Меня уже с детства манил судомоделизм, паровые двигатели и пароходы. И вот вдруг, в какой-то момент, я всё-таки решил поженить эти два устремления в одном хобби. Посему начал смотреть видео про паровой судомоделизм, попутно отвисал в Ленинской библиотеке и читал всё, что удаётся найти по этой теме.

Мне случайно удалось познакомиться с одним американцем по имени Leslie Proper, который проектирует миниатюрные модели работающих пароходов. У него свой блог на ютубе (откуда я о нём и узнал), множество статей и книг.

Восхищаясь его проектами и удивительными решениями, я прислал ему кучу нашей советской литературы с чертежами моделей паровых двигателей и судов. Прекрасно осознавая, что вряд ли он будет учить русский, чтобы это прочитать, написал ему номера страниц с интересными материалами. А в ответ он мне бесплатно прислал полную информацию по проекту своего пароходика Victoria. И по ним я начал мастерить модель...

Проект парового кораблика


Начать повествование следует с видео Leslie Proper, где он демонстрирует, как выглядит готовая модель Victroria. Ниже находится видео с youtube:

Материалы, которые мне прислал Les, содержали детальную информацию, как построить свой миниатюрный, самый настоящий пароходик, там также были приведены чертежи двигателя, бойлера и самой лодки. Единственная сложность, которая меня поджидала – это то, что все размеры были даны в дюймах. Для этого мне пришлось обзавестись дюймовым измерительным инструментом.

Раньше у меня совершенно не было опыта работы с имперской системой. Но после этого проекта, я её совершенно справедливо ненавижу её за нелогичность.


Пример размеров в дюймах

Мне было совершенно непонятно, с чего же начать. Конечно, Leslie Proper дал достаточно подробный мануал, но один раз увидеть — проще, чем тысячу раз прочитать. На мою удачу, на другом ютуб-канале, пользователь SteamerEdge делал такой же проект по идентичным чертежам.

Сразу отмечу три плейлиста, которые можно посмотреть. Многие этапы я не фотографировал и не описывал. А у SteamerEdge они показаны достаточно подробно. Некоторые операции мало отличаются от него. Точно так же мне пришлось увеличить высоту кораблику, как и автору.

Итак, плейлисты:
  1. Изготовления двигателя
  2. Изготовления бойлера
  3. Изготовление кораблика
Забавно то, что скорость выхода его видео была столь медленной, что в результате реализации своего изделия, я его догнал и обогнал. Но его материалы мне очень пригодились на старте, когда было совершенно неясно, как и что делать.

Двигатель


На момент вхождения в тему у меня совсем не было опыта металлообработки, и я даже не представлял, с какими трудностями и вызовами мне придётся столкнуться. Чтобы немного упростить себе задачу, решил приобрести готовый паровой двигатель на известном китайском сайте.


Купленный двигатель

Двигатель одноцилиндровый, с парораспределителем на валу.

Чертежи есть, двигатель есть, куча желания и вдохновения есть. Можно приступать к изготовлению и сборке. Длинный путь в несколько лет объявляется открытым!

Создание бойлера


Как это ни странно, котёл на пароходе, наверное, даже более важная деталь, чем сам двигатель. Его (двигатель) заменить и починить проще, чем котёл. И в изготовлении эта деталь тоже достаточно сложна. В ней применяется много необычных технологических операций.

Если посмотреть в описание проекта, то будущий котёл должен выглядеть следующим образом:



Одной из сложных и дефицитных деталей стала сантехническая латунная трубка, которая должна была стать основой этого бойлера. Сколько я её не искал, мне никак не удавалось найти подходящую. В результате мой хороший товарищ Алексей предложил мне сделать этот бойлер сам по заявленным чертежам.

