Наша команда Unix — распределённая: коллеги работают из Санкт Петербурга, Воронежа, Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Архангельска, Ижевска и Владивостока. Чтобы коммуникация была комфортной, система организации онлайн-конференций должна хорошо и быстро работать на звонках 1:1 и командных встречах разного размера.

Рабочие места у команды организованы на mac/linux/windows/vdi-windows/vdi-linux. Выбирали отечественное решение для онлайн-встреч из нескольких вариантов — некоторые из них до сих пор используются в разных командах и находятся на стадии испытаний. Нам достался Контур Толк, или ktalk.

Если после стресс-испытаний для NVME дисков или сети принято делиться опытом, почему бы мне не рассказать про использование программного продукта? В статье будет пользовательский опыт команды Unix и немного внутренней кухни про предотвращение и устранение сбоев.

Общие впечатления от ktalk

Наиболее востребованные 20% функционала работают хорошо — ниже коротко скажу о своих впечатлениях.

Звук

Я долго занимался TDM/IP телефонией и качеством звука в ней: подбирал настройки профиля на аппаратных телефонах так, чтобы не произошло «аудиошока» от резкой смены громкости. Еще занимался настройками уровня комфортного шума и усилением сигнала на разных типах транков при смене a-Law на mu-Law. Поэтому начну с главного для себя — в ktalk очень хороший звук, в том числе на VDI. Если проводишь на встречах долгие часы в течение недели — это принципиально важный фактор. И это при том, что настроек шумодава у ktalk нет. Некоторые отечественные платформы предоставляют тонкие настройки эхо и шумодавов, но с качеством звука, особенно на VDI, у них всё не очень хорошо. А ktalk просто работает как надо.

Демонстрация экрана

Вторая по востребованности функция после качества звука — работает хорошо. Говорю как человек, который постоянно раздаёт экран. Чужие экраны тоже видно хорошо, если переключиться в полноэкранные режим. Но если кто-то раздаёт картинку с 43” широкого монитора, то на 14” FullHD  ноутбуке будет не особо видно. 

На экране можно рисовать. Есть ограничения по раздаче конкретного окна при работе на VDI.

Передача управления (пусть введут свой пароль)

Реализована достаточно понятно: можно разрешить конкретному человеку управлять мышкой и клавиатурой. Пользовался нечасто, но всегда, когда надо было, срабатывало.

Не могу подробно рассказать про видео в ktalk, потому что мы в команде не используем камеры на звонках. Но если иногда кто-то включает камеру, всё работает нормально.

С базовыми функциями всё понятно, но остальные 80% возможностей ktalk можно оценить только если плотно работаешь в нём с реальной командой — поделюсь нашим опытом.

Эксплуатация ktalk в разных сценариях

Рассмотрим несколько типовых сценариев: я буду подсвечивать проблемы, которые всплывали во время их реализации.

  • Регулярные онлайн-митинги с командой

Ktalk выдерживает созвон на около 12 участников, которые подключаются с ноутбуков и телефонов, поэтому переезд на него прошёл безболезненно для всех. 

Что удобно: есть уведомления о том, что на плановом митинге тебя уже ждут. Для таких встреч видны аватары до 5 присоединившихся участников до вашего подключения. 

Встречу можно записать: например, если это небольшое демо. Такие записи удобно прикладывать к статьям на Confluence.

Мне понравилось окно чата: в нем проще выделять то, что надо скопировать, и скопировать с первого раза. Также удобно то, что полная история сообщений видна всем вне зависимости от того, когда присоединился участник.

Нет проклятия Esc, когда показываешь целый экран и скрыл панель индикации трансляции. Заходишь в VDI что-то сделать, и первый Esc не перехватывается для открытия панели. Это плавающее панель-окно индикации показывается снизу, не перекрывая индикатор VDI или заголовки табов в PuttyNg. Но чтобы её скрыть надо каждый раз нажимать «Скрыть» — хочется, чтобы было автоматическое скрытие для неё.

В отличии от конкурентов, в VDI нельзя показывать отдельное окно — только весь экран. Хотя пару раз мне удавалось увидеть, что функционал раздачи конкретного окна бывает доступен. 

