В апреле 2024 года мне выпала возможность побывать на финале пилотного сезона Национальной студенческой лиги киберспорта (НСЛК), организованном Федерацией компьютерного спорта России. Соревнования проходили по двум дисциплинам: Dota 2 и Counter‑Strike 2 (CS 2). В рамках этого события я взял интервью у двух киберспортсменов. К сожалению, один из записанных файлов оказался повреждён, и только сейчас, перебирая старые бэкапы, я обнаружил вторую запись. Жаль, конечно, что сохранилась только одна беседа, но и это уже немало.

Позвольте немного уйти в сторону. На финал я шёл с лёгким скепсисом, ведь последний раз серьёзно играл в CS ещё на первых курсах университета. Сейчас изредка захожу в мобильный аналог — Standoff 2, который, если честно, даёт ощущение прямого лобового клона CS. О нём, кстати, я расскажу в другой раз, тем более что финалы и чемпионаты по Standoff 2 я тоже иногда посещаю.

Побывав на финале НСЛК по Dota 2 и CS 2, я испытал ностальгию — те самые чувства, когда заходишь в компьютерный клуб в начале 2000-х. Разница лишь в том, что теперь всё проходит без мата, доносящегося из‑за спин, непонятных маргинальных личностей (самой маргинальной личностью на этом турнире был я) и дошиков на столах. Хотя, должен отметить, в Москве есть клуб «Луноход», где можно окунуться в ту самую атмосферу старых добрых времён — правда, без маргиналов.

С большим удовольствием я посмотрел финал по CS 2, даже немного поболел за участников. В прошлом я учился в университете, который сейчас называется РТУ МИРЭА. В связи с этим вы, наверное, уже догадались, за кого именно я болел. После финала я подошёл к капитану сборной РТУ МИРЭА, чтобы узнать, как выглядит современный киберспортсмен, чем он живёт и как строится его карьера.

Расскажи немного о себе.

Меня зовут Савелий Бутаков, в игре меня знают под ником BloodyImp. Я выступаю за сборную РТУ МИРЭА в дисциплине Counter‑Strike 2. Играю за сборную уже достаточно давно. Со второго курса оказался в основном составе, а на первом курсе сначала попал во второй состав.

Сейчас ты на каком курсе?

Сейчас я учусь на четвертом курсе.

Четвертый? Скажи, а ты начал играть ещё в школе?

Да, но тогда я играл больше ради развлечения, чтобы провести время с друзьями. Когда поступал в университет, думал больше об учёбе, чем о киберспорте. Но так сложилось, что меня заметили и постепенно все завертелось.

Понятно. А какая у тебя специальность?

Инфраструктурные системы и технологии. Если проще, то я обучаюсь на программиста.

А программист в какой области? Больше бэкенд?

Да, в основном занимаюсь бэкендом.

А какой язык программирования ты используешь?

Мой основной язык — C#.

Интересно, а как получилось, что ты попал в команду? Ты ведь говорил, что играл в школе, но системно занялся только в университете?

На первом курсе у меня сначала вообще не было компьютера, где‑то до Нового года. Я познакомился с парнем, который тоже хотел попасть в сборную. Мы начали общаться, он рассказал мне про всю эту движуху, сам тогда был на втором или третьем курсе. Осенью мы вместе попали во вторую сборную. Помню, я даже ездил в компьютерный клуб, чтобы играть. Потом его вместе с Ильей Вопсиком перевели в первую сборную, а я остался во второй. Меня вроде хотели поставить на замену в первую, но по правилам ВКСЛ это было нельзя. В итоге в первую сборную я попал только на втором курсе.

А с какой версии Counter‑Strike ты начинал?

С CS 1.6, но это было ещё в детстве. Помню, брат показывал, а я немного играл. Потом долгое время вообще не заходил в игру. Где‑то с 2018 года, после девятого или десятого класса, я начал играть в CS:GO. Играли с друзьями, потихоньку развивались. Когда поступал в университет, я был абсолютным новичком, у меня было всего 2 тысячи Эло. Для сборной это, конечно, очень мало.

