Руанда. Что приходит вам на ум, когда вы слышите название этой маленькой африканской страны? Наверняка геноцид 1994 года — одно из самых страшных злодеяний второй половины прошлого века. 

Но для миллионов африканцев судьба Руанды вызывает огромную зависть. Этой стране удалось построить крайне эффективную для региона экономику, которая по многим ключевым показателям — от рейтинга Doing Business и индекса восприятия коррупции до прироста ВВП и представленности женщин в политике лидирует как минимум в Африке, а порой и обгоняет восточноевропейские страны. Рассказываем о парадоксальном пути развития Руанды. 

Руанда накануне геноцида

Кратко напомним, почему произошел геноцид — без этого в современности Руанды не разобраться. В данной стране живет две основные группы — тутси (14% населения) и хуту (85%), которые говорят на одном языке . Раньше они были сословиями или кастами, а не этническими группами — первые скотоводами и воинами, а вторые земледельцами. 

Немецкие, а потом бельгийские колонисты следовали политике «разделяй и властвуй» — повышали социальный статус тутси, при этом пропагандируя идеи об их расовом превосходстве и большей генетической близости к европейцам. Тем самым колонизаторы до неузнаваемости исказили структуру руандийского общества.  

В независимой Руанде усвоили это разделение и записали его в паспорта. В 1962 году к власти пришли политики-хуту, которые дискриминировали тутси — эдакая диктатура пролетариата-хуту против старорежимных буржуев тутси. Многие тутси бежали в соседние страны, где создавали партизанские движения и партии в изгнании. 

В 1990 году идея истребления тутси стала почти государственной идеологией. Массовое насилие началось в апреле 1994 года, когда погиб президент Хабьяримана — его самолет кто-то сбил. В этом обвинили повстанцев-тутси (вероятно, так оно и было). Часть силовиков-хуту захватила власть, убила умеренных политиков и начала массовые истребления.

За три месяца геноцида убили 500-800 тыс тутси (население Руанды составляло 10 млн), до ¼ всех тутси. Мировое сообщество не сделало ничего, чтобы остановить его. Зато в наступление перешел Руандийский патриотический фронт (РПФ)  — организация, зародившаяся в лагерях беженцев-тутси в Уганде. В июле РПФ вошел в столицу Руанды — Кигали. 

РПФ стал партией и правит в Руанде и по сей день. Первым президентом после геноцида стал хуту Пастер Бизимунгу, который во главе правительства национального единства руководил страной до 2000 года. Он стал консенсусной кандидатурой — умеренным членом предыдущей элиты, перешедшим на сторону РПФ. 

Но реальным руководителем страны стал лидер РПФ, который повел отряды тутси возвращать себе родину — 67-летний Поль Кагаме. В 2000 году он стал президентом Руанды и остается им и по сей день. 

Поль Кагаме (в синем кепи) и солдаты РПФ в 1994 году. Источник: Newsweek/Joel Stettenheim/Corbis
Поль Кагаме (в синем кепи) и солдаты РПФ в 1994 году. Источник: Newsweek/Joel Stettenheim/Corbis

Сразу после

После геноцида в Руанде были разрушены многие бизнесы и объекты инфраструктуры, происходили постоянные перемещения групп населения через границу. Около 20% от числа жителей страны находились под стражей — они умирали оттого, что не могли даже присесть в камерах. ВВП по итогам геноцида сократился на 40%. 

РПФ не стала устраивать акций возмездия против хуту — одним из первых указов новые власти запретили смертную казнь и провозгласили политику терпимости. Внесудебные убийства хуту все же происходили — иногда срывались солдаты, видевшие последствия геноцида, а иногда такие приказы отдавали и офицеры.

Было создано правительство национального примирения, где большинство министров были умеренные хуту — но неизменно с замами из РПФ. Новые власти запустили преобразования, которые изменили саму суть руандийской нации.

РПФ начала пропаганду «национального примирения», в которой призывала отказаться руандийцев от деления на тутси и хуту, и воспринимать себя как единую нацию — баньяруанда. 

И это сработало. В 1997 году в Руанду проникла группа боевиков хуту. Они напали на школу, где сказали 17 девочкам разделиться на тутси и хуту. Но школьники сказали, что все они — баньяруанда. Боевики расстреляли 14 из них. 

Участников геноцида, недавних заключенных, а затем и всех или большинство выпускников школ и вузов стали помещать в «лагеря солидарности» — там они зубрили истины новой идеологии, параллельно трудясь над исправлением последствий насилия в тюремно-армейских условиях. 

