Продолжая наш цикл статей для тех, кто хочет попасть IT-сферу, мы решили рассказать о важности работы с ментором. В прошлый раз мы писали о том, как и где учиться. Наставничество актуально как для начинающих, так и для более опытных специалистов. Учиться приходится постоянно, но не всегда ясна конечная цель и хватает сил дойти до конца.

Часто работа с наставниками входит в курсы онлайн-обучения, но с экспертами можно заниматься и частно. Поискать менторов можно на сервисе Хабр Эксперты. Но если вы начинающий IT-специалист, советуем вам определиться, какую помощь вы хотите получить от опытного коллеги.

Для чего нужен ментор

Ментор — это специалист с опытом, которым он может поделиться с подопечными или просто менти. Помимо помощи с профильными навыками, наставник сможет обучить софт-скиллам, помочь с тестовым или рабочей задачей, или просто поддержать в сложной ситуации. Вот причины для обращения к менторам:

  • Получение навыков и знаний. Наставник оценит уровень навыков, составит индивидуальный план обучения и подскажет с выбором проекта. Поделится своими практиками и ссылками на полезную информацию. В целом, менторы могут сориентировать подопечного с направлением развития;

  • Помощь с трудоустройством. Наставник определит, подходит ли текущий опыт менти для отдельных вакансий. Также он поможет отредактировать резюме и подскажет, где и как искать работу или собрать портфолио.

  • Поддержка. Занятия с ментором не дадут вам бросить начатое, помогут с самодисциплиной и выгоранием. Самым важным на начальном этапе станет вовлечение в профессиональное сообщество — наставник может поделиться контактами и познакомить с опытными специалистами;

  • Конкретная помощь. При трудностях с тестовыми или рабочими заданиями ментор поможет разобраться и подтолкнет к решению.

Выбрать ментора на Хабр Экспертах

Где искать менторов

Поиск ментора может занять некоторое время. Для подбора наставника есть несколько способов:

  • На сервисе Хабр Эксперты есть база менторов с описанием опыта и навыков. Многие из них готовы провести первую консультацию бесплатно. Можно написать специалисту напрямую в чате. В отличие от онлайн-курсов, наставников можно менять сколько угодно, пока не найдёте подходящего;

  • Поиск по публикациям профессионалов в СМИ и социальных сетях, по выступлениям на конференциях и других мероприятиях. Здесь советуем искать контакты наставников и обращаться напрямую;

  • Мониторинг по техническим чатам, куда вас добавили коллеги и друзья. Стоит уделить особенное внимание нетворкингу и собрать рекомендации о потенциальных наставниках у знакомых.

Мнение менторов

Поговорили с наставниками сервиса Хабр Эксперты об их опыте менторства:

Какие советы можно дать потенциальным менти перед обращением к наставникам?

Александр:

  • Выберите наставника

    Изучите их профессиональный путь, достижения и сферы экспертизы — это поможет вам выбрать наиболее подходящего.

  • Определите свои цели

    Четко сформулируйте, чего вы хотите достичь с помощью наставничества. Это могут быть профессиональные навыки, карьерный рост, личное развитие и т.д.

  • Подготовьте материалы

    Важно подготовить все необходимые материалы. Передайте ссылку или PDF вашего CV и портфолио с вашими работами. 

  • Будьте готовы к вопросам

    Наставники часто задают вопросы, чтобы лучше понять ваши цели и потребности. Подготовьтесь рассказать о своих достижениях, трудностях и о том, почему вам нужен наставник.

  • Будьте честными и открытыми

    Наставничество работает лучше всего, когда обе стороны честны друг с другом. Не бойтесь говорить о своих слабостях и ошибках — это поможет наставнику лучше вам помочь.

  • Будьте готовы к обратной связи

    Наставники могут дать конструктивную критику. Принимайте её как возможность для роста и развития.

Руслан:

Самое главное, чтобы менти составил список вопросов и отправил их наставнику до созвона. Это нужно, чтобы человек был подготовлен. Часто люди приходят без определённых целей, поэтому ментору необходимо уточнять множество вводных и то, на каком этапе возникают проблемы.

