Привет! Я Лена Гаврина, работаю в HR Tech — создаю сервисы Alfa People для сотрудников и кандидатов. Сегодня поделюсь, как благодаря силе общения мы перестали изобретать велосипеды каждый спринт. Вы сможете так же на вашем продукте.
Небольшой дисклеймер: в любом пособии про нетворкинг никогда не будет моего портрета. Для многих я неудобный руководитель и не самый приятный человек. Тем не менее расскажу про свои ощущения владельца продукта, спикера и амбассадора.
Сначала в статье были только описания коллабораций. Получился успешный успех и сплошь про банк. Я всё переписала: в статье найдете примеры, как начать нетворкинг, который все рекомендуют, но мало кто применяет.
Зачем я выхожу за пределы продукта
За 3 года я прошла от выжженной земли до приложения, которое ставит каждый новый сотрудник и даже кандидат. Даже 3 года — только миг для сборки большого продукта, и всегда нужно быстрее, выше, сильнее… Хочешь не хочешь — нужно договариваться: переиспользовать чужие наработки и заходить к экспертам.
Нетворкинг: ожидание — реальность
Я обожаю подглядывать крупные идеи у бизнеса и нести к себе в HR Tech. В корпорации высокие стандарты, но до меня кто-то точно делал работу по этим стандартам. Кажется, кради как продакт и живи счастливо. Есть одно «но»: всё красиво только на словах.
Как обычно бывает
Мы думаем: наш продукт все знают, поставим встречу на полчаса (максимум — на час), получим всё готовое.
На самом деле: «У нас всё работает по-другому, это не к нам, к кому — не знаем». Нас вежливо слушают, обещают подумать и больше никогда не вспоминают о нашем продукте.
Тут уточню: комьюнити — это не про донорство, а про обмен. Я начинаю с требований к себе: открываю глаза и уши. Будем честны, всем интереснее отвлекаться на мемы и мессенджеры, чем вникать в задачу коллеги.
Как я с этим справляюсь: когда коллега приходит за помощью, представляю, что это проект, на который мне надо выйти прямо завтра. Думаю, с чего начну, что возьму из моих наработок, к кому зайду за советом, — и делюсь этим.
Сначала труд и много созвонов с соседними командами, потом «зачётка работает на тебя», люди понимают, что с тобой надёжно и хотят заполучить тебя в проект.
Разгоняйте проект силой общения
Начну с истории, как коллеги помогли мне. Нам понадобилась электронная подпись в прелогин-зоне: ЭДО, все вот эти скучные слова. Мы хотели получать цифровую подпись кандидата на кадровых документах до выхода на работу, когда ещё нельзя идентифицировать его в контуре компании.
Мы нашли внутри банка ребят, которые всё знают про ЭДО. Для этого я вышла из HR и отправилась в бизнес: в фиджитал-отделениях давно все документы подписывают и хранят на смартфоне. Договорились переиспользовать подпись у себя: сейчас кандидату приходит смс-код для подписания — как в клиентских офисах Альфы.
Ждите, и бумеранг нетворкинга вас настигнет
Расскажу про наш вклад в чужие продукты. Ко мне тоже приходит бизнес, чтобы встать на «полку» — встроиться в приложение для сотрудников.
Так случилось с чатом для среднего бизнеса. Боль была такая: B2B-менеджер постоянно в полях. Он должен быть на связи с клиентами, при этом общаться в контуре банка. Alfa People всегда под рукой, поэтому клиентский чат мы завели в корпоративное приложение. Теперь у сотрудников есть чат в верхней панели рядом с колокольчиком.
Другой пример — пульт управления продажами. Мы встроили в Alfa People план продаж малого бизнеса. Эти сотрудники много продают на выезде. Факт по сделкам нужно заносить сразу же, чтобы руководитель видел статус и метрики.
Об HR никто не думал как о бизнес-единице, а мы стали поставщиком софта. Я амбассадор в Альфе и за её пределами. Постоянно напоминаю, что у нас есть площадка с вебом и мобайлом и дизайн-система — создавай интерфейс и встраивайся в корпоративное приложение.
Плавно заходите в сообщества
Теперь о том, где взять сына маминой подруги, у которого всё готово. Я заглядываю во внутренние комьюнити — в Альфе они хорошо настроены. В сообществе продактов мы нашли коллег, которые помогли с авторизацией HR-бота.
Мы никогда не занимались официальными аккаунтами, а у ребят в бизнесе был опыт — они 34 года общаются с клиентами Альфы.
Магия не начинается, если просто вступить в чат сообщества. К встречам комьюнити я готовлюсь: смотрю адженду, читаю анкеты и био участников, прикидываю, какие компании будут мне полезны.
