Первые фантазии рубежа 40-х и 50-х о том, каким будет мир после ядерной войны, выглядели довольно схематичными и даже легкомысленными. В одних случаях, как в «Марсианских хрониках» Брэдбери, все «просто умерли» на заднем плане повествования. В других, как в ранних американских кинофильмах, пост-ядерное будущее представлялось то ли героической стройкой капитализма, то ли полуантичным пеплумом с белокурыми героями и опереточными садо-мазо-рейдерами, а победа коммунистов описывалась как что-то куда худшее, чем обмен атомными ударами. Однако к концу 50-х годов, по мере роста ядерных арсеналов, накопления знаний и осознания масштабов возможной катастрофы, интонации стали меняться в более мрачную сторону.

Все части цикла статей о постапокалиптике:



В 1952 году уже было ясно, что тема ядерной войны и того, что будет после, интересна американской аудитории: актуальность подогревалась тем, что продолжалась война в Корее, которую ястребы вроде МакАртура открыто жаждали перевести в нечто большее. Книги и фильмы на эту тему начинают выходить всё чаще. К примеру, роман «Долгая громкая тишина» Уилсона Такера: первый действительно злой и мрачный ядерный постапок, где сначала всё плохо, а потом ещё хуже.


Всё начинается с комбинированного ядерного и биологического удара по восточной части США. Протагонист, капрал армии США по имени Гэри, просыпается после эпического запоя в мотеле в Ревашоле — и обнаруживает, что городок, где он находился, опустел, а на улицах валяются трупы. Добравшись до Чикаго и обнаружив на его месте всё ещё горящие радиоактивные руины, он понемногу выясняет: случился атомный трындец, дополненный распылением над восточными штатами особо вирулентных и болезнетворных штаммов чумы. В результате большая часть жителей вымерла в считаные дни, кроме обладающих природной резистентностью, а по Миссисипи установлен жёсткий карантин. Никто с заражённой территории страны не имеет права перебраться на запад, так как несёт в себе возбудителей Чёрной Смерти.


Гэри пытается прорваться с другими несчастными туда, где есть нормальная жизнь — но армия США беспощадно блокирует все возможные переправы. Протагонист скитается по вымершим штатам, пересекаясь с разными людьми, и наблюдает всевозможные ужасы распадающегося общества и потери человечности, включая банды садистов-каннибалов и прочее подобное, и понемногу дичает сам. В конце концов, он в режиме Рэмбо постапока вырезает личный состав армейского конвоя, пытавшегося пробиться в Форт-Нокс и вывезти на запад золотой запас США, и умудряется перебраться через реку — только для того, чтобы обнаружить себя целью охоты на опасного носителя заразы. В конце концов, он перебирается обратно и уходит доживать свой век на постапокалиптических руинах. Хэппи энд (нет).


Несколько менее гримдарковый взгляд на пост-ядерное будущее в том же 1952 году предложила начинавшая тогда писательница Андрэ Нортон, которая позже станет одним из классиков американской НФ и фэнтези. Повесть «Сын звёздного человека», правда, во многом представляет собой не столько постапок, сколько фэнтези в декорациях пост-ядерных США. Со времени обмена ядерными ударами в начале 50-х годов прошло уже 200 лет, остатки людей давно деградировали до уровня неолита и живут племенами в отдалённых местностях, горными деревнями и стойбищами кочевников — где было меньше радиационного заражения, и куда труднее добраться агрессивным мутантам.

Возможно, это первое произведение, где фигурируют опасные чудовища-мутанты, вроде знакомых нам по «Сталкеру»

Главный герой, Форс из рода Пумы, бежит из своего племенного поселения из-за того, что его там не любят и считают мутантом: у него серебристо-седые волосы, неестественно острые зрение и слух и светящиеся глаза (не отсюда ли пошёл троп про героев-одиночек с подобной внешностью: Геральт, Рейстлин, Дриззт До’Урден, Фес, тысячи их). За это его, в отличие от отца, не приняли в ряды Звёздных людей: буквально сталкеров, которые ходят в радиоактивные руины в поисках древних знаний и артефактов. Компанию Форсу составила Люра, гигантская кошка-телепат — привычный спутник Звёздных людей племени, пошедшего от персонала какого-то секретного объекта.


Форс долго бродит по руинам давно разрушенных посёлков и городов с небоскрёбами и обнаруживает, что ранее прятавшиеся по норам человекообразные крысы-мутанты размножились, завели себе вождей и выходят из разрушенного мегаполиса — чтобы буквально сожрать всех человеков и вообще всё живое, включая странный вид разумных ящериц. С большими усилиями удаётся объединить перед лицом общей угрозы воинов разных человеческих племён, включая воинственных кочевников и чернокожих потомков лётчиков — но с большими потерями удаётся перебить лишь один из отрядов крысолюдов, а дальнейшее будущее войны двух (точнее, трёх) разумных рас остаётся туманным.