Дела о геноциде рассматривали «народные трибуналы» гачача, вдохновленные руандийскими традициями. Дела участников геноцида рассматривали публичные суды, которые возглавляли местные старейшины. На заседаниях присутствовали все или большинство членов местного сообщества, например, деревни. 

Трибунал гачача. Источник: This is Africa
Трибунал гачача. Источник: This is Africa

Сперва преступник брал на себя ответственность за свои действия и извинялся. Затем все жертвы или выжившие имели возможность задать ему вопросы и обсудить его поступок. Вердикт принимало сообщество.

Через гачача прошло 2 млн человек — 65% приговоров были обвинительными. Иногда участников геноцида приговаривали к общественным работам на благо сообщества. Но в других случаях людей отправляли в тюрьму. 

За рубежом системой гачача и восхищались, и критиковали ее — например за то, что обвиняемому даже не предоставляли адвоката. Но с ее благотворным эффектом не поспоришь — сегодня бывшие тутси и хуту мирно живут и трудятся бок о бок, считая себя членами одной нации. А Кагаме за такие глубокие и молниеносные преобразования национального духа сравнивают с Кемалем Ататюрком. 

Рецепт экономического возрождения

Реформаторы Руанды сознательно ориентировались на «азиатских тигров». Подражая их лидерам, Кагаме провозгласил себя «CEO Руанды», цель которого — сделать страну экономически успешной и конкурентной. 

Преобразования начались с того, что Кагаме объявил войну коррупции. Он обязал чиновников сдавать декларации о доходах, и безжалостно увольнял и публично позорил коррупционеров. 

Впрочем, как видного борца с коррупцией Кагаме прославила на всю Африку другая мера, которая нам покажется скорее популистской игрой на публику  — рейды, во время которых полицейские останавливали все дорогие машины, и инициировали конфискацию, если оказывалось, что ей владеет госслужащий. 

Антикоррупционная политика, во многом движимая личной инициативой самого президента, безжалостного к взяточникам, оказалась успешной — в индексе восприятия коррупции одного авторитетного, но нежелательного в России международного НКО, у Руанды лучшие показатели в материковой Африке, сравнимые с Кипром, Польшей и Словакией. 

Еще одна проблема, решенная во многом благодаря личным качествам Кагаме — безопасность. В 1990-х в Руанду забредали вооруженные банды из ДРК и других соседних стран. Профессиональная, большая и лояльная Кагаме руандийская армия оккупировала около трети территории ДРК, свергла враждебный режим и расправилась с боевиками. 

В то же время силовики обеспечили безопасность в самой стране. Порой драконовскими методами — в первую очередь через сеть доносчиков, которые сообщали властям как о криминале, так и о политической нелояльности. Это прозвучит иначе, если вспомнить о том, что значительную часть оппонентов Кагаме составляли непокоренные сторонники окончательного решения вопроса тутси. 

Обеспечив базовую безопасность и запугав коррупционеров, правительство перешло к формированию экономической программы. В начале 2000-х руандийское правительство наняло бостонскую консалтинговую компанию Monitor Group, которая среди прочего занималась разработкой стратегий развития для африканских стран. Кагаме и консультанты сошлись в главном — страна не должна попадать в зависимость от зарубежной помощи и международных кредитов. 

На первых порах данная помощь была в основном гуманитарной. Но затем руандийское правительство стало запрашивать помощь технологиями, экспертизой и инвестициями, прежде всего в трех сферах — здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве. И хотя объемы ее были очень большими — в 2011 году международная помощь составила 20% ВВП, использована она была с невиданной для Африки эффективностью, что признают многие исследователи. 

Главной силой экономических преобразований в Руанде стало государство — других ресурсных акторов в стране просто не было. С одной стороны, оно инвестировало в необходимые отрасли и инфраструктуру (госинвестиции составляли более 50% всех инвестиций в 2000-х и 2010-х), а с другой — обеспечило закон и порядок, а также волевыми шагами повысило собственную эффективность, искоренив коррупцию. 

В долгосрочной перспективе реформы целились в децентрализацию и снижение роли государства, которое можно будет допустить, когда в стране будет сформирован эффективный и правовой капитализм (до этого дело пока не дошло), а также в смену государственных инвестиций иностранными (это реализовано сполна). 

