Новые ниши с позиции бизнес‑моделей и самой структуры расходов‑доходов крайне скучны. Тут все понятно, есть ценность берем за нее деньги и если их больше чем расходов, то у нас есть рабочая бизнес‑модель. В старых и крупных направлениях, где конкуренция работает уже давно все иначе, им приходится быть более изобретательными и эффективными. Мы не можем однозначно сказать на чем зарабатывает футбольный клуб. Мы даже до конца не можем сформулировать их ценностное предложение. Все потому что каждый футбольный клуб это большая экосистема, в которой сразу огромное количество направлений трат и заработков, отдельных бизнесов и направлений, конечно они почти все крутятся вокруг футбольной команды и ее игр, но не все. Разбираться в таких процессах интересно, а повторить их максимально сложно. Но мы попробуем.

Общая бизнес-модель футбольного клуба

Первое, что стоит сделать это попробовать написать бизнес‑модель (по методике бизнес‑canvas) клуба. Но при ее описании ее я понял, что тут нужно было создавать не единую модель, а десятки разных. Но в качестве знакомства с зависимостями и направлениями деятельности будет отлично. Рассматривать будем на примере клуба «Зенит».

Ключевые партнеры

Партнеры клуба — это в основном крупные игроки рынка, которые способны дать большие финансы или операционную помощь. В России это в основном государственные представительства, социальные фонды или корпорации.

  • Газпром — основной спонсор и владелец клуба, предоставляющий финансовую поддержку.

  • Партнеры по спонсорским контрактам — Nike (сейчас нет), Alrosa и другие международные и российские бренды.

  • Телевизионные и медиа‑компании — контракты с РФПЛ, РПЛ, УЕФА и другие договоренности по трансляциям матчей.

  • Футбольные академии и юношеские школы — источники талантов, обеспечивающие развитие молодежи и последующие трансферы.

  • Государственные органы и инфраструктурные партнеры — поддержка в организации крупных мероприятий и поддержании стадиона «Газпром Арена».

Ключевые виды деятельности

  • Спортивная подготовка команды — развитие основого актива — футбольной команды со спортивной точки зрения.

  • Трансферы игроков — покупка и продажа игроков для повышения конкурентоспособности и получения доходов.

  • Развитие юных игроков — инвестиции в футбольные школы и академии.

  • Футбольные соревнования, мероприятия и матчи — организация домашних матчей, мероприятий для болельщиков, стадионные туры и корпоративные события.

  • Маркетинг и PR — продвижение клуба через различные каналы, активная работа с болельщиками и спонсорами.

Ключевые ресурсы

  • Игроки и тренерский штаб — главные активы, определяющие успех команды на поле.

  • Бренд и репутация — сильный бренд «Зенита» благодаря долгой истории успеха, поддержке крупного спонсора большому количеству преданных фанатов.

  • Стадион «Газпром Арена» — один из самых современных и крупных стадионов России, ключевой объект для получения доходов от матч‑дней, мероприятий и сдачи в аренду.

  • Телекоммуникационные и медийные контракты — партнерства с телевизионными каналами и медиа для трансляции матчей.

Ценностное предложение

  • Футбольное шоу — развлекательный продукт для болельщиков в виде матчей, чемпионатов, отдельных футбольный выступлений и футбольного контента.

  • Развитие молодых игроков — создание возможностей для юных футболистов через академию, так как футбольные играки являются продуктом для трансфера, то они одновременно и потребитель и товар.

  • Брендированный мерч — товары с символикой клуба, именами и лицами игроков, включая продажу самого бренда клуба для использования в фильмах, сериалах, компьютерных играх и т. д.

Отношения с клиентами

  • Лояльность болельщиков — поддержание высокого уровня взаимодействия с фанатами через социальные сети, мероприятия и клубные акции, системы лояльности, абонементы.

  • Корпоративные партнеры — долгосрочные спонсорские соглашения с компаниями и брендами.

Каналы сбыта

  • Продажа билетов и абонементов — как онлайн, так и через физические точки продаж.

  • Телевизионные и интернет‑трансляции — продажа прав на трансляцию матчей.

  • Интернет‑магазин — продажа официальной атрибутики клуба (футболки, шарфы, сувениры и др.).

  • Физические магазины — брендовые магазины и торговые точки на стадионе и по городу.

  • Прямые договора на трансферы, аренду помещений стадиона.

Потребительские сегменты

  • Фанаты и болельщики — как локальные, так и международные фанаты клуба, покупающие билеты, атрибутику и подписки на трансляции.

  • Корпоративные клиенты — бизнес‑сегмент, приобретающий VIP‑билеты и участвующий в спонсорских программах.

  • Молодые футболисты — участники академии клуба, которые развиваются в клубной системе.

Структура затрат

  • Зарплатами игроков и тренеров — крупнейшая статья расходов.

  • Трансферы — покупки новых игроков, агентские выплаты.

  • Обслуживание стадиона и инфраструктуры — содержание «Газпром Арены», организация матчей и мероприятий.

  • Операционные расходы — маркетинг, административные расходы, налоги и другие расходы.

  • Молодежная академия — расходы на содержание школ и развитие молодых игроков.

Потоки доходов

  • Билеты и абонементы — доходы от матч‑дней и продаж билетов.

  • Телевизионные права — контракты с ТВ‑каналами и платформами по трансляции матчей.

  • Спонсорские контракты — соглашения с крупными брендами (например, с Газпромом).

  • Продажа мерчендайзинга — атрибутика, сувениры и официальные товары клуба.

  • Трансферы игроков — доходы от продажи игроков, как основного состава, так и воспитанников академии.

  • Мероприятия и корпоративные предложения — аренда стадиона для сторонних мероприятий, VIP‑ложи и корпоративные пакеты на матчах.

