Мода как индустрия прошла долгий и интересный путь, начиная с ручного изготовления одежды до разработки тканей, которые можно распылить из баллончика прямо на человека. Сегодня поговорим о том, как индустрия взяла цифровой вектор развития и что этому предшествовало.

Технологические достижения в индустрии моды за период с 1784 по 2019 годы
Технологические достижения в индустрии моды за период с 1784 по 2019 годы

Технологический путь моды

Вплоть до конца XVIII века одежду производили исключительно вручную. Все изменилось в ходе промышленной революции в Европе, которая и дала толчок для полноценного перехода от ручного труда к механическому производству. Так, с развитием текстильной промышленности в 1784 году английский изобретатель Эдмунд Картрайт представил миру первый механический ткацкий станок с ножным приводом, а на год позже построил прядильно-ткацкую фабрику на 20 подобных устройств. Изобретение Картрайта позволило значительно ускорить процесс производства одежды и снизить его стоимость, однако в своей первоначальной форме станок был настолько несовершенным, что не представлял серьезной угрозы для ручного ткачества. Несмотря на это, именно изобретение механического ткацкого станка положило начало технологическому развитию производства текстиля и одежды. 

В 1830 году французский портной Бартелеми Тимонье создал первую работающую швейную машинку (да-да, именно работающую, так как до этого момента все запатентованные устройства работали около получаса, либо не работали вовсе). Затем, в 1851 году, свою первую швейную машинку представил Исаак Зингер, и именно она смогла завоевать коммерческий успех благодаря своей простоте и эффективности. Появление швейных машин Зингера и их внедрение в текстильную промышленность значительно увеличило скорость и объем производства одежды. 

Швейная машинка и рекламный плакат фирмы Зингер
Швейная машинка и рекламный плакат фирмы Зингер
Завод фирмы Зингер в Подольске (1900 год)
Завод фирмы Зингер в Подольске (1900 год)

В течение XX века продолжали появляться новые методы и материалы производства, и основным толчком для этого стала Вторая мировая война. Тогда как все натуральные ткани были приспособлены под пошив военной формы и нужды армии, синтетические материалы пришлись как нельзя кстати. Речь о нейлоне, акриле и полиэстере — именно они открыли новые возможности для производства на многие годы вперед.

В конце 1970-х для дизайна одежды начали использовать цифровую печать, которая обещала стать выгодной альтернативой традиционной для того времени шелкографии. Первой футболку с собственным логотипом выпустила группа The Rolling Stones, и уже после эту идею подхватили другие коллективы.

Съемки клипа на песню The Rolling Stones “Respectable”  (1978 год)
Съемки клипа на песню The Rolling Stones “Respectable”  (1978 год)

Прямо перед публикацией статьи я узнала о существовании относительного нового метода печати на одежде — DTF. Технология начала развиваться в начале 2010-х годов как более гибкая и экономичная альтернатива существующим методам печати на текстиле. Она чем-то похожа на печать наклеек — принт наносится на специальную пленку, а после переносится на одежду.

К концу XX века технологический прогресс позволил улучшить цепочки поставок и сделать производство дешевле. Это неизбежно привело к неразумному потреблению, появлению «потогонных» фабрик и ряду экономических и экологических проблем. 

Сверхбыстрая мода — как изначально пагубное явление создало технологический толчок всей индустрии

В XX веке мода формировалась на десятилетия — видя одежду того времени, мы можем четко сформулировать, к какой эпохе она имеет отношение. Однако в результате развития технологий производства и изменения культуры потребления, уже к началу 2000-х появляется понятие «быстрой моды», кардинально изменившее индустрию. 

Быстрая мода (англ. fast fashion) — это концепция, отражающая быстрое появление новых тенденций на рынке, их активную популяризацию и затем стремительное устаревание. Быстрая мода сократила жизненный цикл одежды, тем самым снизила ее стоимость и увеличила спрос на регулярное обновление гардероба. К чему это привело?

