Хочу поделиться историей, которая со мной случилась и прямо сейчас происходит со Сбербанком. Я не могу ее как-то охарактеризовать кратко, не могу как-то оценить их внутренние процессы и точно указывать что именно происходило, но расскажу, как все это выглядит с моих глаз. Она без остросюжетных поворотов и на Оскар не тянет, но и не поделиться ею тоже не могу. Будет много текста, я предупредил =)

Я выгляжу дорого
К внешнему виду Сбера вопросов нет, а вот к процессам — масса.
К внешнему виду Сбера вопросов нет, а вот к процессам — масса.

Итак, о чем речь? Летом я поступил в НИТУ МИСИС, и заключил образовательный кредит со Сбербанком. Кредит заключил в Москве, представитель банка на планшете все оформила, вся процедура заняла не больше часа. Выглядит это так: вам открывают счет, лимит которого устанавливается в соответствии с суммой за весь период обучения и по вашему поручению банк переводит оплату по реквизитам ВУЗа с этого счета, а эти средства на счете учитываются по кредитному договору, сумма вашего долга увеличивается как и проценты. Все довольно просто.

Перед началом следующего семестра Вам надо его оплатить, вы обращаетесь в банк с поручением, что переведите в ВУЗ вот такую сумму, они ее исполняют, и ты спокойно учишься дальше. Наступает второй семестр, и мне надо сделать транш. Я написал в поддержку банка, надеясь, что можно как в тиньке это сделать онлайн, ведь договор заключен, все документы, в том числе договор с ВУЗом в банке есть, сумма за учебу не изменилась. Но нет, в поддержке сказали отправляйтесь в офис, там Вам все сделают. И вот я уже в своем Липецке вынужден идти в офис, чтобы банк за меня сделал перевод в ВУЗ. Казалось бы, что тут сложного и что может пойти не так?

Честно признаюсь, что изначально чуял в этом какой-то подвох, так как не думаю, что этим образовательным кредитом много кто пользуется в наших краях, поэтому опасался какого-то тупняка в офисе. И чуйка не обманула.
Все пошло не по плану с самого начала, когда мне выдали талончик в разделе "Наличные и пенсия" (или типа того), но сказали "Вас там перенаправят куда нужно", так что в принципе ок. И вот зовет оператор, я ей рассказываю, что так и так, у меня образовательный кредит, нужно оплатить учебу. Естественно, что мне говорят что я не тот талон взял (ах если бы я, мне просто куда-то ткнул другой "специалист" на экране у входа), но вот меня сейчас направят куда нужно. Отправляют к человеку по кредитам, я так понимаю. Кратко повторяю что мне нужно. Сотрудник, недолго подумав, сообщает, что это и не к нему тоже, мне нужен какой-то другой сотрудник, кто может сделать транш. На него меня перенаправляют. Я иду уже к четвертому сотруднику, которая, наконец-то, начинает решать мою проблему, а не просто футболить, ура. Просят паспорт и зайти в приложение банка. Вот зачем, я так и не понял, если, по идее, в системе по моему паспорту / номеру должна быть вся исчерпывающая информация для совершения процедуры? Ведь один семестр оплачен и, что мне все еще кажется логичным, надо повторить последнюю процедуру. Но да ладно, кто мы такие.

Прошлое поручение

В приложении просят сообщить последние цифры сберегательного счета. Я уточнил, зачем ей сберегательный счет? Ответ: так надо. Ну, мало ли, вот пожалуйста — сообщаю цифры, она проверяет и говорит, что все ок. А я напрягаюсь еще сильнее, так как сберегательный счет никоим образом не связан со счетам кредита, и в прошлый раз никакое участие в транзакции не принимал. Но специалист говорит, что все ок, в течение суток информация в кабинете обновится, а сейчас она отправила транш, другой сотрудник подтвердит, и дело сделано, попутно распечатывая мне новый план погашения кредита с учетом измененной суммы.

Я сижу, время идет, ничего не происходит. Вижу краем глаза, что начинается какая-то суета на фоне с моим вопросом. Проходит еще где-то минут 20, меня зовут к другому специалисту, типа надо завершить операцию. Что от меня конкретно нужно, не понятно, но ладно. Присаживаюсь, уточняю что вообще происходит, так как меня направили к заму руководителя офиса. Она говорит, что вот в системе должна быть "правая рука" (ее слова), что означает это — я не знаю, но наверное типа подтверждение транша более страшим специалистом. И что полномочий другого сотрудника не хватило (по ее мнению), поэтому перенаправили ко мне и она сейчас все подтвердит и будет хорошо. Если вы запутались, то нормально, просто напомню, что это уже шестой сотрудник банка, с которым пришлось взаимодействовать, чтобы выполнить мою просьбу. Она сидит, что-то там заполняет, нажимает, но по лицу видно, что результат далеко не тот, который ожидался.

