Привет, Хабр!

Меня зовут Сергей Кусков, я фуллстэк-разработчик в команде Сервиса рекомендаций SM Lab. И сегодня я хочу поделиться своим главным увлечением — игрой на ударной установке. Расскажу, как я к нему пришел, и на каких этапах набивал шишки. 

Начало пути

Став барабанщиком, я осознал, что мое желание играть на этом инструменте зародилось еще в детстве. В детском саду я ставил рядом два игрушечных барабана и стучал по ним, дома отбивал ритм чайными ложками по дивану — после музицирования они частенько таинственным образом исчезали. Потом уже, когда мне стукнуло лет восемь, пропажу постепенно находили во время ремонта.

Впервые я попробовал играть на барабанах по-настоящему, когда служил в армии. Меня назначили маршевым барабанщиком: кто-то из командования решил, что рота должна ходить на прием пищи под барабанный бой. Я шел впереди роты и постоянно выстукивал один и тот же ритм.

Мысль серьезно заняться барабанами пришла ко мне уже после возвращения из армии, когда я снова начал работать. Однажды я случайно наткнулся на видео, где девушка исполняла партию на электронной ударной установке. Это зрелище меня вдохновило, и я понял, что тоже хочу научиться играть. Поделившись этой идеей с друзьями, я узнал, что неподалеку открылась музыкальная школа. И, решив попробовать свои силы, я посетил пробный урок. Как оказалось, это было именно то, чем я хотел заниматься.

Сложности и подводные камни

Прогресс в обучении наступал быстро, и я испытывал настоящую эйфорию. Сначала я буквально горел желанием заниматься. Тогда было много свободного времени, которое я проводил в основном за установкой. Все начало получаться, и это вдохновляло меня.

Однако у этой эйфории была и оборотная сторона: я пропускал мимо ушей важные советы преподавателя. Спустя несколько лет я осознал, что достиг определенного потолка и не могу двигаться дальше. Тогда я понял, что дело в моей технике игры. Когда начал переучиваться, оказалось, что многое из того, чему меня пытались научить раньше, я попросту игнорировал, считал, что все идет отлично, ведь я уже играл в группе. Но такой подход оказался неправильным.

Когда музыканты упираются в потолок, многие из них начинают искать некие секретные приемы или хитрые трюки. Однако правда заключается в том, что никаких особых тайн нет — успех приходит благодаря упорному труду. Важно не просто работать, а работать правильно. Нужно проявить терпение и усидчивость, особенно если что-то не выходит сразу. 

Также я считаю, что для прогресса необходимо строго следовать правильной технике. Например, если нужно играть «двойку» или двумя ногами работать, важно это делать именно так, как положено, не отклоняясь от правил. Лишь после освоения базовых техник музыканты начинают адаптировать их под себя. Если посадить рядом двух барабанщиков и попросить их сыграть «двойку» техникой «слайд», оба сыграют «слайд», но каждый сделает это по-своему.

Еще одно открытие, которое я сделал для себя: чтобы научиться играть быстро, сначала нужно научиться играть медленно. Как бы парадоксально это ни звучало.

Я понял это, когда учился играть на двойной педали (в народе она более известна как «кардан»). Сначала я не мог долго и быстро играть. Но понятие «быстро» индивидуально для каждого. Например, сейчас я играю 16-ми нотами в темпе 150 ударов в минуту, делая короткие пассажи, а на 140 ударах в минуту я могу продержаться минуту без остановки. Я шел к этому целый год, начиная с темпа 80 ударов в минуту и постепенно увеличивая скорость на 5 ударов каждые несколько недель. Я просто тренировал ноги, выполняя все, что советовал мой преподаватель, и не отступал от рекомендаций. Постепенно, за год, я удвоил свой темп.

Также установил для себя правило: если могу непрерывно играть ногами в одном темпе в течение минуты, значит, я овладел этим темпом и готов двигаться дальше. Таким образом я и достиг текущей скорости. Хотя она далеко не рекордная — те, кто играют экстремальные жанры, такие как блэк-метал или трэш-метал, работают в темпах 180+ ударов в минуту. Мне это не нужно, да и мои музыкальные интересы лежат в другом направлении.

