В начале XX века в Москве только зарождалось электрическое общественное транспортное сообщение. Но по городу уже бегали омнибусы с электродвигателями — своего рода предшественники нынешней «Теслы». Позже их изобретатель Ипполит Романов уехал в Европу, где тоже строил свои электрокары — сначала в Австрии, а потом в Британии. 

О технических изобретениях первой половины прошлого века московским айтишникам рассказала Инна Крылова — историк, культуролог, куратор проекта «МосПромАрт», старший научный сотрудник Музея Москвы, член Экспертного совета по промышленному наследию. Лекция прошла в рамках закрытого проекта HFLabs Club, на который мы приглашаем в качестве лекторов ученых и популяризаторов науки, а в качестве гостей — постоянных клиентов HFLabs. В этот раз мероприятие было организовано совместно с экскурсионным бюро «Москва, которой нет».

Именно эту лекцию провели не в офисе, а в пабе. В паузах были ещё и дегустации пива, щедро сдобренные историями о разных его сортах. А все потому, что наша лектор оказалась не только историком, но и сомелье с 15-летним стажем, членом Российской ассоциации сомелье! 

Всё, о чём рассказывала Инна Крылова, пересказывать не будем — просто приходите сами на её лекции. Сегодня с разрешения Инны публикуем часть доклада — о том, над чем работали московские изобретатели транспортных средств и что у них в итоге получилось.

Омнибусы и электрокары

— Итак, Ипполит Владимирович Романов придумал электрокар. И очень классный электрокар. Главное достижение Романова — раздельный привод ведущих колес, при котором на каждое колесо приходился отдельный двигатель. Вот как выглядел его омнибус: 

Это была такая кибиточка на 15-16 человек. Вес — 1,5 тонны, скорость до 11 км/час, запас хода до 68 км. Впереди стоял красивый бородатый дядька. Это как раз сам Романов. На электрокаре он не остановился и сделал ещё электрокэб буквально на двоих пассажиров. Честно говоря, не очень устойчивая история для раздолбанных дорог того времени. 

Это изобретение оказалось очень востребованным в Европе, примерно до 1910 года. Согласитесь, для маленьких столиц с относительно хорошими дорогами такой транспорт — это клондайк. Запас хода электромобиля составлял почти 65 км, а батареи держали заряд до 100 часов. Скорость доходила до 37 км/час — весьма прилично по тем временам!  

А еще параллельно с Европой у нас придумали такой электротранспорт как монорельс. Один изобретатель в Санкт-Петербурге, инженер Фёдор Пироцкий, даже построил  экспериментальную ветку: электричество в ней поступало не по проводам, а по силовому рельсу — вот как метро у нас бегает. Но погубила эту идею бюрократия. Кто знает, что такое бюрократия, поднимите руки! Лес рук, отлично. 

Точно так же замечательному изобретателю электропривода на производстве «Дукс» (об этом заводе мы сегодня будем много говорить) стоило грандиозных усилий запустить маршрутное сообщение от Брестского вокзала (ныне Белорусского) до гостиницы «Бристоль». Это был, по сути, современный  шаттл. И такого ещё нигде в Европе не делали. Вот так выглядел тот самый омнибус с электромотором:  

Ну а завод «Дукс» — вообще уникальное предприятие. Начиналось всё с маленькой мастерской, которую создали немцы из Эстонии — Меллеры

Знаете, чем Юлий Меллер занимался? Сначала он делал полые трубки из разных сплавов, чтобы акробаты в цирке могли исполнять пируэты на высоте. Потом Меллер начал собирать собственные велосипеды. И в итоге чем дело закончилось? Тем, что его заводик за каких-то 15 лет стал звездой авиапрома, выпуская по 1200 авиапланеров и небольших самолетиков, которые сыграли большую роль даже в военной кампании Первой мировой! Представляете, от трубок и велосипедов до авиапромышленности! Так что помимо омнибусов с электромотором наш замечательный «Дукс» и его вдохновители, два брата Меллера, выпускал много чего интересного. 

Например, вот такая мотодрезина бегала по рельсам между городами. 

Представляете, не надо было покупать билеты на поезд, ты мог себе просто взять VIP-вагончик! Правда, дрезина была не закрытая, так что это летний вид транспорта. Такой железнодорожный кабриолет был рассчитан на 8 человек — маленькая, симпатичная, элегантная коробочка. Она ходила по подмосковным дачным поселкам Николаевской и Савеловской железной дороги, да и до Твери могла доехать. И тогда это считалось элементом инновационного общественного транспорта. 

Вот еще дрезина-автомобиль, он бегал по Санкт-Петербургско-Варшавскому направлению:

Кстати, это авто похоже на карету скорой помощи, которая в то же самое время появляется в Москве. 

Электросани вызывали? 

— Можете не отвлекаться от стакана, но я вам буду рассказывать немного о том, чем жила Москва, опять-таки, с подачи упомянутого господина Меллера. Чудные совершенно немцы, которые постоянно увлекались чем-то необычным. Казалось бы, зачем Москве электросани? Ну, у нас просто хронически плохие дороги, признаемся, правда?.. А когда зимой дороги замерзали, то скорость доставки по «зимнику» на санях вырастала в разы. 

Инженер Сергей Неждановский и предприниматель Юлий Меллер решили, что сани – это наше будущее. Вообще тогда были популярными идеи о том, что надо бы и дирижабли запустить, и воздушные шары, и все будут летать, а потом ещё и скоростные сани унесут нас в прекрасную Москву будущего. 

И вот у нас в 1903 году, наконец, приделывают к саням моторы. Сергей Сергеевич Неждановский так и сказал, что электросани — это, по сути, побочный эффект от экспериментов с аэропланами и первых шагов в самолётостроении. 