Госинвестиции сосредоточились на инфраструктуре. Правительство начало активно строить дороги, больницы, оросительные системы, провело через всю страну интернет-кабель, а также модернизировало аэропорт и создало национального перевозчика RwandAir. В стране появилась всеобщая система здравоохранения, а расходы на медицину составляют более 6% ВВП — очень высокий показатель для развивающейся страны. 

Результаты оказались впечатляющими — темпы роста ВВП до ковида составляли около 7% в год. С 1994 по 2023 ВВП вырос в 18 раз, а объемы экспорта — на 70%. Страна добилась выдающихся результатов в снижении детской смертности, повышении продолжительности жизни, доступа к медицине и образованию. В стране с нуля появились целые отрасли экономики — промышленность, современные банкинг и телеком, сфера услуг и туризм. А еще Руанду считают самой безопасной в субсахарской Африке — уровень убийств там в два раза ниже, чем в США. 

Ожидаемая продолжительность жизни в Руанде всего на 2,5, лет ниже российской. Источник: ВОЗ
Ожидаемая продолжительность жизни в Руанде всего на 2,5, лет ниже российской. Источник: ВОЗ

С середины 2000-х годов основной рост руандийской экономики приходится на сектор услуг, в который постепенно перемещается излишняя рабочая сила из сельского хозяйства. В стране развивается телеком, банкинг, туризм, на который сейчас приходится уже 11% ВВП (местные достопримечательности — потрясающая природа и большинство оставшихся на планете диких горных горилл). И лишь недавно в стране начала активно развиваться мелкая и средняя промышленность — в основном на китайские инвестиции. 

Традиционные KPI и дареные коровы

Любопытная черта руандийской модернизации — превращение национальных традиций в институты, работающие на эффективность госуправления и рост благосостояния. Такая практика не только помогает создать понятные обществу менеджерские инструменты, но и напоминает туту и хутси об общности их традиций. Первым таким институтом стали народные трибуналы гачача.

Древние руандийские воины участвовали в ритуале имихо — клялись перед старейшинами своего сообщества добиться тех или иных целей. Невыполнение считалось бесчестьем. В постгеноцидной Руанде из имихо сделали что-то вроде KPI. Каждый год руководители органов власти всех уровней ставят себе такие цели, рассказывают о них гражданам и берут на себя ответственность их выполнить перед президентом. 

Символ процветания и благосостояния в Руанде — корова. Здесь принято дарить скот на большие праздники, или чтобы показать свое расположение. В 2006 году правительство запустило программу гиринка, что переводится как «пускай у тебя будет корова». Бедные семьи получали от государства корову бесплатно, но первого родившегося теленка они обязались передать другой неимущей семье. Программа оказалась очень эффективной в борьбе с крайней бедностью, причем работала еще и на уровне социальной иерархии — владение хотя бы одной коровой резко повышает социальный статус руандийца. 

Еще одной традицией, превращенный в национальный институт, стала умуганда — что-то вроде всеобщего обязательного субботника, во время которого все руандийцы убирают улицы, ремонтируют школы, помогают строить дороги и мосты, и так далее. Умуганда проводится каждую субботу с 8 до 11 утра. 

Руандийцы на умуганде. Источник: The Great Wildebeest Migration
Руандийцы на умуганде. Источник: The Great Wildebeest Migration

Кофейные реформы 

Пожалуй, самая нетипичная часть руандийских реформ — аграрные реформы, в фокусе которых оказались кофейные фермеры. 

Руанда — очень аграрная страна, в этом секторе занято 80% населения. При этом сельское хозяйство в стране ориентировано на экспорт и может быть высокодоходным — на местных холмах исключительные условия для выращивания кофе, а также чая. 

Сажать кофейные деревья в Руанде начали еще бельгийцы в 1930-х — они использовали экстенсивные методы хозяйствования. Их унаследовала и независимая Руанда, где кофейную индустрию контролировало государство. Оно выкупало кофе у общин и фермеров, которые выращивали его самостоятельно. Ставка была на объем, а не качество, индустрия была низкомаржинальной. 

Обработка кофе в Руанде. Источник: Mercanta
Обработка кофе в Руанде. Источник: Mercanta

К 1990-м годам кофе составлял 80% экспорта Руанды. Страна неплохо зарабатывала на нем вплоть до 1989 года, когда Бразилия в одностороннем порядке вышла из Международного соглашения о кофе 1962 года — оно было чем-то вроде кофейного ОПЕК и позволяло странам-производителям договариваться о ценах и держать их сравнительно высокими. 

