Привет, жители Хабра! На связи Дарья Фролова из команды спецпроектов в МТС Диджитал. Многие из вас уже слышали о переработках в Азии, включая Японию, Южную Корею и Китай. Речь сейчас не о работе на полях, а о вполне себе технологичных производствах. Корпоративная этика некоторых азиатских компаний позволяет сотрудникам перерабатывать — и это считается нормой.
Одна из таких организаций, TSMC, пыталась перенести свои традиции в США — сейчас там строится парочка ее новых фабрик. Компания рассчитывала, что при помощи ударной работы все быстро построит и начнет выпускать новейшие процессоры, но не учла культурные различия. Что пошло не так, с какими вызовами столкнулась TSMC и есть ли перспективы — обсудим под катом.
Что происходит в TSMC
Тайваньская компания начала расширяться пару лет назад, и главное направление развития — США. TSMC запланировала построить два завода в штате Аризона. Точнее, даже три, но один пока под вопросом. К реализации проекта уже приступили, вот только проблемы посыпались практически сразу. Главная из них — деньги.
Сложности с финансированием возникли в начале 2024 года. Сперва планировалось, что компания предоставит большую часть ресурсов сама, а остальные инвестиции будут на стороне Штатов, но эти средства как раз «подвисли». Из-за задержек с правительственными субсидиями строительство обеих фабрик пришлось отложить. Теперь первая будет запущена не в 2024, а в 2025 году.
Со второй фабрикой, Fab 21, определенности пока нет. В 2022 году на стадии планирования сообщалось, что она будет запущена в эксплуатацию в 2026 году, а выпускать на ней собирались 3-нм чипы. Но неопределенность с инвестициями со стороны США заставила компанию изменить свои планы. Новый срок ввода объекта — 2027 или даже 2028 год.
«Вторая фабрика находится в стадии строительства. Какие именно чипы здесь будут производиться, мы все еще обсуждаем. Я считаю, что все это связано с предоставлением инвестиций со стороны США. Ввести завод в работу теперь планируется в 2027 или 2028 году», — заявил председатель правления Марк Лю TSMC на конференции компании с аналитиками и инвесторами.
Не только деньги, но и люди
Еще одна сложность для TSMC в Штатах — постоянные жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства США. В Америке тщательно следят за соблюдением прав работников, а для TSMC, привыкшей к переработкам (и вызовам среди ночи), это проблема.
СМИ, включая Tom’s Hardware, отмечают, что руководство TSMC пыталось привить сотрудникам стандарты работы из Тайваня. Результат не очень: из-за аврала многие строители, инженеры и конструкторы уволились, так что компании пришлось срочно искать новых сотрудников. И все это — еще до пуска хотя бы одной из фабрик. К августу 2024 года ситуация стала особенно сложной, и TSMC пришлось нанимать соотечественников, организовывать их переезд и обустройство.
Год назад оффер для тайваньца в США был редкостью. Сейчас TSMC приглашает на строительство фабрик почти исключительно тайваньцев, их уже около 50% от всех сотрудников. Общее количество строителей, инженеров и конструкторов, занятых на развертывании фабрик, — 2 200 человек.
Почему TSMC решила построить завод в Штатах
Когда Трамп был президентом, он хотел снизить зависимость США от импорта техники и технологий. Для этого американские и иностранные компании должны были строить заводы в Штатах. Иностранцев Трамп привлекал субсидиями, льготным налоговым периодом, недорогими ресурсами и так далее. Одним из приглашенных игроков как раз стала TSMC.
Без Трампа TSMC вряд ли заинтересовалась бы строительством завода так далеко от Тайваня. Сейчас у компании проблемы, но сдаваться уже поздно. TSMC выделила на этот проект 65 млрд долларов и попутно получила 6,6 млрд долларов в виде гранта от властей США.
Что там с перспективами
Компания продолжает действовать. В долгосрочных планах — подготовить к работе на производстве американцев. Сейчас квалифицированных кадров не хватает. Многие процессы на новых объектах приходится выстраивать с нуля, а вот на Тайване это уже пройденные этапы.
«Мы хотим сделать фабрику успешной и стабильной, — говорит Ричард Лю, директор по связям с общественностью. — Мы не можем продолжать полагаться на то, что Тайвань будет отправлять сюда людей».
TSMC уже попросила местные университеты и колледжи увеличить набор на некоторые специальности, чтобы подготовить для себя кадры. Компания организовывает стажировки и обещает трудоустройство. Планируются командировки на Тайвань, где сотрудники смогут изучить местные производственные процессы.
