Еслипопробовать найти определение что такое стартап, а что такое бизнес в интернете, то можно совершенно и полностью запутаться. Даже, если искать на авторитетных ресурсах. При этом бизнес — это еще более‑менее устоявшееся понятие, которое разобрано и понятно на интуитивном уровне, а вот со стартапом все не так. Начнем с того, что главной характеристикой стартапа все будут выделять разное, кто‑то скажет, что стартап должен быть технологичным, кто‑то скажет, что обязательно нужно быть убыточным, а кто‑то что нельзя быть стартапом долго, так как только новая компания — стартап. Но все эти определения неверны и им можно показать огромное количество примеров, опровергающих эти доводы:

  • Новый? Udemy и AirBnb искали ProductMarketFit (Состояние продукта достойное рынка, считается что начинать продажи стоит только при его достижении) более 2-х лет, а Roblox заявляют почти о 10-ти годах.

  • Технологичный? Скажите это стартапу, который придумал добавить кармашек на кросовки, чтобы во время бега не носить ключи (оборот 158 млн), а также Российскому «Бери заряд!», который сдает павербанки в аренду. Там нет сложных технологий, но это стартапы.

  • Убыточный? Startupplanner стали прибыльными на 2-й месяц, при продаже второго заказа. Или Zappos, который торговал обувью сразу в прибыль, не сразу но достаточно быстро стал прибыльным и GitHub — сервис для управления версионностью программного кода.

  • Маленький? На своем старте Tesla сразу нанимала сотни сотрудников, как и стриминговый сервис Quibi, стартовал с инвестициями в 1,75 миллиарда и несколькими сотнями сотрудников.

Что же тогда отличает стартап от бизнеса? Отсутствие рабочей бизнес-модели.

Стартап — это временная организация по поиску работающей бизнес‑модели.

Оставим на минутку это определение, вы вернетесь к нему после того как мы разберемся, что же такое бизнес‑модель? Это ответы на вопросы как работает ваша компания. Чтобы объяснение было понятнее разберем его сразу на примере — представьте продуктовый магазин. Самый обычный магазин 24 часа, в вашем доме, кстати в моем детстве они в основном назывались женскими именами, в моем дворе это был «Галина» а в соседнем «Светлана».

Вы легко ответите на все вопросы из серии как работает этот бизнес:

  • Какая должна быть площадь у магазина?

  • Где должен находиться магазин и точка продажи?

  • Сколько продавцов нанимать в штат?

  • Какая цена выставляться на товар?

  • Какие товары нужно привозить?

Это все на поверхности, потому что бизнес‑модель такого предприятия проста и понятна. Но если мы изменим хоть один пункт в нашем списке, например «точка продажи» — место, где покупатель рассчитывается и получает товар. В нашем магазине у дома это кассовая зона, скорее всего на выходе из магазина, а представим, что мы меняем ее на «у двери в квартиру клиента». С этого момента мы изобрели «Самокат», «Озон фреш» и «Яндекс лавку». Сейчас это уже тоже бизнесы и в них многое понятно, но в 2017 году изменение ответа на этот вопрос бизнес‑модели сделало обычный продуктовый магазин стартапом.

Под изменение точки продажи сразу нужно пересмотреть все остальные ответы на вопросы. Теперь нам не достаточно 2–3 продавцов, нам нужно много курьеров и сборщиков. Какие товары продаем? Чтобы было удобно доставлять нужно сильно сократить ассортимент до самых важных и востребованных, какая цена? немного дороже чем в магазине, так как клиент будет готов заплатить за сервис и т. д. Потихоньку вся бизнес‑модель сильно изменилась и сейчас понятно, что это работает. А вот в момент формирования этой идеи она выглядела безумно, наверняка запускать ее было страшно и рискованно.

Подведем итог и вернемся к определению — когда вы придумали новую бизнес‑модель и нет уверенности, что это все будет работать, то это стартап. Как только вы ее проверили и поняли, что это рабочая схема — вы бизнес. Граница между стартапом и бизнесом весьма размыта, но это все равно самое точное и верное определение из всех доступных.

И по традиции — Telegram канал, там много теории стартапа от действующего руководителя акселератора.

Комментарии (11)


  1. PanDubls
    24.09.2024 10:31
    +1

    • Маленький? На своем старте Tesla сразу нанимала сотни сотрудников, как и стриминговый сервис Quibi, стартовал с инвестициями в 1,75 миллиарда и несколькими сотнями сотрудников.