То есть тебя во вторую сборную взяли авансом?

Нет, мы прошли квалификацию. У меня тогда был сильный прогресс, буквально скачок. Мои часы игры стали равны количеству эл: было 3 тысячи часов Эло (рейтинг на платфоме Faceit), потом 3500 и так далее. Но это длилось недолго. Сейчас таких показателей уже нет, это было только в начале моего пути в CS:GO.

А вы уже отработали на разряд?

Да, вроде как у нас должен быть первый разряд. Но я точно не знаю, когда его оформят, потому что связано с оформлением, подачей документов и прочими бюрократическими тонкостями.

Как я понял из разговора с пресс‑службой, все довольно просто: достаточно подать документы, и они сами все сделают. А сколько у вас тренировок в неделю?

Перед турнирами мы тренируемся каждый день. Даже если не получается собраться вместе, каждый занимается индивидуально. Например, бегает ДМ, играет фасик — в общем, что‑то делает, чтобы поддерживать форму. У кого как получается.

Подготовка к турниру начинается за какое время? У спортсменов тренировочный процесс обычно стартует за месяц.

У нас так же — начинаем примерно за месяц. Но в этот раз получилось, что мы больше готовились именно к чемпионату России. Отборочные должны были пройти раньше, но их перенесли на месяц.

Тестовый, нулевой сезон НСЛК — это был разминочный этап перед основным чемпионатом?

В общем‑то, да. Хотя если говорить про онлайн‑часть, я бы не назвал это разминочным этапом. Мы старались не проигрывать карты, кроме последних двух. Там уже были замены. А в последней игре, когда мы знали, что победили, позволили себе немного расслабиться. А вот финал на сцене — это уже про ментальную подготовку. Нужно было вспомнить, каково это — выступать на сцене.

То есть разница между игрой на сцене и онлайн действительно есть?

Да, конечно. В нашей игре, как и в доте, многое решают мелочи. Например, как ты слышишь игроков. На сцене часто плохо слышно, это неизбежно. Плюс присутствует волнение, адреналин. А в CS нужно быстро думать и принимать решения. Бывает, что под действием адреналина теряешь концентрацию и играешь хуже.

Понятно, в любом спорте адреналин имеет значение. А у вас раньше, лет 15 назад, было четкое разделение на роли: снайпер, капитан? Или сейчас таких границ нет, и все больше универсалы?

Нет, снайперы у нас есть. Но даже снайпер должен уметь работать с автоматом, быть гибким. Есть капитан, авапер, рифлер-саппорт/опорник, игл (который может являться как рифлером, так и авапером, четких границ нет). Кстати, игл ведёт игру и колит в матчах. Я больше внеигровой капитан. У нас есть и опорники, и активные роли, но их распределение зависит от конкретных условий, от стратегии.

А как учеба? Киберспорт не мешает? Ты уже решил, в какую сторону будешь двигаться дальше?

Для меня киберспорт сейчас скорее хобби. Пока что. Но я не отрицаю, что это может перерасти во что‑то большее, и буду рад, если так случится. Однако полностью сосредотачиваться только на этом не стоит. Все‑таки это спорт, а спорт имеет свои ограничения.

Вопрос, может быть, странный, но правильно ли я понимаю, что ты не видишь себя тренером в киберспорте?

Скорее всего, нет.

Как ты думаешь, насколько часто люди из киберспорта, который относительно недавно оформился как полноценный спорт, переходят в тренеры? Например, из шести команд сколько человек профессионально становится тренерами?