Поскольку трубку мне найти не удалось, то Алексей решил сделать её самостоятельно из листовой латуни, просто свернув, сделав замок и пропаяв это место тугоплавким припоем:



Верхние и нижние крышки котла формируются на специальной оправке, которая изготавливается на токарном станке:



Далее, через шайбу закрепляется вырезанный круглый лист латуни и аккуратно обстукивается молотком:



В результате получаются две готовые заглушки для бака котла. После чего делается трубка внутренней топки, и прорезаются необходимые отверстия:



Далее всё радостно спаивается между собой серебряным припоем:



Одна из важнейших деталей бойлера – это заливная горловина, которая содержит в себе предохранительный клапан для сброса избыточного давления. Стержень клапана изготавливается из титана, чтобы не ржавел от водяного пара:



Потом изготавливается горловина, и навивается пружина из подходящей пружинной проволоки. Как выглядит клапан в сборе:



Остальные детали изготавливаются аналогичным образом: вырезаются по чертежу из листовой латуни, ювелирным лобзиком выпиливается отверстия и остальная фактура. Затем спаиваются между собой серебряным припоем, и получается вот такое изделие:



Следующая задача – это проверить опрессовку котла и срабатывание защитного клапана. Для этого компрессором нагнетается воздух в полученную ёмкость, и измеряется предельное давление, на котором срабатывает клапан. Попутно подстраивается клапан под давление 10 PSI (фунт на квадратный дюйм).

После того как изделие готово, можно его собрать. Кожух собирается на винты М2. В качестве горелки использую спиртовку от другого проекта, по советским чертежам. И можно провести пробное тестирование:





Далее, чтобы двигатель и котёл заняли своё почётное место, изготавливается упорная пластина-основание, в которой нарезаются резьбы для крепления котла и двигателя. Пластина изготовлена из алюминия, для уменьшения веса. Знаю, что латунь и алюминий не очень дружат, но тут и ток не проходит, а морская вода не планирует сюда заливаться.



Теперь всё готово к настоящему испытанию. Ниже приведено видео опытного пуска этой конструкции. Видео загружено на ютуб, и если вы видите пустую область на хабре, значит, у вас не подгружается это видео…


Изготовление корпуса лодки


Технологий изготовления корпуса лодки достаточно много. Как правило, все они делаются из дерева, либо выдалбливанием, либо оклейкой реек на шпангоуты. В некоторых других случаях делается выклейка из стекловолокна или стекломатов. При требовании высокой прочности и малого веса, например, для спортивных моделей, может использоваться углеткань и углеволокно. В данном случае была выбрана технология выпиливания из липовых досок, с последующей склейкой и ошкуриванием.

Липовые доски толщиной 20 мм без проблем покупаются в хоббийных магазинах. Забегая вперёд, скажу, что для этих целей можно было бы использовать бальзу или даже пенопласт. Но я решил не отходить от технологии.

Печатаю чертежи корпуса, наклеиваю на доску и далее выпиливаю на лобзиковом станке. Для того чтобы выпилить каждый слой, я наклеиваю распечатку на дерево, заштриховывая область, которая должна остаться:



Систему управления судном решил делать не по основному проекту от Les, потому что мне было не достать те компоненты, которые использовал автор. Поэтому мне пришлось по месту делать примерку серводвигателя, аккумулятора и системы управления:



Для склейки между собой слоёв досок будущего судна, я использовал хороший столярный клей, предварительно нарезанные ламели из фанеры и канцелярские резинки для прижима:



Основной задачей после склейки было вывести внешнюю форму корпуса. Для этих целей я изготовил из картона специальные шаблоны, которые прикладывал по месту во время шлифовки:



Непосредственно обработку дерева буду осуществлять специальной фрезой типа “ёжик”, которая будто прям создана, чтобы грызть деревяшку. Поскольку работал я дома, а не в отдельной мастерской, я сделал себе гермоящик из коробки с отверстиями для рук, чтобы не летела мелкая пыль, а смотровое окно обтянул стрейтч-плёнкой. Вполне себе решение, чтобы шибко не пылить.

Принцип работы можно увидеть в видео ниже:

После всей обработки окончательно примеряем будущее расположение котла и двигателя:



Чтобы влезла моя система радиоуправления, мне пришлось сделать ещё один слой борта, иначе ничего не помещалось. Это, конечно же, немного переутяжелило модель судна…

Для изготовления палубы была использована авиационная фанера. По периметру наклеил красивый борт из какой-то рейки хоббийного магазина. Также изготовил основание для хранения кораблика В конце концов, была шпаклёвка и окраска водоэмульсионной краской. А палуба была покрыта прозрачным паркетным лаком:


Корпус в сборе

Дейдвудная труба, баллер, румпель, гельмпорт, кормило


Одна из самых сложных задач в судостроении – это выведение механической энергии из сухого корпуса судна — в воду, и при этом необходимо не допустить попадания забортной воды вовнутрь. Для этого применяется определённые технические решения. Проще всего проиллюстрировать чертежом, чтобы понять, о чём идёт речь:



Вал, на котором установлен приводной винт, и через который передаётся механическое движение основного двигателя, размещается в специализированной дейдвудной трубе (на рис. Цифра 5). В зависимости от конструкции и размера судна (или модели), дейдвудная труба может иметь различные конструкции. Главная её задача – осуществить скольжение вала и не допустить попадания воды внутрь — с помощью сальников. Из-за размера модели, силы поверхностного натяжения столь велики, что дейдвудная трубка представляет собой просто латунную трубу, с заглушками по торцам под отверстие вала. В более сложных конструкциях её заливают густой смазкой.

Приводной вал был изготовлен из нержавеющей велосипедной спицы. На схеме видно, что вал двигателя и приводной вал стоят несоосно относительно друг друга, и нет возможности их соединить напрямую. Чтобы компенсировать эту несоосность применяется карданная передача. Узел достаточно прост, но я переделывал его множество раз, поскольку было слишком большое трение в сопрягаемых деталях. На третий раз у меня появилась более-менее достойная конструкция, но к тому моменту из Китая пришёл готовый кардан, поэтому по настроению я использовал либо свой, либо покупной.


Схема карданной передачи №17

Перо руля (или кормило) устанавливается на специальной оси – баллере в кормовой части судна. На схеме он обозначен номером девять:


Винт, дейдвудная трубка, перо руля и баллер

Разумеется, баллер должен во что-то упираться, для того чтобы его не скручивало во время поворотов (этот узел выполняется по-разному в разных моделях). В моём случае он упирается в специальную латунную пластину. Сам баллер проходит через гельмпорт – трубу, которая крепится к корпусу кораблика.

Баллер наверху имеет румпель – рычаг для поворота руля, который в свою очередь крепится к сервоприводу:


Румпель закреплён к сервоприводу, ось баллера проходит через гельмпорт, основание которого прикручено саморезами к корпусу кораблика

Изготавливая эти детали, я попутно осваивал токарное дело, пайку латунным припоем и работу с металлом. Узнал, что бывают ювелирные латунные припои, которые мне удалось найти на одном из блошиных рынков.

Токарную обработку я начинал, используя обычную хозяйственную дрель, но впоследствии уже прикупил себе нормальный токарный станок :)

В результате изучения техник металлообработки, получились эти детали. На фотографии ниже представлены все детали, кроме гельмпорта. На фото можно увидеть заготовку капитана, который так и не был доделан:



Последнее, что я решил сделать – это спиртовку. В качестве основы взял заглушку, которая используется для медных труб. Ручку припаивал медную — тем же самым медным припоем. Конечно, изделие имеет достаточно большой вес для этой модели, но уж больно стильно выглядит:


Спиртовка

Остался финальный штрих, чтобы вдохнуть жизнь в эту удивительную модель — добавить систему радиоуправления.

Электроника


По радиоуправлению не стал особо мудрить, и взял комплект для управления машинкой Flysky fs-gt2. По сути, мне нужно управлять только пером руля — газа и тормоза в этом проекте нет. Основная сложность была придумать, как разместить аккумулятор изарядку для него, а также как именно расположить всё это хозяйство в маленьком корпусе.

Один из узлов палубы был изготовлен съёмным, на нём располагается палубный ящик, на котором впоследствии должен был быть установлен штурвал. Таким образом, внутри этого палубного ящика я разместил плату приёмника (достав её из штатного корпуса) и платку зарядника. Туда же смог вставить кнопку прошивки приёмника для привязки к различным пультам. А в основании этой съёмной палубной части разместил плоский аккумулятор. Сам настил палубы изготовил из палочек для размешивания кофе, просто приклеивая их на столярный клей, получилось очень аутентично:



На фотографии выше хорошо видна общая конструкция, а также гельмпорт.