За пять лет цена на кофе упала более чем на 50%, что привело к снижению доходов руандийских фермеров (подавляющее большинство — хуту). Затем все развивалось как в Веймарской Германии — разочарование падением уровня жизни привело к популярности насильственных идей. Тутси стали козлом отпущения. А дальше вы помните, что было.

Реформируя кофейную промышленность, Кагаме попытался увести ее от примитивных практик к качественной модели, ориентированной на создание большей добавленной стоимости. 

В 2002 году была разработана Национальная кофейная стратегия (NCS), в которой правительство предложило позиционировать Руанду как страну-производителя премиального кофе.

В 2004 году в стране приватизировали сельскохозяйственную землю. Появился класс мелких фермеров-собственников. Чтобы обеспечить им доступ к инфраструктуре для обработки кофе, правительство стало поощрять их жить деревнями — раньше руандийские фермы жили больше небольшими хуторами. 

Государственная система закупки кофе была отменена — вместо нее на рынок пустили частников. При этом правительство инвестировало в создание станций для мытья кофе — это ключевой этап обработки, от которого зависит качество зерна, и который мелким фермерам невозможно организовать самостоятельно. Первую такую станцию построили на деньги USAID. 

Вокруг станций мытья кофе организовались сельские кооперативы — у их участников появилась мотивация повышать качество зерна, чтобы продавать его дороже. 

Международную помощь также потратили на кофейных специалистов, которые обучили руандийцев прогрессивным технологиям выращивания и обработки кофе, которые позволили продавать его гораздо дороже. 

Станция для мытья кофе. Источник: sweet Maria’s coffee library
Станция для мытья кофе. Источник: sweet Maria’s coffee library

В 2002 году руандийские фермеры начали участвовать в Fairtrade — это международная инициатива прозрачных закупок, гарантирующая конечному потребителю, что работник каждого этапа производства кофе получает справедливую оплату, и что его трудовые права не нарушаются. 

Сложилась эффективная система, в которой высокие доходы от кофе оседают не в карманах элит, а достаются простым фермерам. Сегодня кофе в Руанде выращивают 400 000 фермеров и их семьи. Многие из них удвоили доходы всего за несколько лет после реформ — хотя из-за фокуса на качестве объем экспортируемого кофе упал в полтора раза. 

Экономические дивиденды от кофейных преобразований руандийское правительство направило в диверсификацию экономики. Например в чай, который начали выращивать в Руанде еще в 1960-х, но настоящий толчок эта индустрия получила лишь в конце 2000-х. 

Структура экспорта Руанды в 2022 году. Источник: OEC
Структура экспорта Руанды в 2022 году. Источник: OEC

Сейчас доля кофе в экспорте составляет не 80%, а как в 1990-х, а всего 6%, еще 4% приходится на чай. А 30% экспорта составляет золото, которое начали добывать в стране при Кагаме. На озере Киву скоро начнут добывать и газ. 

Так ли идеальна Руанда? 

Страна сравнительно недавно вступила на путь развития, причем с очень низкого старта — поэтому нерешенных проблем еще очень много. Несмотря на уверенный рост и безопасность, Руанда все еще входит в список наименее развитых стран мира. Электричество есть примерно у 50% населения. Примерно столько же живут за чертой бедности. 

В стране высокое неравенство даже по африканским меркам — 20% богатейших граждан получают 50% доходов, а 20% беднейших — лишь 6%. ⅔ населения заняты в неформальном секторе экономики. При этом правительство часто обвиняют в фальсификации статистики по бедности. 

Население с 2000 года выросло на 75% — не только из-за естественного прироста, но во-многом из-за вернувшихся из соседних стран беженцев. Впрочем, эксперты в один голос прогнозируют Руанде продолжительный рост. 

Низовая коррупция и самые вопиющие африканские дикости в управлении в Руанде искоренены. Но это не мешает процветать фаворитизму на высшем уровне. Правящая партия РПФ имеет собственную холдинговую компанию, которая владеет огромным количеством бизнесов по всей стране. Ее главный конкурент — другая холдинговая компания, связанная с Минобороны. В общем, образ организации предприятий, хорошо понятный на постсоветском пространстве.

Еще одна важная проблема — гражданские свободы. Режимом Кагаме восхищаются многие экономисты и исследователи госуправления, но международные правозащитные организации его на дух не переносят. 

Президента Руанды критикуют за авторитаризм. Он правит уже четыре срока подряд, стабильно получая на выборах от 95% до 99% голосов. В 2015 году он поменял конституцию (разработанную им же в 2003 году), продлив себе возможность править до 2034 года. 

