Рынок рекрутинга и поиска работы в России столкнулся с беспрецедентным изменением правил. В начале недели hh.ru, монополист на рынке онлайн-трудоустройства, начал рассылать сообщение о блокировке доступа к своему публичному API для сторонних сервисов. Это решение, по сути, перекрывает кислород десяткам компаний, которые годами строили бизнес на автоматизации.
Что стоит за этим шагом и как выживут игроки в новой реальности - вопрос, который сейчас волнует всю индустрию и пользователей самих продуктов.
Айтишники разделились на 2 лагеря: кто-то очень радуется и считает это шагом вперед, другие же считают, что рынок будет гнить и дальше, с большей силой для соискателей.
Сегодня хочу разобраться в ситуации и посмотреть, как компании будут выходить из этого положения. Надеюсь, получится интересно.
Землетрясение для соискателей
Для пользователей сервисы автооткликов выглядели просто: загрузил резюме, настроил фильтры, получил отклики. Но техническая «кухня» этих сервисов всегда работала через неофициальное публичное API hh.ru - набор программных интерфейсов, которые сайт предоставлял для условно-легитимного взаимодействия. Это позволяло автоматически собирать данные о вакансиях, парсить требования и, главное, отправлять отклики от лица соискателей.
Блокировка этого доступа по IP-адресам и через усложнение алгоритмов защиты (вроде капчи) лишает автоматизаторов их основного инструмента. Без прямого подключения к hh.ru их продукт превращается в красивую, но бесполезную оболочку.
Мотивы hh.ru: Борьба за качество или за монополию?
Аналитики рынка видят несколько возможных причин такого жесткого шага:
Борьба с «мусорными» откликами. Массовые автоотклики - давняя головная боль для рекрутеров, засоряющая воронку подбора низкокачественными кандидатурами. Это снижает ценность платных услуг hh.ru для работодателей.
Защита данных. Несанкционированный парсинг вакансий и резюме мог нарушать пользовательские соглашения и создавать риски утечек.
Коммерческая стратегия. hh.ru активно развивает свои собственные сервисы автоматизации для соискателей («Автоподнятие резюме», умные подписки) и для работодателей (пакеты «Резюме без откликов»). Устранение конкурентов в лице независимых автооткликов укрепляет монополию и стимулирует пользователей покупать внутренние платные услуги.
Контроль над экосистемой. Платформа стремится быть единственным звеном между соискателем и работодателем, получая полный контроль над данными и монетизацией.
Что делают игроки?
Так-как новость расфорсилась буквально пару дней назад, отреагировать успели не все. Я провел небольшой ресерч по 3 игрокам рынка и узнал, что они планируют делать и будут ли их сервисы продолжать свою работу.
1.Quick offer
Сервис существует с 2024, предлагают “Быстрый и удобный поиск работы с автооткликами на вакансии hh.ru. Экономьте время и увеличивайте шансы найти подходящую вакансию.”

Цены у ребят не самые низкие, функционал вполне базовый - отклики, вакансии под резюме. На более дорогих тарифах есть генерация писем от ии.
Официальных заявлений по изменению в работе на сайте или в телеграме я не нашел, поэтому написал в бота поддержки. Там меня убедили, что все в порядке и сервис будет работать как раньше. Никакой конкретики о технических мерах по обеспечению стабильности не дали, поэтому рядовому пользователю остается надеяться, что сервис и вправду будет работать как положено.

2. Софи
Ии-ассистент для автоматизации поиска работы: автоотклики, сопроводительные письма, парсер вакансий, подготовка к собеседованиям, переписка с рекрутерами. Работает с июля этого года.

У Софи более бюджетные тарифы, ребята работают около полугода. На сайте нет информации про работу после 15 декабря, но нашел пост в телеграме.