Недавно мы делали презентацию о предпочтениях зумеров. Они видят нетворкинг как возможность потусоваться, мероприятие «не для дела, для души». Ощущаю себя бабкой с подходом «забыть про пиццу, обратить всё в пользу».
Успокаиваюсь тем, что в прошлой статье меня пока не приняли в старики:
На встречи уходит время, значит нужно конвертировать его в идею или полезный контакт. По дороге на демо или бизнес-завтрак я думаю, какие пересечения есть с моим продуктом и как проложить мостик к обсуждению моей темы. Завести диалог можно в личке, мне самой часто пишут по контактам со слайдов.
Не обязательно говорить про продукт. Если мне интересно, комфортный ли офис у коллеги или где купить такой же пиджак — я спрошу.
Создавайте движ сами
Мне не всегда доставались готовые сообщества. Когда мы делали прелогин, в какой-то момент идеи закончились. Прелогина для бизнеса у нас нет, среди корпоративных приложений мы тоже были пионерами. В итоге пришли в HR-бренд — это ребята, которые делают митапы и хакатоны Альфы, и вместе придумали кейс-чемпионат.
Мы предложили студентам пофантазировать, что реализовать в прелогине для кандидата. На месяц собрали бодрую компанию: провели брифинг, погрузили в наш продукт и посмотрели 8 защит MVP.
Запуск любой активности отнимает силы. Представьте, что завтра вас зовут в жюри. До упоминания в пост-релизе нужно общаться с конкурсантами и проверять работы. Если вы прошли на конференцию мечты, нужно несколько раз пересобрать доклад. Когда соседняя компания захочет обменяться опытом, пару вечеров уйдёт, чтобы упаковать свой проект в Miro/на слайды.
Моя машина комьюнити заработала: Alfa People зовут в проекты и на круглые столы. Чтобы такие акции не были разовыми, я отвечаю за свои слова. Я так часто и много говорила про продуктовый подход в HR, что Высшая школа экономики пришла ко мне с идеей первой HR Tech магистратуры (о ней я тоже когда-то напишу).
Ложка дёгтя: за нетворкинг придётся платить
Ни в одной компании нет онбординга, на котором покажут проекты 300 команд, чтобы вы нашли партнёров. Не будет ментора, который знает 10 000 сотрудников и точно подскажет, к кому бежать. Зато есть демо, митапы, внутренние сообщества, чаты.
Когда я стала амбассадором бренда, пришлось перепридумать себя. Я сменила гардероб: в IT встречают по другой одёжке. Собрала референсы с публичных выступлений, добавила задачу со звёздочкой — вписать мерч в мою капсулу, и обратилась к стилисту.
Любой нетворкинг — это время, поэтому я не КМС ни по какому виду спорта, не играю в рок-группе, а с ребёнком мне помогает няня. Я понимаю, зачем это всё: в телефоне есть полезные контакты, и я быстрее проживаю принятие, когда нужно срочно развернуть продукт в другую сторону.
Выводы
Уметь общаться и договариваться — это база.
На старте каждого продукта я ищу, есть ли в компании или на рынке похожее решение. Думаю, у кого запросить наработки и где мы можем пересечься.
Не замыкаюсь в себе, даже если очень хочется. Можно просто написать в чат комьюнити и получить ответы, это быстрый контакт и выход на нужных людей.
Вкладываюсь в сообщества, внутренние и внешние. Это история про переиспользование технологий, которые никогда бы в жизни не пересеклись (как ещё могли бы встретиться план по продажам расчётно-кассового обслуживания и приложение для сотрудников!)
Смотрю на свой продукт с разных сторон. Не будет так, что сегодня я делаю HR-приложение, а завтра выпускаю болид Формулы-1. Но мне удаётся вытащить ценность для HR- или Agile-конференции и несколько лет подряд побеждать на соревновании корпоративных проектов.
Ищу применение своему продукту в других сферах. Экономлю ресурс на разработку, чтобы лететь вперёд, пока другие сидят на планёрках.
Общение помогает мне в жизни. С ним было легче входить в роль лидера HR Tech. А ещё с ним у меня есть чувство локтя с соседними командами и компаниями.
Пишите в комментариях, находите ли вы время общаться с комьюнити и что для вас самое трудное в нетворкинге.
ganqqwerty
А можно тут мыслительный процесс поподробнее? Вроде ж на левой картинке как-то привычнее и роднее выглядит - нормальная айтишница в толстовке, только что кубер поднимала. А правые явно расфуфырились и хотят что-то продать.
lena_gavrina Автор
Мне хотелось уйти от джинсов скини, которые носила в 16 лет и от образа "нормальной айтишницы". Хочу баланса )) а он где-то между расфуфыренностью и айтишным расслабленным дресс-кодом)))
ЗЫ кубер на базе, вот даже мелькал в статье про нашу архитектуру