Возможно, я слишком кратко описал, но над тем, как это всё аккуратно разместить думал несколько месяцев, прикидывал и умещал. В результате вышло даже лучше, чем я изначально предполагал :)

В качестве сервопривода использовал какой-то небольшой китайский двигатель, купленный на известной барахолке. Усилие там совсем небольшое, а основным критерием был его малый размер.

После всех манипуляций и финальной сборки, конечно же очень интересно посмотреть, что же получилось.

Результат работы


По идее на пристройке должен стоять капитан со штурвалом и делать вид, что управляет этой паровой шлюпкой. Но, к сожалению, я его не успел доделать, так как у меня банально закончился запал (всего-то пять лет длился сей проект). Однако собрался такой вот любопытный кораблик:



Все детали размещал строго по чертежам, единственным отличием стал дополнительный ярус, нужный для размещения сервопривода:



Кораблик успешно запускался на столе — котёл греется, кипит, двигатель резво крутит винтом. Но, по-настоящему интересно, как же он будет себя вести на большой воде. И тут наступает момент истины – водяные испытания!

Спуск на воду


Самое волнительное во всём этом проекте – это результат и понимание, может ли твоё изделие плавать, ой, простите, ходить по воде под действием энергии пара. Надо выяснить, удался ли этот проект или все усилия были напрасны.

Итак, момент истины. Наполняю ванну, зажигаю спиртовку, ставлю её на своё место, чтобы грела котёл, и спускаю судно на воду. Должно же всё получиться, на «берегу» же всё работало!

И-и-и-и… Нет, он не поплыл… Оказалось, что мощности двигателя недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление латунных подшипников трения, вместе с сопротивлением вязкости воды. Эх, что я только не делал, но винт в воде совершенно отказывался вращаться.

Вторым разочарованием было то, что я совершил ошибку, по неопытности, и покрасил судно водоэмульсионной краской. Мне казалось, что это будет оптимальный выбор: защита от влаги и без запаха. А она, как оказалось, прекрасно пропускает сквозь себя воду. В итоге деревяшка кораблика совсем разбухла, и он потерял форму:


Разбухшая деревяшка, так что потрескалась краска

Ещё одна проблема была связана с тем, что центр тяжести оказался сильно смещён к корме. Поэтому требовалось нагружать нос, чтобы вес по судну распределялся равномерно.

Однозначно требовалась оптимизация проекта, в попытке хоть как-то его спасти.

Оптимизация


Первое решение, которое убивало бы сразу двух зайцев – это сделать иную конструкцию спиртовой горелки. Вынести ёмкость со спиртом в отдельный бак, а внутри котла завести сразу три фитиля, для большего объёма пламени. Чтобы улучшить тягу и поставить туда этого дракона, сам котёл временно поднял на винтах повыше.

Горелку делал из латунной сантехники, она выполняла ещё одну функцию: давала дополнительный вес на нос, выравнивая центр тяжести. Получился такой вот хитрый агрегат:



В принципе, это дало небольшой прирост мощности, вместе с небольшим увеличением высоты трубы.

Следующее, над чем я попытался поработать – это над подшипниками трения, в которых вращался вал. На самом деле, даже если их просто смочить, то трение росло в разы, и двигатель уже не мог провернуть вал (очень малая мощность двигателя). Я пробовал делать их очень тонкими, точил из тефлона. В общем, провёл достаточно большую опытно-конструкторскую работу по этой теме, но так и не добился результата, чтобы кораблик успешно мог плавать в открытой воде.

Конечно, сам корпус тоже требовал доп. работы — надо было убрать старую краску, отшлифовать и окрасить его эмалью. Однако, на это моей мотивации уже не хватило.

С сожалением могу констатировать, что все мои усилия в течение пяти лет не привели к тому, чтобы моё судно могло покинуть полку.

Заключение


Достаточно тяжело свести в единую статью проект, который занял около пяти лет, посетив со мной несколько городов во время многочисленных переездов. Тем более, что часть фотографий была утрачена или какого-то материала нет. Но всё же, надеюсь, что смог передать хотя бы часть тех трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться.

Проект долгие годы лежал в пластиковом ящике на складе, я перекладывал его с места на место, надеясь, что будет вдохновение им позаниматься. Но, видимо, я выжал из него всё, что только можно. Поэтому было принято непростое решение его продать вместе с этим ящиком:


Ящик проекта

Хочется надеяться, что новый хозяин доведёт его до ума, или хотя бы красиво поставит на полку. Впрочем, на самом деле, это уже совершенно неважно.