Реальной оппозиции в стране нет, режим Кагаме обвиняют в запугивании политических оппонентов. С критикой властей борются как с попытками подорвать национальное единство. Президент с одинаковым размахом избавляется и от высших чиновников-коррупционеров, и от тех, кто перешел ему дорогу. Так, предшественник Кагаме — Пастер Бизимунгу, с которым тот плохо ладил, уже в 2004 году угодил в тюрьму на 15 лет по вероятнее всего сфабрикованному делу. 

Даже те эксперты, что крайне позитивно оценивают результаты экономических и национальных преобразований Кагаме, называют его государство полицейским. И это притом, что в начале правления он обещал в 2010-х годах начать децентрализацию власти. 

Свойство таких замкнутых на одной персоне режимов — переживать нестабильность и турбулентность, когда лидер уходит. Некоторые исследователи считают, что вся легитимность руандийских властей держится вовсе не на выборах и других процедурах, а на том, что Кагаме и его партия остановили геноцид и обеспечили стране процветание. Кто знает, что ждет Руанду, когда срок жизни ее спасителя подойдет к концу.

Более подробно про IT-сектор мы расскажем в следующем материале.

Автор: Александр Артамонов

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Регистрация программы для ЭВМ

Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах

Комментарии (27)


  1. T968
    02.12.2024 11:47

    А как там дела обстоят с IT

    Компьютеры есть?


    1. Germanets
      02.12.2024 11:47

      Электричества у 50% населения нет.. Так что с компьютерами всё не очень хорошо, даже если они есть..


      1. JediPhilosopher
        02.12.2024 11:47

        Зависимость не всегда настолько прямая. Например в той же Нигерии ситуация с нищетой схожая (хоть и получше), но почти у всех был кнопочный телефон (а сейчас уже и смартфон), и в стране были очень развиты разного рода системы быстрых переводов денег и электронных кошельков. И все связанное с ними ИТ, в котором я одно время работал. И мне это нехило шаблон рвало, что население нищее и даже местами неграмоное, а мобильные платежи развиты лучше чем в РФ (это было начало 10-х, до СБП оставалось еще много лет).


  1. Radisto
    02.12.2024 11:47

    А 30% экспорта составляет золото, которое начали добывать в стране при Кагаме.

    Похоже, что на этом и базируются достижения

    Население с 2000 года выросло на 75% — не только из-за естественного прироста

    А это (колоссальная перенаселенность в глубоко аграрном обществе, живущем натуральным хозяйством) в недавнем прошлом было основной предпосылкой к геноциду


  1. onthefly
    02.12.2024 11:47

    Следующие утверждения о кастовости и роли колонизаторов не выглядят корректными и требуют уточнения:

    Раньше они были сословиями или кастами, а не этническими группами — первые скотоводами и воинами, а вторые земледельцами. 

    Немецкие, а потом бельгийские колонисты следовали политике «разделяй и властвуй» — повышали социальный статус тутси, при этом пропагандируя идеи об их расовом превосходстве и большей генетической близости к европейцам. Тем самым колонизаторы до неузнаваемости исказили структуру руандийского общества.  

    Тутси и хуту являются этносами только в качестве групп, идентифицирующих друг друга на основе предполагаемого различия своего происхождения (даже в расовом отношении). Каково бы ни было подлинное расовое и этническое происхождение «тутси» и «хуту»¹, в XIX в. и те и другие говорили на общем языке, имели общие традиции и культ, жили в одних и тех же общинах («холмах»), вступали между собой в браки и брали одни и те же имена².

    По сути дела, в тот период тутси и хуту являлись профессиональными категориями: первые были преимущественно скотоводами и воинами, вторые — земледельцами и жрецами³.

    При этом, во-первых, руандийское общество не представляло собой жесткую социальную систему и ни в коей мере не могло рассматриваться как «кастовое общество»; оно характеризовалось относительной социальной мобильностью, и был возможен переход из одной социальной категории в другую — kwihutura («перестать быть хуту»)⁴.

    Во-вторых, клановые различия в руандийском обществе в XIX в. оставались гораздо более значимыми, чем профессиональные⁵.

    В-третьих, содержание понятия «тутси» и «хуту» варьировалось по регионам и менялось со временем⁶. И, наконец, даже придворная элита не была этнически однородной: в окружении короля были не только тутси, но и несколько хуту.