Я уже больше часа сижу в офисе и искренне не понимаю, что за сложность повторить процедуру полугодичной давности, с которой справился один человек минут за 10 (большая часть время ушла на заполнение договора, ожидание одобрения самого кредита, подписание и т.д.), вооруженный одним планшетом, и почему это не выходит сделать в офисе, где есть техника, методички и много сотрудников, а офис, на минуточку, центральный, расположенный в самом центре города. И почему полгода назад никакая "правая рука" не нужна была, но понадобилась сейчас?

Так или иначе время идет, напротив за компьютером специалист с инструкцией в руке, которая не может подтвердить операцию, имея все необходимые полномочия. Что-то не так, в общем. Она просит помощи у коллег, подходят другие сотрудники, смотрят в экран, в инструкцию, коллегиально пытаются понять в чем причина, но не выходит. В ход идут запрещенные приемы — звонки в поддержку, где пытаются выяснить, почему у них не работает подтверждение. Если считать еще количество сотрудников по ту сторону провода, так как это был далеко не последний звонок, то суммарно будет задействовано больше десяти сотрудников для решения, казалось бы, очень простой процедуры. По результату общения с поддержкой было принято решение — процедуру отменить, раз она в системе не стала "исполненной", и сделать новую заявку. Опять же, я не могу сказать, это им в поддержке так сказали, это по регламенту, или кто-то решил так поступить, просто вот факт, который мне сообщили. С их слов, это сбой в системе, они повлиять не могут, они сделали все как нужно, такое вот бывает.

Трекай меня полностью
Весь мир – Jira, а люди в нем таски
Весь мир – Jira, а люди в нем таски

Начинается "можем повторить". Возвращают к специалисту, заводят новую заявку, отменяют прошлую заявку. Перенаправляют уже к седьмому специалисту, чтобы она все это сделала в тандеме с поддержкой по телефону. Я просто сижу жду, повлиять на это не могу, уйти тоже. И тут выясняется просто удивительное — заявку так просто отменить нельзя, на это нужно время. А пока она не отменится, новую завести нельзя. Сколько она будет отменяться — не известно, так как это все происходит за пределами офиса, офис лишь составляет заявку / служебку, не знаю что именно конкретно. А я просто сижу и жду, когда они составляют заявку на отмену. И прождав еще где-то полчаса, мне возвращают паспорт и говорят — ждите звонка из банка. Отмена происходит в течение трех дней, но обычно быстрее. Как отменят — мне позвонят, чтобы прийти и завести новую. Итог — потрачено более двух часов, задействовано семь специалистов явно, оплата в ВУЗ не переведена, она на стадии отмены, сколько она продлится — не известно, а у меня, как бы, по договору через два дня срок внесения платежа, а новую заявку завести нельзя. Просто чудесно.

Но, на самом деле, чудеса бывают, и уже на следующий день мне позвонили и позвали в офис, можно сделать новую заявку и внести оплату. И я пошел в офис, чтобы закончить дело. Думаете хэппи энд и все потрясения остались позади? Нет, наступил второй день приколов. Меня отправляют к сотруднику, который вчера заполняла заявку, она также просит зайти в приложение, но в этот раз просит не номер сберегательного счета, а номер счета, связанного с выданным кредитом. Значит, все таки был вчера не сбой, а просто кривая заявка? Это риторический вопрос, так как правды я не узнаю, меня убедили в сбое, а я сделал вид, что меня убедили. Да и хоть я прекрасно понимаю, что в банке сложная структура, что есть удаленные процессы, на которые не могут влиять сотрудники офиса, для клиента все, что происходит в его стенах — единое целое, один банк, один большой процесс, а как все организовано и где именно произошел сбой, по сути, для клиента разницы быть не должно. В общем, паспорт забрали, меня отправили ожидать на диванчике, пока заявка проходит все, что должна пройти, а потом меня позовут. Проходит какое-то время, ко мне подходит другой сотрудник (если брать в расчет вчерашних уникальных, то это уже восьмой) с моим паспортом и спрашивает: "Кем мне доводится женщина, которая сидит у его столика? И почему у нее мой паспорт?". Хороший вопрос, на самом деле, так как я не знаю кто это вообще и вижу в первый раз. И тем более я понятия не имею, как у нее оказался мой паспорт, со слов сотрудника, если я его отдал его минут 15 назад другому сотруднику, который должен был заполнить заявку. Как потом пояснил сотрудник, они спутали талоны, и мой паспорт, видимо, сотруднику передал другой сотрудник, как именно я не знаю, тем более не знаю, как удалось провести параллель между нами (клиентами).

