Ryanair — ирландский сверхбюджетный перевозчик, предоставляющий транспортные услуги с середины 80-х.

Первые перелеты в авиакомпании осуществлялись по маршруту Уотерфорд‑Гатвик (Лондон) на 15-местном бразильском самолете Embraer Bandeirante, кабина которого была так мала, что для пилота установили требования по росту — не выше 157 сантиметров.

А можно подробнее о создателях фирмы?

Конечно. Тони Райан — миллиардер, поднявшийся с низов. Он начал свою карьеру как клерк государственного авиаперевозчика Ирландии, потом стал директором по лизингу.

Авиаиндустрия на излете 70-х переживала не лучшие времена. В результате акционеры госкорпорации предложили Райану арендовать имеющиеся в активе незадействованные самолеты, что бизнесмен и сделал. Он создал фирму Guinness Peat Aviation. Чуть позже — основал и Ryanair, вложив в его уставный капитал всего 1 фунт стерлингов.

GPA, раскрутившись до капитализации в 4 млрд долларов, провалилась в начале 90-х: организованное предпринимателем IPO, на которое он возлагал большие надежды, не вызвало интереса у инвесторов. Фирму пришлось списать.

У Райана в активе значилась еще Ryanair, которая, хотя и была популярной (в 1989 году перевезла 644 тысяч пассажиров), но приносила одни лишь убытки. Предприниматель не сдался. Он в конце 80-х пригласил на должность руководителя компании Майкла О»Лири. Последний провел анализ финансовой документации и заявил Райану, что фирму надо закрывать.

Скандальная реклама компании
Скандальная реклама компании

Основатель компании отказался это сделать. Вместе с О»Лири они скорректировали стратегию развития. Топ‑менеджмент сделал ставку на модель провокативного лоукостера. Эта политика помогла корпорации выжить.

В 1997 году Ryanair победно вышел на биржи. Год спустя комитет пользователей ирландских авиатранспортных компаний признал перевозчика «Авиакомпанией года», а International Aviation Week — внес ее в список «Лучшая управляемая национальная авиакомпания» в мире.

В 2007 Райан скончался. Его состояние оценивалось в 1,1 млрд долларов.

Каковы финансовые показатели Ryanair?

Авиакомпания неплохо растет. В мае 2024 фирма отчиталась о результатах финансового года (он завершался для нее в марте). По итогам: прибыль — 1,92 млрд евро, выручка — 13,44 млрд.

Количество перевезенных пассажиров — почти 184 млн человек. В активе авиакомпании — 37 стран, более 235 аэропортов и 3600 ежедневных рейсов.

Что такое «провокативный лоукостер»?

Жесткая реклама. Так как на нее требовались деньги, а О»Лири предпочитал экономить, то для раскрутки использовалась дерзкая стратегия. Главная цель — чтобы о компании говорили.

Для поддержания имиджа О»Лири фотографировался то в костюме гигантского мобильного телефона, то в образе папы римского, то в виде постоянного помощника Бэтмена. «Я ирландец. В Ирландии вы рождаетесь с навозной лепешкой на голове, и с этим ничего не поделаешь, — рассказывал О. Лири о своей стратегии в интервью Ведомостям. — Когда у авиакомпании нет денег на маркетинг, приходится выходить на публику и производить как можно больше шума».

В рамках этой концепции не брезговал директор и откровенными «утками». Например, объявлял о желании сократить должность второго пилота или ввести стоячие места на борту, чтобы увеличить вместимость самолета («Я бы с удовольствием управлял самолетом, в котором мы убираем последние десять рядов и устанавливаем поручни... Люди говорят: „О, но ведь и стоячие люди могут погибнуть, если произойдет крушение“. Ну, при всем уважении, сидящие люди тоже могут погибнуть»).

Скандальная реклама компании
Скандальная реклама компании

Были и громкие инициативы — в 2009 году сообщалось о желании ввести «налог на жир»: крупные пассажиры, «вторгающиеся в пространство» других клиентов, должны были, по версии авиакомпании, платить больше. Представитель перевозчика комментировал предложение так: «Эти сборы, если их ввести, также могут стать стимулом для некоторых наших очень крупных пассажиров немного сбросить вес и, как мы надеемся, почувствовать себя немного легче и здоровее».

Введение штрафов и дополнительных платежей для пассажиров. Специальный прайс — за перевес багажа, за выбор места и сидения с большим пространством для ног, за питание. Также предусматриваются финансовые санкции для тех, кто забыл зарегистрироваться.

Экономия на всем. Сайт делали нанятые студенты, а не крупные профильные студии, получив за выполненную работу всего 20 тысяч фунтов стерлингов. В самолетах нет бизнес‑класса, кресла для пассажиров очень маленькие, расположены на минимальном расстоянии друг от друга.