    Важным моментом в трансформации прежних чисто профессиональных различий между тутси и хуту в более жестко иерархизированную систему отношений стала централизация руандийского королевства во второй половине XIX в. при короле Кигели IV (1860–1895)⁷.

    ________

    ¹ Наиболее дискуссионным остается вопрос о происхождении тутси. См.: Ben  Hammouda H. Burundi. Histoire économique et politique d'un conflit. Paris, 1995. P. 21–22. В целом см.: Arianoff A. d’. Origines des clans hamites au Ruanda // Zaïre. Vol. 5. 1951. No. 1. P. 45–54; Kagame A. Les organisations socio-familiales de l’ancien Rwanda. Bruxelles, 1954. P. 39–60; Vansina J. L'évolution du royaume Rwanda des origines à 1900. Bruxelles, 1962.

    ² См. об этом: Des Forges A. «Leave None to Tell the Story»: Genocide in Rwanda. New York, 1999. P. 31–34; Destexhe A. Rwanda and Genocide in the Twentieth Century. London, 1995. P. 36; Prunier G. The Rwanda Crisis... P. 3; Rennie  J.K The precolonial kingdom of Rwanda: A reinterpretation // TransAfrican Journal of History. Vol. 2. 1972. No. 2. P. 11–53.

    ³ Так, в своей последней работе Ян Вансина связывает происхождение различий с традиционной хозяйственной ориентацией тутси на скотоводство, а хуту на земледелие и с той ролью, которую скотоводство сыграло в процессе концентрации власти и политической централизации. См.: Vansina  J. Antecedents to Modern Rwanda: The Nyiginya Kingdom. Madison (WI), 2004. См. также: Des Forges A. Op. cit. P. 31–32; Newbury C. The cohesion of oppression. Clientship and ethnicity in Rwanda 1860–1960. New York, 1988. P. 12.

    ⁴ См.: Gahama J. Le Burundi sous administration belge. La période du mandat 1919–1939. Paris, 1983. P. 288; Newbury C. The cohesion... P. 12–13 Shyaka A. The Rwandan Conflict. Origin, Development, Exit Strategies. Kigali, 2005. P. 11.

    ⁵ Hertefelt M. d'. Les clans du Rwanda ancien: Eléments d'ethnosociologie et d'ethno histoire. Tervuren, 1971. P. 49–71; Newbury D. The clans of Rwanda: An historical hypothesis // Africa. Vol. 50. No. 4. 1980. P. 389–403; Newbury C. Ethnicity in Rwanda: The case of Kinyaga // International African Institute. Vol. 48. No. 1. 1978. P. 17–29.

    ⁶ Newbury D. Kings and Clans: Ijwi Island (Zaïre) c. 1780–1840. Madison (WI), 1979; Newbery C. The cohesion... P. 10–11.

    ⁷ См.: Des Forges A. Op. cit. P. 32–33.

    На эту тему советую почитать вышедшую в этом году книгу И. В. Кривушина Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г.


  1. event1
    02.12.2024 11:47

    Вспоминается старый анекдот

    — Как вы стали миллионером?
    — Когда мне было 15 лет, я нашёл мешок кофе яблоко, помыл его и продал за 100 рублей. На эти деньги я купил два яблока, помыл их и продал за 200. На эти деньги купил 4, помыл и продал за 400...
    — А потом?
    — А потом я нашел золото у озера умерла моя бабушка и оставила наследство в 10 миллионов баксов


  1. ssj100
    02.12.2024 11:47

    Кагаме и консультанты сошлись в главном — страна не должна попадать в зависимость от зарубежной помощи и международных кредитов. 

    и потом

    на деньги USAID. 

    — в основном на китайские инвестиции. 

    — уровень убийств там в два раза ниже, чем в США. 

    Может Большому Брату есть чему поучится... а то месяц назад опять выборы устроил


  1. pumm
    02.12.2024 11:47

    Надо понимать, к америкосам они очень лояльны, с этой темы и надо начинать рассуждения об экономике. " снискал всю благосклонность Запада. Его приглашали читать лекции — на секундочку, о правах человека! — в Гарвард, Йель и Оксфорд, и нахваливали видные мировые лидеры вроде Билла Клинтона, Тони Блэра и бывшего генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. "