Расходы футбольного клуба

Теперь давайте заглянем за кулисы футбольного бизнеса и увидим, что же сжирает все эти миллионы долларов. Расходы футбольного клуба — это тайна, о которой редко говорят в открытую. Тут уже не будем ориентироваться на Зенит, а рассмотрим Европейские клубы, так как я там нашел гораздо больше цифр.

Зарплаты игроков и персонала

Главная статья расходов любого топ‑клуба — это зарплаты. Игроки, разбалованные топовыми клубами требуют десятки миллионов евро в год. В случае «Зенита» на оплату труда уходит 80 млн евро в год на команду и тренерский состав, и это лишь верхушка айсберга. Также стоит учесть, что не только зарплата выплачивается игрокам, сейчас контракты включают в себя рекламные упоминания, например Катар платит игрокам до 500 тысяч долларов за упоминание клуба и страны в своих социальных сетях. Также есть и более «классические» премии за забитые голы, победы в матчах и достижения крутых результатов, как например, войти в полуфинал чемпионата мира по итогу будет хорошей премией для всех игроков и тренеров. В таких клубах, как «Арсенал» или «Манчестер Юнайтед», зарплаты могут достигать 50–70% от общего дохода клуба. Например, «Арсенал» в сезоне 2016 года выплатил игрокам и персоналу 195,4 млн фунтов, что составило около 55,7% от выручки клуба. При этом чем успешнее клуб, тем выше расходы на зарплаты, так как звезды футбола требуют высоких гонораров и бонусов.

Трансферные расходы

В сезон средний европейский клуб из высшей лиги тратит на трансферы около 50 млн евро. Трансферные расходы включают не только плату за приобретение новых игроков, но и бонусы, агентские комиссии и выплаты по контрактам. Например, «Реал Мадрид» известен своими рекордными трансферами, такими как приобретение Криштиану Роналду, которое стоило клубу 94 млн евро. Кроме того, трансферные расходы могут расти из‑за необходимости обновления состава, что становится особенно актуально в периоды трансферных окон. Когда клуб покупает игрока, его стоимость списывается по амортизации в течение срока действия контракта. Например, если игрок был куплен за 50 миллионов евро с пятилетним контрактом, амортизация будет составлять 10 миллионов евро в год. Эта сумма включается в затраты клуба, и при активной трансферной деятельности расходы на амортизацию могут составить значительную часть бюджета.

Содержание стадиона и инфраструктуры

Ежегодное содержание стадиона обходится клубу в 10–20 млн евро, включая обслуживание инфраструктуры, ремонт, обеспечение безопасности на матчах. Стадионы являются не только источником дохода, но и крупной статьей расходов.

Операционные расходы

Помимо специфических для футбола затрат, клубы несут обычные операционные расходы, они составляют около 20 млн евро. Сюда входят маркетинг, реклама, зарплаты персонала и другие текущие расходы. Клуб активно развивает свои медиа и диджитал‑активы, что тоже требует инвестиций. Помимо специфических для футбола затрат, есть и обычные: содержание офисов, зарплаты административного персонала, налоги и сборы, юридические и финансовые услуги. Это не менее важно для обеспечения нормальной работы клуба. Например, расходы «Арсенала» в 2019-м году на административный и вспомогательный персонал, а также на различные операционные нужды составили около 20% от общего бюджета клуба.

Затраты на молодежные академии

Молодежные академии — это не только развитие таланта, но и бизнес‑актив. Клуб тратит около 10–30 млн евро на их содержание, но потенциальная выгода от воспитания и продажи игроков оправдывает эти вложения. Для успешных клубов очень важно инвестировать в развитие собственной молодежи. Затраты на содержание академий и подготовку юных футболистов могут варьироваться в зависимости от масштабов программы. Например, клубы, такие как «Барселона» и «Реал Мадрид», инвестируют значительно больше средних клубов, так как заработок на трансфере игроков составляет немалую часть дохода этих клубов.

Доходы клуба

Альтернативные и интересные способы дохода клуба

Открываем свой клуб?

Смотря на всю эту сложную структуру можем ли мы сказать, что повторить успех и создать стартап футбольный‑клуб реально? Скорее всего нет. Нужны гигантские капитальные затраты. При этом футбольные клубы показывают весьма скромную доходность, а многие работают в минус годами. Делать свой маленький дворовой клуб и растить его до вершин — будет очень долго, скорее всего десятки лет, при этом он очень долго будет жить на пожертвования и работать в минус. Место на спортивном рынке есть, но внимание лучше сосредоточить только на одном очень узком направлении футбольного бизнеса и придумать там что‑то новое.

Ну и по традиции telegram канал, там нет ни слово про футбол, но может вы любите стартапы?

Хоть это и не научная статья, но тут много цифр, поэтому для любителей проверить вот часть статей, на которые опирался в ходе написания (1, 2, 3, 4, 5), так же было большое количество новостей и заметок, ссылки на них не собирал.

Комментарии (3)


  1. 0xC0CAC01A
    26.09.2024 15:39
    +3

    Эх, вот кто бы объяснил мне, почему миллиарды людей так любят смотреть, как 22 человека гоняют по полю мячик. Что в этом такого?

    Upd: Так... в карму уже несколько голов забили, а ответа пока нет ))


    1. RockyMotion Автор
      26.09.2024 15:39

      Я сам не фанат футбола, фанат бизнес-моделей)


  1. myswordishatred
    26.09.2024 15:39

    По-моему в России нет смысла разбирать что-то в смысле работы футбольных клубов. Схема примерно одна: пачки денег бросают в менеджмент и игроков. От региона к региону результаты отличаются, в основном из-за размеров пачек денег.