Однажды в вагоне метро мне попалась на глаза реклама: улыбающийся человек в новенькой форме сотрудника метрополитена обещал будущим соискателям сказочные условия обучения и фантастическую зарплату. Поверх рекламы маркером было жирно написано: «Все вранье». Это явно написал кто-то из сотрудников, может, даже, машинист, который уже не понаслышке познакомился с тем, что стоит за красивым фасадом пустых обещаний.

Возможно, вам не раз приходилось слышать от своих знакомых, друзей, а также от сотрудников разных крупных корпораций фразы вроде: «Ну что вы хотите, это же [впишите имя компании]». В том смысле, что такое наплевательское отношение к работникам, условиям их труда, их нуждам и запросам — это нормальное поведение для крупной компании, которая при этом всеми силами старается создать положительный внешний имидж. Сюда же можно добавить постоянные ошибки в системах, утечки данных клиентов и сотрудников, неработоспособные громоздкие внутренние процессы и структуры. Обычно причина подобных настроений сотрудников — это следствие вопиющего несоответствия между рекламным фасадом и реальным состоянием дел в компании.

Слова-заклинания: миссия, девизы, ценности

У каждой современной уважающей себя компании есть специальный набор таинственных слов-заклинаний: миссия, девизы, ценности… Да вы и сами прекрасно знаете подобные слова и сможете без труда продолжить список. Все эти магические слова и их имплементации исходят из специальных отделов, в которых работают «гуманитарные волшебники».

Заклинания призваны поднять дух и повысить лояльность не только клиентов, но и рядовых сотрудников: смотрите, у нас все как у взрослых. Гордитесь нашей компанией, любите и уважайте ее. Но чуда почему-то не происходит. В лучшем случае указанные «волшебные» отделы просто не мешают работе профессионалов, в худшем все идет по очень странному сценарию…

Основная цель существования организации

Самое главное заклинание — это миссия компании. В Википедии написано, что «Миссия — это основная цель организации, смысл ее существования». Позвольте, но разве смысл существования большинства коммерческих предприятий — это не получение прибыли? Владельцы компании создают ее с одной целью — заработать самим и дать немного заработать своим сотрудникам. Любые другие миссии и ценности — это вранье или демагогия (уточню, что мы сейчас говорим именно о коммерческих организациях).

PR-менеджер — это хорошо, но многим компаниям не хватает связи с реальностью.

«Как же поднять корпоративный дух сотрудников, внушить им гордость за свою компанию?»  Нет ничего проще! Сотрудники искренне гордятся своей компанией, если она производит высококлассный, качественный, нужный и полезный продукт. Искусственными лозунгами породить гордость за компанию нельзя. В лучшем случае они вызовут у работников насмешки, в худшем — раздражение и злость. Эффект от них обычно прямо противоположен ожидаемому.

Компромисс: оцениваем все «за» и «против»

Работа в крупной компании — это всегда компромисс: все сотрудники хорошо знают сильные и слабые стороны своей организации и своего продукта. Все прекрасно понимают, что окружающий мир не идеален. Профессионалы, продолжая работать в компании, принимают взвешенное и продуманное решение, оценивая ее положительные и отрицательные стороны.

При этом сотрудники, проработавшие в компании уже не один год, прекрасно понимают, что в ней можно улучшить или реформировать, как повысить качество производимого продукта. Им нужно, чтобы руководство прислушивалось к предложениям и проводило постоянный непрерывный процесс постепенных преобразований и улучшений.

Но самое последнее, что нужно работникам любой компании — это пустые лозунги и демагогия, призванные повысить их корпоративную лояльность. Миссия компании, девизы, список корпоративных ценностей — все это должно следовать за реальными делами и преобразованиями, а не предшествовать, и уж тем более не заменять их.

Девиз нашей компании: «Перманентный стресс как зона комфорта».

Нанимать новых или оставить опытных

Странно, что многие забывают простую истину: людей и компании оценивают по делам, а не по словам. Даже если кто-то из потенциальных соискателей прельстится красивыми обещаниями работы мечты, он очень скоро во всем разберется и будет принимать решение: оставаться или уходить. Именно отсюда возникает пресловутая текучка кадров.

Сотрудник коммерческой компании — это наемный работник, который продает свои знания и свое время. Работодатель договаривается с сотрудником о цене и условиях, сотрудник обязуется добросовестно выполнять свои обязанности. Если кто-то нарушает условия договора, сделка расторгается. Эта схема работает веками. Странно, когда взрослым, опытным людям пытаются внушить что-то другое.

Крикнем «Ура» и вернемся к работе.

Интересно, что многие HR не только не стараются эту текучку уменьшить, но и поддерживают ее. Бывает, что компания никак не удерживает опытных сотрудников, но при этом с радостью набирает новых, зачастую не имеющих вообще никакого опыта. Согласитесь, это странное поведение: ведь обучить нового сотрудника, особенно с нуля, куда сложнее и дороже, чем поддержать давно работающего профессионала ? Возможно, все дело в том, что компании просто выгоднее нанимать новых работников?

Главное, чтобы не мешали

Вообще, во всех этих миссиях, девизах и ценностях нет ничего плохого, если они дополняют нормальные рабочие процессы. Обычными сотрудниками они воспринимаются как белый шум: на них привыкли не обращать внимания как на рекламу — срабатывают внутренние фильтры.

Хуже, когда все эти проявления заменяют реальное развитие и необходимые преобразования, когда вместо повышения зарплат, профессионального развития и карьерного роста сотрудникам предлагают пропагандистскую чепуху.

