Нужно сказать это честно и без прикрас: еженедельные онлайн-созвоны отделов не нужны никому, кроме их организаторов. Каждую неделю десятки и сотни тысяч высококвалифицированных сотрудников в разных компаниях тратят свое ценное время на бесцельное обсуждение того, что и так всем известно.

Давайте разберем основные аргументы фанатичных сторонников этого бессмысленного действа.

1. Мы делимся информацией о своих задачах

Ну да, делимся. Каждый в команде по очереди докладывает о своих успехах за неделю. Но, позвольте, разве эти успехи не отражены в таск-трекере? Неужели эффективный руководитель не в курсе того, как обстоят дела по рабочим задачам и узнает об этом только раз в неделю? Конечно же нет! Зачем тогда мы рассказываем все это на общем собрании?

Есть вариант, что наш рассказ интересен коллегам. Но обычно это не так. Признаемся честно: большую часть всего собрания каждый из нас занимается своими делами, слушая бубнеж из динамиков вполуха: вдруг ненароком нам зададут какой-то вопрос. Ну или делаем что-нибудь по работе. Особенно если у нас на носу очередной релиз, а тут этот надоедливый двухчасовой митинг.

Если нам понадобится что-то спросить у коллеги, обсудить рабочую задачу, узнать о его прогрессе в разработке смежного кода, то мы напишем или позвоним ему напрямую. Для этого никто в здравом уме не будет дожидаться общего собрания.

2. Мы имеем возможность задать свои вопросы

Некоторые так и поступают. Начинают обсуждать свои рабочие проблемы в прямом эфире. Казалось бы, это весьма эффективно: проблему выслушают все коллеги и кто-нибудь предложит решение. На практике же такое бывает крайне редко. Подобные проблемы — это часть рабочего процесса и гораздо эффективнее обсуждать их по мере возникновения в рабочем чате команды. Тем более, что для их решения может потребоваться организация отдельного совещания — гораздо менее бесполезного, чем еженедельное занудство.

Если же такое обсуждение начать в рамках общего митинга, то ничего путного не получится. Дискуссия может затянуться, тема собрания будет постепенно мигрировать куда-то в сторону, а невовлеченные в обсуждение участники будут изнывать от скуки, гадая, когда же это кончится.

Все это знают, но все равно каждый раз найдется сотрудник, который ждет неделю, чтобы задать свои животрепещущие вопросы. Возможно, это просто способ продемонстрировать руководителю и коллегам свою ценность: «Видите, какие у меня сложности? Я их мужественно преодолеваю».

3. Мы поддерживаем командный дух

Не могу удержаться, процитирую диалог из фильма про барона Мюнхгаузена.

Пастор: «...Это нужно, скажем, для продолжения рода».
Барон: «Для продолжения рода нужно совсем другое».

Для поддержания командного духа нужно много чего, но никак не занудное еженедельное действо с непонятными целями и совершенно не актуальной повесткой. По-настоящему сплоченная команда проявляется в работе: в совместном решении сложных задач, в поддержке и помощи в трудных ситуациях, во взаимном доверии и уважении. Как всему этому может способствовать рассказ о своих задачах?

Хотя, есть один момент. Командный дух может проявиться в молчаливом соглашении: давайте поскорее крикнем «Гип-гип урра!» и вернемся к работе. Сомневаюсь, что именно такой реакции ожидает эффективный менеджер / организатор совещания.

4. Мы узнаем последние новости компании

Странно, разве мы не должны узнавать о новостях компании из общедоступных всем сотрудникам источников? Например, из специального канала в корпоративном мессенджере. Или из почтовой рассылки.

Не хочется думать, что в таких официальных источниках передаются приукрашенные новости, а на собраниях «в кулуарах» руководители сообщают сотрудникам настоящую подоплеку событий. Безусловно, сотрудники вправе обсуждать события в компании. Но такому обсуждению — не место на общем собрании.

Если руководитель хочет сообщить своим подчиненным какие-то внутренние новости, то это можно сделать либо на отдельном собрании, либо в виде письма. Это будет и удобнее, и оперативнее, и эффективнее.

5. Это замечательный повод пообщаться на удаленке

Да, действительно, на подобных созвонах примерно через полтора часа (да, этот кошмар у многих длится больше двух часов!) всем участникам настолько надоедает без цели обсуждать рабочие вопросы, что беседа плавно перетекает на отвлеченные темы: вышивание гладью, дачные работы, капризы погоды, сплетни и новости дня.

Для большинства участников этот этап собрания — особо изощренная мука. Казалось бы, конец близок: все оттарабанили свои доклады, руководитель раскрыл все тайны мадридского двора... Все уже даже попрощались. И вдруг несколько особо общительных личностей «цепляются языками» и начинают обсуждать что-нибудь, по их мнению, крайне захватывающее. И отключиться, вроде, нельзя: собрание же еще официально не закончено...

Есть один лайфхак: как только все начали прощаться — бегите со всех ног! Срочно отключайтесь ?


В итоге еженедельные созвоны — это образец нарушения всех правил проведения эффективного совещания:

  • совещание должно быть посвящено решению конкретной проблемы

  • в совещании должны участвовать только те, кто могут поспособствовать решению этой проблемы

  • у совещания должна быть заранее указана четко обозначенная цель (желательно, если она будет одна-единственная)

  • цель и повестка совещания не должны меняться в процессе обсуждения

  • совещание не должно длиться дольше 1 часа

Комментарии (23)


  1. ForestDront
    13.12.2024 14:12

    Написано по свежим следам после пятничного созвона?


    1. JuliaEfimka
      13.12.2024 14:12

      Видимо, да, наболело) Плюсуюсь


  1. rpc1
    13.12.2024 14:12

    Справедливости ради, у нас в компании такие митинги обычно минут 15 идут, максимум 30 минут.