  1. Devastator82
    02.12.2024 11:47

    Году в 2000-м отец отправился в Руанду из Москвы по какой-то программе обмена врачами. Спустя 6 месяцев приехали и мы с мамой. Впечатления на всю жизнь, хоть и прожил я там с пол года. Это был просто вообще другой мир. Было чувство, что я попал в книги о приключениях 19-го века. Слово белого человека там практически было законом. Грубо говоря, можно было подойти на улице к любому человеку, и сказать «отдавай мне свою одежду!» и он не станет спорить или возмущаться. Белый человек лучше знает! Общество, которое я наблюдал было разделено на небольшую группу белых людей и местной элиты и фактически рабов. У нас дома была прислуга состоявшая из кухарки, горничной, водителя и охранника. Стоили они все вместе около 60$ в месяц. Для меня это просто было дикостью, так в те годы врачам и воспитателям (мама) платили не очень, бывали и задержки. Чтобы как-то сводить концы с концами отец работал на двух работах. А тут слуги! При чем с вот этим вот всем витиеватым поклонением, как в фильмах про американское рабство. Справедливости ради, стоит отметить, что такое раболепие было только у простых граждан. Местная элита считала восточноевропейцев пусть и белыми, но все же в целом, себе ровней. Раболепствовали они перед американцами, англичанами и французами (это из кого я видел, возможно, были еще кто-то). Однажды услышали плачь человека, жизнь которого судя по всему закончилась. Прибежав на шум выяснили, что рыдала горничная. Она тупанула и постирала белый мамин плащ с цветными вещами. И он пошел цветными пятнами. Плащ этот стоил недорого, да и к тому же был не очень новый, так что выяснив, что это и вся беда плащ велено было выбросить. Горничная попросила забрать себе и получив разрешение буквально полезла целовать руки. Потом бегала по улице с этим плащом хвалясь всем, какая у нее добрая хозяйка. Не только не побила ее, еще и плащ подарила. Все наше время пребывания она из дому выходила только в нем. Сначала я удивлялся, а потом понял, что с вещами у них там вообще в те годы беда была. И этот плащ она могла на рынке продать больше чем за свою месячную зарплату. Вот еще пример. В Москве у меня уже был CD плеер, подаренный состоятельным дядей, но я его забыл когда поехал в Руанду. И купил на местном рынке за 20$ какой-то безымянный китайский кассетный плеер. Cd плееров у них выбор был мал, стоили они дорого да и дисков не было почти, зато кассет полно было. Охранник знал, что плеер мне не нужен и при нашем отъезде смущенно попросил отдать ему плеер в качестве зарплаты за месяц.

    До нашего приезда с мамой, отец познакомился с местным министром и тот зачем-то взял его на объезд с Кагаме и они катались командой по больницам с инспекцией, а потом был фуршет. На котором отец перекинулся с Кагаме парой вежливых фраз ни о чем. Вроде делались фото с фуршета, но нам их не предлагали. Повторюсь, отец там был случайным гостем. Но одно Кагаме открывало любые двери. Все документы мы делали по звонку нужным людям, но тут для какой-то бумажки чиновник попросил приехать лично. И чиновник этот был, что-то типа начальника управления, так как белых людей было мало и рядовые сотрудники их не обслуживали. Мы приехали и чиновник на ломаном русском объяснил, что он нам первый друг и помощник но вот вообще никак помочь не сможет. Ему очень жаль, спасибо, что заехали. Если я правильно понял, учился он в Москве и об этом периоде у него не самые приятные воспоминания. А тут увидел людей оттуда и решил им так сказать отомстить. Ни на какие уговоры и попытки решить ситуацию не шел. Тогда отец сказал от безысходности что-то типа «А вот уважаемый господин Кагаме сказал мне на фуршете, что они всячески идут на встречу иностранным специалистам!». Чиновник переменился в лице, предложил кофе и даже быстро сам сбегал за нужной нам бумажкой. Помню, что меня тогда поразило, что ему не нужны были вообще никакие доказательства знакомства или разговора с Кагаме. Хватило одного имени.

    Прожил я там около 6 месяцев, планировали дольше, но там начались какие-то заварушки в правительстве и началась какая-то нездоровая ситуация, подробностей которой я не помню. Нам настоятельно посоветовали уехать, что мы и сделали. Судьбой Руанды с тех пор не интересовался до этой статьи. Дома в общении с родителями иногда в шутку употребляем слова из местного языка (я выучил уже перед отъездом штук 30 слов, не знал, что уедем). А еще я там узнал, что бананы можно жарить (не те что у нас в обычных магазинах) и это очень вкусно.

    Спасибо автору за статью и всем дочитавшим. Жестко меня накрыло воспоминаниямт)


    1. Nvart
      02.12.2024 11:47

      Прочитал с интересом, спасибо за комментарий! Вам бы статьи писать)


    1. Flammmable
      02.12.2024 11:47

      Оформите это в заметку/статью, пожалуйста!