Крысолюд на одной из обложек к повести

Появляется ядерная война и в вышедшем в 1953 году «451 градус по Фаренгейту» уже упоминавшегося нами Рэя Бредбери: его очень беспокоила вероятность атомного конфликта. Впрочем, описанный в этой классической антиутопии общество настолько мрачно, тоталитарно и безумно, что начало ядерной войны в самом финале книги буквально выглядит актом освобождения и глотком свежего воздуха — как в известном меме конца нулевых. Ну и реакция героев на него прекрасна: отряхнулись от (радиоактивной) пыли и сели пожарить бекон под философскую беседу.


Несколько неожиданный, но весьма мрачный и очень американский подход к постядерному миру демонстрирует роман Джона Уиндема «Хризалиды», вышедший в 1955 году. Действие там происходит на Ньюфаундленде, климат которого после ядерной войны стал значительно теплее. Север острова, где происходит действие, буквально вернулся во времена Новой Англии XVII века и технологически, и социально: всем заправляют религиозные фанатики-пуритане. Только вместо ведьм охотятся на явных и скрытых мутантов, которых считают проявлением богохульства и сатанинской скверны. Если у кого-то рождается ребёнок-мутант, по достижении совершеннолетия его ритуально стерилизуют и изгоняют на юг острова в джунгли, где полно всё ещё радиоактивных руин, опасных мутантов и банд рейдеров. Женщину, родившую троих мутантов подряд, ждёт та же участь.

В общем, времена салемской охоты на ведьм, только с мутантами и радиацией

Главный герой, естественно, мутант — внешне обычный юноша, скрывающий свои телепатические способности. Такой в окрестностях он не один, ещё несколько парней и девушек также могут читать мысли друг друга и общаться без слов. Естественно, однажды это становится известно — и на детей начинается инквизиционная охота, некоторых пытают и зверски убивают. Оставшиеся бегут в джунгли с фанатиками с факелами и вилами на хвосте, где их спасает экспедиция таких же мутантов-телепатов, правящих Новой Зеландией. В общем, сюжет скорее не про постапок как таковой, а своего рода фанфик про людей Х. Только придуманный задолго до самих людей Х, появившихся только в 1963 году.


Ну а первый настоящий ядерный гримдарк увидел свет в 1957 году: тогда вышел роман британско-австралийского писателя Невила Шюта «На берегу». Он произвёл на современников такое впечатление, что уже в 1959 году был экранизирован в США. Сюжет начинается с описания мира вскоре после начавшейся из-за идиотской ошибки глобальной ядерной войны: выбросы радиации от применения всеми сторонами «кобальтовых бомб», воспетых позже Кубриком в «Докторе Стрейнджлаве», оказались таковы, что всё население Северного полушария погибло в считанные дни и недели после обмена ударами.


Хуже того, плотно заражённые радиоактивными частицами воздушные массы постепенно распространяются всё южнее и понемногу охватывают Австралию, с которой связан основной сюжет. Её северные земли уже вымерли, и такая судьба через несколько месяцев ждёт весь континент — а с ним и последние остатки человечества. Правительство Австралии буквально раздаёт смертельные инъекции всем желающим — так как смерть от острой лучевой болезни считается одной из самых мучительных из возможных. Банальностью стали новостные сводки о том, что очередные города на севере перестали существовать, попав в наползающую зону сильного радиоактивного заражения.

Однако из Сиэтла (Сан-Диего в фильме) приходит загадочный радиосигнал. В надежде, что кто-то выжил, и возможно даже на севере началось очищение атмосферы от радиации, туда направляют прибывшую после войны в Австралию американскую АПЛ «Скорпион» (в экранизации «Соуфиш», «Рыба-пила») с австралийским офицером разведки Холмсом на борту. До выхода и офицеры и их близкие в основном занимаются тем, что бесконечно пьют, пытаясь хоть немного отвлечься от мрачных мыслей. Добравшаяся до Западного полушария подлодка обнаруживает всё ещё огромные дозы радиации и полностью вымершие города. Источником сигнала оказывается всего лишь то, что сломанная оконная рама качается на ветру и время от времени ударяет по телеграфному ключу.


Осознав, что последняя надежда потеряна, и все очень скоро умрут, персонажи погружаются в полный ангст, алкоголизм и безысходность. Финал книги представляет собой повествование о том, кто как умер, и кто как роскомнадзорнулся, включая гордое затопление подлодки остатками экипажа. По безудержной позитивности происходящего сюжет соседствует где-то с фильмами вроде классики ядерного апокалипсиса «Нити», «Реквиемом по мечте» и «Грузом 200». Впрочем, надо сказать, что некоторый стоический оптимизм в «На берегу» всё же имеется: большинство героев встречают свою судьбу флегматично, с самоиронией и достоинством, без паники и суеты (но с изрядными объёмами алкоголя). Ну и в фильме в целом, в отличие от романа, гримдарк передан не очень: это слишком уж американское кино 50-х, где большую часть экранного времени ходят и говорят с друг другом пафосные красивые люди.

