Стекло Gorilla Glass используется в миллиардах смартфонов, а теперь к нему присматривается и автомобильная индустрия. Тонкое и прочное стекло позволит уменьшить вес автомобиля. За счёт этого снижается расход топлива и улучшаются ходовые характеристики.
BMW AG стала первой, кто поставил Gorilla Glass в автомобиль. В прошлом году вышел гибридный спорткар i8, в котором приборная панель покрыта этим стеклом. Но это игрушки, а вот американская компания Ford использует Gorilla Glass по полной: в новом спорткаре 2016 Ford GT из него частично сделаны ветровое стекло, заднее стекло и даже крышка двигателя.
Специалисты говорят, что это главная инновация в автостёклах с 1923 года, когда Генри Форд установил «безопасное» стекло триплекс на Model T.
Обычный триплекс изготавливают из двух слоёв стекла, между которыми под нагревом вклеивают слой пластика. При ударе стекло не разлетается на осколки, а остаётся приклеенным к пластику: образуется паттерн, похожий на паутину.
Лобовое стекло Ford GT — гибридное. На внешнем слое осталось прокалённое стекло и посередине слой пластика, но внутренний слой заменили на Gorilla Glass — специальную химически усиленную версию Gorilla Glass «автомобильного класса».
Хотя заменили только один из двух слоёв, но благодаря этому лобовое стекло стало на 32% легче. Правда, и стоимость возросла на $24-48, но для спорткара GT это не принципиально ($400 000).
Производитель Corning гарантирует, что стекло полностью соответствует стандартам безопасности и выдержало многочисленные испытания на ударостойкость на дорогах и в аэродинамической трубе. Ford говорит, что оно даже прочнее закалённого стекла. Gorilla Glass не трескается под кусками льда там, где не выдерживает обычное стекло. Такие куски льда, как на фото, симулируют мощный град.
Для боковых стёкол Gorilla Glass не подходит: оно слишком прочное. Автопроизводители специально устанавливают там безопасные бьющиеся стёкла без пластикового слоя, чтобы водитель и пассажир могли выбить их и выбраться из машины в случае аварии.
Марка Gorilla Glass появилась на рынке потребительской электроники в 2007 году. Ford и Corning начали совместную работу над стеклом автомобильного класса в 2012 году. Одновременно Corning ведёт работу с несколькими другими автопроизводителями: все они стараются хоть немного снизить вес машины для уменьшения расхода топлива и соответствия новым жёстким стандартам экологичности, которые скоро вступят в силу. Вообще, автопроизводители снижают вес всеми возможными способами. Например, Toyota изготавливает крышу универсала Prius V из прочного пластика.
Выстрел куском льда в стекло со слоем Gorilla Glass
Если стоимость Gorilla Glass упадёт, то его можно будет ставить не только в спорткар Ford GT, но и в бюджетную «Ладу».
Комментарии (8)
gleb_kudr
16.12.2015 18:04+6Gorilla Glass это торговая марка. На данном ресурсе было бы уместно расписать ее отличие от обычных стекол.
mambet
16.12.2015 18:05+3Corning experimented with chemically strengthened glass in 1960, as part of a «Project Muscle» initiative. Within a few years they had developed a «muscled glass» marketed as Chemcor. The product was used until the early 1990s in commercial and industrial applications, including automotive, aviation and pharmaceutical uses, notably in approximately one hundred 1968 Dodge Dart and Plymouth Barracuda racing cars, where minimizing the vehicle's weight was essential
Источник, конечно, может быть не особо авторитетный (википедия), но всё же люблю я эти утверждения: «впервые», «теперь и автоиндустрия» и так далее.
AmberSP
ВНУТРЕННИЙ слой из Gorilla Glass? Это его царапают камни, пыль, дворники и прочее?
tzlom
На внешнем оно рассыпется в мозайку от камня, а закалённое даёт трещину, но на прозрачность это не сильно влияет.
IronHead
Этот слой держит основную нагрузку и не расколется в такой конфигурации от первого же попадания острого камня углом. Правильно все сделано, если в наружный слой попадет что то — будет скол только на внешнем слое и пара лучиков, что позволит доехать до сервиса. Если же наружным слоем сделать горилла-гласс — тот же камень сделает на стекле паутинку, которая будет сильно мешать обзору.
AmberSP
когда уже сделают прозрачный материал, стойкий и царапинам, и к точечным ударам? :(
MichaelBorisov
Оргстекло же. К царапинам, правда, неустойчиво. Но что вы хотели? Царапина — это незначительное повреждение, но оно приводит к существенному нарушению прозрачности из-за того, что появляются новые границы раздела материал-воздух, на которых происходят нежелательные отражения и преломления света.
Выхода здесь только два. Первый — создать материал с таким же коэффициентом преломления, как у воздуха (~=вакуума). Малореально. Второй — создать «самолечащийся» материал, на котором царапины затягиваются. Более реалистично.