Пока дела у TSMC идут неплохо, даже с учетом проблемных заводов в США. В 2025 году компания планирует начать массовое производство 2-нм чипов с применением транзисторов с нанолистами и круговыми затворами (GAA). В 2026 году техпроцесс будут совершенствовать и оптимизировать.
Комментарии (12)
TheOldGrouch
18.08.2024 02:54В Америке тщательно следят за соблюдением прав работников
посмеялся, спасибо. Там проблема именно в том, что менеджеры привыкли к "потогонке" на Тайване, а с "белыми людьми" такое сходу не покатило.
checkpoint
18.08.2024 02:54+2Как человек бывавший в США могу сказать что американцы в край-конец обленились, стали безалаберными, невнимательными и непунктуальными (хотя они когда нибудь были такими?). Сделать ошибку в документах - плёвое дело. Вот личный пример. Покупаю я билет на Амтрак (это ихняя ж/д). Кассирша, толстая чернокожая
бабаженщина берет мой паспорт, открывает его где-то посередине и начинает от туда что-то переписывать в свой компьютер, печатает и выдает мне билет. Я читаю и офигеваю. Оказывется она случайно распахнула паспорт на странице с моей испанской визой и переписала от туда вместо моего имени и фамилии какие-то слова на испанском языке. Я показываю ей паспорт на нужной странице с американской визой и спрашиваю её что-то ЭТО в билете ? Она улыбается во все тридцать три и говорит мол, фигня, и так сойдет. Билет перепечатывать отказалась. Я в недоумении сожусь в поезд, с трясущимися руками жду когда мой билет проверит контроллёр. Подходит другая женщина подобной же наружности, смотрит на мой билет, пытается что-то там прочесть, что-то бормочит на неизвестном мне языке, возвращает мне билет и идет дальше. Я доехал до станции назначения так и не поняв что это было. Ветер наверное.Представьте опечатку в вашей фамилии в билете на РЖД. Далеко вы с таким билетом уедете ?
Такое пофигистское отношение к своей работе и обязанностям среди трудяг в США сплошь и рядом. Если получаете документы в США - проверяйте всё до последней буквы по 100 раз. Даже если Вы сами заполняли все формы и отправляли их в электронном виде, они всё равно умудрятся сделать ошибку - переставят вам имя с фамилией, потеряют пару "ненужных" букв, приклеят вам не вашу фотографию и т.д.
vagon333
18.08.2024 02:54+1Знакомо. :)
В штатах 25 лет.
3 разных версии имени: Vasyl (это меня так адвокат обозвал в 1998), Vasil (это в Driver License мадам, похожая на описанную выше, сократила) и правильная, 3я версия.
Так и живу - когда покупаю билеты на местный самолет имя из DL Vasil, а для международного Vasyl, а в медицине и банках - нормальное имя.
А если ступлю с именем, то тормозят на проверке ...
S_gray
18.08.2024 02:54Интересно вот: а зачем в железнодорожном билете на внутреннем рейсе вообще какие-либо ссылки на личность? Билет - это платёжный документ, удостоверяющий, что проезд по маршруту оплачен. Если есть какие-то вопросы льгот, то это решается при предъявлении билета и соответствующего документа на контроле. А паспорт зачем? Да ещё с прописыванием данных пассажира в билет? Даже в Союзе не надо было при покупке ж/д билета предъявлять паспорт - я подростком 12-14 лет ездил один...
0xC0CAC01A
18.08.2024 02:54+1Дык ведь персональные данные для продажи маркетологам сами себя не соберут ))
checkpoint
18.08.2024 02:54Я не знаю как обстоят дела сейчас на Амтрак и на других видах транспорта в США, но лет 10 назад было именно так - без предьявления документа билет не продавали. Они же с террористами борются (или боролись). Но суть не в билете, а в тотальном пофигизме людей на местах - заставить их выполнять свои прямые обязанности очень и очень не просто, а будете слишком настойчивы - привет от профсоюза.
BorisTheAnimal
18.08.2024 02:54это норма с афроамериканцами на таких позициях - их берут по нормативам, работа особо знаний не требует.
Но в целом, чисто по житейскому опыту она была права - особо никого это не волнует.
Dmitri-D
Кто в Америке тщательно следит за соблюдением прав работников? В статье по сслыке я не нашел этого. Зато там есть "TSMC managers in Taiwan are also known to use harsh treatment and threaten workers with being fired for relatively minor failures. " и этим объясняется часть проблем с увольнениями. Менеджеры грубы и увольняют за малейшие проступки.