Проблема новой модели потребления: стимулирование потребителей к частым покупкам новых вещей, основанных на временных трендах, создало циклическую модель потребления. Появилась культура одноразовых вещей без акцента на качество товара, условий его производства или негативного воздействия на окружающую среду.

Пагубное влияние на экологию: превышение предложения над спросом из-за увеличения объемов производства привело к перерасходу ресурсов и накопления отходов, что усилило давление на окружающую среду. 

Ухудшение условий труда и трудовой этики: в сфере быстрой моды нередки случаи использования дешевой рабочей силы и нарушения прав работников, особенно в странах с низкими стандартами трудовых условий. Бренды, стремящиеся к быстрому производству и снижению цен, зачастую игнорируют социальную ответственность и условия труда своих сотрудников.

Последствия быстрой моды не могли остаться без внимания общественности. Бренды одежды активно внедряют устойчивые практики, увеличивая срок носки продукции и участвуя в программе переработки товаров.

Кейс Uniqlo

В 2020 году японский бренд повседневной одежды представил инициативу RE.UNIQLO — акцию по сбору ненужных вещей, приобретенных в сети своих магазинов с целью дать одежде вторую жизнь и новое назначение.

Кейс Patagonia

Бренд одежды и снаряжения для активного отдыха Patagonia известен своим активным участием в борьбе за сохранение окружающей среды. Все началось в 1972 году с замены привычных крючьев для альпинизма на металлические закладки, не травмирующие скальный рельеф. С 1985 года Patagonia передает 1% своих продаж экологическим группам, а уже с 2015 компания ввела ряд предложений, поддерживающих концепцию обмена и ремонта одежды бренда.

Ивон Шуинар — основатель бренда Patagonia с комплектом закладок, гекс и стопперов, собственного производства
Ивон Шуинар — основатель бренда Patagonia с комплектом закладок, гекс и стопперов, собственного производства
Кейс Adidas

бренд спортивной одежды, обуви и аксессуаров использует технологии 3D-печати для создания инновационных дизайнов и улучшения производственных процессов. Благодаря этому бренд может выпускать новые коллекции точно по необходимым спецификациям, улучшать качество своей продукции и увеличивать срок ее жизни.

Adidas 3D Runner — первая 3D-печатная обувь Adidas в открытой продаже
Adidas 3D Runner — первая 3D-печатная обувь Adidas в открытой продаже

Кейс Prada

Бренд используют виртуальные примерочные, позволяющие покупателям протестировать солнцезащитные очки и аксессуары онлайн, прежде чем совершить покупку. Это упрощает процесс выбора товара и снижает количество возвратов.

Кейс Sephora

Сеть парфюмерно-косметических магазинов предложила своим покупателям поэкспериментировать с различными продуктами и сделать макияж прямо в приложении телефона. Благодаря технологии распознавания лица можно создавать индивидуальный макияж и поделиться результатами с друзьями и другими пользователями.

Sephora Virtual Artist — приложение для примерки различных косметических продуктов
Sephora Virtual Artist — приложение для примерки различных косметических продуктов

Технологии, нашедшие отклик

3D-моделирование

Первая современная технология, которая изменила модную индустрию — 3D-моделирование. Если в XX веке закройщикам и портным приходилось брать лекало, чертить и строить выкройки, то сегодня, благодаря современным программам, одежду можно конструировать на компьютере. Это упрощает весь путь создания одежды и сокращает огромное количество возможных ошибок на каждом его этапе.

Marvelous Designer 4 —программа для проектирования одежды
Marvelous Designer 4 —программа для проектирования одежды

3D-сканирование

3D-сканирование — это процесс создания трехмерной модели объекта или человеческого тела с помощью специального сканера. В контексте индустрии эта технология позволила посмотреть физику материала, не используя этот материал в жизни. Теперь для понимания финального вида вещи не нужно отшивать сигнальный образец, тестировать его и переделывать в случае просчета. 3D-сканирование минимизирует затраты и возможные ошибки на этапе создания прототипа.