Как выбирать преподавателя

Самое главное, на мой взгляд, — это наличие психологического контакта. Я сейчас занимаюсь у третьего преподавателя. С первым прекратил занятия, потому что он просто не мог дать то, что мне требовалось на тот момент, а именно — быстрая игра на «кардане». Дело в том, что невозможно знать абсолютно все. Нет такого барабанщика, который способен идеально исполнять любую музыку.

Например, если человек не играет скоростные композиции, он вряд ли сможет обучить работе с двумя педалями на высокой скорости. Я пробовал заниматься с другим преподавателем, но у нас возникли проблемы в общении. Он действительно многого добился, научив многих ребят быстрой игре, но у нас с ним не сложились отношения. Затем я перешел к третьему преподавателю, и вот тут все пошло как по маслу. Во-первых, я снова почувствовал себя комфортно, а во-вторых, начал замечать реальный прогресс, следуя его рекомендациям. С ним я занимаюсь уже почти четыре года. Если бы мой первый преподаватель мог дать мне нужные знания, я бы остался у него.

Что происходит сейчас

Прошло уже почти десять лет, а я все еще играю на барабанах.

Сразу хочу сказать, что я не профессионал. Мой опыт можно смело разделить пополам, ведь те, кто занимаются музыкой профессионально, за это время достигают гораздо большего уровня, чем я. Для меня барабаны прежде всего остаются увлечением.

Я продолжаю регулярно заниматься с преподавателем, потому что любой музыкальный инструмент — это нечто такое, в чем нет предела совершенству. Ты постоянно открываешь для себя что-то новое, всегда есть возможность расти, улучшаться и применять свежие идеи. В этом смысле развитие может быть бесконечным. 

Параллельно я играю в группе. Мы собрались вместе с ребятами, которых я встретил в музыкальной школе. Так вышло, что я начал заниматься, и спустя всего полтора месяца меня пригласили в коллектив. Я был самый «зеленый»: остальные ребята играли на своих инструментах уже по несколько лет, а я только начинал и мог сыграть лишь пару простых ритмов.

Мы продолжили развиваться вместе и до сих пор выступаем в том же составе. Играем исключительно свою музыку, никаких каверов. Наш стиль — хард-н-хэви. Вживую мы выступаем не слишком часто, но все-таки периодически бывает. Иногда как полноценная группа, а иногда просто аккомпанируем ученикам на их отчётных концертах в школе. Такое происходит примерно раз или два в год.

Для всех нас это в основном хобби, поэтому записываться в студии начали довольно поздно: первый релиз вышел только в 2020 году. На данный момент у нас записано шесть треков, но процесс создания музыки идет не быстро, поскольку у каждого из нас свои музыкальные предпочтения, и иногда нам трудно прийти к согласию. Можем спорить до хрипоты, когда обсуждаем, как должна звучать та или иная композиция. Сейчас работаем над новым синглом — это будет наша первая лирическая композиция. 

Параллельно обустраиваем новую репетиционную базу. На это уходит немало времени: нужно настроить звук и правильно разместить все оборудование. К слову, своей установки у меня нет. Для самостоятельных занятий я использую барабаны, которые стоят в музыкальной школе, и я же их обслуживаю.

Mapex Voyager (сейчас уже не производится)
Mapex Voyager (сейчас уже не производится)

Состав установки: бас-барабан 22’’, навесные томы 12’’ и 13’’, напольный том 16’’, малый барабан 14x5.5’’.

Но у любого барабанщика должен быть свой минимальный набор: палочки, подобранные под собственные руки и личные потребности, малый барабан с тем звуком, который нравится именно ему, педали для бас-барабана («бочки»), настроенные исключительно под себя, и набор тарелок (в простонародье — «железо»). Кстати, давать свое «железо» кому-то на выступлении считается дурным тоном, ведь все музыканты играют по-разному, с разной силой удара — так можно остаться и без своего «железа».