В “Софи” пошли другим путем и начали разрабатывать свой джобборд и независимый плагин для откликов. Всем, кто поддержит команду и купит подписку после новости о блокировки API дарят пожизненную подписку. Однако, смело:)
Интересно посмотреть, получится ли у ребят делать отклики без API. Как говорится - поживем, увидим.
3.Easyoffer
Платформа для подготовки к собеседованиям, которая недавно также сделала функцию автооткликов. Официальных заявлений и плана действий я не нашел, как и тарифов - функционал откликов был доступен в формате триала, взамен на подписку на каналы.

Чтобы узнать про план действий - написал в бота поддержки. Ответа не получил - возможно у ребят плана нет. Что, в общем-то, нормально - новость выложили пару дней назад.

Общее настроение сервисов автоматизаций остается довольно позитивным - как минимум 2 из 3 планируют продолжать работу без API.
Интересно увидеть, как это будет реализовано. Быть может это знак, что пора искать работу вне hh?)
Пока ясно одно - эпоха «лёгких денег» на простых автооткликах через публичное API завершилась. На смену ей приходит более сложный этап, где выживут те, кто предложит соискателям реальную интеллектуальную ценность, не зависящую от капризов одной платформы. Поле битвы смещается с автоматизации рутинных действий к настоящей аналитике и стратегии поиска работы. И в этом, возможно, и заключается тот самый новый виток развития, который в конечном итоге сделает рынок более зрелым, хотя и более сложным для всех его участников.
А что думаете вы? Улучшит ли блокировка API этот рынок или сделает ситуацию еще более запущенной?
Интересно обсудить в комментариях.
Комментарии (13)

H01y
14.12.2025 09:45То есть ХХ вводит запрет автооткликов, но продолжает поощрять автоотказы? Контора замечательных людей как она есть. Выкручивают яйца соискателю до последнего.
Вообще забавно наблюдать, как эйчарки радуются подобному. Алло, девоньки, вы как собираетесь КПИ выполнять, если количество откликов упадёт в разы? Может, не стоит доламывать систему, которую вы уже нехило испортили.

aborouhin
14.12.2025 09:45На самом деле, проблема-то есть. У меня вот "эйчарок" нет, сам людей ищу, и последние две попытки найти людей на hh закончились провалом ровно потому, что прилетало по 100 откликов в сутки и разбирать это вот всё никакого времени не хватало. При том, что я делаю тестовое задание (на самом деле не задание никакое, а просто анкета "расскажите о себе", но оформить её как задание помогает от автооткликов и части желающих не читая вакансию откликаться вообще на всё подряд).
Но соглашусь, что решать это надо другими способами. А в этой истории борьба со спам-откликами выглядит поводом, чтобы прижать альтернативные сервисы.

H01y
14.12.2025 09:45У меня вот "эйчарок" нет, сам людей ищу, и последние две попытки найти людей на hh закончились провалом ровно потому, что прилетало по 100 откликов в сутки и разбирать это вот всё никакого времени не хватало.
Так 100 откликов - это очень мало. По 2-3 минуты на каждый - и хватит одного неполного рабочего дня с перерывами на кофе-брейки, смол-толки и прочее.
При том, что я делаю тестовое задание (на самом деле не задание никакое, а просто анкета "расскажите о себе", но оформить её как задание помогает от автооткликов и части желающих не читая вакансию откликаться вообще на всё подряд).
А в чём смысл подобного? ВСЯ эта информация уже есть в резюме.
Поймите уже: мы спамим не потому, что не хотим уделять время вашей компании. Просто не можем. Рекрутёры не дают обратной связи в 98% случаев, и конверсия в собеседования крайне низкая, порядка двух процентов. Если не спамить через автоотклики, то гарантированно останешься без работы, я на себе проверил. Тысяча ручных откликов, ноль офферов.
Времени заполнять по сто анкет в день, повторяющих резюме (которые всё равно никто не читает), не напасёшься, т.к. на каждую уходит минимум по полчаса. За это время спамер уже достучится до всех остальных вакансий и пройдёт на собес, а честный человек останется с носом. Вот если бы нам гарантировали наличие диалога при совпадении опыта и требований (в моём случае это 100% моих же откликов), нужда спамить бы сама по себе отпала. Кто из работодателей готов?

