Продолжаю обзор обучения в магистратуре МФТИ «Управление IT-продуктом». В прошлой статье я рассказал о поступлении, из каких дисциплин состоит первый семестр и сколько времени потребовалось выделить. Эта статья основана на личном опыте обучения во втором семестре. В ней я стремлюсь поделиться своими наблюдениями и достижениями команды. Будет полезна всем, кто интересуется темой «стартап как диплом».
Идея стартапа и команда
Идея возникла из практики. Когда я развивал интернет-магазин чая и кофе, столкнулся с проблемой отсутствия достоверной информации о новинках. Эта «пустота» мешала покупателям определиться с выбором.
В какой-то момент решил обратиться к известному чайному мастеру за оценкой новинок. Предоставил ему образцы чая и попросил дать обратную связь. В результате я получил развернутый ответ по каждой позиции и даже авторские рецепты. Этот материал использовали на сайте в описании товаров. Экспертные отзывы улучшили SEO-позиции и значительно повысили продажи, благодаря доверию покупателей.
Этот опыт стал основой для идеи стартапа в рамках дипломного проекта в МФТИ. Решили, что такие отзывы можно применять в разных товарных категориях и замахнулись делать платформу.
В нашей команде магистрантов идеальное сочетание разных навыков! Екатерина Киселева — неутомимый лидер с корпоративным опытом, добывает ресурсы для развития и всегда находит выход из любых ситуаций. Владислав Диженин имеет бэкграунд программиста, ведет продуктовую аналитику и эффективно управляет разработкой. И я, Дмитрий Пелик, отвечаю за продуктовый маркетинг, знаю потребности потенциальных заказчиков, ведь сам из их числа. Вместе мы делаем ZNATNO.
Участие в акселераторе «Физтех.Идея»
Весной 2024 года мы активно участвовали в акселераторе «Физтех.Идея». Это стало для нас не просто требованием ВУЗа, но и уникальной возможностью прокачать стартап на ранней стадии.
Принять участие в акселераторе «Физтех.Идея» может любой желающий на бесплатной основе, а не только студенты из МФТИ.
Программа акселератора состояла из вебинаров и мастер-классов про создание команды, как проводить исследования ЦА и рынка, считать юнит-экономику, выбирать бизнес-модель и продвигаться. Были организованы встречи про меры поддержки инновационных проектов и как получить грант. Интенсив включал работу с трекером и питчи экспертным комиссиям.
На диагностической встрече мы поставили цель — разработать готовый прототип продукта к концу акселератора. Что мы сделали за 6 недель:
Определили проблемное поле и проанализировали рынок российского E-commerce, выделили приоритетную нишу. Мы выбрали сегмент «Красота и здоровье», как один из самых быстрорастущих и востребованных в онлайн-торговле.
Провели исследования целевой аудитории (глубинные интервью, количественный опрос), изучили бенчмарки на российском и мировом рынках.
Изучили конкурентное окружение: проанализировали больше 30 компаний.
Проработали бизнес-модель под B2B-клиентов.
Разработали прототип в Figma и подготовили паспорт бизнес-проекта.
Подали заявку на грант студенческих стартапов.
В ходе акселератора наша команда усилилась. Появился продуктовый дизайнер Надежда Алексина и ML-инженеры из магистратуры МФТИ «Наука о данных» Артем Присяжнюк, Татьяна Бушуева и Юрий Самойлов.
Из 74 команд мы вышли в финальную часть, что стало нашим первым достижением. Акселератор помог глубже проработать идею и добыть ресурсы для развития (в сентябре мы получили грант).
Обзор программы магистратуры второго семестра: где теория встречается с практикой стартапа
Во втором семестре магистратуры МФТИ, параллельно работе над стартапом, мы продолжили изучать управление цифровыми продуктами. Было дано 4 дисциплины и 1 практикум.
1. Управление разработкой продукта с Андреем Мироновым, где рассматривались методологии Agile и Scrum, а также основы жизненного цикла разработки ПО (SDLC). Практические занятия включали симуляции в Jira и работу с реестром рисков и бэклогом.
2. Business English включал обширный материал на LMS, практические занятия и изучение тем на английском языке с преподавателем Еленой Рыбкиной из МФТИ. Оценка формировалась весь семестр по результатам тестов на LMS, письменного задания, Round Table с презентациями и дискуссиями и экзаменационного тестирования. Для студентов с высоким уровнем английского курс был легким, для таких, как я — требовал усилий.
3. Основы дизайна и UX/UI-проектирование с Викой Смышляевой и Лилей Ахметовой. Нам было предоставлена возможность выбрать между UX/UI или Машинным обучением. Я люблю дизайн, мне интересно с ним работать, ставить задачи дизайнерам. Мои ожидания получить дополнительные знания и обратную связь от практиков оправдались.
Модули охватили различные аспекты дизайна, монетизацию и снижение затрат, проектирование, UX-исследования (интервью, тесты, JTBD, User Flow Maps, CJM). Задания включали аудит лэндинга, UX-тестирование и создание улучшенных визуальных концепций в Figma.
4. Концепция API в разработке современных IT-продуктов. Этот предмет тоже был на выбор между Блокчейном и Анализом данных SQL. Мне симпатизирует картинка, что я могу подключать разные сервисы к своему продукту по API и было интересно разобраться как это делается. Изучали API с Алексеем Малышко (Technical Product Owner из Сбера). Что было: введение в форматы JSON, YAML, XML, разработка документации API с помощью Swagger, отправка запросов к API через Insomnia и Postman, а также проектирование микросервисного взаимодействия.
5. Практикум, как и в первом семестре, проходил в формате хакатона. Индустриальным партнером стала компания Марквиз, которая занимается конструктором маркетинговых квизов. Нашей задачей было провести исследование одного из сегментов рынка, отрисовать MVP и подготовить план вывода решения на рынок. Не могу предоставить подробности, в интересах заказчика, но работа нашей группы заняла около месяца и каждый вложил примерно по 25 часов в общий результат.
Итоги второго семестра
Согласно моему дневнику, во втором семестре получилась нагрузка в 396,5 часа (это на 36% больше, чем в первом семестре).
239,5 ч (60% всего времени) занял стартап.
79 ч (20%) - Лекции, вебинары, семинары, тесты и экзамены
78 ч (20%) - Практика индивидуальная и групповая, домашние задания, решение кейсов
В среднем, в неделю я уделял 21 час.
На майских праздниках была одна из пиковых нагрузок по стартапу.
ZNATNO перешел от стадии идеи до прототипа.
Стартап как диплом имеет особенности. С одной стороны, команда строит бизнес. А с другой, каждый участник методично выполняет научно-исследовательскую работу, релевантную выбранной роли. Сложность в том, чтобы «подружить» эти два трека и найти баланс между бизнесовой и академической практикой.
История нашей команды строится каждый день. За лето мы успели протестировать прототип, получили грант и приступили к разработке MVP. Об этом я планирую рассказать в следующей статье. Мы внимательны к обратной связи и открыты для предложений! Пишите в комментариях или в личку.
RodionGork
Продукта нет я так понимаю, стартапа нет, зато времени потрачено до фига, написаны дипломные работы, статьи... Картинки в фигме, и вроде все при деле.
Отдельно можно задуматься какое отношение имеет МФТИ к развитию торговли.