    1. ImagineTables
      02.12.2024 11:47

      И животнобанановодство. Я так понимаю, это «Кавендиш» жарить не рекомендуется? А у них тогда какой сорт в ходу?


  1. o5boleg
    02.12.2024 11:47

    У Погрома был интересный цикл про геноцид в Руанде.


  1. ion2
    02.12.2024 11:47

    Но реальным руководителем страны стал лидер РПФ, который повел отряды тутси возвращать себе родину — 67-летний Поль Кагаме

    Кагаме 1957 года рождения. В 2000-м ему никак не могло быть 67 лет.


    1. randomsimplenumber
      02.12.2024 11:47

      67 лет ему было в момент написания оригинального текста похоже.


  1. kuzzdra
    02.12.2024 11:47

    Вот что такое великодушный пожизненный диктатор, а не этот ваш python. /s


  1. SaX_KT
    02.12.2024 11:47

    "Более подробно про IT-сектор мы расскажем в следующем материале."

    А менее подробно было что?


  1. Javian
    02.12.2024 11:47

    Еще одной традицией, превращенный в национальный институт, стала умуганда — что-то вроде всеобщего обязательного субботника, во время которого все руандийцы убирают улицы, ремонтируют школы, помогают строить дороги и мосты, и так далее. Умуганда проводится каждую субботу с 8 до 11 утра.

    Книга вожатого. 1965.
    Книга вожатого. 1965.

    По нашему опыту этого хватает на одно-два поколения, пока родители и бабушки показывают собственным примером. Дальше будет - моя хата с краю.


    1. kuzzdra
      02.12.2024 11:47

      моя хата с краю

      С обязательными ритуалами это не работает.


      1. Javian
        02.12.2024 11:47

        Есть такой ритуал в РФ - бюджетники ходят на участки в первый день голосования :)


        1. Wijey
          02.12.2024 11:47

          бюджетники и на субботники периодически всё ещё ходят, отмазаться от которых малореально)


  1. Panzerschrek
    02.12.2024 11:47

    Доходы от продажи кофе попали в руки фермерам видимо только потому, что элиты переключились на кое-что более выгодное - добычу золота.


  1. Vytian
    02.12.2024 11:47

    Чё-то по ВВП на душу в четвёртом десятке среди стран Африки, ничем не выделяясь на фоне соседних Уганды, Танзании, Замбии, и Бурунди. И торговый баланс у них настолько отрицательный, что сразу ясно сколько там "тени", да что уж там, прямо скажем, награбленных алмазов и золота из ДРК.

    Не отрицаю резни тутси, хотя эти пассионарии, не этнос, а военно-политическая сила, -- всю центральную Африку кровью залили, и их там мало кто любит, викингов сухопутных. Впрочем, они там не единственные такие. Руанду выделяет только определенное присутствие в западной поп-культуре, и то, мода уже прошла, пожалуй. Хотя даже само деление на Уганду, Руанду и Бурунди -- спорное, если не сказать топорное. А вот непрерывная резня в соседней Катанге/Заире/ДРК последние лет тридцать, где полмиллиона человек ежегодно гибнет (хотя кто их считал) -- про это мы слышим, только когда очерной Ан, Су или Ми с русским, украинским или белорусским пилотом "разбивается" в джунглях Киву, да редкие аксакалы Патриса Лумумбу по приколу вспоминают.

    Короче все эти дискурсы про новые Филлипины, где из кровавого прошлого взошли плоды процветания, правда местами ещё немножно стреляют -- такое.


  1. Wesha
    02.12.2024 11:47

    Как Руанда построила эффективную экономику на руинах геноцида

    Прочитал как «на основе». Долго думал.


  1. RoasterToaster
    02.12.2024 11:47

    Жалко Руанду. Выпотрошат золотишко специальные "эффективные" люди, и дальше негры друг друга резать начнут. И спрашивать "а куда делось наше экономическое чудо"


  1. Feh12
    02.12.2024 11:47

    Интересно, а чего это вдруг тутсей загеноцидили вдруг?

    У этих ребят ещё в 60х годах была премилая привычка поехать в селения хутху поохотится, и отнюдь не на кроликов.

    А потом вот такие глаза, за что же.


  1. Wijey
    02.12.2024 11:47

    но и напоминает туту и хутси об общности их традиций

    к середине статьи все смешались окончательно :)