Как генеральный директор компании, осуществляющей онлайн-платежи, стал кандидатом на пост главы NASA?
Ожидаются значительные изменения в космическом агентстве Америки.
05.12.2024, Эрик Бергер, arstechnica.com
Избранный президент Дональд Трамп объявил в среду о своем намерении выдвинуть предпринимателя и коммерческого астронавта Джареда Айзекмана на пост следующего администратора NASA.
Для тех, кто не знаком с Айзекманом, который в возрасте всего 16 лет основал компанию по обработке платежей в подвале своих родителей, которая в конечном итоге стала крупным игроком в сфере онлайн-платежей, это может показаться странным выбором. Однако в космическом сообществе новость встретили с радостью, а представители политических кругов приветствовали выдвижение Айзекмана по-разному: «потрясающее», «идеальное» и «вдохновляющее».
Характерным для ответа является следующее заявление Айзека Артура, президента Национального космического общества: «Джаред — выдающаяся личность и идеальный выбор для администратора NASA. Он привнесет богатый опыт предпринимательской деятельности, а также уникальные знания в работе как с NASA, так и со SpaceX — идеальное сочетание, поскольку мы вступаем в новую эру расширенного сотрудничества между NASA и коммерческой космонавтикой».
Так кто же такой Джаред Айзекман? Почему его кандидатура приветствуется в большинстве кругов космического сообщества? И как он может встряхнуть NASA? Читайте дальше.
Познакомьтесь с Джаредом
Сейчас Айзекману 41 год, он примерно вдвое моложе нынешнего администратора NASA Билла Нельсона. Он основал несколько компаний, включая публичную Shift4 (посмотрите на цифру 4 на клавиатуре, чтобы понять значение названия - $), а также Draken International, компанию, которая готовила пилотов ВВС США.
На протяжении всей своей карьеры Айзекман демонстрировал страсть к полетам и приключениям. Около пяти лет назад он решил, что хочет полететь в космос, и купил первую коммерческую миссию на космическом корабле SpaceX Dragon. Но это была не увеселительная поездка. Некоторые из его друзей предполагали, что Айзекман пригласит их с собой. Вместо этого он взял с собой человека, пережившего рак, преподавателя естественных наук и победителя лотереи. В рамках полета эта миссия Inspiration4 собрала сотни миллионов долларов на исследования детского рака.
После этой миссии Айзекман приступил к более амбициозному проекту, который он назвал Polaris. Номинальный план состоял в том, чтобы совершить еще две миссии на Dragon, а затем стать первым человеком, который полетит на Starship компании SpaceX. Он совершил первую из этих миссий, Polaris Dawn, в сентябре и взял с собой пилота Скотта «Кидда» Потита, а также двух инженеров SpaceX, Анну Менон и Сару Джиллис. Они были первыми сотрудниками SpaceX, которые когда-либо летали на орбиту.
Миссия была характерна для цели Айзекмана расширить горизонты того, что возможно для людей в космосе. Polaris Dawn поднялся на высоту 1408,1 км в первый день, это была самая высокая миссия на околоземной орбите, когда-либо совершавшаяся, и самое дальнее путешествие людей от нашей планеты со времен Аполлона. На третий день полета четыре члена экипажа надели скафандры, разработанные и произведенные SpaceX за последние два года. После выпуска воздуха из кабины в космос сначала Айзекман, а затем Джиллис провели несколько минут, вытягивая свои тела из космического корабля Dragon.
Это был первый частный выход в открытый космос в истории, и он подчеркнул стремление Айзекмана ускорить переход космических полетов из разряда редких и поддерживаемых государством в разряд более доступных для общественности.
Почему космическое сообщество приветствует его?
За последние пять лет Айзекман произвел впечатление на большинство людей из космического сообщества, с которыми он взаимодействовал. Он серьезно относился к своим обязанностям, усердно тренируясь для своих миссий Dragon и используя объекты NASA, такие как барокамера в Космическом центре имени Джонсона в NASA, когда это было необходимо.
Благодаря этим взаимодействиям (по информации на моих интервью со многими людьми) Айзекман продемонстрировал, что он не миллиардер, ищущий увеселительной поездки, а тот, кто хочет изменить космические полеты к лучшему. В своих космических полетах он также показал себя вдумчивым и осторожным лидером.
