Привет, Хабр! Я люблю делать подарки не только другим, но и себе, причём своими руками. В этом году такой самоделкой стал кастомный синглкат с тремя звукоснимателями. Он может звучать и как Лес Пол, и как Стратокастер или Телекастер.
▍ Модерновая инкарнация винтажных датчиков
Мне очень понравились китайские керамические звукосниматели P-90 в форм-факторе закрытого хамбакера, и после их установки самодельная электрогитара в стиле PRS стала тем инструментом, на котором я играю чаще всего.
Каждый из датчиков по отдельности звучит именно так, как мне всегда хотелось. Частотный спектр оптимально «подтянутый» и безо всяких ухищрений применим во всём спектре усиления от чистого звука до хайгейна.
«Середина» (главный пик амплитудно-частотной характеристики звукоснимателя) выражена именно настолько и как раз в том месте, чтобы разборчивость сочеталась с благозвучностью.
В среднем положении трёхпозиционного переключателя образуется назальный «твэнговый» тембр, от которого я просто в восторге. Это непохоже ни на телекастер, ни на электрогитару с двумя хамбакерами.
Получился весьма самобытный и самодостаточный инструмент с самым простейшим темброблоком: стандартный трёхпозиционный тумблер, ручка громкости и ручка тембра. Последняя оказывается весьма действенной, когда нужно прибрать верхние частоты и сдвинуть резонансный пик вниз.
▍ Погоня за «стеклом»
Практически всё «лесполовское», что мне нужно, эта электрогитара предоставляет. Но в ней нет стратовского «стекла», а оно иногда требуется.
Речь идёт о специфическом перкуссивном звучании, для получения которого требуются две копии сигнала колебаний струны и фазосдвигающий узел.
Последний можно реализовать как механически, сложив электрические колебания с двух катушек, находящихся под разными местами струны, так и электронным путём — с помощью активного или пассивного фильтра, осуществляющего частотнозависимый фазовый сдвиг.
▍ Итоги прошедшего года
Как показали мои предыдущие эксперименты, переменный резистор с функцией переключателя «тяни-толкай» и простая RC-цепочка способны решить этот вопрос на гитаре с любой комбинацией звукоснимателей:
- закрытый модерновый хамбакер в неке и сингл в бридже,
- два телекастеровских сингла,
- два закрытых модерновых хамбакера,
- два открытых модерновых хамбакера,
- два неэкранированных P-90.
Правда, с открытыми хамбакерами странной конструкции «стекло» получилось недостаточно «стеклянным», но там был челлендж не использовать дополнительных переключателей.
Поэтому мне пришлось убрать из схемы регулятора «фазы» конденсатор на 47 нанофарад, чтобы не терять винтажного «жира» в звучании некового звукоснимателя. Из-за такой, казалось бы, мелочи красный даблкат проигрывает своему котообразному собрату в плане «стекла», зато выигрывает в аспекте «жира».
А сегодня мне не хочется портить очаровательную простоту любимого инструмента, с момента сборки которого прошёл ровно год.
Вместо этого я соберу фьюжн-гитару. Это будет гибрид леспола с ещё одной моей разработкой — бесшумным нэшвилловским телекастером, который оснащается узким рельсовым хамбакером в средней позиции.
Новая гитара получит ручки переменных резисторов аутентичной «шляпообразной» формы, которая сочетается с «тяни-толкаями» не очень хорошо.
Поэтому вместо последних я применю модные и довольно дорогие потенциометры с переключателем push-push — «толкай-толкай». Они работают не по принципу плунжеров, включающих регистры орга́на, а как обычная нажимная кнопка с фиксацией.
Нажали на ручку, и она поднялась. Нажали ещё раз, и она опустилась. Ничего не нужно тянуть, и ручки регуляторов могут быть любой формы и из любых материалов. Чтобы установить такие переменные резисторы, необходимо рассверлить отверстия в деке до 10-миллиметрового диаметра.
▍ Схема темброблока
Синглкат, то есть электрогитара, созданная по мотивам культового Gibson Les Paul, традиционно оснащается тумблером на три позиции и четырьмя регуляторами. Раздельные ручки громкости для некового и бриджевого звукоснимателей в моём сегодняшнем варианте остаются без изменения.
Кроме всех прочих удобств — возможности отключать гитару при убранной в ноль громкости одного из датчиков и изменения уровня перегруза при переходе с нека на бридж и наоборот — такая конфигурация переменных резисторов позволяет регулировать спектральный состав аудиосигнала в промежуточном положении переключателя.
