Я, Дмитрий Пелик, предприниматель из Краснодара, расскажу о своем опыте обучения в магистратуре МФТИ «Управление IT-продуктом». Эта программа привела к созданию нашего стартапа ZNATNO.

Поступление

Прошлым летом решил пройти какие-нибудь толковые курсы продуктового менеджмента. Чувствовал, что не хватает актуальных знаний, несмотря на то, что я в маркетинге больше 15 лет. В какой-то момент поиска наткнулся на совместную программу Skillfactory и МФТИ «Управление IT-продуктом». Программа была убедительная и я решил попробовать сдать экзамены. Помимо мотивационного письма нужно было решить индустриальный кейс по нескольким ситуациям из жизни IT-проекта. Получилось успешно сдать экзамен, далее подписал договор и дождался приказа о зачислении. Так я стал студентом Физтеха.

Про мотивацию однокурсников тоже было интересно узнать. В одном общем чате я провел небольшой опрос про поступление. Получились такие результаты:

Мотивация поступления у однокурсников
Мотивация поступления у однокурсников

Первый семестр (осень 2023)

В октябре 2023 г. стартовала учеба. Это полностью онлайн-магистратура очного формата, организованная центром «Пуск» при МФТИ. Я сразу стал вести дневник и фиксировать кол-во часов, которое я вкладываю в обучение. Делюсь с вами.

Рабочая среда организована следующим образом: онлайн-вебинары в Zoom (позже перешли на другие сервисы), корпоративный мессенджер Пачка для общения с координаторами, Яндекс Wiki, LMS Skillfactory и LMS МФТИ.

В первом семестре было 5 дисциплин и практика с индустриальным партнером. В таблице ниже отображены и другие активности в рамках обучения.

Кол-во часов по разным дисциплинам семестра
Кол-во часов по разным дисциплинам семестра

На платформе LMS Skillfactory были модули с видео и конспектами. В конце некоторых шагов давались тесты для самопроверки, а в конце модуля нужно было сделать домашнее задание (ДЗ), которое проверял и оценивал ментор. Оценка вносилась в ведомость ВУЗа и по ходу семестра мы накапливали баллы. В МФТИ принята 10-балльная система оценки, где 1 и 2 — это «неудовлетворительно», 3 и 4 — «удовлетворительно», 5 — 7 — «хорошо», а 8 — 10 — «отлично». В конце семестра, как положено, сессия. На экзаменах и зачетах можно повысить накопленный балл.

Исследование рынка и формирование ценностного предложения

Дисциплину вели наш академический директор программы Михаил Войтко (Сбер) и Ксения Гнатовская (VK). Рассмотрены виды исследований, определение ЦА, конкурентный анализ, количественные и качественные исследования, анализ рынка, этапы Customer Discovery и CustDev, проверка гипотез.

Создание продуктовой концепции и тестирование продукта

Мы узнали что такое продуктовая концепция, зачем она нужна, из чего состоит и какие есть фреймворки для ее описания. Рассказали про разновидности гипотез, как их генерировать и формулировать. А также про методы приоритезации и проверки гипотез.

Было 2 ДЗ. Одно — заполнить фреймворк видения продукта по заданному кейсу, а второе — подготовить гипотезы и приоритезировать методом RICE.

Эта дисциплина имела сильное пересечение с предыдущей про Исследования рынка. Они, в целом, друг друга дополняли. И вместе заняли у меня 70 часов.

Методология научных исследований

Дисциплина была с академическим уклоном. Вели ее 4 преподавателя из МФТИ. Рассказали про историю исследований от Древнего Китая до Научной революции Нового времени. Затронули специфические особенности научной картины мира и современные проблемы методологии науки.

Прошли большой блок по теории и методам прикладного исследования и закончили поиском научной информации и проверки используемых данных. Местами было трудно вникнуть.

Экономика продукта

Преподаватель Павел Усачев (Miro) донес материал про модели монетизации и их применение в бизнесе. Попробовали формат группового ДЗ.

Студенты самостоятельно собирались в команды для решения кейса. Именно тогда я увидел силу объединения под каким-то новым углом.

Изучение экономики продукта продолжилось с Михаилом Морозовым (дипломированным экономистом с IT-экспертизой). Он дал очень полезный материал по юнит-экономике, бизнес-метрикам и основам финансового моделирования. Мне запомнились сложные семинары, там был настоящий «взрыв мозга» (в хорошем смысле).

Технические основы продуктового менеджмента

Эта дисциплина была целым путешествием. Даниил Пилипенко (SimbioWay) сильный преподаватель, который очень четко доносит материал. Кроме того, он мастерски проводил семинары, на которых была самая высокая активность со стороны студентов за весь семестр. По сути это вводный курс системной аналитики.

Погрузились в архитектуру IT-продуктов (базы данных, протокол HTTP, REST, веб-приложения, мобильные приложения). Изучили в проектирование ПО: интерфейсы, API, БД, UML, MVP.Создали прототип лэндинга в Figma и сайт на Тильде.

Все это с обратной связью от преподавателя!