По некоторым кадрам и не скажешь, что это фильм про безнадёжную гибель человечества от радиации

К концу 50-х годов американское общество прониклось мыслью, что ядерная война — это не просто война с более мощными бомбами, а куда более жуткая штука, после которого для выживших будет весьма мало хорошего и очень много плохого. И всё же подлинный расцвет жанра ядерного пост- и просто апокалипсиса придётся на 60-е годы: в числе созданных в это время произведений будут такие шедевры кинематографа, как «Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика, «Планета обезьян» и британская «Военная игра» — которую за чрезмерный реализм и мрачность даже запретят к показу. Об этом всём — расскажем в следующей части.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (11)


  1. rutenis
    03.08.2024 12:17
    +3

    Спасибо!

    А не ядерный апокалипсис войдёт в цикл? Тот же "День триффидов".


  1. solderman
    03.08.2024 12:17
    +2

    Присоединюсь к вопросу. Тем более, что Хризалиды и День триффидов - произведения одного автора.

    Кстати неядерных прибавилось с последними произведениями Лукьяненко : мегидды, квази, форсайт. Тормашев с, не только «Древним» но и холодом, ареалом, наследием.

    Кстати, «Сын звездного человека» на первый взгляд напоминает «Атомный сон».


  1. agat000
    03.08.2024 12:17
    +4

    Писатели, а потом и режиссеры, сделали великое дело. Расписали в красках со всей фантазией возможную картину ядерного кирдыка. Доходчиво, чтобы каждый понимал - как это будет выглядеть в случае чего (ну с долей преувеличения и устрашнения конечно). В результате 3-я мировая стала прочно ассоциироваться с концом света, появились устойчивые понятия "ядерная зима" и тому подобные. В общем - помогли охладить пыл.

    Интересно, кто первый придумал "гигантскую крысу-мутанта"? Устойчивый образ, всегда связаный с любым постапом.


    1. RusikR2D2
      03.08.2024 12:17
      +1

      Но они же сделали другое - привлекательный мир постапокалипсиса. Где побеждает сильный (хитрый, быстрый, умный), где не нужно сидеть в офисе, а можно собирать и продавать (выменивать) мусор или отбирать его у более слабых. Где нет (или почти нет) налогов и правил дорожного движения. Близкий пример из прошлого - дикий запад, или какой-то родоплеменной строй, например североамериканских индейцев (из книжек).


      1. Dolios
        03.08.2024 12:17

        В статье упоминается фильи "Нити". Имхо, он наиболее близок к тму, как оно будет выглядеть на самом деле. Фильм очень депрессивный, впечатлительным лучше не смотреть.


        1. wellusion
          03.08.2024 12:17
          +2

          Или советский фильм - Письма мёртвого человека.


          1. geradeaus
            03.08.2024 12:17

            Да, помню его посмотрел в кинотеатре... Вышел, чуть ли не заикаясь. Можно еще в копилку добавить By the Dawn's Early Light и The Day After


      1. Denev
        03.08.2024 12:17

        Где побеждает сильный (хитрый, быстрый, умный), где не нужно сидеть в офисе, а можно собирать и продавать (выменивать) мусор или отбирать его у более слабых.

        Вероятно, тот у кого есть хоть капля мозгов должен понимать, что в мире постапокалипсиса не будет бесконечного запаса вечных консервов, патронов и крышечек, которые мелкими партиями но каждому старому комоду рассованы.

        Близкий пример из прошлого - дикий запад, или какой-то родоплеменной строй, например североамериканских индейцев (из книжек).

        Дикий Запад это плохой пример, т.к. по своей сути это рубеж цивилизации. Для существования Дикого Запада должен существовать условный не дикий восток, хотя бы для того, что бы было где брать кольты и паровозы. А вот какое-нибудь общество уровня верхнего палеолита, это, вероятно, хорошая модель для постапокалипсиса. Только жить в нем ни корму понравится. Вот ссылка на хорошую лекцию в которой антрополог Станислав Дробышевский разбирает миф о "золотом веке" https://www.youtube.com/watch?v=NLSi8VFV-6k


        1. soondook
          03.08.2024 12:17

          В любую эпоху есть и будут те, кто создают, созидают, так или иначе, двигают прогресс, науку, экономику. И те - кто пытается просто "отнять и поделить".
          Тот же Др. Рим и их антагонисты - варвары, готы, вандалы. И тут уже, кто - кого... И снова, по кругу...


      1. soondook
        03.08.2024 12:17

        Согласен с вами


  1. Moog_Prodigy
    03.08.2024 12:17

    К чему то нас готовят. У нас по всем городам катится овердорогое укладывание плитки и ремонты, закручивание гаек до жопы, не у нас инвесторы в массовом порядке забирают бабло (крипторынок, капитализация компаний). Интел жалко. Все пытаются распилить или забрать свои деньги, соскочить с паровоза. Паровоз точно исправен?

    Это к ядерной войне приметы или еще хуже? Да что они там такое готовят, изверги?