Но да ладно, в итоге вот она — финишная прямая, по ощущениям. Заявку новую успешно завели (вчерашнюю отменили, раз мне позвонили и меня позвали), сейчас все подтвердят и я уйду спокойный домой, зная что накладок с оплатой не будет. Хотелось бы очень, чтобы поход в банк так именно и закончился, накладки и сбои случаются, я все прекрасно понимаю, главное — решите мою проблему. Но меня накрывает дежавю, так я вижу все тоже самое: какую-то суету на фоне, опять какой-то слет сотрудников за одним экраном, и снова звонки в тех поддержку. И результат точно такой же — у нас сбой, заявку отправить нельзя, в чем причина специалисты не знают. Все, что могла предложить поддержка — они сделали и ситуация не решена. Со слов сотрудника, они завели обращение в поддержку, чтобы они то ли провели сами платеж, то ли отменили прошлый, так как он все таки не отменился, я не понимал уже. Результат для меня такой же как и вчера — перевода нет, все зависло, убито полтора часа впустую, снова ожидайте звонка, чтобы снова прийти и попробовать сделать новый перевод. Ну и попутно еще теперь решать проблему с ВУЗом, так как оплата в срок не придет уже очевидно.

Таким образом, после двух посещений офиса Сбербанка, вместо одной простой задачи, которая решалась одним сотрудником с планшетом за 10-15 минут, у меня появились две проблемы — зависший перевод, который пытаются отменить и нельзя сделать новый по кредитному договору, значит не известно через сколько еще по времени будет платеж, а также появилась проблема с ВУЗом (который в Москве и лично посетить студенческий офис я не могу), который может и неустойку начислить, ну и отчислить тоже может.

К чему этот плач Ярославны? На самом деле, всего этого не было бы, если можно было самому в приложении запросить перевод через какую-то кнопку, или через чат, как в том же тиньке, квитанция для перевода у меня есть. С учетом, что в системе банка есть вообще все сведения обо мне, моих картах, кредитах и договорах, включая биометрию, я не особо понимаю, зачем мне лично посещать офис ради исполнения платежного поручения. И если уж случился сбой не по вине сотрудников офиса, то лучше я об этом узнаю где-то в приложении, чем буду вынужден как хатико сидеть в офисе в ожидании результата. И да, теперь мне еще сидеть ждать звонка, чтобы уже в третий раз идти в офис. В общем, если будут представители Сбербанка, киньте пожалуйста такую задачку в бэклог, буду признателен.

И второе, более наивное, что-то на уровне справедливости, прозрачности и открытости. Как клиент банка, я совершенно не понимаю, что происходит по ту сторону столика, особенно учитывая, что мой паспорт передается от одного специалиста к другому. После впустую убитых трех с половиной часов, у меня на руках нет никаких документов. Цифровизация это правда здорово, что отказались по максимуму от бумаги и чернил, переведя все в электронную плоскость, но вот поставьте себя на мое место, что мне предоставить ВУЗу в качестве подтверждения ситуации? Фото талона на прием, или СМС о начале приема у специалиста? Я уж молчу, что если вдруг будет пеня от ВУЗа, или отчисление, вы же понимаете, что бремя на Вас ляжет, или как раз вы это и понимаете? В общем, было бы здорово, иметь какой-то канал по обратной связи, чтобы можно было видеть историю обращений в банк, как на тех же госуслугах.

Ну и, естественно, хотелось бы знать причину такой ситуации и какие-то меры по недопущению ее в следующий раз, как минимум чтобы в следующий поход ситуацию решили. Просто если трех попыток банку не хватит, чтобы совершить перевод по образовательному кредиту, ну я уже не знаю тогда как к этому относиться. И нет, я не к тому, чтобы всех линчевать, наказать и покарать, просто если это сбой — ну хоть отпишитесь, что вот так и так, был сбой, был инцидент, сотрудники все сделали правильно. А если наоборот, ну научите тогда их, куда жмать, что заполнять, чтобы у других таких проблем в дальнейшем не было.


Надеюсь, что следующий поход будет финальным и все произойдет благополучно, без осложнений, неустоек и, уж тем более, отчислений. Если интересно узнать, чем все закончится, то можете подписаться на мой телеграм канал, там обязательно сообщу о решении этой проблемы.