3D-сканирование с помощью устройства Einscan Pro +
3D-сканирование с помощью устройства Einscan Pro +

3D-печать

3D-печать в модной индустрии появилась относительно недавно, но уже успела повлиять на процесс создания одежды, обуви и аксессуаров. Изначально технология нашла отклик среди архитекторов, они использовали ее в создании макетов для разработок и конструкции домов. Позже 3D-печать стали применять для создания ювелирных украшений и аксессуаров.

Одним из первых дизайнеров, кто продемонстрировал миру высокой моды возможности 3D-печати, был Александр Маккуин. Весной 2010 года он представил коллекцию Plato's Atlantis, в которой на подиуме впервые появилась обувная колодка, полностью напечатанная на 3D-принтере. Сама коллекция отсылает к легендарному острову Атлантиде, предсказывая будущий мир, в котором человечеству придется развиваться, чтобы выжить. Маккуин включил кинематографические отсылки к научно-фантастическим и фэнтезийным фильмам, таким как «Чужой» Ридли Скотта (1979 год), и разработал множество новых форм, в том числе напечатанную на 3D-принтере обувь Alien с биоморфным дизайном и без явной отсылки на естественную анатомию стопы, а скорее напоминающим позвоночник.

Plato's Atlantis — коллекция Александра Маккуина (октябрь, 2009 год)
Plato's Atlantis — коллекция Александра Маккуина (октябрь, 2009 год)
The Alien’ Shoes — туфли с колодкой, напечатанной на 3D-принтере
The Alien’ Shoes — туфли с колодкой, напечатанной на 3D-принтере

После Маккуина идею подхватили и другие дизайнеры. Так, Ирис ван Херпен пошла дальше и применила технологию не только в создании обуви, но и всей коллекции одежды.

Фрагменты коллекции Roots of Rebirth Ирис ван Херпен (январь, 2021 год)
Фрагменты коллекции Roots of Rebirth Ирис ван Херпен (январь, 2021 год)

С появлением 3D-печати в модной индустрии процесс создания одежды значительно упростился — стало возможным создавать новые формы и свободно экспериментировать с ними.

В 2014 году американская компания Nervous System представила новый проект Kinematics. Его ключевой особенностью стала печать объектов, превосходящих размеры принтера, что раньше не представлялось возможным. Kinematics делает модели, состоящие из десятков тысяч уникальных компонентов, связанных вместе, чтобы выстроить динамические, механические структуры. Невзирая на то, что объекты изготовлены из различных частей, готовое изделие не нужно собирать воедино — благодаря шарнирным механизмам, система Kinematics способна создавать огромные объекты целостно, складывая их в процессе печати.

Процесс создания объектов с помощью системы Kinematics
Процесс создания объектов с помощью системы Kinematics

Другой интересный кейс — профессор архитектуры и дизайна Нери Оксман скрестила технологию 3D-печати с биологией, бионикой и биомимикрией. В поисках новых материалов и форм она взяла за основу панцири ракообразных, экзоскелеты насекомых и компоненты из ветвей деревьев. Это позволило ей создать биосовместимую структуру, полностью сделанную из натуральных материалов. Цель проекта — создать полностью разлагаемое сырье и расширить диапазон возможностей 3D-печати.

Павильон Агуаходжа — полностью органическая структура из биопластика на выставке в Милане (2018 год)
Павильон Агуаходжа — полностью органическая структура из биопластика на выставке в Милане (2018 год)

Еще один проект Оксман, Муштари, был разработан как единый сосуд, наполненный живым веществом — он вдохновлен формой и функцией желудочно-кишечного тракта человека. Полупрозрачный пластиковый «кишечник» протяженностью 58 метров заполнен смешанной культурой фотосинтезирующих цианобактерий и кишечной палочки. В темноте микроорганизмы флуоресцируют яркими цветами, а под действием солнечного света могут вырабатывать сахар. Модель задумана как «система органов», поглощающая и переваривающая биомассу, впитывающая питательные вещества и выбрасывающая отработанный материал. Фактически Нери Оксман создала искусственный кишечник с помощью технологии 3D-печати.

Муштари — это продолжение серии работ Оксман, посвященных «размышлениям о возможности путешествий на другие планеты». Каждое произведение представляет собой носимый аксессуар, способный вырабатывать вещества, необходимые для жизнеобеспечения.