    Да я бы и не назвал Tesla стартапом. Как и другие компании, которые запускаются явно в рамках уже существующих институциональных структур.


    1. RockyMotion Автор
      24.09.2024 10:31

      По идее и корпорация может выделить группу людей в отдельную структуру, даже формально с новой ООО, дать им задачу делать новый продукт и это будет стартапом. Такое часто происходит в ИТ, например в Гугле. Можно также посмотреть на ситуацию, когда корпорация покупает стартап, но не внедряет его в основной бизнес и просто владеет, тогда формально он будет в структуру, но реально останется стартапом. Сейчас тесла конечно уже не стартап, но на самом старте не очень понимаю в какой структуре она была?


      1. PanDubls
        24.09.2024 10:31

        Не знаю, может быть я как-то неверно понимаю слово стартап. Как будто бы:

        По идее и корпорация может выделить группу людей в отдельную структуру, даже формально с новой ООО, дать им задачу делать новый продукт и это будет стартапом

        Как будто не будет, разница между стартапом и новым проектом в рамках фирмы должна быть фундаментальной, а не юридической.

        Можно также посмотреть на ситуацию, когда корпорация покупает стартап, но не внедряет его в основной бизнес и просто владеет, тогда формально он будет в структуру, но реально останется стартапом.

        Да как будто нет, покупка корпорацией в любом формате -- окончание цикла жизни стартапа именно как стартапа. Дальше это уже просто бизнес. Иначе опять же получается, что граница между стартапом и не-стартапом в том, как юристы корпорации решили оформить приобретение для налоговой оптимизации, а это лишает термин его семантики.


      1. Bender_Rodrigez
        24.09.2024 10:31

        По идее и корпорация может выделить группу людей в отдельную структуру, даже формально с новой ООО, дать им задачу делать новый продукт и это будет стартапом.

        По идее, вы можете устроиться дворником в ЖЭК, вам дадут метлу и дадут задачу мести дворы, и вы будете стартапом, не так ли?


        1. RockyMotion Автор
          24.09.2024 10:31

          Нет, это же не будет новой бизнес-моделью)


          1. Bender_Rodrigez
            24.09.2024 10:31

            По идее и корпорация может выделить группу людей в отдельную структуру, даже формально с новой ООО, дать им задачу делать новый продукт и это будет стартапом.

            Так и это не будет новой бизнес-моделью. Это будет дочернее предприятие с той же самой бизнес-моделью)

            Т.е. мы определись, что вышеописанный пример - не стартап.

            Как и проект, в рамках одной организации - стартапом не является.

            Да и стартап - это не про бизнес-модель, в общем случае. Какая разница предоставляете вы сервисы через subscription или за единицу товара?

            А вот когда вам в ЖЭКе надоест мести дворы и вы пойдете вязать метлы и веники и толкать их тому же ЖЭКу - вот это уже будет стартапом.


  1. jmnemonik
    24.09.2024 10:31

    Значение слрва стартап следует искать в прямом переводе "Start up". То есть, это начало чего-то нового. Спустя некоторое время любой стартап превращается в обычный бизнес.

    Стартап - всего лишь "запуск", "начало".


    1. RockyMotion Автор
      24.09.2024 10:31

      Да, верно - запуск новой бизнес-модели и когда она перестает быть новой, т.е. ее степень неопределенности существенно снижается, то это бизнес.


  1. Asterris
    24.09.2024 10:31

    Надо понимать, что обычный стартап - это не бизнес, а самореализация разработчика.

    Он хочет сделать какой-то крутой, по его исключительному мнению, продукт, который, как опять же ему, кажется, будет нужен всем и которые потом все купят.

    А в реальности оказывается, что это не столько никому не нужно, сколько, людям нужно другое. И вот тут уже крайне сложно заставить разработчика делать то, что он не хочет. Потому что очень часто люди хотят вовсе не то, что может изменить мир, А что нужно им для их простых жизненных целей.


    1. RockyMotion Автор
      24.09.2024 10:31

      Методика, которую преподают и проповедуют во всех акселераторах - Lean StartUP. Там как раз говорится, что вначале нужно проверить спрос и размер рынка, изучить потребности потребителей и только потом под них уже делать продукт. То что вы описываете это скорее хобби)