Комментарии (19)


  1. 2128507
    27.10.2024 14:13

    Причина у этого одна - дебилы не только в кадрах, но и выше по всей лестнице субординации. Те, кто умеет работать, не сунутся в эту клоаку руководить. Те, кто руководят, не умеют работать, в самом широком смысле слова. That's it.


    1. dae-fromru
      27.10.2024 14:13

      В большой компании - как в отстойнике, самые крупные куски всплывают наверх.


  1. Mitch
    27.10.2024 14:13

    Миссия - нужна для того чтобы было легче понять, на чем именно компания собирается деньги зарабатывать.Миссия должна быть практической вещью, а не лозунгом, чтобы помогать принимать решения.


  1. jackshrike
    27.10.2024 14:13

    PR-менеджер — это хорошо, но многим компаниям не хватает связи с реальностью.

    кто-нибудь видел открытую вакансию на должность "менеджер по связям с реальностью" ? я бы пошел.


    1. solderman
      27.10.2024 14:13

      То есть «менеджер по связям с реальностью» это тот самый мальчик, который должен крикнуть королю, что тот голый. Но только ДО ТОГО, как это увидят все.

      Дожность я скажу вам весьма неблагоданая, так как слышать правду немногие готовы, а многие не желают вообще.

      Самое простое это наверно урна для приема анонимок, только вот кто тот, который этотвсе будет разбирать и проверять.


  1. sobeskiller
    27.10.2024 14:13

    Ну так и кандидаты же врут в резюме.


    1. Nansch
      27.10.2024 14:13

      Подстраиваются под требования!


    1. NOnameSERVER
      27.10.2024 14:13

      Учитывая какие требования и зп порой прописаны в вакансиях, и насколько далеки слова HR от реального положения дел компании, это пожалуй единственное что остается )


  1. Areso
    27.10.2024 14:13

    но и поддерживают ее.

    иначе как им раздувать собственные штатные единицы?

    а так все при деле:
    1) кто-то постоянно ищет
    2) кто-то постоянно онбордит
    3) кто-то постоянно обучает
    4) кто-то постоянно увольняет и проводит экзит интервью


    1. dmbarsukov
      27.10.2024 14:13

      Заменить всех на ии


  1. nronnie
    27.10.2024 14:13

    Сотрудники искренне гордятся своей компанией

    Ничто не вызывает столько гордости за свою компанию, поднимает корпоративный дух, и сплачивает коллектив, как высокая заработная плата :)


    1. sshmakov
      27.10.2024 14:13

      Занятно, но корпоративный дух и всё такое экстремально высоки в организациях, где почти не платят.


  1. arperam
    27.10.2024 14:13

    У коммерческой компании нет социальной составляющей - только получение прибыли.


  1. sshmakov
    27.10.2024 14:13

    Позвольте, но разве смысл существования большинства коммерческих предприятий — это не получение прибыли? Владельцы компании создают ее с одной целью — заработать самим и дать немного заработать своим сотрудникам. Любые другие миссии и ценности — это вранье или демагогия (уточню, что мы сейчас говорим именно о коммерческих организациях).

    Правильно я понимаю, что автор все же допускает существование коммерческих организаций, которые видят свою миссию не только в зарабатывании денег?

    Или таки да?


    1. Areso
      27.10.2024 14:13

      1. Общество является коммерческой организацией, основная цель деятельности которой заключается в извлечении прибыли.

      с одной стороны, а с другой:

      Общество создано в целях обеспечения прав граждан свободно
      получать, передавать и распространять информацию при условии
      обеспечения тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
      реализации одинаковых возможностей пользования качественными
      услугами почтовой связи всеми категориями граждан независимо от их
      места нахождения, создания и поддержания в приоритетном порядке
      условий удовлетворения социальных интересов граждан, включая право на
      доставку и выдачу пенсий, пособий, других выплат, ...

      извлекать прибыль, но при этом гарантировать гражданам все выше по списку, причем всем. Поэтому Почта России есть даже там, кто прибыль получить физически невозможно.


  1. ElDark
    27.10.2024 14:13

    Да простит меня автор, но он не понимает, что такое миссия компании и зачем она нужна (выше @Mitchнаписал, например). Не знает, что хотя смысл любого коммерческого предприятия заключается в зарабатывании денег, это может быть не единственной целью его или сотрудников: внезапно некоторые люди действительно хотят делать крутые штуки, поэтому, например, контрибьютят в опен сорс или запускают Старшипы. И т.д., и т.п.
    В итоге какое-то словоблудие без конкретики или авторского опыта: "лозунги без дел - плохо", "заботиться о работниках - хорошо", "не делайте плохо, делайте хорошо", в чем смысл излагать очевидное?


  1. ermadmi78
    27.10.2024 14:13

    Всё это настолько банально и очевидно, что не совсем понятно, зачем про это писать? Примерно с тем же успехом можно было написать о том, что Солнце восходит на востоке и заходит на западе.


  1. gun_dose
    27.10.2024 14:13

    Сотрудники искренне гордятся своей компанией, если она производит высококлассный, качественный, нужный и полезный продукт.

    Это тоже почти такое же пустое, как девизы и слоганы. Для работника в первую очередь важна достойная зарплата, во вторую - условия труда, в третью очередь коллектив. А продукт в принципе не всем важен, не говоря уже о том, что не каждая профессия в принципе подразумевает какое-либо производство.


  1. Bohelene
    27.10.2024 14:13

    Сотрудники искренне гордятся своей компанией, если она производит высококлассный, качественный, нужный и полезный продукт. 

    А разве не эти же сотрудники этот продукт производят? Что же им мешает "искренне гордиться"?