Проект Муштари — модель желудочно-кишечного тракта, изготовленная методом 3D-печати (2015 год)
Проект Муштари — модель желудочно-кишечного тракта, изготовленная методом 3D-печати (2015 год)

Нери Оксман и ее работы вносят значительный вклад в развитие технологий и дизайна, влияя на будущее индустрии и науки. Они открывают новые возможности для создания уникальных и функциональных объектов.

Спрей, создающий одежду за считанные минуты

Особый спрей содержит короткие волокна и растворитель. Волокна связываются с полимерами, а после распыления безопасный для кожи растворитель испаряется. Распылив такой спрей из баллончика, можно создавать ткань прямо на поверхности объекта, при этом фактуру ткани можно варьировать, используя шерстяные, льняные или акриловые волокна.

Совсем недавно, в 2022 году, французский бренд Coperni завершил показ презентацией именно этой технологии, создав платье прямо на модели. После нанесения состава дизайнер ножницами придала платью законченный вид, оформив бретели и разрез. Весь процесс занял около пятнадцати минут.

Супермодель Белла Хадид на показе Coperni в платье, созданном из спрея
Супермодель Белла Хадид на показе Coperni в платье, созданном из спрея

Возможность мгновенного создания одежды приближает индустрию  к индивидуализированной моде. Кроме того, баллончик можно использовать для ремонта одежды. Также технология может быть интересна и в военной сфере — стерильные повязки из спрея можно быстро нанести на раны в любых условиях.

Умный текстиль

Умные материалы для создания одежды, обуви и различных аксессуаров стали одним из ключевых трендов моды будущего. Спрос на функциональные и при этом стильные вещи растет, миру нужны ткани, способные реагировать на изменения окружающей среды и подстраиваться под них. И сегодня уже встречаются интересные примеры.

Интерактивное платье от Adobe — способно менять форму благодаря 1264 лепесткам из жидкокристаллических дисперсий, диспергированных вручную и вырезанных лазером
Интерактивное платье от Adobe — способно менять форму благодаря 1264 лепесткам из жидкокристаллических дисперсий, диспергированных вручную и вырезанных лазером

Терморегулирующие материалы: одежда, способная подстраиваться под температуру тела, обеспечивает комфортную теплоотдачу в любых условиях.

Самоочищающиеся ткани: материалы, которые отталкивают грязь и пыль, сохраняют одежду в идеальном состоянии даже в грязных условиях.

Ткани с водоотталкивающим покрытием: материал, который защищает от дождя и снега, не позволяет промокнуть даже при сильных осадках.

Встроенные нагревательные элементы: одежда с подогревом с помощью аккумуляторов.

Встроенные датчики: одежда с датчиками для отслеживания здоровья, активности или состояния окружающей среды.

Жилет, способствующий снятию тревоги и стресса. Обернутый мягкими роботами, похожими на надувные капсулы, которые воздействуют на акупрессурные точки по всему телу, что может помочь уменьшить беспокойство и успокоить нервы владельца
Жилет, способствующий снятию тревоги и стресса. Обернутый мягкими роботами, похожими на надувные капсулы, которые воздействуют на акупрессурные точки по всему телу, что может помочь уменьшить беспокойство и успокоить нервы владельца
Брюки для йоги Nadi X — чувствуют, когда ваша поза йоги нуждается в доработке, а именно создают небольшие вибрации на той части тела, которую вам нужно отрегулировать
Брюки для йоги Nadi X — чувствуют, когда ваша поза йоги нуждается в доработке, а именно создают небольшие вибрации на той части тела, которую вам нужно отрегулировать

Умный текстиль имеет огромный потенциал в сфере моды, так как позволяет создавать уникальные и функциональные вещи, которые могут улучшить комфорт и удобство жизни людей.