Для меня проект оказался очень полезным с точки зрения саморазвития в области обработки различных материалов, и многому меня научил. Дальше, это как детские игрушки – ты их перерастаешь.

Для тех, кому статья показалась интересной, и кто захочет окунуться в честный паровой судомоделизм, я искренне хочу порекомендовать смотреть на размеры судов, начиная от 60-100 см, так как, чем больше размер двигателя, тем выше его КПД.

После этой неудачи я ещё некоторое время игрался с различными паровыми двигателями, но так и не смог довести до работающего судна ни один из них.




Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале



? Читайте также:

Комментарии (17)


  1. artyomsoft
    08.10.2024 08:21
    +5

    Спасибо за классную статью. Помнится, в 80-х годах мой дедушка рассказывал про подобную игрушку в его детстве, естественно без радиоуправления. Мы даже пытались с ним смастерить нечто похожее.


    1. dlinyj Автор
      08.10.2024 08:21
      +1

      Спасибо!

      Да. Таких проектов много, они описаны в советской и иностранной модельной аппаратуре. Самое сложное - это изготовить двигатель и притереть элементы друг к другу.

      Если мне удастся найти хороший гайд из трёх увидео, как это сделать, то скину в комментариях. Сходу не нашёл.


      1. artyomsoft
        08.10.2024 08:21
        +1

        Мы тоже тогда его не довели до конца. Может, конечно я что-то и неправильно помню, но паровой двигатель был проще, без движущихся частей .


        1. dlinyj Автор
          08.10.2024 08:21
          +7

          А, pop-pop boat. Я тоже такой делал и даже когда-то писал о нём статьи (часть 1 и часть 2)

          Очень прикольная схема.


          1. artyomsoft
            08.10.2024 08:21
            +1

            Спасибо!


  1. MasterMentor
    08.10.2024 08:21
    +1

    Статью заплюсовал, я Ваш подписчик, так что с этим всё в порядке (я Вам не враг).

    В этом деле меня заинтересовал "морально-этический" аспект: такие хобби - это не убегание от решения задач реальной действительности? не форма т.н. "прокастинации"?

    PS По бытовой обстановке в видео американца (двигатель), видно, что чел "подзабил" на т.н. "американскую мечту" и влился в ряды обитателей трейлерных парков (*).

    Американская мечта (справочно)

    Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал:
    «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие».

    Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Американская_мечта


    1. dlinyj Автор
      08.10.2024 08:21
      +3

      В этом деле меня заинтересовал "морально-этический" аспект: такие хобби - это не убегание от решения задач реальной действительности? не форма т.н. "прокастинации"?

      Конечно же это форма прокастинации, интроверсии и попытка убежать от реальности. Но, с другой стороны это реально хорошая штука, которая мне позволила получить новые навыки.

      Пример тому, что я когда-то очень много играл в quake III и прям пропадал в игре. Чтобы играть с народом, нужен был свой сервер. Чтобы сделать сервер, нужны были навыки администрирования. Чтобы модифицировать игру, навыки программирования. В результате я обучился линуксу и программированию, а дальше это помогло в других областях.

      Так что лучше делать что-то, даже вот такое "не очень нужное", чем лежать на диване в депрессии :).


      1. MasterMentor
        08.10.2024 08:21

        Знаю, людям это не понравится, и будет стоить минуса 3 в карму, но всё-же скажу.

        Это хороший способ чем-то заняться и не сойти с ума тем, кто сдался, но не способен (или не хочет) влиться в "общество дальнейшего процвитания". :)

        PS Судя по рейтингам Вас и схожих статей, таких не мало. С ретро-компьютерщиками - та же история. Один знаток (и почти гуру) - он лет 30 в тусовке, сказал, - что это клуб по интересам: что-то "близкое к кружку вязания".

        PPS -1 - пошёл. :)))


        1. dlinyj Автор
          08.10.2024 08:21
          +2

          Ну если посмотрите чем вы занимаетесь по жизни, то так и есть. Вы ходите на работу, рожаете детей, пишите статьи на хабр или пишите комментарий. Всё это подходит под ваше определение. Но мне кажется вам стоит обратить внимание на себя, если вас этот вопрос серьёзно беспокоит.