Также запись вашего выступления на VDI ограничена облаком, и поэтому может вестись только 5 часов. И да, я был на конференции с записью событий, где такой лимит сработал.

  • Звонки 1:1

Тут порядок созвона отличается от большинства решений. В других программах принято выбирать адресата из списка и сразу звонить ему. В ktalk нужно сначала создать комнату и уже после этого приглашать туда собеседника. 

В ktalk можно демонстрировать сразу несколько экранов разных участников звонка. Это очень помогает, когда на встрече пытаетесь понять, почему что-то идет не так. Во многих других решения надо ждать, пока один участник закончит демонстрацию.

Отлично, что приходят уведомления на почту о том, что вам звонили, вместе со ссылкой на комнату. Если кто-то пытался вас позвать на встречу с несколькими людьми, не надо пытаться перезвонить организатору — по ссылке из почты вы сразу попадёте туда, куда вас позвали.

На мой взгляд, странно реализована функция вызова. Для приглашения человека кнопка сделана в виде телефонной трубки, а для ответа надо нажать на иконку «видеокамера». Это ломает типичные шаблоны.

А ещё нотификация о звонке сделана неудобно — это узкая полоска в правом нижнем углу. В синюю, а не зеленую, кнопку ответа надо целиться. Большое окно по центру с большими кнопками и возможностью ответить текстом  «я на другом митинге», как у всех, были намного удобнее.

Имя и Фамилия в поиске контактов без отчества и отдела, которые доступны в ActiveDirectory, или AD, плохо работают, когда ищешь полных тёзок. В других решениях можно указать представление, отличное от AD, и дописать «Алексей Толстой (Буратино)» или «Алексей Толстой (Козьма Прутков)». Указанные имена будут использоваться вместо стандартных из AD. Но в ktalk, к сожалению, так сделать нельзя.

  • Длительные созвоны с несколькими изолированными комнатами для совместной работы

В нашей команде есть несколько видов активностей, которые требуют централизованной координации действий. На встрече собираются много человек, которые начинают вести перекрёстные диалоги. Поскольку делать несколько дел под общий шум некомфортно и неэффективно, создаются отдельные комнаты, куда переходит часть участников, чтобы поработать над своей задачей.

Приведу пример: у нас был переезд с унаследованной платформы на новые. В августе на таком переезде важного компонента в течении суток присутствовало в среднем около сотни человек. Шли по плану из нескольких сотен пунктов, каждый из которых был на соответствующей команде. Команды расходились по комнатам, работали и передавали информацию координаторам. Если было нужно, призывали экспертов из других команд на помощь в свою комнату.

У нас в компании также сложилась практика отработки предаварийных и аварийных ситуаций: есть команда координаторов, которая в соответствии с планами действий в аварийных ситуациях вызывает дежурных по продукту.

Пример предаварийной ситуации: мониторинг сообщил о нездоровье важной унаследованной железки. Собираются команды, ответственные за переключение на резервные ноды, делают переезд и оценивают влияние, которое он окажет. По мере готовности к переключению сообщают, что можно его производить. Параллельно могут вызываться внешние подрядчики, которые будут производить ремонт оборудования. Подготовка к их приезду, со сбором и отсылкой диагностики подрядчику, делается в отдельной комнате. 

В центральном зале группа координации аварии составляет план по оперативному ремонту. Там же обсуждаются другие действия, связанные с вводом в эксплуатацию резервной ноды: определяется порядок действий и время, когда нужно будет вернутся определённым специалистам, если замена железа будет идти несколько часов.

Вот тут проявляется множество странных интерфейсных решений ktalk:

  • Списки участников фотографиями. Это очень неудобно, когда у некоторых участников нет фото или вы не знаете человека в лицо. Ориентироваться в том, кто с вами, когда показывается не более 6 фото-плиток тяжело. Простой список был бы удобнее. 

  • Список участников в комнате. Если в ней 5 человек, покажут аватарки трёх — сами догадывайтесь, кто есть кто. Рядом с человеком без аватарки пишется только имя без фамилии, и приходится гадать, кто именно подключился ко встрече.