  1. maestroTW
    13.12.2024 14:12

    Еженедельные созвоны не нужны даже их организаторамXD


  1. V1tol
    13.12.2024 14:12

    Еженедельные? Счастливые...

    Ждём гайд, что делать тем, у кого созвоны ежедневные. Причём ещё и дважды в день.


    1. rpc1
      13.12.2024 14:12

      Для начала на созвоне можно поднять вопрос, а нужен ли это ежедневный созвон?
      Мы так сделали, в итоге стендапы стали через день


      1. TimsTims
        13.12.2024 14:12

        Теперь у вас тоже черездейли)


  1. MKMatriX
    13.12.2024 14:12

    Когда приходишь в новую компанию прикольно, чтобы запомнить людей и их должности, голоса, характеры. Но после того как это позади... Включаешь преобразование голоса в текст и отключаешь звук.


  1. un1t
    13.12.2024 14:12

    Не знал, что существует такой бесполезный процесс. Сочувствую. А нельзя отказаться?


    1. dmitrijtest24
      13.12.2024 14:12

      Увы но нет, не поймут


    1. SeApps
      13.12.2024 14:12

      Там как договоришься, но организующему менеджеру, понятное дело, хочется чтобы были все.

      Причем этот процесс есть на всех уровнях, не только у разработчиков


  1. sunnybear
    13.12.2024 14:12

    Ценность рабочих созвонов, во-первых, в присутствии коллективного контроля: свой прогресс нужно будет рассказать всем коллегам. Это положительно действует на мотивацию джунов/мидлов.
    Доя руководителей - это просто проверка эмоционального состояния сотрудников и верификация текущих проблемных мест.
    Дополнительно для каждого члена команды возможность проговорить свои проблемы и получить быстрые советы по (пути) исправлению ситуации. Этакий само-коучинг.

    Глупо думать, что фактическая информация является новой на синках. Но административно-психологическая польза налицо. Попробуйте замерить свою производительность в решенных задачах с/без некоторым минимальным количеством синков. Будете (приятно) удивлены.


    1. inkelyad
      13.12.2024 14:12

      Ценность рабочих созвонов, во-первых, в присутствии коллективного контроля: свой прогресс нужно будет рассказать всем коллегам. 

      А зачем именно рассказывать? В смысле - голосом? Открываем, скажем, документ в системе, что позволяет одновременное совместное редактирование. И каждый промо вот тут, на глазах и одновременно с другими (никого ждать не надо и проблемы перебивания нет), все пишет. Словами и ссылками.

      Потом все остальные читают и все эти 'советы по исправлению' прямо там же дописывают.


  1. mynameco
    13.12.2024 14:12

    У нас утренний понедельничный. Сразу за ним, лидовский понедельничный. И потом пятничный еще. А если кто то там еще и вопрос задаст, то все. Болтавню не отсановить.


  1. sdy
    13.12.2024 14:12

    А что если созвоны есть регулярные у команды, между командами, по проекту, по задаче, по демо дням, по тому про что все уже давно забыли для чего это надо, а еще созвоны по планированию выполнения и т.д.


  1. bespaltovyj
    13.12.2024 14:12

    Если в статье еженедельные заменить на ежедневные, то автор описал работу в части бигтех компаний.


  1. QualityLab
    13.12.2024 14:12

    Созвоны становятся тем,что описал автор, когда превращаются в трёп. А это происходит из-за,мягко говоря, плохой организации. Не будет никакого переливания из пустого в порожнее, если четко определить цели, правила и время, а потом придерживаться их. Но это задача руководителя и/или ответственного за созвон (в зависимости от уровня мита).


  1. nav68
    13.12.2024 14:12

    Ценность "планерок" и "летучек" была во времена бурной индустриализации и полном отсутствии связи и информатизации. Это было лет 60 назад. Зачем сейчас, во времена мессенджеров и ERP - проводить совещания?


  1. kspshnik
    13.12.2024 14:12

    Любую, даже самую элементарную, задачу можно сделать невыполнимой, если провести достаточное количество совещаний ©


  1. VZ1
    13.12.2024 14:12

    1. Менеджер готовиться к совещанию, собирая предварительную информацию,

    2. Менеджер собирает совещание, рассказывает об общем прогрессе и дает его оценку,

    3. Менеджер ставит задачи на неделю/день, справедливо и равномерно распределяя нагрузку и устанавливая форму отчетности,

    4. В течение недели/дня менеджер контролирует выполнение задач посредством установленной формы отчетности,

    5. По достижению поставленных целей менеджер организует тимбилдинг мероприятие с целью поддержания командного духа.

    Менеджер не должен сбрасывать эту функцию на своих подчиненных, заставлять их публично отчитываться, спрашивать у них — что же ему теперь делать. Это если мы говорим о регулярных рабочих собраниях, а не о мозговых штормах, одноранговых совещаниях руководителей отделов или образовательных мероприятиях.


  1. nnstepan
    13.12.2024 14:12

    Созваниваться надо один раз в неделю, если есть необходимость то чаще.


  1. TurboKiller13337
    13.12.2024 14:12

    Как же вы уже достали со своим нытьем.

    Залог успеха в любом деле - коммуникация.

    А эти антисозвонщики, со своими антисозвонными статьями посадили целый пласт уродов саботирующих работу. Да, вы саботеры и вредители. Жаль что у вас есть слово.


  1. akselmot
    13.12.2024 14:12

    Мне на созвонах интересно послушать, что коллеги рассказывают. Но это в геймдеве, где там на созвоне движкари, геймдизы, технические художники, люди сильно разных специальностей. Мне как художнику это послушать обычно интересно 40 минут раз в неделю. Я не менеджер, честное пионерское.