А регулятор тембра теперь один, и включить его пришлось «по-винтажному», то есть не на вход, а на выход регуляторов громкости.
Это делает тембр зависимым от положения ручек громкости включённых в данный момент звукоснимателей. Лично для меня такая конфигурация очень удобна, тогда как любителям активных датчиков она придётся не по душе.
Нажатие на регулятор тембра активирует режим «только средний». Узкий рельсовый хамбакер в нормальном последовательном режиме подключается к выходному гнезду под джек через собственный регулятор громкости.
Нажатие на этот регулятор активирует режим «плюс средний». В данном режиме параллельно каждому из крайних звукоснимателей подключается катушка среднего с магнитной полярностью, противоположной крайнему.
Получается эффект параллельного хамбакера, подавляющий синфазную наводку от электросети и электроприборов. Первое и третье положения тумблера в этом режиме звучат, соответственно, как второе и четвёртое у Стратокастера. То есть, предоставляют искомое «стекло».
Во втором положении тумблера включены все четыре катушки трёх звукоснимателей параллельно.
Если активировать и «плюс средний», и «только средний», то электрогитара отключится. Такая комбинация положений «пуш-пуш» переключателей функционирует как «киллсвитч».
▍ Особенности звукоснимателей
Чтобы такой темброблок работал должным образом, необходимо определить магнитную полярность и фазировку катушек датчиков. Магнитная полярность определяется при помощи компаса или индикатора на цифровых датчиках Холла.
Для осуществления фазировки необходимо подключить исследуемую катушку ко входу измерительного прибора и касаться полюсного наконечника маленьким ферромагнитным предметом. Я использую имбусовый ключ для настройки сёдел бриджа стратовского или телекастеровского типа.
Мультиметр в режиме проверки омического сопротивления в момент отрыва ключа покажет рост или снижение показаний под действием ЭДС самоиндукции. А осциллограф продемонстрирует иглообразный импульс, направленный вверх или вниз.
Нам нужно, чтобы все импульсы самоиндукции «смотрели в одну сторону». Тогда у нас получится хорошая электрогитара, а не датчик электромагнитных помех.
Противофазное включение катушек гитарных звукоснимателей также традиционно используется на практике. У меня оно применено в стимпанковом и оранжевом телекастерах, а у Питера Грина, Гэри Мура и Кирка Хэмметта — в самой дорогой электрогитаре на планете.
Однако сегодняшний кастомный леспол обойдётся без фазоинверторных переключателей и фазосдвигающих цепочек. Я не люблю чрезмерно усложнять вещи, призванные нести вдохновение и удовольствие.
Однокатушечные звукосниматели SLP-CR-BK 2C MU1622-3 оснащены керамическими магнитами и одножильными экранированными проводами.
Очевидно, что центральная жила у них «горячая», а экран — «холодный». И фазировать средний датчик с четырёхжильным (плюс экран) кабелем я буду по крайним, а не наоборот.
Для фьюжн-синглката приобретён точно такой же «экстремально горячий» рельсовый хамбакер марки Saphue в форм-факторе сингла, как и применённый в нэшвилловской модификации Aria Pro II Jet-TL. Это звукосниматель с магнитом из сплава ЮНДК (альнико 5).
Итак, параметры наших звукоснимателей оказались следующими:
- нек MU1622-3-1 — 52 мм, север, 7.43 кОм, красный кабель,
- бридж MU1622-3-2 — 52 мм, юг, 7.91 кОм, чёрный кабель,
- средний юг (со стороны кабеля) — чёрный холодный, белый горячий, 6.60 кОм,
- средний север — красный холодный, зелёный горячий, 6.62 кОм.
▍ Работаем с декой
В качестве основы для сборки инструмента мечты мной взят набор Harley Benton SC-Style.
Здесь корпус имеет более сложную конструкцию, чем в других наборах, так как «лесполовское» расположение трёхпозиционного селектора звукоснимателей предполагает наличие канала для проводов, проходящего через всю деку.
Для этого на плоскую основу деки, как положено настоящему лесполу, наклеен выпуклый топ, склеенный из двух кусков.
Нижняя часть корпуса также склеена из двух кусков древесины ренгас.
Белая окантовка не нарисована, а представляет собой реальную пластиковую деталь. Плоскость кармана для пятки грифа образует угол с нижней плоскостью корпуса.
Начинать сборку гитарного конструктора следует с проверки, входит ли пятка грифа в карман деки. Если нет, то потребуется аккуратная работа напильником.
Для установки хамбакера в форм-факторе сингла приобретена рамка из алюминиевого сплава, которую пришлось изогнуть, чтобы она соответствовала кривизне деки.
