Привет, Хабр! Это Виктор Сергеев из МТС Диджитал. На днях компания Olimex представила одноплатный компьютер — RVPC. Устройство стоит всего 1 евро (105 рублей по курсу на 8 октября). Новинка позиционируется как инструмент для обучения и экспериментов в мире компьютерной техники, никто не ждет от нее рекордов производительности.

Что за RVPC

Основная цель — предоставить разработчикам и DIY-энтузиастам доступный и удобный способ изучения архитектуры RISC-V. Устройство поддерживает работу с клавиатурой PS/2 и выводит изображение через VGA-интерфейс, что делает его подходящим для учебных и экспериментальных целей. Особенно радует цена — 1 евро. Шикарно, как сказал бы Картман из South Park.

Девайс продается в виде комплекта для самостоятельной сборки. То есть можно изучать не только особенности RISC-V устройств, но и учиться пайке и основам электроники. Идеальный вариант для энтузиастов от мала до велика.

В комплект входят все необходимые модули и компоненты. Для работы девайс можно подключить к VGA-монитору, приконнектив PS/2-клавиатуру. Несмотря на свою простоту, устройство позволяет изучать низкоуровневое программирование и даже запускать небольшие программы (подробнее о них — ниже). Для тех, кто только начинает знакомство с миром DIY и электроники, такой проект может стать отличным стартом.

Технические характеристики

В основе Olimex RVPC — процессор CH32V003, работающий с тактовой частотой 48 МГц. А вот технические характеристики RVPC:

  • Процессор: 32-битный RISC-V чип CH32V003 от WCH с частотой работы до 48 МГц.

  • ОЗУ: 2 КБ SRAM.

  • Память: 16 КБ Flash.

  • Питание: 5 В через разъем для питания.

  • Интерфейсы: PS/2 для подключения клавиатуры и VGA для вывода изображения.

  • Дополнительные компоненты: пищалка для звуковых эффектов, светодиодный индикатор питания.

  • Габариты: 50 × 30 мм.

  • Сертификация OSHWA: BG000142.

А еще в наличии обычный разъем питания (требуемое напряжение – 5 В) и 2-контактный коннектор для прошивки микроконтроллера. Кстати, электронщики с CNX Software советуют применять для этой цели связку ПО PlatformIO IDE и платы ESP32-S2-DevKit-LiPo-USB. Если кто-то сталкивался уже — посоветуйте в комментариях оптимальный вариант.

В целом для своей цены это очень функциональный девайс, ведь пользователи могут разрабатывать и запускать простые программы и изучать взаимодействие с аппаратным обеспечением на базовом уровне. Пищалка позволяет добавлять базовые звуковые сигналы и эффекты.

Почему именно RISC-V архитектура

Коротко об этом уже писал, а вот развернутое объяснение ключевых преимуществ технологии:

  • Открытость и доступность. RISC-V — открытая архитектура набора команд (ISA). Любой может использовать и изменять ее без лицензионных отчислений. Значит, затраты вендоров устройств на базе архитектуры снижаются.

  • Модульность и расширяемость. Архитектура спроектирована как базовая с возможностью добавления или исключения опциональных расширений. Это позволяет разработчикам настраивать системы под конкретные нужды, кастомизировать чипы.

  • Низкое энергопотребление. RISC-V предназначена для выполнения простых команд с минимальными задержками. Это делает архитектуру подходящей для систем с ограниченным потреблением энергии, таких как IoT и мобильные устройства.

  • Кросс-платформенность. RISC-V может быть применена в разных типах устройств — от микроконтроллеров до высокопроизводительных вычислительных систем. Это делает ее универсальной архитектурой.

  • Мощные комьюнити и экосистема. Сообщество и экосистема RISC-V растут, включая поддержку со стороны ведущих технологических компаний. Это обеспечивает достаточно оперативное развитие инструментов разработки и приложений.

Дополнительные возможности

Один из ключевых аспектов RVPC — доступный для него софт. В комплекте поставляют интересные демонстрационные приложения. В первую очередь это Wozmon, простой софт для изучения низкоуровневого программирования, а еще игры вроде Tetris и Towers of Hanoi. Они доступны сразу же после сборки девайса и прохождения «базового курса» от разработчиков по программированию на ассемблере (Olimex). Вот ссылка на демонстрацию геймплея, если так можно выразиться. А вот ссылки на исходники: RVPC Wozmon, Towers of Hanoi, TETRIS.