У координатора аварийной конференции есть помощник с полными правами координатора конференции. Он по поручению основного координатора может вызванивать дополнительных участников и получать статус из разных залов. Если ему нужно кого-то позвать в главную комнату из какого-то неизвестного зала, есть выбор: заходить в каждую комнату или сделать объявление на все комнаты разом. Прямо как на вокзале: «Алексей Константинович Толстой, подойдите в главный зал, требуется ваша экспертиза по “Упырю”».

Другие странности UI:

  • Если вы привыкли использовать AutoType в KeePassXC по Ctrl-Shift-V или форматирование текста в чатике по Shift-Ctrl-M, то во время активной конференции эти сочетания клавиш ktalk забирает себе. 

  • Можно быстро включить-отключить камеру или программный mute. Без вариантов. Хотелось, чтобы глобальные сочетания можно было отключать. 

Итоги

Ktalk — это очень достойный продукт для совместной работы, который стабильно работает на разных платформах. Им комфортно пользоваться на длительных созвонах, но есть и спорные UI-решения. 

Не хватает более гибкой системы настроек для отображения имен, смене типа отображения при большом числе участников с плиток на списки. Хочется добавить настройки глобальных горячих клавиш и переделать информационный экран о входящем звонке — выводить его в центре, а не в правом нижнем углу.

В ktalk есть отличные «фишки»: множественные параллельные показы экранов, e-mail нотификации о пропущенном звонке со ссылкой на нужную комнату и терпимость к ESC-последовательностям при показе экрана в vi.

Будет интересно почитать в комментариях про ваш опыт использования ktalk — нравится ли вам это решение?

Комментарии (8)


  1. Ivnika
    27.01.2025 10:45

    Картинок не будет?

    p.s. Также в поисках альтернатив гугла и телемоста


    1. adrozhzhov Автор
      27.01.2025 10:45

      Что-то странное - в черновике они есть, в документе не отобразились. Попробовал добавить - не видно.


      1. adrozhzhov Автор
        27.01.2025 10:45

        На всякий случай как оно выглядит в черновиках


  1. adrozhzhov Автор
    27.01.2025 10:45

    Спасибо @Ivnika за комментарий про отсутствие картинок. Картинки сейчас на месте. Расказы про особенности интерфейса должны стать понятнее


  1. adrozhzhov Автор
    27.01.2025 10:45

    Статья отдавалась на вычитку до нового года, после которого выявилось несколько особенностей программы.

    Первую половину января выделение говорящего делалось в стиле мятных конфеток. Что сильно ломает привычки (выделение не так, как обычно, а как привыкнешь - опять переучиваться).

    Кроме того программа выдала годовую статистику. У меня более 2 с половиной часов в день в среднем получилось. Статистика немного странная. Я знаю, что общался не более чем с сотней коллег. Под общением понимаю что я говорил что-то на митинге. Ktalk насчитал 900+ контактов, считая все массовые собрания для выслушивания анонсов. Не уверен, что их методика подсчета верно отражает реальный круг общения


  1. NGC3372
    27.01.2025 10:45

    TrueConf как альтернатива тоже хороша, но к сожалению имеются баги. Не выполняет запуск трансляции экрана в linux из Wayland сессии, а также при запросе доступа управления экраном, выполняешь смену языка и у тебя начинает клавиатура жить совершенно новой жизнью, только перезапуск сессии помогает исправить проблему. В остальных случаях претензий не имею.


    1. assan9e
      27.01.2025 10:45

      Добрый день, а на какой ОС и версии приложения Труконф замечена такая проблема? Сам пользователь линукса с wayland, подобных проблем не замечал


    1. adrozhzhov Автор
      27.01.2025 10:45

      Linux это всегда что-то интересное.

      Наблюдение на этой недели. Коллега показывает экран с Linux ноутбука.
      Само собой из терминала, который доскроллировал до низа и все, что печатает колллега стало не видать, так как имя коллеги, раздающего экран, как раз в нижнем левом углу, где все действия происходят, отображаются.

      Правый верхний угол был бы удобнее. Там только управление окошечком.