          1. MasterMentor
            08.10.2024 08:21

            Так я этот вопрос и задал в контексте размышлений над своими делами. Или полагаете, "от балды" "брякнул"?!

            Решил, так, с чистого листа, в карму минусов наловить. :))))

            В продолжение мема "мне кажется": мне кажется что этот вопрос многих беспокоил. И не менее серьёзно. Вот чего Коля Островский понаписывал:

            1 Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
            2 Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
            3 Проповедь читать легче, чем быть святым.

            Толя (Толстый) Толстой и Федя (Достача) Достоевский тоже вроде что-то на эту тему писали.

            Мне кажется, неплохая компания нас, которым кажется, подобралась? Конечно, другим может казаться противоположное.


        1. goodic
          08.10.2024 08:21
          +2

          вы сейчас отрицаете естественный отбор загоняя всех в сторону "общества дальнейшего что-то там". Разнообразие хобби дает вариативность развития человечества/общества. Ведь много чего изобретенного начиналось как хобби.


          1. MasterMentor
            08.10.2024 08:21
            +1

            >>Ведь много чего изобретенного начиналось как хобби.

            Подтверждаю:

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Facebook
            https://ru.wikipedia.org/wiki/PayPal
            тот же https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft

            Почему нет?


        1. MasterMentor
          08.10.2024 08:21

          -2  - пошёл. :)))


  1. goodic
    08.10.2024 08:21
    +2

    В клапане котла пара титан+железо в водной среде не приведут ли к быстрой коррозии пружины?


    1. dlinyj Автор
      08.10.2024 08:21
      +2

      Хороший и правильный вопрос. Да, клапан после использования надо выкручивать и сушить.


  1. MasterMentor
    08.10.2024 08:21

    Ну, и вот вопрос, коий я тоже пытаюсь решить для себя сегодня:

    Чтение подобных статей это тоже форма "прокастинации", либо в этом есть польза?

    Вот Вы - берёте заведомо проходную, рейтинговую тему (и прекрасно осведомлены об этом):

    аноним пишет

    Так получилось, что я много лет занимаюсь консалтингом различных компаний на хабре по теме того, как надо вести блог.
    Большинству читателей хабра даже невдомёк, что на этом ресурсе идёт настоящая корпоративная борьба за первые места в рейтинге компаний. Главная цель быть на первых местах: чтобы имя компании было узнаваемым.
    Но, понятно, что честными методами долго держать такой темп невозможно. Поэтому в какой-то момент начинают компании мухлевать, поднимая свой рейтинг искусственным путём.
    Сегодня мы на хабре наблюдаем просто удивительную гонку накрутки рейтинга...
    При таком количестве качество материалов стремилось к нулю, а вот замусоривание хабра было большим.

    Публикация подобной статьи может выйти мне боком...
    (с) 16 дек 2022 https://habr.com/ru/articles/706072/

    На сегодня она звучит так: "после смерти бабушки в её антресолях я нашёл редкий пылесос, у него уникальная плата 1970-го, и я решил на ней не то, чтобы запустить ДУМ, а перепрошить в калькулятор". Ну, вроде всё есть: крутые и редкие вещицы из 1970х, "ламповые" воспоминания о детстве и пионерских лагерях (и даже зеркальный диско-шар). Но после 18-й статьи на тему перепрошивки отреставрированных утюгов, они становятся на одно лицо. И возникает резонный вопрос: а оно мне надо?

    И это нормальные вопросы, которые задают авторам их читатели.

    PS Что до "непопулярных" статей, и задавания "неудобных" вопросов, которые "могут выйти боком", - так это Джокер (Тодда Филлипса) и Джордж Карлин. А материалы для прокастинации хомяков, они как раз о другом: на сегодня это - востребованный рынком, оплачиваемый тренд мэйнстрима. Как пишет некто "...качество материалов стремилось к нулю, а вот замусоривание хабра было большим".


  1. Ra3wum
    08.10.2024 08:21

    Жму автору руку за отличную статью. Никогда не занимался судомоделизмом, но выглядит очень интересно. Паровой двигатель собственными руками это круто) Спасибо.