Возможности девайса расширяются посредством различных платформ для разработчиков вроде PlatformIO. Ну а поддержка открытого исходного кода (авторы проекта молодцы) позволяет специалистам модифицировать и улучшать программы под свои нужды. Это делает RVPC гибким инструментом для тех, кто хочет углубиться в изучение микроконтроллеров и архитектуры RISC-V.

Если сравнить с другими одноплатниками, самый доступный среди таких девайсов в линейке Raspberry Pi, Pico образца 2021 года, стоит 4 $, или около 380 руб. А появившийся в 2024 году Pico 2 оценен уже в 5 $ – 476 руб.

Ожидается, что первые партии RVPC поступят в продажу к ноябрю 2024 года. Выход в свет приурочат к открытому фестивалю OpenFest, который ежегодно проводится в Болгарии (Olimex — болгарская компания) и собирает множество энтузиастов и специалистов по открытым технологиям.

Комментарии (14)


  1. krote
    08.10.2024 08:44

    эээ... а нельзя картинку почетче? как тут

    https://cnx-software.ru/wp-content/uploads/2024/10/olimex-rvpc-kicad-schematics.webp


  1. kuzzdra
    08.10.2024 08:44
    +1

    Выглядит как шутка ;) Ну, doom на нем запустят, сомнений нет. А дальше? Даже лампочки для мигания без бубна не вкрутишь.


    1. Yuri0128
      08.10.2024 08:44
      +3

      Doom не запустят - ОЗУ мало.


  1. SnowBearRu
    08.10.2024 08:44
    +1

    • Память: 16 КБ Flash.

    И что же на нем пробовать писать то ? Мне на моем первом компе 48Кб еле хватало ))))


    1. krote
      08.10.2024 08:44

      Что то типа простого шрифта + всякие простые фигуры, простенькие спрайты. Без особых проблем игры типа тетриса или змейки.

      Хотя если заморочиться то наверное даже какое то 3д можно, поскольку люди умудряются алгоритмы рендера пихать даже в килобайтные демки, но тут еще проблема фактически отсутствия ОЗУ где можно было бы растр хранить.

      Фактически такой "комп" это вызов)


      1. Yuri0128
        08.10.2024 08:44
        +3

        Вы просто просчитайте сколько ОЗУ надоть для генерации VGA даже в текстовом режиме а не в графике, - и станет все более понятно. Ну... или наоборот, - совсем непонятно нафига такое чудо нужно... К самому контроллеру вопросов нет, я на похожих много чего делал, а вот реализация с VGA - ну... мне непонятна.


        1. krote
          08.10.2024 08:44
          +1

          да, текстовой режим можно сделать разве что-то типа 32*24 символа - 768байт, это как у спектрума было.

          Еще одна особая боль это еще и отсутствие хотя бы пары свободных пинов чтоб хотя бы чем то управлять внешним или считывать показания датчиков. Можно конечно вместо бипера, но это всего один пин и мы лишаемся звука.


          1. Yuri0128
            08.10.2024 08:44
            +1

            отсутствие хотя бы пары свободных пинов

            Что говорит о том, что данное устройство расчитано на 2 назначения: для "фана" и "а мы вот так могем".


          1. Yuri0128
            08.10.2024 08:44

            У VGA, помнится, стандартный текстовый это 40х25 и 80х25, то есть потребуется несколько больше, - 1 кбайт ОЗУ для фрейма.


            1. AVKinc
              08.10.2024 08:44

              Монитору глубоко побоку что выводить, хоть 3х3


              1. Yuri0128
                08.10.2024 08:44
                +1

                Монитору то да (лишь бы синхросигналы вписывались во временные рамки), но мы говорим о режимах VGA, а там уже есть определенные стандартные режимы. Иначе это будет уже фиг знает что.


                1. krote
                  08.10.2024 08:44

                  ну в заявленное "можно подключить к VGA-монитору " можно без проблем вписать очень много всего, на фактическое разрешение вобщем пофиг. Кроме того можно даже соблюсти формальности и сделать так чтоб монитор видел скажем 1024*768 или 1280*1024, а шрифт выводить точками 4*4 пикселя, и даже сделать графику в реальные 1280*1024 но обойтись без растровой памяти используя например вектора и строя изображение по координатам вместе с разверткой луча.


                  1. Yuri0128
                    08.10.2024 08:44

                    Так я и указывал 40х25 при "на лету", без фрейм-буфера. как раз 1 кбайт. С фрейм-буфером в килобайт не уложишься (1024х768 = 768 кбайт при ч/б или 96 кбайт без градаций серого).


  1. Psychosynthesis
    08.10.2024 08:44

    Выглядит как насмешка какая-то