Пётр:

Имейте сильную мотивацию для развития.


Какая квалификация у тех, кто обычно обращается за наставничеством?

Александр:

Обычно ко мне за наставничеством в сфере продуктового дизайна обращаются менти разного уровня, это Junior, Junior+, Middle, Middle+, но чаще всего Junior.

Руслан:

До Senior.

Пётр:

Джуниоры и мидлы, переходящие на го.


Занимались ли вы с менторами? Что для вас было определяющим при обращении к ним?

Александр:

Да, я занимался с менторами. Для меня определяющим фактором было желание перенять практический опыт и знания, которые сложно получить через онлайн-курсы или статьи. Наставники дают возможность получить индивидуальную обратную связь и конкретные рекомендации. Особенно ценными для меня были примеры из их собственного опыта, которые помогали понять, как теоретические знания применяются в реальных ситуациях. Эти примеры часто показывают нюансы и детали которые помогают избежать распространенных ошибок.

Руслан:

Да, занимался. Менторы помогли презентовать себя и прочее. У меня не только по разработке менторство, ещё есть по математике и по теории автоматов. В основном обращался к менторам через личные знакомства. Обычно все смотрят на CV, а новенькие ещё и на прайс.


Исходя из вашего опыта, насколько это распространенная практика — заниматься с ментором за пределами онлайн-курсов?

Александр:

Довольно распространенная. Обычно большинство курсов включает обратную связь, но если по какой-то причине она отсутствует, студенты могут обращаться к менторам для обсуждения и усиления учебного кейса. Менторы помогают углубить знания, дают практические советы и помогают улучшить результаты учебных проектов.

Пётр:

Думаю, что немногие дополнительно ищут ментора. Наверное, на курсах говорят, что они уже полностью готовы.


Насколько продолжительны обычно такие занятия?

Александр:

Обычно 2-3 встречи. На первой консультации я анализирую опыт менти и даю ряд советов. После выполнения этих рекомендаций у нас проходит повторная встреча, где мы оцениваем результаты и обсуждаем, что делать дальше.

Однако бывает и постоянное менторство, когда я курирую работу над проектом, проводя регулярные встречи. Так, я был куратором дипломной работы у учащегося на кафедре продуктового дизайна в ИТМО. В общей сложности процесс занял около 8 месяцев: мы встречались раз в неделю (часовая встреча) и обсуждали проделанную работу ученика и то, как её улучшить.

Руслан:

Иногда просят вторую встречу, но я бывает отказываю. Особенно когда бесплатно, ребята начинают всё подряд спрашивать, не углубляясь в детали. Обычно час закладываю на встречи.


Какие наиболее важные скиллы люди получают от работы с менторами?

Руслан:

Люди получают фидбек. Часто в рамках корпоративной обстановки соискателю не дадут фидбек, а скажут, что взяли другого. Когда занимаешься с менторами, то максимально проработано понимаешь, чего тебе не хватило, если говорить про собеседования. Я стараюсь делать это максимально подробно, объективно и честно.


Что делать, если ментор не устраивает?

Александр:

Важно сначала оценить ситуацию и определить, что именно вас не устраивает. Попробуйте дать ментору конструктивную обратную связь, обсудите свои переживания и предложите пути для улучшения. Если ситуация не улучшится, ищите другого ментора, который лучше соответствует вашим потребностям. Сохраняйте профессионализм и вежливость, поблагодарите ментора за его время и усилия. Если менторство организовано через программу, свяжитесь с организаторами для смены ментора.


С какими вопросами часто приходят менти?

Александр:

Чаще всего ко мне приходят с вопросами, связанными с трудоустройством, рекомендациями по усилению портфолио, улучшением CV и прохождением собеседований.

Руслан:

Это редко техническая задача. Обычно это: «Хочу много денег» и «Не знаю, как получить много денег».

Пётр:

Обычно приходят за планом развития.

Больше о карьере в наших соцсетях: ВКонтакте, Telegram, Twitter, Яндекс.Дзен.

Комментарии (0)