Привет, люди будущего! Это Дарья Фролова из команды спецпроектов МТС Диджитал. Принесла новый пост в формате «назад в прошлое»: сегодня поговорим о монорельсах и канатках для доставки кэша.

В конце XIX века, во время бума розничной торговли, владельцы магазинов столкнулись с проблемами: кражами на кассах, случаями хищений со стороны сотрудников, а еще покупателям приходилось долго ждать расчета или сдачи — разумеется, это вызывало недовольства. Чтобы оставаться на плаву, владельцам магазинов нужно было найти безопасный и удобный способ перемещения денег по магазину.

Решением стал сначала подвесной монорельс, а потом канатная почта. Это система из проводов, пружин, растяжек и рельсов, которая позволяла быстро отправлять деньги от продавцов к кассирам и обратно. Сложно, но эффективно. О ней сегодня и поговорим.

Зачем придумали эту систему

Многие годы деньги в крупных магазинах доставляли в общую кассу с помощью курьеров. Продавцы звонили в колокольчики или кричали «Кассир!», чтобы вызвать «кассовых мальчиков» и «кассовых девочек». Те забирали деньги клиентов, бежали к кассовому пункту, получали сдачу и возвращались обратно. Это было не слишком удобно: ребята метались между покупателями и витринами, возникала толкучка, можно было упасть и получить травму. Были и другие сложности — например, воровство налички в процессе передачи. Воришки могли выхватить деньги из рук детей, да и сами «курьеры» не всегда были чисты на руку.

Уильям Стикни Ламсон, торговец тканями из Лоуэлла, штат Массачусетс, был одним из первых, кто попытался автоматизировать этот денежный поток. В конце 1870-х он экспериментировал с передачей налички, завернутой в носовые платки. Сотрудники бросали их друг другу до кассы. Это было, конечно, странно и тоже не особо эффективно — далеко не у всех моторика и реакция на уровне Майкла Джордана. А потом создал гораздо более продвинутую систему, которая стала чрезвычайно популярной у бизнеса.

Как появилась «дорога для денег»

Шар Ламсона для передачи денег, каталог 1912 года
Шар Ламсона для передачи денег, каталог 1912 года

Ламсон изобрел систему, основой которой были полые деревянные шары. Деньги помещались в них, а они уже катились по наклонным рельсам, установленным за полками. Конечная станция — касса. Покупатели находили это удобным и новаторским (не забываем про «вау-эффект»), поэтому вскоре и другие розничные торговцы начали использовать такую систему.

Прилавок с хорошо видимыми рельсами под потолком
Прилавок с хорошо видимыми рельсами под потолком

Система кассовых шаров работала достаточно хорошо, но рельсы были громоздкими, а внутреннее устройство некоторых магазинов не позволяло соединять все отделы наклонными дорожками.

Здесь пришла на помощь другая система. 15 июля 1875 года предприниматель из США Дэвид Браун получил патент на «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов». Система представляла собой корзинки, подвешенные к веревочной карусели. Полученные за товар деньги продавец отправлял в корзине кассиру, а тот возвращал сдачу и чек. Кассир сидел в центре «паутины», по нитям которой к нему стекалась наличность из разных отделов.

Ламсон выкупил права на это изобретение, усовершенствовал его и добился коммерческого успеха своего предприятия. В 1882 году он основал в Бостоне компанию Cash Carrier Company. Она занялась массовым выпуском устройств по доставке денег на базе этой технологии.

К концу 1880-х продавцы отправляли деньги в небольших деревянных емкостях или корзинах. Оснащенные шарнирной системой, те передвигались по натянутому проводу от прилавка к кассовому пункту, который обычно представлял собой клетку в центре магазина. Натягивая специальный шнур или нажимая на рычаг, продавцы могли отправлять емкости по проводу, а те достигали пункта назначения за считанные секунды. Кассир возвращал сдачу и квитанцию тем же образом.

В особо загруженные дни кассирам требовались недюжинная ловкость и выдержка, чтобы справляться с непрерывным потоком емкостей из разных отделов. Продавцы иногда забавлялись и подшучивали над кассирами, кладя в емкости живых мышей или мертвых пауков. Житие было тяжкое — вы же помните этот мем, правда?

Тем же способом передавались записочки между парочками и сплетни между сотрудниками.

Железная дорога для денег становится популярной

К середине 1890-х годов компания Cash Carrier Уильяма Ламсона стала международной, обслуживая розничных торговцев в Великобритании, Британском содружестве, США и Канаде. Неудивительно, что у Ламсона появились конкуренты. Они патентовали похожие системы и пытались пробиться на быстро развивающийся рынок «кассовых деньгоперевозок».

С развитием спроса системы становились все более масштабными, сложными и эффективными. Одна из популярных инноваций — доставка с электрическим двигателем. Он приводил в движение серию канатов, по которым кассовые контейнеры могли перемещаться в любом направлении. Здесь уже передавали и товары, не только кэш.

Согласно рекламному проспекту 1906 года, «быстро движущийся и бесшумный канат подхватывает небольшие стальные коробки и скользит с ними по рельсам, вверх, вниз, за углы, через перегородки, полы и стены к пункту назначения, где они автоматически останавливаются у рук кассира или продавца».

Другие системы, известные как Parcel Carriers, использовали корзины, которые можно было поднимать и опускать по проводам с помощью шкивов. Покупатели могли наблюдать, как их покупки отправляются по «воздушной дороге», и через несколько минут получать их завернутыми обратно. В крупных универмагах системы использовались для доставки товаров от прилавка до отдела упаковки. А оттуда их отправляли покупателям на дом.