На данный момент у меня есть все необходимое, кроме тарелок — пока выбираю между двумя брендами (Paiste и Meinl). У меня также имеется двойная педаль Pearl Eliminator Redline P-2052C, малый барабан Tama Metalworks BST1465BK размером 14 x 6,5 дюйма. Пробовал играть разными палочками (Vic Firth, Promark, Leonty). Сейчас использую палочки из граба от отечественного производителя Kaledin. Еще применяю ушные мониторы System Elements Balance SE H2O, сделанные по индивидуальному слепку моих ушей. Эта модель больше не производится, но взамен вышли две новые версии с двумя драйверами. Дополнительно использую портативный электронный метроном Tama Rhythm Watch RW30, который можно закрепить клипсой на поясе.

Кто меня вдохновляет

Могу отметить Ларса Ульриха (Lars Ulrich), он играет в Metallica. Скажем так, его техника не идеальна, и многие профессиональные барабанщики критикуют его за это. Но то, как он выступает на сцене, просто завораживает. Его мимика, движения — все это создает невероятную атмосферу. Даже если он играет криво, наблюдать за ним все равно невероятно увлекательно. В 2015 году я побывал на концерте Metallica в Санкт-Петербурге, и до этого видел множество записей их выступлений. Его энергетика очень притягивает внимание.

Ларс Ульрих
Ларс Ульрих

Запись с концерта Metallica 1999 года “S & M” (с симфоническим оркестром), композиция – “Master Of Puppets”:

Что касается техники, то Майк Портной (Mike Portnoy), барабанщик группы Dream Theater, безусловно, выдающийся мастер.

Майк Портной
Майк Портной


Чад Смит (Chad Smith) из Red Hot Chili Peppers тоже впечатляет своим умением сочетать техничность с эмоциональностью. Его стиль — это смесь фанка и рока, и смотреть на его игру тоже очень приятно.

Выступление на одном из барабанных фестивалей:


Элой Касагранде (Eloy Casagrande), ранее игравший в Sepultura, а ныне участник Slipknot, поражает своей мощью и скоростью. Настоящая машина разрушения! Эти имена первыми пришли мне на ум среди тех, чьи выступления я смотрел и слушал.

Творческие планы

Основная цель — продолжать увеличивать скорость игры ногами, ведь совершенству нет предела. Можно осваивать новые техники, например, играть двумя ногами по-разному. Также планирую изучить технику «swivel», которая хоть и сложная, но значительно увеличивает скорость. Еще хочу более качественно освоить технику «пятка-носок», которую можно использовать как для двойных ударов, так и для скоростной игры.

Я осознаю, что слишком сосредоточен на одном музыкальном жанре — роке и металле. Хотелось бы привнести разнообразие. Сейчас экспериментирую с латиноамериканской музыкой и фанком — разучиваю одну из композиций Tower of Power, “What Is Hip?”.

Ранее я уже пробовал играть латиноамериканские ритмические рисунки. Их сложность заключается в необходимости полной раскоординации всех четырех конечностей, когда каждая выполняет свою задачу, живет своей жизнью. Обычно я задействую три конечности, а когда включаю четвертую (левая нога), ноги чаще всего выполняют одинаковые движения. В латиноамериканской музыке все честно: каждая конечность играет собственный ритм. Именно это делает «латину» такой сложной.

Почему выбрал «латину»? Во-первых, жанровые особенности могут пригодиться в моем основном стиле. Нередко элементы одного жанра заимствуют и адаптируют в другом. Я уже неоднократно сталкивался с таким в музыке. А во-вторых, раскоординация для барабанщика крайне важна, умение заставлять конечности работать независимо друг от друга — один из ключевых навыков.

Так почему все-таки барабаны?

Барабанщик в коллективе — это своего рода «серый кардинал». Его не очень хорошо видно, но зато очень хорошо слышно, и именно он задает темп, скорость исполнения песни. В каком темпе играет барабанщик, в таком темпе играют и остальные музыканты.

Но есть и обратная сторона: огромная ответственность. Если сбивается барабанщик, вслед за ним начинают ошибаться и остальные участники группы. Поэтому для барабанщика важнейшими качествами являются отличное чувство ритма и четкое восприятие времени.

Ну и мне это просто нравится. Я как-то пробовал гитару — не пошло. Петь я никогда не хотел. А вот за ударной установкой я себя чувствую на своём месте.

Закончить свою статью хотелось бы известным барабанным мемом о канадской группе Rush и ее барабанщике Ниле Пирте (Neil Peart), который отличался своим исключительным ощущением времени:

Комментарии (0)