/05/ITIL-Service-Lifecycle2-1110x550.jpg
Рис. 2.  Процессы ITIL v3

Жизненный цикл состоит из процессов, в основных публикациях ITIL v3 описываются процессы соответствующей стадии ЖЦ ИТ-услуги (таблица 3). Иллюстрация процессов ITIL v3 представлена на рисунке 2.

Таблица 3. Процессы ЖЦ ИТ-услуги по ITIL v3

ITIL 

ЖЦ ИТ-услуги

Стратегия

Проектирование

Преобразование

Эксплуатация

Постоянное совершенствование

Ключевые процессы

Стратегическое управление ИТ-услугами

Координация проектирования

Преобразование и поддержка преобразования

Управление событиями

Семишаговый процесс совершенствования

Управление портфелем услуг

Управление каталогом услуг

Управление изменениями

Управление инцидентами

Управление финансами для ИТ

Управление уровнем услуг

Управление сервисными активами и конфигурациями

Управление запросами на обслуживание

Управление спросом

Управление доступностью

Управление релизами и развёртыванием

Управление проблемами

Управление отношениями с бизнесом

Управление мощностями

Подтверждение и тестирование услуг

Управление доступом

Оценка изменения

Управление знаниями

Рассмотрим COBIT 5 по PDCA. COBIT 5 – это руководство и сборник ИТ-практик по управлению процессами, публикуется ISACA. Приводится градация, включающая в себя области руководства (EDM) и управления (PBRM) (рис. 3). Область управления соотносится с «Циклом Деминга», обладая некоторой спецификой: 

  1. Планирование (Plan) – координация, планирование и организация;

  2. Построение (Build) – разработка, приобретение и внедрение;

  3. Эксплуатация (Run) – предоставление, обслуживание и поддержка;

  4. Мониторинг (Monitor) – мониторинг, оценка и анализ.

В наглядной форме эта информация отражена в таблице 4.

Рис. 3.  Области руководства и управления COBIT 5
Рис. 3.  Области руководства и управления COBIT 5

Таблица 4. Процессы COBIT 5 по Циклу Деминга

Цикл Деминга

Цикл Деминга по COBIT

COBIT

Процессы руководства

Планировать

Планирование

Процессы управления

Делать

Построение

Проверять

Эксплуатация

Действовать

Мониторинг

У каждого процесса COBIT 5 есть жизненный цикл. Процесс создаётся, используется, отслеживается, корректируется или обновляется, или выводится из эксплуатации. Для навигации в системе процессов COBIT 5 используются домены. Процессы руководства состоят из 5 доменов, тогда как процессы управления делятся на 4 субдомена после чего на домены, их количество в каждом субдомене разное, однако общее количество процессов равно 37 (таблица 5).

Таблица 5. Процессы COBIT 5 по областям EDM и PBRM

Процессы руководства (EDM)

Процессы управления (PBRM)

EDM01 Обеспечение создания и развития системы управления ИТ

APO01 Управление подходом (фрэймворком) к управлению ИТ

BAI01 Управление программами и проектами

DSS01
Управление эксплуатацией

MEA01 Мониторинг, оценка и анализ производительности и соответствия

EDM02 Обеспечение получения выгод

APO02
Управление стратегией

BAI02 Управление выявлением требований

DSS02 Управление запросами на обслуживание и инцидентами

MEA02
Мониторинг, оценка и анализ системы внутреннего контроля

EDM03
Обеспечение оптимизации рисков

APO03
Управление архитектурой предприятия

BAI03 Управление выбором и внедрением решений

DSS03
Управление проблемами

MEA03
Мониторинг, оценка и анализ соответствия внешним требованиям

EDM04
Обеспечение оптимизации ресурсов

APO04
Управление инновациями

BAI04 Управление доступностью и мощностью

DSS04
Управление непрерывностью

EDM05
Обеспечение прозрачности для акционеров

APO05
Управление портфелями инвестиций

BAI05 Управление обеспечением организационных изменений

DSS05
Управление услугами безопасности

APO06 Управление бюджетом и затратами

BAI06 Управление изменениями

DSS06 Управление контролями бизнес-процессов

APO07
Управление персоналом

BAI07 Управление передачей и приёмкой изменений

APO08
Управление отношениями

BAI08 Управление знаниями

APO09 Управление соглашениями об услугах

BAI09 Управление активами

APO10
Управление подрядчиками

BAI10 Управление конфигурациями

APO11
Управление качеством

APO12
Управление рисками

APO13 Управление безопасностью

В ходе такого простого способа исследования, сопоставления, моделей процессов ITIL v3 и COBIT 5 к PDCA видно, что процессы COBIT 5 описывают организацию ИТ-предприятия, тогда как процессы ITIL v3 описывают процессы улучшения качества предоставляемых ИТ-услуг, повышая клиентоориентированность предприятия.

Каждая из представленных методологий составляет минимум для формирования стратегии и определении списка "глобальных процессов" ИТ‑подразделения, будь это департамент, отдел или отдельная организация.

Комментарии (2)


  1. Toisinajattelija
    01.06.2024 07:16

    COBIT 5 - допустим. Сами себя не похвалили - зря жизнь прожили ;) Но PDCA - методология? Или все-таки метод? А ITIL? Понятно, что за ними стоит методология. Но как-то слишком величать их таким термином, не находите ли? :)


  1. olku
    01.06.2024 07:16

    Достаточно посмотреть список доменов обеих программ сертификации. Бесполезная статья.