Цифровая одежда

Это новая тенденция в индустрии моды, ставшая популярной в том числе благодаря развитию NFT. Виртуальная мода открыла безграничные возможности свободно экспериментировать с различными предметами одежды без физического производства. Теперь все идеи, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы физически, могут найти свое воплощение в виртуальном мире. Цифровая одежда является поистине нетипичной частью индустрии, способом самовыражения и объектом коллекционирования.

Примеры цифровых образов от немецкого дизайнера Давины Индия
Примеры цифровых образов от немецкого дизайнера Давины Индия

Совсем недавно, в апреле 2024 года, модный дом Maison Martin Margiela и стартап цифровой моды mmErch запустили продукты web3, предназначенные как раз для коллекционеров. Знаменитые ботинки с раздвоенным носом превратились в цифровой продукт, приобретение которого открывает доступ к цифровым носимым устройствам на платформах The Sandbox и Ready Player Me, будущим web3-проектам бренда и эксклюзивным мероприятиям.

Культовые таби Maison Margiela в цифровом формате  — MetaTabi
Культовые таби Maison Margiela в цифровом формате  — MetaTabi

Очевидное влияние цифрового искусства на физическую моду отражает Кей Квок, дизайнер из Гонконга — он создает невероятные вещи с отсылкой на виртуальную реальность и футуризм. Некоторые работы дизайнера действительно с трудом можно отличить от цифровых.

Кей Квок  — первый гонконгский дизайнер, который одел Бейонсе и скрестил реальную и цифровую моду
Кей Квок  — первый гонконгский дизайнер, который одел Бейонсе и скрестил реальную и цифровую моду
Работы дизайнера на Неделе моды в Лондоне в сентябре 2022 года
Работы дизайнера на Неделе моды в Лондоне в сентябре 2022 года

На сегодняшний день цифровая мода — это быстрорастущая индустрия, которая предлагает множество новых и интересных возможностей как для дизайнеров, так и для потребителей. Она формирует будущее всей отрасли, создавая устойчивую альтернативу традиционной моде без затратного и трудоемкого физического производства.

Технологии как нетрадиционные материалы

Румынский дизайнер Александра Сипа в своей коллекции Romanian Camouflage продемонстрировала ткань, сплетенную из неработающих проводов. На создание ярких национальных платьев из такого нестандартного материала ее вдохновили сломанные наушники. По словам Александры, каждый день мы избавляемся от отходов, даже не задумываясь о том, что многие материалы еще далеко не исчерпали свой потенциал. Причем, использовать их можно самым неожиданным образом, например, сделать ткань из неработающих проводов.

Александра Сипа — фрагменты коллекции Romanian Camouflage
Александра Сипа — фрагменты коллекции Romanian Camouflage

Модный тренд на повторное использование нестандартных материалов подхватили и в сфере украшений. Британский ювелирный бренд Oushava представил коллекцию, в которой б/у микросхемы соседствуют с драгоценными камнями — изумрудами и сапфирами.

Oushava — фрагменты коллекции Connection Salvaged
Oushava — фрагменты коллекции Connection Salvaged

Еще один интересный кейс — светящееся в темноте платье из оптоволокна на красной дорожке Met Gala. Да-да, именно такое произведение искусства представила на себе американская актриса и телеведущая Клэр Дэйнс. Платье было создано в единственном экземпляре вручную дизайнером Заком Позеном. Кстати, ради такого эффектного появления актрисе пришлось арендовать отдельный автобус.

Клэр Дэйнс в платье из оптоволокна, справа от нее дизайнер платья Зак Позен
Клэр Дэйнс в платье из оптоволокна, справа от нее дизайнер платья Зак Позен

И что теперь?

Мы живем в действительно удивительное время, предлагающее воочию наблюдать, как технологии трансформируют мир моды. Инновации стали важным источником вдохновения для дизайнеров, позволили повысить эффективность производства, улучшить качество продукции, усилить конкуренцию среди брендов и предложить потребителям новые возможности и опыт покупок.

Мода и технологии не стоят на месте, и скоро человечество сможет увидеть что-то новое и удивительное, при этом фокус будет не только на эстетике и красоте, но и экологии и функциональности, что подтверждают последние мировые тенденции.

Комментарии (0)