Практика

Это формат хакатона от Skillfactory. Мы решали кейсы для индустриальных партнеров. Я выбрал таск-трекер Weeek. Студентам нужно было объединиться в группы по 5-6 человек и примерно за 3 недели провести исследование на заданную тему.

Не могу озвучивать постановку задачи, но мы провели 21 глубинное интервью, количественный опрос 54 респондентов и конкурентный анализ по 20 компаниям. Собрали инсайты и упаковали в презентацию с выводами. В конце защитились перед заказчиком.

В этот практикум я вложил 49 часов своего времени и понял, что это слишком

Можно было обойтись меньшим количеством часов, но я это делал не столько для них, сколько для себя. Вдумчивая расшифровка занимала в 3 раза больше времени, чем само интервью. Так, на 10 проведенных мной интервью ушло около 20 часов.

ВКР (Выпускная квалификационная работа)

В ноябре координаторы прислали информацию, что нужно выбирать один из трех треков для дипломной работы: классическая диссертация, корпоративный стартап (с индустриальным партнером, например, там был Билайн) или студенческий стартап. Над ВКР мы будем работать следующие 3 семестра. Я долго не думал и решил брать студенческий стартап. Предприниматель я в конце концов или нет? Конечно иду в формат «стартап как диплом»!

Предприниматель я в конце концов или нет? Конечно иду в формат «стартап как диплом»!

Проработал идею, составил питчдек и после валидации ВУЗом попал на витрину студенческих стартапов. Далее был назначен научный руководитель Антон Илюшин (ментор, предприниматель) и собрана команда из однокурсников (подключились Екатерина Киселева и Владислав Диженин ). Так мы начали проект ZNATNO про экспертные отзывы.

Дополнительная нагрузка

В рамках МФТИ постоянно проводятся встречи с приглашенными гостями из разных индустрий. Мне запомнилась лекция с руководителем Arthur Consulting Александром Ованесовым в рамках «Кейс-клуба МФТИ».

Еще прошел подаренный курс по Soft Skills от Skillfactory. Могу сказать, что было полезно! Почти сразу после поступления, взял репетитора по английскому языку. Хотел освежить знания и набрать темп, поскольку во втором семестре будет Business English. Так что я 28 часов вложил в подготовку (и не зря).

Итоги первого семестра

Без дополнительной нагрузки получилось 292 часа.

  • 123 часа (42%) - Лекции, вебинары, семинары, тесты и экзамены.

  • 169 часов (58%) - Практика индивидуальная и групповая, домашние задания, решение кейсов.

В среднем, в неделю я уделял 17 часов.

Самый главный результат: в стенах Физтеха зародился стартап ZNATNO!

Таким было первое полугодие в онлайн-магистратуре МФТИ. Интересное еще впереди! Обзор программы второго семестра, формирование команды стартапа, этап исследований рынка и аудитории, акселератор, конкурс на грант и сколько времени нам потребовалось от идеи до прототипа в планах следующих статей. На связи!

Комментарии (5)


  1. TatianaSezemina
    20.07.2024 14:54

    А какой примерно состав учащихся? Кто учиться в основном не программе: это бывшие выпускники бакавриата или люди уже с опытом стартапов или корп карьеры?


    1. pelikpro Автор
      20.07.2024 14:54
      +2

      По составу однокурсников:

      • Есть топ-менеджеры и руководители из крупных компаний (банки, маркетплейсы, ритейлеры);

      • Специалисты из IT-компаний: менеджеры, программисты, аналитики, маркетологи;

      • Предприниматели (уже со своим стартапом или, как я, с идеей);

      • Зрелые спецы из других сфер (есть преподаватель, финансист).

      При поступлении менеджер озвучивал, что 35 лет - средний возраст учащихся этой программы. Похоже, так оно и есть.

      К сожалению, со всеми 120 однокурсниками не было возможностии пообщаться лично. Но могу сказать, что это люди взрослые, все работают. Не знаю никого лично, кто сразу после бакалавриата, но не исключаю, может небольшой процент таких есть.


  1. klimkinMD
    20.07.2024 14:54

    Куда катится ФизТех! УжОс!


  1. Jonh_Snow
    20.07.2024 14:54
    +1

    Хорошая заказная статья. Учились мы там и только выпустились. Полная неразбериза с программой, преподавателями, не говоря про выпускную работу


    1. pelikpro Автор
      20.07.2024 14:54
      +1

      Я тут новенький. Почему-то мне было "одобрить" или "отклонить" ваш комментарий. Конечно, нажал "одобрить", тем более, мы с вами с одной программы. Приятно, будем знакомы!

      Как я понял, ваш выпуск первый, собрал все "шишки". В нашем потоке что-то было доработано, но не идеально. Я с вами согласен, в плане коммуникаций, были моменты, когда возникала неразбериха. У нас из 121 человека на второй семестр добралось 92. Кто-то в академ, кто-то отчислен сам или по успеваемости.

      В статье не ставил цель давать оценку, убрал эмоции, просто хотел поделиться о чем программа семестра и сколько часов она заняла у меня. А то дневник веду, кому показываю, говорят, а чего статью не напишешь? Вот и написал.