Некоторые компании решили поэкспериментировать с подачей текстов и стали писать без заглавных букв.

Получается такой неформальный стиль мессенджера, типа «мы простые ребята и говорим с вами, как друзья в переписке». Тексты получили дополнительную эмоциональную подзарядку. Вместе с заглавными буквами как бы ушла излишняя «серьёзность» или «драматизм».

Гипотезы такие:

  • привлечение и удержание на сайте новых клиентов, младше 27 лет, и улучшение восприятия бренда среди ЦА

  • увеличение глубины скроллинга на …% благодаря лёгкости восприятия текста

  • увеличение повторных визитов, младше 27 лет, на …%

  • увеличение конверсии в подписку на …% у ЦА из больших городов

Текст выглядит очень непривычно (пример можете увидеть на сайте Билайна, не реклама!). Мне кажется, что читать и сканировать текст стало сложнее.

Текст на сайте — это всё же какая-то «история» на тему, которую пользователь пытается быстро «прочитать», чтобы найти нужное. Заглавные буквы в начале предложений — это не только правила русского языка, но и визуальные метки («крючочки»), за которые цепляется взгляд, пользователь быстрее определяет начало предложения, новой темы, мысли.

Возникает ещё другой вопрос: как быть с названиями, аббревиатурами и вот этим всем. Вроде бы неформальность стиля требует и их писать с маленькой буквы. Вот только публичный сайт обязан соблюдать законы и хотя бы названия фирм писать как положено. Да и сайт — это в некотором смысле юридический документ, т. е. несмотря на любую неформальность, он обязан заботиться о том, чтобы клиенты понимали его однозначно.

И получается, что сайт ещё больше обращает внимание на такие названия, рекламируя их, сам того не желая. Посмотрите на скрине, в первую очередь взгляд автоматически выхватывает из строки названия брендов («выпирающие» элементы) и потом уже «а про что здесь вообще».

В таком виде вся «неформальность» становится какой-то искусственной. В личных чатах не все заморачиваются с правилами и пишут города, фирмы, имена с маленькой буквы, и нас легко понимают. Ну представьте, человек писал-писал без заглавных и вот эти все: «чо, придёца, плз, кмк … », и тут вдруг бац и аккуратненько так выписывает какое-нибудь «AppGallery» — выглядит немного странно.

Прежде чем внедрять подобные типографические решения, стоит тщательно оценить их влияние на удобство использования и общую эффективность коммуникации. Уверен, перед внедрением, ребята долго копали, и деньги перевесили :-)


В телеграм-канале «Заметки о юзабилити» разбираем кейсы по юзабилити и текстам. Развиваем внимание к деталям и насмотренность, анализируем сайты и пользовательские сценарии.

Комментарии (13)


  1. aik
    24.01.2025 07:10

    Тут они всё же не тексты пишут, а "заголовки" - потому вопрос отделения новых мыслей не стоит. Где возникают предложения - там уже и большие буквы на месте, и знаки препинания.

    потому большой беды в данном случае не вижу хуже было бы если бы они все тексты на сайте начали писать с маленькой буквы и без знаков препинания тут уже глазу было бы не за что зацепиться и усилий на чтение затрачивалось бы заметно больше по-моему так


    1. uiuxaudit Автор
      24.01.2025 07:10

      вот так это выглядит с предложениями )

      или вот такая каша с буквами теперь… наверно временно, но всё же )


      1. aik
        24.01.2025 07:10

        Точки практически не видны и текст действительно сливается в кашу. Это плохо.

        Я смотрел всякие там описания детализаций и т.п. - там всё по старому было.


  1. JBFW
    24.01.2025 07:10

    Сейчас в личных чатах телефон сам дописывает, где-то и AppGallery добавит, а где-то Юля исправит...


  1. Kgstranget
    24.01.2025 07:10

    Это называется - правила русского языка в топку.


    1. AlekseyPraskovin
      24.01.2025 07:10

      "Фтопку"


  1. mihail-v-n34
    24.01.2025 07:10

    Получается такой неформальный стиль мессенджера, типа «мы простые ребята и говорим с вами, как друзья в переписке»

    Еще и обращаются к вам на "ты".

    [steve_buscemi_how_do_you_do_fellow_kids.jpg]


  1. ivan_sh1
    24.01.2025 07:10

    Яркий и самый заметный пример – это Золотое яблоко. И лично мне, не очень удобно ориентироваться в меню в приложении. Может быть остальным – наоборот, не знаю. Но интересно было бы взглянуть на ux-исследование этой истории


    1. uiuxaudit Автор
      24.01.2025 07:10

      ой, дада, Яблоко, спасибо за пример…

      но у Яблока как-то ещё скромненько (заголовки, кнопки, ссылки), а Билайн гораздо дальше пошёл ))


  1. mihendy
    24.01.2025 07:10

    Где небольшое количество текста, там отсутствует заглавных букв смотрится свежо, но в больших текстах сливается всё в одну большую массу слов (даже не предложений)


    1. vis_inet
      24.01.2025 07:10

      Скажите, а что значит "свежо" ?

      И зачем это "свежо" нужно в тексте?


      1. mihendy
        24.01.2025 07:10

        Субъективно, для меня это свежо, мне нравится нижний регистр, если соблюдать баланс, не перебарщивать.

        Зачем он нужен в тексте?

        1) А почему нет?

        2) Чтобы внимание привлечь.

        3)Делают же некоторые части капсом.

        4) Для эксперимента, в статье же написали)


  1. vis_inet
    24.01.2025 07:10

    .