Комментарии (19)


  1. anaxita
    25.01.2025 00:38

    Видимо кто то все же тронул легаси, пока рекламу очередную добавлял :(

    мои соболезнования вам, могу посоветовать только не тянуть до последнего


  1. QwertyOFF
    25.01.2025 00:38

    Брал ипотеку в сбере, там тоже боль на каждом шагу.

    Оказывается сбер не может перевести первоначальный платеж на счет эскроу в другом банке (точнее хочет за это приличную сумму комиссии), хотя изначально говорили нести первоначалку к ним, все будет отлично. Достать миллион из сбера за день не заплатив комиссий - тот еще квест оказывается.

    С застройщиком они не смогли договориться кто платит за оформление электронной регистрации, сбер считал что должен платить я, а застройщик хотел заплатить сам и накинуть эту сумму в ДДУ. В итоге они накосячили в договоре с этим моментом, мне пришлось писать допсоглашение и регистрировать его (еще несколько визитов в сбер, к застройщику, в банк с эскроу-счетом и платить какие-то копейки за регистрацию). Когда пришло время оформлять страховку на сданную недвижимость добрая поддержка сбера сказала мне идти в офис, а в офисе сказали что они такие страховки (на гараж) не делают, и я сам должен найти страховую которая за это возьмется.

    Короче говоря в сбере никто из сотрудников ничего не знает, не понимает, разбираться не хочет, а потом по инстанциям приходится бегать мне. По сравнению с другой ипотекой взятой в газпромбанке в это же время сбер просто пробил дно, там почти все процедуры пролетают со свистом без бюрократической возни непонятного назначения.


  1. nikolz
    25.01.2025 00:38

    Безусловно, сочувствую Вам. Не в обиду, но сейчас это называется "правовая безграмотность".

    Вы по бесплатному номеру в центральное отделение Сбербанка звонили, чтобы выяснить, как решить Вас вопрос? Вы по результату похода в банк написали претензию?

    По моему мнению, Вот Ваша ошибка, с которой все и началось:

    Я написал в поддержку банка, надеясь, что можно как в тиньке это сделать онлайн

    А как написано в договоре? Вы спрашивали о такой возможности при заключении договора?


    1. nickD
      25.01.2025 00:38

      Все эти советы нужны для решения проблем возникших с плохими банками. Но зачем выбирать плохой банк? И в этом статья полезна, что бы люди знали с чем столкнуться выбрав сбер.


      1. nikolz
        25.01.2025 00:38

        Статья конечно полезна тем, кто не читает договора с банком, а думает, что банк "хороший"

        Но договор надо читать, прежде, чем подписывать.

        Сбербанк не хороший и не плохой, он просто надежный, так как монстр.

        У монстров свои глюки.


    1. Vasjen Автор
      25.01.2025 00:38

      Лихо вы меня обвинили в "правовой безграмотности".

      А как написано в договоре?

      Зацитирую.

      17. Порядок предоставления Кредита. " Выдача второй и последующих частей Кредита осуществляется в пределах неиспользованного (свободного) остатка невозобновляемой кредитной линии, указанной в п.1. ИУ, в соответствии со сроками оплаты, установленными Договоромоснованием, в течение срока моего обучения в Организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом случаев, приведенных в п. 4.3.9. ОУ, и после выполнения условий, изложенных в п. 2.2. ОУ. "

      и

      19. Поручение на перечисление Кредита . " Оформляется отдельным документом. "

      Это выдержка из ИУ ( Индивидуальные условия договора потребительского кредита), ОУ - общие условия. Там нет ни слова о том, как именно формируется этот отдельный документ.

      Вы по бесплатному номеру в центральное отделение Сбербанка звонили, чтобы выяснить, как решить Вас вопрос?

      Это все здорово, выяснять отношения с банком через горячую линию, и, видимо к этому и придется прибегнуть, но речь не об этом. У меня есть договор-оснвоание (как и у банка копия) между мной и ВУЗ, есть кредитный договор со всеми пунктами, есть квитанция на оплату от ВУЗа, есть документы прошлого исполненного поручения. Все это было предоставлено сотрудникам банка, но это им не помогло.


      1. nikolz
        25.01.2025 00:38

        Не буду сюсюкаться. Рассказываю как я решаю подобные проблемы. Если Вы знаете как должно исполняться по договору, а работник банка, как вы пишите, что-то от вас требует не по договору, то 1) Вы просите работника показать документ (пункт в договоре) где указано это требование. 2) Обращаетесь с письменной претензией к начальнику отдела (начальнику отделения) . Уверен, что те сразу все решат, так как проблем официально никому не хочется.