Размечаем контуры для фрезеровки, не забывая, что пыль древесины ренгас может являться сильным аллергеном.
Углубление под средний звукосниматель готово.
Наклеиваем рисовую бумагу для декупажа Craft premier CPD0582-1 «Таинственный лес», покрываем шестью слоями акрилового лака на водной основе и ждём его полной полимеризации.
Нарисованные птицы капитально обсидели эту гитару, и она получила название «Обсидиан». Пятка грифа и карман деки имеют форму «ласточкиного хвоста».
В отличие от даблката той же марки, продаваемого по той же цене, здесь диаметр отверстий под шурупы крепления грифа правильный: 5 мм в кармане деки и 4 мм в пятке грифа.
Экранируем полость темброблока самодельной графитовой краской на основе того же акрилового лака Aquastrong, что применён для декупажа.
Следующий этап — установка забивных гаек под стойки стоптейла и тюноматика. Не забываем проложить провод для заземления струн!
Конструктор укомплектован так, чтобы электрогитару можно было собрать без пайки.
Длина проводов более чем избыточна, поэтому я их укорачиваю и избавляюсь от неэкранированных участков во всех местах, кроме полости темброблока.
Чтобы избежать наводок, нужно заземлить пластину крепления среднего звукоснимателя.
Переключатель и датчики установлены.
Теперь можно монтировать темброблок.
Итак, дека полностью оформлена и готова к установке грифа, который нужно предварительно подготовить.
▍ Работаем с грифом
Гриф изготовлен из очень твёрдой кленовой древесины с красивым рисунком.
Перо без волюта и окантовки соединено с основной частью грифа посредством склейки.
Анкерный стержень двойного действия снабжён гайкой под 4-миллиметровый имбусовый ключ. Отверстие гайки анкера закрывается пластиковой крышечкой на трёх шурупах. Верхний порожек изготовлен из пластика ABS.
Накладка грифа с 22 среднебольшими ладами медиум джамбо изготовлена из подкрашенного амаранта и украшена перлоидными инкрустациями. Имеется пластиковая окантовка.
Совсем немного работы ластиками для ладов и лимонным маслом, и гриф готов для установки на корпус. Сегодня я украшу перо грифа не декупажем, а металлическими шильдиками, предназначенными для изготовления бижутерии и оформления шкатулок.
Чтобы установить веточку с птичкой, пришлось расширить крепёжные отверстия. Металл под бронзовым покрытием белый и мягкий. Это не бронза или латунь, а алюминиевый либо цинковый сплав.
Теперь можно установить гриф, натянуть струны, а затем настроить эксплуатационные параметры электрогитары: мензуру, прогиб грифа и высоту струн.
▍ Слушаем, что получилось
Видео на Rutube
Результат полностью оправдал ожидания. Получился «леспол, стратокастер и телекастер в одном флаконе». Новогоднее чудо удалось.
Напишите в комментариях, какой видите электрогитару своей мечты или иной кастомизированный предмет, иметь который вам бы очень хотелось.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (6)
Daddy_Cool
01.01.2025 11:03Очень интересно!
1. На видео всё писалось в линию или как? А то комбик - это ж необходимый инструмент (!) в создании своего звука.
2. В плане электроники - по мне так хамбекеров с отсечкой достаточно для всего, но я не спец по электрогитарам.
3. У меня много мыслей, но они относятся к конструкции гитары, а не к электронике, если что-то стану делать - навернео попытаюсь использовать какие-то ваши схемы.
4. Такая раскраска деки... за что?!!! На вкус и цвет конечно, но почему бы просто не покрыть лаком и всё? Красиво и благородно.Lunathecat Автор
01.01.2025 11:03Спасибо! Мне захотелось оформить именно так. Просто красиво лакированный инструмент можно купить и в магазине.
Записываю через самодельный гибридный усилитель, который много раз переделывался. Когда-нибудь расскажу о нём.
NeraDail
01.01.2025 11:03как же все красиво!! особенно декор деки и необычное решение со шкатуточными птичками... хотя для гитары, мне кажется первична техника, а не технические решения :-) хотя для нахождения вдохновения можно и пердолингом гитар заняться
xkostuax
Хотелось бы когда нибудь закончить восстановление советского монстра с фуззом на борту, под названием Форманта Соло 2. Ну мечта это доделать SG с одним p90 в нэке и с сосновой декой. Все лежит пылится не первый год, ждёт своего часа.
Lunathecat Автор
Пусть в новом году найдётся время и вдохновение!