aborouhin
14.12.2025 09:45Так 100 откликов - это очень мало. По 2-3 минуты на каждый - и хватит одного неполного рабочего дня с перерывами на кофе-брейки, смол-толки и прочее.
Так это в сутки, суммарно несколько сотен прилетает. А у меня других дел хватает, я не могу всё бросить и только этим заниматься. Разбору откликов я могу посвятить ну несколько часов раз в неделю. И вот начинаешь смотреть эти сотни откликов за неделю в выходные - а там сплошь совершенно нерелевантный опыт, хоть ты три раза в вакансии капсом напиши, что вот такие-то вещи критичны, без них не тратьте своё и моё время. Ну и ещё вал "откликов" от тех, кто на аутсорсе услуги предоставляет, хотя, опять же, в вакансии чётко указано, что цель поиска - отказаться от аутсорса в пользу штатного сотрудника. И вот из-за этих двух категорий я, наверное, и пропустил действительно стóящих кандидатов, потому что сил моих не хватило до них долистать.
Так что у обеих сторон проблемы из-за кучи информационного мусора. И как раз наличие доступа третьих лиц к API даёт в т.ч. надежду, что какие-то инструменты будут появляться для более точного матчинга.

H01y
14.12.2025 09:45Так это в сутки, суммарно несколько сотен прилетает. А у меня других дел хватает, я не могу всё бросить и только этим заниматься. Разбору откликов я могу посвятить ну несколько часов раз в неделю.
Если человек, ответственный за подбор персонала, не может полноценно подбирать персонал, то у меня есть вопросы к организации рабочего процесса.
А вообще что это за вакансия, где прям критично нужен какой-то конкретный опыт? Какое-то лютое легаси?

aborouhin
14.12.2025 09:45Если человек, ответственный за подбор персонала, не может полноценно подбирать персонал, то у меня есть вопросы к организации рабочего процесса.
Ещё раз - у меня нет "человека, ответственного за набор персонала". Я сам набираю персонал как владелец и руководитель своего маленького бизнеса.
А вообще что это за вакансия, где прям критично нужен какой-то конкретный опыт?
Из этих двух вакансий один раз искал юриста - там критичен был именно опыт в конкретной сфере, потому что учить его плюс-минус год времени не было (младшие юристы и так есть, нужен был человек, который уже более или менее самостоятельно сможет работать). Второй раз искал бухгалтера, там не столько про конкретный опыт, сколько про условия работы - и в этом случае заспамили аутсорсеры.
В итоге поиск по знакомым / рекомендациям / соцсетям получился в моём случае быстрее и продуктивнее.

H01y
14.12.2025 09:45Ну тут соболезную. Хотя, опять же, автоотклики тут проблемой точно не являются. Люди найдут новый, более сложный способ спамить, и нужного человека искать будет ещё тяжелее.

H01y
14.12.2025 09:45хоть ты три раза в вакансии капсом напиши
Это к теме не относится, просто забавно. Некоторые хрюши реально по нескольку раз выписывают одни и те же требования разными словами. Из-за этого поиск по ключевым словам ломается, и конверсия становится нулевой. А потом ходят истории про нерелевантный опыт в резюме. Так что лучше так не делать.
fcoder
Блин, а вот я один раздосадован, что открывая свежую статью на хабре теперь видишь не код, а маркетинговые скрины в хайрез?
antonb73
На хабре много тем, код найдете в темах про разработку. Я со своей стороны хочу разобратся, а вот один я раздосадован, что приходит человек в какой то поток, со своими хотелками, и начинает возмущатся, что его хотелки тут не удовлетворили, например, возмущатся что в потоке "ИТ компании" нет кода.
PS В мои статьи такие же персонажи заходят и требуют соответствовать своим хотелкам.