        А в вашем случае явная некомпетентность работников банка (особенно в Сбербанке таких много).

        В вашем рассказе ничего конкретного Вы не делали, а все размышляли что-то не так, но упорно ходили в банк и позволяли "вешать Вам на уши лапшу". В банках, особенно в Сбербанке много девочек, которые мало что понимают в подобных вопросах.

        Уверяю Вас по собственному опыту, что подобные вопросы решаются здесь и сейчас в один приход в банк.


  1. T968
    25.01.2025 00:38

    Нужно всё-таки ввести телесные наказания.

    Сейчас банкиры превратились в говорящие головы и ничего не решают, а сотрудники ИТ ни за что не отвечают.

    Вот такая цифровизация


    1. NineNineOne
      25.01.2025 00:38

      Телесные наказания если вводить, то для руководства, которое одобряет и поощряет такие действия сотрудников.


    1. dmbarsukov
      25.01.2025 00:38

      Боюсь, что если введены будут телесные наказания, то наказывать будут клиента, который взял талончик не к тому специалисту.


    1. vDyDHp8
      25.01.2025 00:38

      Такое себе, ваш коммент портит мотивацию.


  1. LinkToOS
    25.01.2025 00:38

    и по вашему поручению банк переводит оплату по реквизитам ВУЗа с этого счета

    По нормальному, учебное заведение должно выставить счет на оплату услуг. И оплачивать нужно строго по выставленному счету, а не давать поручение на перевод произвольной суммы. При работе с кредитным счетом, произвольный перевод отличается от платежа по счету. Если нет платежного документа от учебного заведения, то приходится делать дополнительные проверки, что усложняет процедуру.


    1. Vasjen Автор
      25.01.2025 00:38

      Все верно, есть квитанция на оплату, ее показал сотрудникам банка. Сказали, что им не нужна она, нужна лишь сумма.


  1. Busla
    25.01.2025 00:38

    После впустую убитых трех с половиной часов, у меня на руках нет никаких документов.

    Вы дали поручение банку, банк его выполнить не смог — можете потребовать от них письменный отказ. С точки зрения вашего договора с ВУЗом это будет документом подтверждающим ситуацию форс-мажор.

    Технические накладки случаются. У меня в Альфе был подобный случай. Так они сами мне предложили такую бумагу предоставить.


  1. LexD1
    25.01.2025 00:38

    Ну и, естественно, хотелось бы знать причину такой ситуации и какие-то меры по недопущению ее в следующий раз, как минимум чтобы в следующий поход ситуацию решили. 

    Причина такой ситуации — некомпетентность сотрудников (да, всех восьмерых, или сколько их там участвовало).

    Про сбер ничего хорошего сказать не могу, имел с ним дело ещё в конце прошлого века, потом в 2010-х. Ничего (в лучшую сторону) там не меняется.


  1. santjagocorkez
    25.01.2025 00:38

    Какой-то паноптикум. В тексте под спойлером целое готовое поручение. Правится дата поручения и сумма, если она меняется. Распечатывается, за пять минут сдается в окошко операционисту. На выходе получается либо квитанция, либо штамп-оттиск на копии платежного поручения с датой-временем, реквизитами отделения, ФИО и подписью сотрудника, принявшего поручение.

    Папа-пара-пам! ВСЁ!

    Далее можно ехать по своим делам. Исполнили — хорошо. Нет — тоже не беда. Претензия, неустойка, возмещение любых убытков.

    PS: а, и да, окошко операциониста избавляет от:

    • кто-то забрал паспорт и куда-то с ним ушёл

    • странные вопросы о счёте, не имеющем отношения к поручению

    • странные просьбы зайти в любое приложение


  1. AstorS1
    25.01.2025 00:38

    Если описать историю на banki.ru, результата и компенсаций можно добиться быстрее.


    1. spooph
      25.01.2025 00:38

      На банки.ру нельзя написать в конце "Подписывайтесь на мой телеграм канал...". Собственно, ради чего вся эта непрофильная для хабра (хабр ведь не жалобная книга?) портянка и писалась


  1. Explorus
    25.01.2025 00:38

    Когда у меня возникала проблема со Сбером, точнее у моего старенького отца, который не силах был бороться с подобным безобразием, я написал отзыв на banki.ru, и буквально через час меня пинганула сотрудник банка, мы созвонились и еще через два часа были отменены все левые операции и возвращены деньги.

    Чего и Вам советую сделать. Все решаемо, даже в Сбере.