Все дороги ведут в кассу
Все дороги ведут в кассу

Системы разных компаний, Lamson Rapid Wire, Dart Cash Carrier, Baldwin Flyer, стали неотъемлемой частью дизайна розничных магазинов начала XX века. Самые сложные из них напоминали аттракционы, когда деньги и товары стремительно передвигались по открытым пространствам, лихо заворачивали за углы, и скользили вверх и вниз по наклонным проводам.

Денежные дороги стали частью культурной жизни: писатели и драматурги использовали их для создания атмосферы в произведениях о крупных магазинах. Например, Джелетт Берджесс в своей книге 1906 года «Младшая сестра судьбы» писал: «Сквозь все это скопище шла радиальная сеть проводов, сходившихся у кассового окна. По этим воздушным дорогам носились контейнеры, останавливаясь со щелчком над головой кассира, ожидая, пока он выдаст сдачу и отправит их обратно».

Стоит вспомнить, что денежные дороги часто появлялись в немом кино, например, в фильмах «Контролер универмага» (The Floorwalker) 1916 года с Чарли Чаплином и «Мальчик-мясник» 1917 года с «Толстяком» Арбаклом и Бастером Китоном.

Кассовая система в Up-To-Date Store, музей в Австралии (Фото: Bidgee/WikiCommons CC BY-SA 3.0)
Кассовая система в Up-To-Date Store, музей в Австралии (Фото: Bidgee/WikiCommons CC BY-SA 3.0)

Для детей, рожденных в начале века, наблюдать за движением денег и товаров над головами было увлекательной частью похода в магазин. Иногда им даже позволяли тянуть за трос — для маленьких покупателей это стало особым ритуалом. Дома детишки строили собственные денежные дороги из конструктора Meccano и Erector, а некоторые получали в подарок игрушечные кассовые системы.

Ничто не вечно под Луной

Все эти канатные системы устарели с появлением новых технологий. Автоматические кассовые аппараты обеспечили безопасность, а пневматическая трубопроводная система стала более быстрым и удобным способом доставки товаров, документов и денег в помещениях и между ними.

Дилан Томас выразил ностальгические чувства к «денежной дороге» в своей радиопьесе «Под сенью молочного леса» (1954): «Я — торговец, безумный от любви. Я люблю тебя больше, чем все фланелевые и ситцевые ткани, свечной фитиль, батист, грубое полотно и мериносовую шерсть, тюссор, кретон, крепон, муслин, поплин, тик и саржу во всех текстильных рядах мира. Я пришел, чтобы увезти тебя в мой магазин на холме, где сдача звенит на проводах».

Сегодня большинство работающих кассовых систем находится в музеях, но несколько магазинов все еще поддерживают их в рабочем состоянии. Одна из них все еще работает в магазине Stout’s Shoes в Индианаполисе. Когда совладельца спросили, почему они до сих пор используют систему Baldwin Flyer, которой уже 117 лет, он ответил: «Потому что каждый день можно видеть, как взрослый покупатель приходит с ребенком и показывает ему эту систему в качестве технологического чуда прошлых лет».

Хотя денежные железные дороги ушли из обихода, их наследие живет в памяти людей и истории розничной торговли. Эти системы не только обеспечивали безопасность передачи денег и эффективную доставку, но и добавляли элемент интерактивности в процесс шопинга. Сегодня они напоминают нам о временах, когда инновации и креативность играли ключевую роль в развитии торговли и обслуживания клиентов.

Что еще почитать по теме:

Комментарии (3)


  1. CitizenOfDreams
    11.11.2024 09:37

    Для человека из XX века это выглядит как безумие - возить деньги по магазину канатной дорогой вместо того, чтобы покупателю самому подойти к кассе. Интересно, а какие современные практики шоппинга будут казаться нелепыми через сотню лет? Ну, помимо "вам что-нибудь подсказать?", которое уже сейчас всем надоело.


  1. printprn
    11.11.2024 09:37

    говорю лет20назад кассиру окей что прикольно у вас пневмопочта от pos-касс до инкассациии/centralкассa а мне в ответ что постоянно в трубе что-то застревает да мы сэкономленое время тратим чтобы палками пробить затор - я так и не смог представить этот процесс тк там трубы в 5+ м от пола


  1. NickDoom
    11.11.2024 09:37

    Оффну немного — тут я что-то призадумался про «человеческий» монорельс, и было мне видение пришла мысль, что с его помощью можно довольно лихо разрешить вечную дилемму «пассажиры едут 100 км/ч или песок и щебень должны летать 300 км/ч».

    Делаем плоскую длинную «сколопендру», в которую кое-как помещаются сидячие места, которая еле-еле дотягивается колёсами от рельса до рельса (она ещё и узкая). Сверху «сколопендра» имеет монорельсовую подвеску.

    От города оно отъезжает среди прочих поездов, смеша пассажиров пригородных электричек своей идущей примерно на уровне платформ крышей, а выбравшись из особо густо стоящей каши мостов — вкатывается в айти на монорельс, болтающийся над подушкой где-то посередине между одним и вторым рельсовым полотном (ага, одноколейка, и с тех же столбов можно и подвесы для проводов сделать). Там эта штука втапливает какие-нибудь безумные четыреста, долетая мухой от области до области.

    Спустившись там с небес на землю, она по обычным рельсам возвращается в общий поток, а машинист встречного направления, увидев идущую навстречу «сколопендру», знает, что путь открыт и безопасен (железнодорожная сигнализация железнодорожной сигнализацией, а визуальный контроль никогда не помешает, если по одной железке что-то в разных направлениях летит со скоростью гиперлупа).

    Чтобы путь не стоил как цельнозолотой — конструкция максимально лёгкая в пересчёте на метр длины, но зато максимально длинная.


    1. Mingun
      11.11.2024 09:37

      Почему-то представляются люльки из Half-Life 2