Производство и образование – взаимосвязанные и взаимозависимые элементы системы «наука-образование-производство». Производству требуются квалифицированные кадры, а задача образования как кузницы этих кадров – сформировать специалиста с максимально высоким уровнем знаний, широкими навыками и умениями. Подготовить его так, чтобы предприятию не пришлось переобучать молодого сотрудника, знакомить с фундаментальными системами строительного производства.

В этой статье мы расскажем, как Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) готовит будущих специалистов, не только передавая классические профессиональные знания, но и обучая работе в отечественных программных решениях для проектирования, владение которыми становится важным условием для работы в крупных компаниях.

Заказчик

Уральский государственный университет путей сообщения – единственный транспортный вуз Урала – готовит специалистов по более чем 40 направлениям, в том числе проектировщиков, строителей, электротехников.

УрГУПС – один из лидеров по числу трудоустроенных выпускников. Каждый год в транспортные, строительные и промышленные компании России приходят около 1500 вчерашних студентов вуза.

Цель УрГУПС – формировать специалистов, владеющих актуальными знаниями и практическими навыками. Студенты проходят стажировки и работают с современным программным обеспечением. Яркий пример – кафедра «Строительные конструкции и строительное производство», где обучение проходит с использованием ПО компании «Нанософт».

Задача

Кафедра «Строительные конструкции и строительное производство» УрГУПС готовит специалистов в области промышленного и гражданского строительства. Чтобы они могли сразу приступить к реальной работе, важно с первого курса знакомить студентов с САПР/ТИМ-программами, знание которых потребуется им в будущем. Такие программы – ключевой элемент обучения: они автоматизируют процесс проектирования, позволяют создавать 2D-чертежи и 3D-модели объектов.

Ранее учебные программы кафедры опирались на AutoCAD. После ухода компании Autodesk из России понадобилось новое ПО – качественное, отечественное и лицензионное.

УрГУПС предстояло:

  • разработать учебно-методические материалы;

  • обучить научно-преподавательский состав и адаптировать учебные курсы;

  • сформировать у студентов навыки с учетом современных требований.

Решение

Вуз получил три типа бесплатных полнофункциональных лицензий (для студентов, преподавателей и сетевую лицензию для компьютерных классов) и доступ к учебным материалам от Академии Нанософт. Это позволило УрГУПС заключить с компанией соглашение о некоммерческом партнерстве.

Продукты «Нанософт»

Платформа nanoCAD (модули «3D», «СПДС» и «Механика»), nanoCAD BIM ВК, nanoCAD Стройплощадка, nanoCAD BIM Конструкции (с 23 октября 2024 года продукт поставляется как nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)).

Партнер «Нанософт» по внедрению и обучению

«АйДиТи» – премьер-партнер, фокус-партнер по направлениям «Конструкции», «Инженерия», «Землеустройство», «Машиностроение», «Обработка данных ЛС».

Преимущества Платформы nanoCAD

  • Несколько типов лицензий: для студентов, преподавателей и представителей образовательного учреждения. Это важно, так как процесс обучения не ограничивается стенами университета и продолжается при самостоятельной подготовке студентов и при работе преподавателей на личных ПК.

  • Поддержка отечественных ГОСТ серий ЕСКД и СПДС. В AutoCAD приходилось сначала менять стили, размеры и обозначения, а уже затем приступать к созданию чертежа. С переходом на nanoCAD процесс стал проще, а лишней работы и ошибок – меньше.

  • Наличие образовательных материалов и доступ к онлайн-курсам компании «Нанософт».

  • Удобство работы в Личном кабинете при управлении лицензиями и получении доступа к обучающим ресурсам.

  • Поддержка форматов *.dwg и IFC, позволяющая эффективно работать в связке с технологиями информационного моделирования.

  • Интуитивно понятный интерфейс, особенно при работе с 3D-инструментами.