Скандальная реклама компании
Скандальная реклама компании

Клиент не всегда прав. «Люди говорят, что клиент всегда прав, но знаете что — это не так. Иногда они не правы, и им нужно об этом сказать», — говорил О»Лири.

Деньги драли только с пассажиров?

Нет. В 2013 году разгорелся скандал. Бывший член экипажа обратилась в СМИ. Она назвала условия работы в компании — кошмаром.

Женщине, по ее словам, платили только за часы «в воздухе», время, проведенное на земле (даже если были задержки вылетов), не учитывались. Также она должна была:

  • брать три месяца неоплачиваемого отпуска ежегодно без права устроиться на другую работу в это время;

  • заплатить 1800 фунтов стерлингов за обязательное обучение.

Надо отметить, что, конечно, все подобные расценки (как и сообщения об отношении к пилотам и обслуживающему персоналу) — в Ryanair опровергли.

Чем занимается Ryanair сейчас?

Авиаперевозчик расширился на соцсети, где над клиентами откровенно смеются.

Один из пассажиров летел на медовый месяц на Ибицу, а потом написал в аккаунте компании, обратив внимание на то, что у его места не было окна. Фотодоказательство было приложено.

Представитель фирмы тут же ответил, что супруга мужчины сожалеет: она стала женой человека, который не вглядывается (и не умеет читать) мелкий шрифт.

Нравится ли это клиентам?

Не очень. Пользователи указывают на недостаточную обходительность сотрудников корпорации. Но отказываться от услуг Ryanair не спешат: где еще можно долететь из Дублина в Лондон за 105 евро, а вернуться обратно за 25 евро?

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

Поиск по программа для ЭВМ

Регистрация программы для ЭВМ

Комментарии (18)


  1. kenomimi
    01.01.2025 09:47

    Так вот у кого "Победа" училась...

    Хотя, на самом деле, население дофига избаловалось. Хотите сервиса - платите за сервис в премиальных компаниях, берете лоукостера - не бухтите, что тесно, без включенного багажа и не кормят осетром. Вас везут, безопасность обеспечили, минимальные удобства дали - на том всё. На железке и в море всегда были классы комфорта, никто не возмущался от этого факта...


    1. Einherjar
      01.01.2025 09:47

      Да, а вот где бухтеть уместно так это про люфтганзу и их производные (austrian), сервис лоукостера по цене нормальных авиакомпаний


    1. Dmitry_604
      01.01.2025 09:47

      На коротких рейсах (да даже на всех помимо ночных по мне) даже удобнее чтоб спинки впереди сидящих пассажиров не тебя и твоих детей не откидывались, готов поступиться откидыванием себя ради этого. Ну и да, нечего бухтеть при их ценах. Мы тоже один багаж на семью берём большой чемодан и никаких проблем не испытываем в Победе, например. Хотя победа местами дороже других АК - недавно на лето билеты смотрел


  1. Dm_Dm
    01.01.2025 09:47

    Летал ранэйром, и вот что могу отметить:

    1. Билеты на 1000 км стоили 21 евро - сравнимо с внутренними российскими рейсами, уж точно не на порядок дешевле

    2. Багаж в аэропорту никто не проверял, все шли с баулами в салон. Одному пассажиру с лыжами заметили, что они выходят за габариты, разрешенные компанией. На этом все закончилось, никто не требовал доплат и не запрещал вылет

    3. В салоне было процентов 20% от пассажиров. Большинство лежали на 3-х креслах в ряд и спали

    4. Сиденья были гораздо больше и удобнее, чем в эарофлоте. К тому же кожаные, а не из синтетической дерюги

    5. Пилоты, персонал, все на чиле (дело было в Греции)

    Вообще не понимаю, что мешает сделать биржу: пассажиры размещают заявки, авиакомпании по ним размещают рейсы. За отказ от сделки обе стороны штрафуют. Все довольны


    1. akod67
      01.01.2025 09:47

      Летаю райнэйром сравнительно регулярно. Есть направления дороже, есть совсем дешманские, где трафик меньше. На руках билеты в Memmingen (DE) за 50 евро туда-обратно (~3.5kkm) без багажа. Багаж отфильтровывают чётко. Лыжи в салон невозможно пронести по определению - даже до гейта их через секьюрити не пронесёшь. Рейсы заполнены на глаз на процентов 80% всегда, чаще плотнее. Ногам не разгуляешься, ну тут уж что покупал..