Это иллюстрируют два примера. Полет в космос на борту корабля Crew Dragon динамичен, пассажиры испытывают перегрузки свыше 3G во время начального подъема, резкое отключение двигателей первой ступени Falcon 9, разделение ступеней и затем скрежещущую тягу двигателей верхней ступени, расположенной сразу за капсулой. В интервью каждый из членов экипажа Polaris Dawn отметил, как Айзекман спокойно называл эти вехи заранее, говоря несколько слов о том, чего ожидать. Это оказывало успокаивающее, ободряющее действие и демонстрировало, что здоровье и безопасность его команды были для него главными заботами.
Еще один способ, которым Айзекман проявляет заботу о своих экипажах и их семьях, — это ежегодное мероприятие под названием «Тренировка истребителей». Осознавая, сколько времени члены экипажа проводят за тренировками вдали от семей, он приглашает их и сотрудников SpaceX, которые поддерживают его полеты, на взлетно-посадочную полосу в Монтане. В течение двух дней члены семей могут полетать на самолетах, совершить полет в невесомости и принять участие в других интересных мероприятиях, чтобы почувствовать, что такое полет на грани. Айзекман берет на себя все это, чтобы поблагодарить всех, кто ему помогает.
Суть в том, что Айзекман своими действиями и словами производит впечатление заботливого человека, который хочет, чтобы космическая отрасль США достигла еще больших высот.
Зачем Айзекману эта работа?
Так почему же миллиардер, который дважды побывал в космосе (и планирует полететь еще как минимум два раза), хочет управлять федеральным агентством? Я не задавал Айзекману этот вопрос напрямую, но в интервью на протяжении многих лет он ясно давал понять, что он увлечен космическими полетами и видит свою роль в качестве посредника, желающего двигать дело вперед.
Скорее всего, он принял эту работу, потому что хочет модернизировать NASA и желает ему успехов в будущем. NASA больше не является тем молодым агентством, которое доставило Соединенные Штаты на Луну во время программы «Аполлон». Это было более полувека назад, и хотя NASA все еще способно на великие дела, оно живет одной ногой в прошлом и обязано крупным традиционным подрядчикам.
Бюджет космического агентства составляет около 25 миллиардов долларов, и никто не может достоверно утверждать, что все эти доллары тратятся эффективно. Несколько крупных программ в NASA были созданы Конгрессом с целью обеспечения максимального притока долларов в определенные штаты и округа. Кажется вероятным, что Айзекман и администрация Трампа нанесут удар по некоторым из этих священных коров.
В верхней части списка находится ракета Space Launch System, которую Конгресс создал более дюжины лет назад. Ракета и ее наземные системы стали свидетельством расточительства, присущего крупным государственным программам, финансируемым по контрактам с оплатой по принципу «издержки плюс». Нынешний администратор NASA Нельсон приложил руку к созданию этой ракеты SLS. Но даже он осуждающе назвал эффект от контрактов такого типа как «чуму» для космического агентства.
В настоящее время NASA планирует использовать ракету SLS в качестве средства запуска четырех астронавтов внутри космического корабля Orion на лунную орбиту. Там они встретятся с кораблем Starship компании SpaceX, спустятся на Луну на несколько дней, а затем вернутся на Orion. После этого космический корабль вернется на Землю.
Прощай, SLS?
Несколько источников сообщили Ars, что ракета SLS, которая долгое время пользовалась твердой поддержкой Конгресса, теперь находится на грани закрытия. Окончательных решений пока не принято, но с законодателями достигнута предварительная сделка о прекращении работы над ракетой в обмен на перемещение Космического командования США в Хантсвилл, штат Алабама.
Так как же астронавты NASA доберутся до Луны без ракеты SLS? Ничто не является окончательным, и пространство для переговоров открыто. Один из возможных сценариев, обсуждаемых для будущих миссий Artemis, — это запуск космического корабля Orion на ракете New Glenn на низкую околоземную орбиту. Там он мог бы состыковаться с верхней ступенью Centaur, которая будет запущена на ракете Vulcan. Эта ступень Centaur затем выведет Orion на лунную орбиту.
Такой сценарий элегантен, поскольку он использует ракеты, которые обойдутся в малую часть стоимости SLS, а также включает всех ключевых подрядчиков, которые в настоящее время участвуют в программе Artemis, за исключением Boeing, которая понесет финансовые потери. (Northrop Grumman по-прежнему будет производить твердотопливные компоненты для Vulcan, а Aerojet Rocketdyne изготовит двигатели верхней ступени RL-10 для этой ракеты.)