Леонид Борисович Гилев, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Строительные конструкции и строительное производство» УрГУПС: «Курсы по продуктовой линейке nanoCAD, преподавание которых ведется на обучающей онлайн-платформе, логично выстроены: студенты проходят путь от основ черчения и конструирования объемно-планировочных решений до более сложных задач, таких как расчет конструкций, создание генпланов и организация строительства». 

Результаты

Активная помощь кафедры и четкая работа специалистов компании «АйДиТи», которая интегрировала новое ПО в учебный процесс, позволили выполнить внедрение всего за месяц.

Сейчас с помощью решений «Нанософт» инженерную и компьютерную графику осваивают около ста студентов УрГУПС. Благодаря поддержке российских стандартов проектирования и не приходится постоянно адаптировать чертежи под действующие требования, и они могут сконцентрироваться на более важных задачах.

По внутренним опросам кафедры «Строительные конструкции и строительное производство», все 100% студентов считают применение компьютерных систем обучения эффективным. Продукты «Нанософт» – современные и востребованные на рынке программы, которые позволяют получить практический опыт. Работу находят практически все выпускники инженерных и технических специальностей, причем 60% из них – уже во время учебы.

Кафедра поддерживает связь с работодателями и помогает студентам стать квалифицированными специалистами, способными решать реальные задачи.

Планы на будущее

В планах УрГУПС – дальнейшее развитие использования продуктов «Нанософт» в образовательном процессе. Таким образом, качество обучения работе с отечественными САПР/ТИМ-решениями на базе nanoCAD станет еще выше. А выпускники будут не только обладать фундаментальными базовыми знаниями в области промышленного и гражданского строительства, но и владеть актуальными навыками проектирования в отечественных программных решениях.

Карта обучения работе в продуктах nanoCAD на кафедре «Строительные конструкции и строительное производство» УрГУПС
Карта обучения работе в продуктах nanoCAD на кафедре «Строительные конструкции и строительное производство» УрГУПС

Примеры выполненных проектов

Студенческие курсовые работы. Архитектурно-конструктивные решения здания АБК, разработанные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)
Студенческие курсовые работы. Архитектурно-конструктивные решения здания АБК, разработанные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)
Конструктивные решения, выполненные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции») с использованием функционала Платформы nanoCAD и позволяющие воспользоваться результатами лазерного сканирования
Конструктивные решения, выполненные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции») с использованием функционала Платформы nanoCAD и позволяющие воспользоваться результатами лазерного сканирования
Дипломная работа. Архитектурный раздел, выполненный в модуле «СПДС» Платформы nanoCAD
Дипломная работа. Архитектурный раздел, выполненный в модуле «СПДС» Платформы nanoCAD
Курсовая работа. Архитектурные решения ИЖС, выполненные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)
Курсовая работа. Архитектурные решения ИЖС, выполненные в nanoCAD BIM Строительство (конфигурация «Конструкции»)
3D-модель раздела ВиК, подготовленная в nanoCAD BIM ВК
3D-модель раздела ВиК, подготовленная в nanoCAD BIM ВК
Аксонометрическая схема в nanoCAD BIM ВК
Аксонометрическая схема в nanoCAD BIM ВК

Комментарии (1)


  1. Gay_Lussak
    29.01.2025 11:54

    УрГУПС – один из лидеров по числу трудоустроенных выпускников. Каждый год в транспортные, строительные и промышленные компании России приходят около 1500 вчерашних студентов вуза.

    Я бы этим не гордился и вот почему:
    1. Основной процент трудоустройства у Жд вузов формируют целевики >50%. А целевик - это низкокачественный кадр, т.к. ему не хватило знаний поступить на бюджет и в целом это слабозамотивированный студент.
    2. Вузы не заинтересованы в отчислении студентов, т.к. они получают подушевое финансирование.
    3. Знания по специальность очень специфичные и слабо конвертируются в другие направления. Поэтому кроме как на ЖД идти не куда.