Честно говоря, я точно не знаю. Но могу объяснить, почему сам не хотел бы стать тренером. Для этого нужно иметь определённые достижения. Игра в НСЛК — это, по сути, только капля в море. Нужен международный опыт: участие в чемпионатах мира и других крупных турнирах. Вот там люди, если у них есть желание, спокойно переходят в тренерство. Но быть тренером — это совсем другое. Требуются другие качества. Тренер не просто наставник, он должен уметь анализировать игру, разрабатывать новые подходы. Бывает, что кто‑то уходит в тренеры и начинает преподавать устаревшие тактики, которые раньше работали, но сейчас уже не актуальны. Всё развивается, и это нужно понимать. На самом деле, далеко не все игроки смогут стать тренерами после завершения карьеры.

Правильно понимаю, это связано с тем, что пока ещё нет полноценной тренерской базы?

Да, можно сказать и так. Сейчас всё на стадии формирования: психологи, тренерские штабы — всё это только развивается. Как таковой устоявшейся базы пока нет.

Ну, понятно, она ещё формируется. А ваша команда из Москвы, верно? Значит, дома вам стены помогают?

Не совсем. Мы привыкли ездить по разным городам. Это вообще первый раз, когда мы играем в Москве на сцене. До этого мы были в Нижнем Новгороде, Ташкенте, Ростове. Кажется, ещё где‑то, но уже не помню.

Я правильно понимаю, ваша нынешняя команда и будет участвовать в чемпионате России? Или возможны изменения? Насколько я знаю, в НСЛК участвуют только команды, утверждённые университетом. У вас будут замены?

Нет, замен вообще не будет. Мы будем играть именно этим составом. Именно этот состав и был приглашён на отборочный чемпионат России от Москвы.

А как вам казалось, судя по счёту: вы, понятно, были фаворитами, но не ожидали ли, что борьба окажется более напряжённой? Или уже заранее понимали, что матч пройдёт примерно так, как он прошёл?

Мы понимали, что на Inferno, нашем пике, должны сыграть уверенно и выиграть без особых проблем. Мы предугадывали, что их выбором станет либо Vertigo, либо Nuke, либо Anubis. В целом мы готовились именно к этим трём картам. Честно говоря, ожидали, что соперники дадут более серьёзный бой. Но в итоге мы сыграли очень слаженно, не оставив им никаких шансов. По сути, мы не дали им «дышать».

Интересно, что ваша тактика перед матчем сработала. Вы выбрали те карты, которые и предполагали.

Да, так и вышло. Мы решили рискнуть. Накануне обсуждали баны и пики и в итоге сегодня играли две карты, на которых не играли, наверное, уже полгода. Эти карты сейчас считаются редкими для Counter‑Strike. Например, тот же Vertigo редко можно увидеть в игре.

А бывает ли так, что победа достаётся за счёт удачного бана неудобных карт? Получается, что команда, которая лучше подготовилась к менее популярной карте, оказывается в выигрыше?

Да, это действительно так. Именно поэтому берутся разнообразные карты. Бывает, что на своём пике ты выигрываешь 13-3, а потом на пике соперника проигрываешь с таким же счётом.

Понял. Спасибо за интересное интервью!

Возможно, BloodyImp и не является топовым мировым киберспортсменом, но на НСЛК он и его команда доказали, что способны составить серьёзную конкуренцию на киберспортивной арене. Вообще, моя цель заключалась в том, чтобы понять, как сегодня выглядят студенты‑киберспортсмены, которые умудряются держаться на высоком уровне в спорте и одновременно успешно учиться. Надеюсь, мне это удалось.

Финал по Dota 2 мне, честно говоря, было скучно смотреть, потому что я почти не разбираюсь в этой игре. Более того, меня не покидает мысль о сравнении её с шахматами. По моему скромному мнению, в шахматы интереснее играть, чем наблюдать за игрой со стороны. То же самое, как мне кажется, справедливо и для Dota 2.

К сожалению, интервью с участником турнира по Dota 2 у меня не сохранилось, иначе картина получилась бы более полной. Однако это далеко не последнее интервью с киберспортсменами, так что ждите новых материалов.

Спасибо за прочтение!

Комментарии (0)