При депонировании программного обеспечения в Роспатенте в заявке нужно указать его название. Допускается включать в него не только описательные слова, например, «Программа подсчета микроорганизмов», но и краткие коммерческие, например, «Гефест», «Сапфир» и т.д. Когда такой продукт появляется на рынке, то возникает вероятность нарушения чужих исключительных прав на товарный знак. А это, согласно законодательству, грозит судебным иском и выплатой правообладателю крупной компенсации. Она может доходить до 5 миллионов рублей.
Что такое программа для ЭВМ с точки зрения права
Программное обеспечение по ст. 1261 ГК РФ охраняется авторскими правами как литературное произведение, то есть права на него возникают в момент создания, а потому его обязательная регистрация в Роспатенте или иных госорганах не требуется. При этом код может быть выражен на любым языке программирования.
Как объект авторского права программное обеспечение (ПО) охраняется в течение всей жизни автора, а потом еще 70 лет после его смерти. Как уточняет ст. 1262 ГК РФ, в течение всего этого срока по желанию разработчика ПО может быть зарегистрировано в форме депонирования в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
Регистрация программ для ЭВМ
Главный документ в заявке на регистрацию ПО – это заявление. Его бланк и образец заполнения можно найти на сайте Роспатента, хотя большинство заявок сейчас подается в электронной форме – это позволяет сократить срок регистрации с 14 дней до одного.
Проверку работоспособности или оригинальности кода патентное ведомство не делает, депонирование осуществляется в заявительном порядке.
Выбор названия для программы
При заполнении заявления нужно учитывать требования Роспатента.
Так, название ПО в заявлении не может:
Противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Указывать на устройства, технические средства (например, «Устройство для контроля курса автомобиля без водителя …» или «Монитор для отслеживания закупок …» и пр.)
Название регистрируемой программы для ЭВМ не должно обозначать, что это – «база данных», «алгоритм», «сайт», «веб-портал».
Иными словами, для того, чтобы зарегистрировать ПО, название должно отражать его сущность или функциональные особенности.
При этом в рекомендациях ведомства никак не оговаривается, что оно не должно нарушать чужие исключительные права на товарный знак. Важно подчеркнуть, что при экспертизе даже специалисты Роспатента не проверяют совпадение коммерческих названий программ с чужими товарными знаками.
Впоследствии это может привести к тому, что такое название будет конкурировать с товарным знаком.
Пример из практики
Разработчик получил свидетельство о депонировании в Роспатенте на «Программу сбора данных Х-Звездочка 2024******» и начал реализацию IT-продукта. Через какое-то время им была получена претензия о нарушении исключительных прав. Оказалось, что некая компания уже использует словесный элемент «Х-Звездочка», который она зарегистрировала как товарный знак. Его правовая охрана распространяется, в том числе, на товары 09 класса МКТУ – программы для компьютеров.
Важно отметить, что нарушитель не использовал чужой программный код, претензия относилась именно к названию. Чтобы избежать судебного разбирательства, правообладатель товарного знака предложил заключить лицензионный договор или исключить обозначение «Х-Звездочка» из названия программы.
Бывают и более серьезные последствия, когда владелец товарного знака не столь лоялен.
Согласно ст. 1515 ГК РФ, за незаконное использование чужого товарного знака его правообладатель может потребовать компенсацию в виде:
Фиксированной суммы от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (более точно определяется по усмотрению суда в зависимости от характера нарушения). Этот способ расчета чаще всего используется при разрешении споров в судах.
Двукратного размера стоимости товаров, на которых размещен спорный товарный знак.
Двукратного размера стоимости лицензионного договора, который мог быть заключен с нарушителем.
Поэтому если в названии программного обеспечения хочется использовать коммерческий нейм – «Платон», «Аврора», «Байкал», то его нужно проверить по базам товарных знаков Роспатента, сделать анализ на сходство до степени смешения – это тот случай, когда даже частичное совпадение способно повлечь нарушение исключительных прав.
Например, товарные знаки «Програм Мастер» (№ 600793), «Лаборатория программных продуктов» (№ 343771), «Интеллектуальные программные решения» (№ 972889), «Образовательные программные технологии Maximum» (№ 894912), «Унифицированный программный комплекс Сапфир» (№ 570673) – зарегистрированы, в том числе, по 09 классу МКТУ (программы для компьютеров).
Правовая охрана названия ПО
Многие разработчики ошибочно полагают, авторское право предоставляет программному обеспечению комплексную охрану. Это не так: даже регистрация в Роспатенте (депонирование) защищает только программный код, но не название.
Роспатент объясняет это тем, что словосочетание не может являться самостоятельным объектом авторского права, так как представляет собой не сам результат интеллектуальной деятельности в виде программного продукта, а его название. Оно может получить охрану авторским правом только в том случае, если, согласно положениям подпункта 1 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ, стало широко известным на территории Российской Федерации. А это еще нужно доказать.
