Всем привет, с вами Сергей Задорожный, руководитель отдела платформенных решений банка «Центр‑инвест» и один из авторов курса «DevOps для эксплуатации и разработки» от Яндекс Практикума.

моя любимая книжная полочка
моя любимая книжная полочка

Дочитал на днях книжку «Настоящий CTO» (в оригинале наз: «Think Like a CTO») Вышла она весной 2023, а недавно ее перевели. Вообще, когда читаешь такие книжки с полезными советами, сначала кажется: вот мне бы такую книжку N лет назад и тогда я бы не совершил часть ошибок и делал бы все лучше и рациональнее. Но на деле, мне было очень интересно почитать ее сейчас, уже после того как получил собственный опыт. И очень круто проанализировать себя, оценить и понять, как двигаться дальше.

Книгу написал Алан Уильямсон, кстати, тоже бывший джавист, как и я :-) Хотя, наверное, бывших джавистов не бывает :-) Алан не просто джавист, но и Java Champion и знатный контрибьютер. Инженерный инженер, много поел энтерпрайза, сам был CTO и теперь занимается консалтингом других CTO.

Алан со своей книжкой. Кстати мне больше нравится зелененькая обложка :-)
Алан со своей книжкой. Кстати мне больше нравится зелененькая обложка :-)

Из названия следует что книга для CTO или для тех, кто хочет им стать. Однако, я думаю книга будет полезна и тимлидам, и техлидам, и в целом руководителям в ИТ‑индустрии. В книге охватывается широкий спектр тем от технических аспектов и практик, до лидерства и стратегического мышления. Алан имеет богатый опыт и приводит много примеров из реальной жизни. В книге много грамотных и умных мыслей, следуя которым можно действительно стать лучшей версией себя (почти как в фильме «Субстанция»). Управление техническими процессами, особенно в больших компаниях нетривиально и сложно. В своей книге Алан сделал все, чтобы облегчить этот путь и надавал ценных советов, которые он извлек из своего собственного опыта. В общем мне книга очень зашла. Итак, кратко о чем есть в книжке и о чем нет, что понравилось/не понравилось и кому следует почитать.


Что есть в книжке

  • кто вообще такой техдир, как им стать и что делать

  • как взаимодействовать с руководством и коллегами по ИТ и бизнес‑подразделениям

  • как наладить отношения, не хейтить прошлого техдира

  • как лучше понимать контекст организации

  • стратегия и видение, планирование, составление бюджета

  • лидерство, коммуникация и софт‑скиллы

  • создание команд, поиск и привлечение сотрудников, как вести собесы

  • управление командой, обучение, оценка сотрудников

  • виды технических решений и что и когда выбрать: своя разработка, вендоры, опенсорс

  • облако или свои ЦОДы

  • аварии и обслуживание

  • работа с данными

  • выбор стека и архитектур

  • немного про ДевОпс, обеспечение качества, отказоустойчивости и безопасности

  • работа с договорами

  • поглощение компаний, оценка ИТ при поглощении

  • и напоследок еще немного советов как двигаться

Что понравилось

  • очень хорошая подача, простая манера изложения

  • очень много жизненных примеров и полезных советов, богатый опыт автора

  • очень понравился пример с матрицей компетенций, автор прям чотенько разложил отличия между джунами, мидлами и сеньорами без привязки к стеку и учел там софтскилы, понимание задач бизнеса, планирование и организацию работы, решение проблем и наставничество. Очень понравилось, но постить сюда нельзя, т.к это нарушит авторские права

  • глобально охватываются все важные темы, необходимые для управления, выстраивания и улучшения технических процессов в ИТ

  • охватываются темы с софт‑скиллами и рассказывается про общение с высшим руководством, было очень интересно

  • приводятся паттерны и антипаттерны различных решений, очень люблю когда проблемы рассматриваются с разных сторон

  • после каждой главы подводятся итоги и вопросы, над которыми стоит подумать и проверить себя

Что не понравилось

  • расписывание некоторых очевидных вещей, например стратегии CI/CD: GitFlow, GiHub Flow, blue‑green deployment. При это нет про trunk‑based development

  • порой сильно топит за облака, или за микросервисы. Это несомненно хорошо, но не всегда и не везде работает, везде есть свои плюсы и минусы. Все ИТ про компромиссы

Чего нет в книжке

Нет детального раскрытия каждой темы. Да оно и не нужно, иначе бы все просто не влезло в книгу, на каждую из этих тем можно написать и не одну. Но автор четко обозначил направления и важные моменты, чтобы было понятно в каком направлении двигаться — в этом и есть основная ценность книги.

Кому

В целом книжка очень крутая и мне очень зашла. Полезна будет не только СТО, но и тимлидам, техлидам и руководителям ИТ. Очень рекомендую ее и думаю сам неоднократно буду еще к ней возвращаться. Однозначно полезняшка.

Всем хорошего дня :-)

Комментарии (1)


  1. tristandtm
    21.01.2025 11:34

    О, прикольный формат. Брал эту книгу, но руки не доходили до неё. Полистаю