Сергей Неждановский и его электросани.
Сергей Неждановский и его электросани.

Неждановский придумал аэросани с винтом спереди. У них очень смешной руль — можете увидеть его на этой фотографии. 

Неждановский сконструировал ещё и моторные сани, и гребной винт для моторного судна — то есть стал одним из первых изобретателей лодок с моторчиком. Только тогда мало кто что патентовал. Он был просто увлечённым инженером, гражданским инженером еще зарождающегося авиапрома и правой рукой Николая Жуковского, основателя гидро- и аэродинамики, отца русской авиации.  

Конечно же, все начали усовершенствовать аэросани. Что придумал наш знакомый  Юлий Меллер? Он сделал аэросани с винтом сзади, вот они на фото:

Изобретатели так увлекаются всеми этими средствами зимнего передвижения, что, конечно, с наступлением холодов начинается развлекуха. Они гоняют между городами — между Царским селом и Санкт-Петербургом, между Москвой, Орлом. Более того, гонки на всяких видах транспорта — это одни из самых популярных тем для публикаций в прессе начала XX века. 

Вот, например, испытание аэросаней на страницах газет. Как видим, Юлий Меллер всё делал сам. В самые лютые морозы носился между городами, всё фиксировал: остановки, дозаправки, скоростной режим. И, кстати, это было уже не только техническим прогрессом, но и зарождением новых видов спорта. 

Вот он наш герой — Юлий Меллер, на фото справа:

Юлий Меллер создал такую же крутую корпорацию, как Генри Форд. Но про Меллера мало кто знает — в ХХ веке его славу затмил уже советский авиапром. А вообще «Дукс» с его электромобилями и аэросанями — это было прямо целое большое движение в Москве. И у Москвы был заслуженный статус ведущего технического центра.

А вот конкурент нашего Меллера: у этих аэросаней винт тоже сзади, уже такая поднятая немножечко каретка.

Это — аэросани Желтковского. Их конструкция была простейшей — прямоугольная рама с двигателем впереди и толкающим винтом сзади (мотор авиационный Анзани мощностью 12/15 лошадиных сил). Желтковский построил свои аэросани на фабрике торгового дома В. Г .Желтоухова и А. В. Прейс в 1911 году по «автомобильной» схеме «Дукса» 

Прекрасное далёко

— В начале ХХ века все были страшно помешаны на ЗОЖе. Играли в теннис, крокет, крикет, занимались яхтингом, бегали на коньках и лыжах, катались на разных видах автотранспорта, авиасанях. И, конечно, мысль о том, что можно воспарить к небесам, тоже очень сильно волновала наших конструкторов. 

Вот, кстати, очень характерная футуристическая картинка: 1912 год, рекламная открытка известного в Москве кондитерского предприятия «Эйнемъ». Она показывает Москву 2130 года — такой, какой её себе представляли горожане в начале ХХ века. 

На первом плане — беспилотные аэросани, на втором — ресторан «Яръ», который в своей новой версии был тогда только что отстроен на Петербургском шоссе (ныне — Ленинградка). Он был настолько популярен, что москвичи не могли помыслить, что город когда-нибудь, пусть даже через полтора века, останется без этого легендарного ресторана. А над «Яром», если присмотреться, летают дирижабли. Всё в фантазии художников созвучно самым прогрессивным мыслям того времени.

В это же самое время в Москве появляются и первые моторные сани — будущие наши снегоходы.

Моторные сани Неждановского
Моторные сани Неждановского
Аэросани «Дукса»
Аэросани «Дукса»

Затем на долгие годы эти проекты были забыты — из-за революции и гражданской войны. Но через какое-то время идеи «Дукса» начинают в советском автопроме проявляться. Например, после войны появляются электросани на базе автомобиля «Победа». 

«Победа» на лыжах: «Север-2»
«Победа» на лыжах: «Север-2»

Электросани начинают бороздить просторы нашей Родины в Западной Сибири, в Байкальском регионе. Кто был на Байкале зимой? Наверняка видели там эти сани на воздушной подушке с пропеллерами, которые носятся по льду. Это был уже цикл моделей, которые назывались «Север-1», «Север-2»… 

А «Дукс» ещё до революции успел выпустить множество аэропланов. И тут самое время вспомнить, что именно в Москве до своей трагической кончины много испытывал самолеты «Дукса» знаменитый Пётр Нестеров, поручик императорской армии. 

Мёртвая петля, или Петля Нестерова — это наше, московское изобретение. Впервые она была показана над Ходынским полем (а не в Киеве, как принято считать). 27 августа 1913 года Петр Нестеров на самолете «Ньюпор IV» (завод «Дукс»), оснащенным мотором «Гном Гамма» (завод «Гном»), совершил мёртвую петлю. Этим он положил начало фигурам высшего пилотажа. 

Интересно, что в Москве авиаторы были прославлены куда лучше, чем в Санкт-Петербурге. У нас в городе, как это ни печально звучит, было своё авиационное кладбище для боевых летчиков и летчиков-испытателей. На нем были похоронены авиаторы начала ХХ века и герои Первой мировой. И вместо крестов или других конфессиональных символов, что у них было на могилах? Пропеллеры и винты, правильно!..

Это только часть увлекательной лекции Инны Крыловой (фотоматериалы взяты также из её презентации). Если история столицы вам интересна, пишите в проект «Москва, которой нет» или приходите к ним на экскурсию или лекцию. Не пожалеете. 

А узнать о том, что интересного происходит в жизни HFLabs, можно в ТГ-канале «Лабсовая». 

Комментарии (0)