Особенности получения товарного знака
К регистрации товарного знака для программного обеспечения предъявляются такие же требования, как и для любого другого:
Оно должно быть уникальным, непохожим на другие товарные знаки, причем даже частично. Тут еще раз стоит напомнить про сходство до степени смешения. Поменяв одну букву или оставив известный логотип, но изменив название, обмануть экспертов Роспатента не получится.
Название программного обеспечения не получится украсить элементами государственной символики, будь то слово (например, название ведомства) или изображение (например, герб, флаг). Исключение – если заявитель является государственным, бюджетным учреждением, либо получено письменное разрешение из ведомства или Геральдического совета.
Не получится сделать привязку к географии, например, «Воронежские системы администрирования», «Учет товара «Московский» и пр. Исключение – если заявитель бюджетная или государственная организация, либо находится в этом регионе, а географическое название указано в заявке как неохраняемый элемент (другими словами, выведено из правовой охраны). Если заявитель находится в другом регионе, то экспертиза Роспатента посчитает это введением потребителя в заблуждение.
Нельзя использовать в товарном знаке названия объектов культурного наследия, а также музейных ценностей. Например, обозначения «Обработка фотоизображений «Эрмитаж», «Управление финансами «Кремль», «Навигатор «Екатерининский парк» – Роспатент не зарегистрирует. Исключения – такие же, как и в предыдущих пунктах.
Название обязательно должно включать фантазийные элементы. Их можно комбинировать с общеупотребимыми словесными обозначениями, но тогда последние будут неохраняемыми.
Вот примеры зарегистрированных товарных знаков для программного обеспечения:
пакет приложений для работы с офисными приложениями «Р7-Офис» (свидетельство о госрегистрации № 707640);
сервис для планирования задач и проектов «Workzen» (№ 755643);
корпоративный мессенджер «Сибрус» (№ 617890);
сервис рассылки «Sendsay» (№ 553123);
сервис по организации медицинских перевозок «Medmobil» (№ 1025462);
система управления задачами «Zetep» (№ 1021626).
Регистрация товарного знака в Роспатенте длится в среднем 4-6 месяцев. За это время заявка проходит два этапа экспертизы: формальную и по существу. В рамках первой проверяется оформление документов, а в ходе второй – само заявленное обозначение. Если у экспертов не возникнет вопросов, то заявителю будет направлен ответ о положительном принятии решения, а вскоре и электронное свидетельство о регистрации.
Госпошлины за регистрацию – 35 000 рублей. Это минимум, который включает правовую охрану в течение 10 лет и 1 класса МКТУ (это международный классификатор товаров и услуг) на выбор. Чем больше классов, тем выше пошлина.
Товарный знак: правовая защита
Товарный знак:
Защищает название программы от имитирования и копирования.
Помогает наказать в суде недобросовестных конкурентов, взыскать с них компенсацию за нарушение исключительных прав до 5 млн. рублей по ст.1515 ГК РФ.
Помогает заблокировать чужой сайт с похожим доменным именем.
Товарный знак – это нематериальный актив: его можно поставить на бухгалтерский баланс стартапа.
Ну и конечно же, он поможет защититься от претензий других лиц.
Несмотря на очевидные плюсы, большинство разработчиков сначала предпочитают запустить бизнес и только потом задумываются о регистрации товарного знака. Однако в судебной практике существует немало примеров, когда такой подход оборачивался потерями.
Пример из судебной практики
В рамках судебного дела № СИП-1083/2022 от 13 апреля 2023 года товарный знак «GeoScape» для 09 класса МКТУ (номер свидетельства о регистрации № 739902) стал предметом спора между двумя компаниями А и Б из области геолого-технологических исследований.
Одна из них, компания А, зарегистрировала это название в качестве товарного знака, но другая – компания Б – также использовала его добросовестно в течение как минимум 9 лет до регистрации. Разработчик Б подал возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку А. В качестве доказательств он приложил свидетельство № 990151 от 25.03.1999 о депонировании программы «Система автоматизации сбора и обработки геологотехнологической информации (GeoScape)» в защиту своих авторских прав.
Но, как я уже говорил выше, такое свидетельство охраняет только само программное обеспечение, а не его название. Поэтому заявителю сначала отказал Роспатент, а потом и Суд по интеллектуальным правам. Теперь компания Б не может использовать это коммерческое название.
При регистрации ПО в Роспатенте нужно учитывать коллизии прав на объекты авторского права и товарные знаки. Нарушение прав на последние может повлечь за собой убытки и выплату денежной компенсации по статье 1515 ГК РФ.