В этом материале речь пойдёт о методике и наборе инструментов для определения местонахождения, маршрутов, владельца и проверок торгового судна за четыре простых шага.

16 января 2024 года сухогруз Zografia подвергся ракетному обстрелу в Красном море. На видеоролике запечатлён момент взрыва на носу судна, после чего экипаж судна экстренно убегает в противоположном направлении.

Хуситы, в союзе с ХАМАС, совершили нападения на израильские торговые суда, направляющиеся в Израиль в Баб-эль-Мандебском проливе, расположенном между Йеменом, Джибути и Эритреей (см. анализ хуситов iMEdD).

Этот пролив имеет огромное стратегическое значение для перемещения товаров между Азией и Европой, и, по оценкам, 12% мировой торговли проходит через Красное море. Крупные судоходные компании перенаправляют свои суда, что требует длительного обхода вокруг африканского континента, добавляя примерно 3500 морских миль — или десять дней — к путешествию.

В тот же день, когда произошло нападение на судно Zografia, BBC сообщила , что принадлежащий Греции и плавающий под флагом Мальты сухогруз направлялся из Вьетнама в Израиль. На просторах интернета существуют OSINT-методы для сбора вышеуказанной информации, в данной статье опишем четыре шага для быстрой идентификации торгового судна, используя инцидент Zografia в качестве наглядного примера.

Шаг 1: Местоположение

Для отслеживания морского судна в режиме реального времени можно воспользоваться AIS-трекерами. Одним из таких является marinetraffic.com

- Советую обратить внимание на подборку инструментов по отслеживанию морского транспорта

Введя название судна — в нашем случае «Zografia» — пользователи могут отслеживать его положение на карте. По состоянию на 5 марта судно, по-видимому, было пришвартовано в Пераме и проходило ремонт. Это также подтверждается отчетом газеты Kathimerini .

Местоположение судна передается с помощью работы системы автоматической идентификации AIS , что является требованием, предписанным Международной морской организацией для всех судов.

Местоположение судна Zografia утром 5 марта 2024 года
Местоположение судна Zografia утром 5 марта 2024 года

Поиск на marinetraffic.com показывает, что есть и другие суда с таким же названием, что подчеркивает важность обеспечения точной идентификации.

Каждому торговому судну присваивается уникальный семизначный номер IMO, независимо от смены владельца, названия или флага. Номер IMO для Zografia — 9486013. Кроме того, подтверждено, что Zografia — балкер, зарегистрированный под мальтийским флагом.

Шаг 2: Хронолокация

Marinetraffic.com, наряду с аналогичными AIS-трекерами, такими как Vesselfinder.com , предлагает подписные услуги, которые предоставляют точные данные о недавних точных местоположениях судна.

— Кроме того, другие компании предлагают эту информацию бесплатно, например Veson Nautical, поставщик услуг и данных для международной морской торговли. Можно обратиться к Veson Nautical по электронной почте (press@veson.com), чтобы запросить историю местоположений Zografia за последний год. И в течение часа вы получите ответ с прикрепленной картой, как показано ниже.

Карта плаваний судна Zografia
Карта плаваний судна Zografia

Шаг 3: Определение собственности

Получив номер IMO судна, мы можем искать владельца и управляющего судном. Большинство баз данных требуют платной подписки для получения этой информации, но equasis.org требует простой регистрации по электронной почте.

Введя номер IMO Zografia (9486013), мы можем убедиться, что по состоянию на февраль 2021 года греческая компания Vulcanus Technical Maritime является как владельцем, так и управляющим судном/коммерческим менеджером.

Шаг 4: Сведения о инспекциях

Сервис equasis.org также предлагает бесплатно предоставляет дополнительную информацию об инспекциях. Из предоставленной истории инспекций мы узнаем, что Zografia была задержана 14 ноября 2023 года в китайском порту Чжаньцзян из-за 15 недостатков, в основном касающихся спасательного оборудования и пожарной безопасности.

Ещё больше познавательного контента из мира OSINT в Telegram-канале — @secur_researcher

Комментарии (3)


  1. herase
    02.10.2024 11:34

    Интересно, почему статью и автора так активно минусят?


  1. Astus
    02.10.2024 11:34
    +1

    В наше смутное время, прочитав заголовок я сначала подумал не про суда, а про суды, думаю, какой смелый интересный проект.


  1. chnav
    02.10.2024 11:34
    +1

    Как бывший навигатор на НИС я помню время зарождения AIS и постепенном появлении их на наших судах.

    Всегда скептически смотрю на все расследования связанные с Marintraeffic и Flightradar, как люди детально отслеживают треки где там летал какой-то беспилотник и пр. Поясняю - AIS и его аналог в авиации (не знаю названия да и неважно) предполагают самостоятельную и добровольную передачу своих координат по радио- или спутниковому модему всему окружающему миру. Конечно сегодня установка AIS обязательна для некоторых типов судов, но а) он есть далеко не на всех судах (привет рыбакам на деревянных шхунах), б) его всегда можно отключить и включить обратно при необходимости, в) можно сгенерировать любые нужные координаты и впихнуть через NMEA. Сегодня это уровень начинающего ардуинщика, раньше - ноутбука и бейсика.

    PS: Позднее на дорогах появился Платон, но он хотя бы не общедоступный, да и с ним успешно борются водители.