В рамках программы Artemis NASA конкурирует с Китаем не только за запуск астронавтов на южный полюс Луны, но и за создание там устойчивой базы операций. Хотя интерес к Марсу весьма высок, источники сообщили Ars, что космическое агентство, скорее всего, останется сосредоточенным на программе, с помощью которой сначала отправится на Луну, а затем разработает планы для Марса.
Это соревнование не между Илоном Маском, основателем SpaceX, и Джеффом Безосом, основателем Blue Origin. Скорее, они оба рассматриваются как игроки в команде США. Администрация Трампа, похоже, рассматривает предпринимательский дух как ключевое преимущество Соединенных Штатов перед в их соревновании с Китаем. Эта статья в Space News дает хороший обзор этого настроения.
Так что же будет с NASA? При администрации Трампа роль NASA, скорее всего, будет сосредоточена на стимулировании усилий коммерческих космических предпринимателей. Приказы Айзекмана для NASA почти наверняка будут состоять из двух слов: результаты и скорость. NASA, по мнению администрации, должно перейти к тому, чтобы стать больше похожим на своего предшественника в лице Национального консультативного комитета по аэронавтике, который проводил, продвигал и институционализировал аэронавигационные исследования, но теперь делать то же самое уже для космоса.
Справиться с большой бюрократией непросто, и, несомненно, возникнут трения и болевые точки. Но здесь есть заманчивая возможность: NASA не должно конкурировать с тем, что частная промышленность уже делает лучше, например, запуск больших ракет. Вместо этого оно должно найти сложные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты на грани возможного. Это, безусловно, будет самой сложной миссией Айзекмана.
Перевод: Александр Тарлаковский (блог tay-ceti)
Оригинал: How did the CEO of an online payments firm become the nominee to lead NASA?
Комментарии (13)
Sensimilla
07.12.2024 05:43Бизнесмены часто идут на риск, срезают углы и надеются на удачу. Изредка это даже может привести к успеху. Но гораздо чаще приводит к провалу
Gorthauer87
07.12.2024 05:43И много у Маска аварийных пусков? У шаттла, напомню, две катастрофы было.
Sensimilla
07.12.2024 05:43Пока Маск рискует только деньгами акционеров и они позволяют ему это делать. Если формально, то все запуски старшипов аварийные, но это нормально и никого не волнует, всё ради великой цели. А вот когда его заставят, как конгресс главу НАСА, делать быстро, дешево и качественно, то все может измениться.
kotokot
07.12.2024 05:4318 запусков Crew Dragon с людьми уже не считаются? А "быстро, дешево и качественно" по отношению к наса это даже не смешно
baimkin
07.12.2024 05:43Старшипы - тестовые модели, даже если бы на всех запусках они взорвались на разных стадиях полета, то это в целом не было бы чем то страшным.
Noah1
07.12.2024 05:43Все запуски Старшипов тестовые, а не аварийные. НАСА погряз в бюрократии и раздутых бюджетах, а у Маска и за адекватный бюджет, и за приличные сроки, и качественно получается, тут ни в какое сравнение.
vassabi
07.12.2024 05:43вот да.
пишут что на слующий год спейсам разрешат 25 запусков старшипов - т.е. раз в две недели!
Sensimilla
07.12.2024 05:43По поводу бюджета никакой точной информации не существует, по поводу сроков - тоже самое. Для того, чтобы родилось нечто стабильное и пригодное хотя бы для полета к МКС, говорят, потребуется несколько десятков тестовых запусков. Сложность каждого последующего запуска может возрастать чуть ли не в геометрической прогрессии. Так что, сравнение очень даже напрашивается.
Noah1
07.12.2024 05:43О чем вы? У Маска уже есть стабильная платформа для запуска людей на МКС, такая, что и Союз уже не нужен. Насчёт бюджетов не гуглил, но они в принципе не могут быть такими же огромными, как государственные.
Noah1
Долой SLS, эту финансовую черную дыру давно надо было свернуть.
Vadik710
Надо было потрогать и понять, как говорил мой научный руководитель в аспирантуре :" отсутствие результата - тоже результат"
vassabi
уж оченб дорогое удовольствие - "потрогать неудачу" не за сотни миллионов, а за десятки миллиардов ...