      1. olku
        01.01.2025 09:47

        Аналогично, но имея выбор между Ryanair и easyJet, выбираю второй. Рекордно дешёвый билет в оба конца на пассажира покупал в Ryanair - 38 евро Берлин-Бари.


    1. kenomimi
      01.01.2025 09:47

      Багаж в аэропорту никто не проверял, все шли с баулами в салон.

      В Индии/Африке на некоторые рейсы можно в салон и скотину провести... Багаж в салон ограничивают потому, что его класть там некуда. Возникают постоянные конфликты вплоть до мордобития, чья полка. Если самолеты полупустые - там никого и не парит, что проносят пассажиры, места много. Когда заполнение 100%, начинается бой за каждый сантиметр или килограмм, увы.


  1. elbesoo
    01.01.2025 09:47

    Обожаю европейские лоукостеры. Самое главное - дёшево. На остальное начхать. Ну а кому не нравится, никто не отменял упомянутых австрианов, люфтганз и тюркиш аирлайнз.


  1. freehome
    01.01.2025 09:47

    Ryanair крут, как и WizzAir. Облетел почти все 52 страны Европы с их помощью, осталось 8.


  1. Matshishkapeu
    01.01.2025 09:47

    При всей их скотовозности - в отличие от вечно провафливающей люфтганзы, райнейр годами возглавлял топ списка авиакомпаний с наибольшим процентом прилета по расписанию.


    1. akakoychenko
      01.01.2025 09:47

      Может, разница в том, что полноценовые компании намеренно задерживают вылет, если их стыковочный рейс опоздал, чтобы пассажиры, купившие билет в пересадкой, улетели -> начинает снежный ком копиться? Лоукостеры, вроде, принципиально так не делают


      1. t13s
        01.01.2025 09:47

        Вряд ли. Это очень странная модель - из-за одного опоздания задерживать сразу несколько вылетов (пересадки-то у всех разные).

        Просто у всяких люфтганз по доброй немецкой традиции никто из сотрудников ни в чем никогда не виноват и ответственности ни за что не несёт. Сложно не опаздывать в таких условиях.


        1. Vasyutka
          01.01.2025 09:47

          Да не, правда так делают. С утра все вовремя вылетают, днем треть рейсов задерживают из-за задержки стыковочных, к вечеру уже часа полтора задержки. Если человек 10 не успевают на рейс - выгоднее задержать, чем платить по европейским законам пассажирам за «не успел по вине автокомпании»


          1. Dmitry_604
            01.01.2025 09:47

            Так где-то же начинает накапливаться ошибка, значит первые рейсы уже возвращаются с опозданием. Вряд ли это всех устраивает, у них еще же рабочий день экипажа регламентирован, там тоже доплачивать надо плюс пассажиры могут дальше куда то лететь еще другими АК и опоздать (понятно что тут уже не напрямую компенсировать, но это потеря репутации и суды возможные)

            Видимо руководство не считает нужным/забило это менять. Хотя я несколько раз Ганзой летал все четко было, но это до ковида.


            1. Einherjar
              01.01.2025 09:47

              пассажиры могут дальше куда то лететь еще другими АК и опоздать (понятно что тут уже не напрямую компенсировать, но это потеря репутации и суды возможные)

              Если билет один (codeshare с другой авиакомпанией, без получения багажа на пересадке и вот это вот все) то ответственность за оба рейса на marketing carrier, т.е. авиакомпании которая продала билет и по идее как раз таки напрямую. Если билеты разные и никак не связаны, то ответственность на пассажире, это полностью его проблемы что не учёл риски и ничего отсудить не получится


              1. Dmitry_604
                01.01.2025 09:47

                Вы не совсем правы, в РФ по крайней мере такие суды проходят и выигрываются с учетом реально доказанных потерь от опоздания. В случае общего билета это само собой разумеется и сразу становится головной болью компании чтобы доставить пассажиров до конечного пункта


  1. tag8n9
    01.01.2025 09:47

    Странно. Мне вот рассказывали, что уровень жизни в Европе такой, что лоукостерами летают самые бедные, а они оказываются пол-Европы перевозят.

    А ещё рассказывали, что Победа это дно дна, но, как вижу, в сравнении с Ryanair Победа, можно сказать, в топе


    1. ProFfeSsoRr
      01.01.2025 09:47

      но, как вижу, в сравнении с Ryanair Победа, можно сказать, в топе

      Эм, Победа, в общем-то, не делает ничего такого, чего не делают другие лоукостеры. Ну, т.е. она не лучше и не хуже - она такая же.

      что лоукостерами летают самые бедные

      Те, кто побогаче, могут поехать на своей машине :) А вообще, сейчас такая сетка полетов, что обычно ты только лоукостером и можешь улететь в нормальное время.