Привет, на связи Юлия Алёхина, дизайнер AGIMA! Недавно uxdesign.cc опубликовали тренды в UX на 2025 год. Все семь трендов вышли весьма пессимистичными, поэтому я обратилась к стражам дизайн-оптимизма от AGIMA: Олегу Зильбергу, дизайн-директору, и к Фёдору Ноздрину, арт-директору. Они прокомментировали список и поделились своими мыслями о трендах UX-дизайна, а я собрала их в этот текст.
1. ИИ и автоматизация в дизайне
Дизайнеры все больше передают контроль над проектами автоматизированным инструментам и ИИ, таким как Figma и другие платформы с ИИ-функциями. Это приводит к изменению восприятия того, кто может заниматься дизайном, а также к возможному снижению стоимости дизайна.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Сейчас нет таких инструментов, которые буквально автоматизируют дизайн. Да, сейчас можно сгенерировать с помощью нейросетей прототипы, макеты или шаблоны на уровне студента или джуна. И, конечно, такие технологии снижают порог входа в профессию, и это хороший тренд, на мой взгляд.
То, что создается на уровне прототипов или макетов нейросетями, — это либо фундамент для решения задачи, либо идеи, которые нужно комбинировать, чтобы сделать работающий на практике продукт. То есть однозначно контроль над проектом не передается ИИ. Вся стратегия и весь креатив, полевые исследования и тестирование гипотез остается на стороне человека. Ведь даже то, как ты напишешь промт, влияет на сгенерированный результат.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Ещё интересная тема, нейронки обучены на базовых макетах. Они повторяют самые распространенные композиции, например, тот же принцип золотого сечения или стандартную сетку из 12 колонок. А зачастую все знаковые решения в дизайне получались, когда дизайнеры нарушали их. История с уникальностью и нарушением правил — это не про ИИ.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Если говорить о том, кто может заниматься дизайном, то тут ценится насмотренность, возможность комбинировать и выбирать подходящие под конкретную задачу решения. Можно какую-то аналитику получить с помощью нейросети, но насколько решение действительно подойдет под задачу бизнеса, потребности определенной ЦА и личное восприятие стейкхолдеров — ни один ИИ не скажет.
2. Фокус на росте, а не на пользователях
Дизайн всё чаще ориентируется на бизнес-цели, такие как увеличение прибыли, а не на улучшение опыта пользователей. Это ведет к оптимизации пользовательских потоков для получения кликов, а не для создания ясности и простоты.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Задача UX-дизайнера — это улучшение пользовательского опыта. Невозможно держать фокус на бизнес-целях без фокуса на пользователях, поэтому этот тезис очень странный. Как можно ориентироваться на рост бизнес-показателей без создания базы пользовательского опыта?
3. Заменяем эмпатию алгоритмами
Персонализация становится настолько сложной, что выходит за пределы человеческого контроля. Вместо исследований пользователей часто используются автоматизированные тесты и данные, что снижает уровень эмпатии в дизайне.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Нейросети могут анализировать бесконечное количество пользовательских данных, и для каждого пользователя создавать индивидуальные рекомендации. Если я, например, люблю смотреть котиков и велосипеды, алгоритмы предложат мне котиков и велосипеды. Вручную человек не сможет проанализировать такие объёмы данных. Это не всегда кажется «эмпатичным» в традиционном понимании, но действительно делает контент более релевантным и персонализированным.
Кроме того, есть фундаментальный закон, который гласит, что пользователи проводят большую часть времени на других сайтах, а значит — они предпочитают, чтобы ваш сайт работал так же, как и другие уже известные им сайты. Поэтому в UX не нужно заново изобретать колесо. Все алгоритмы на этом и построены. Если в графическом дизайне можно украсть стиль автора, иллюстрации, какой-нибудь прием, то в UX это называется позаимствовать лучшие UX-практики.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Эмпатия — это то, насколько общение вызывает у тебя чувственный отклик, иными словами, когда хочется вступать в коммуникацию в контексте приложений или каких-то диджитал-продуктов. Если же мы говорим про ситуации, например, когда алгоритмы понимают, что пользователь с нарушением зрения плохо видит карточку товара и автоматически перестраивает композицию внутри карточки под нужный размер текста — это в определенной степени влияет на эмпатию. Пользователь чувствует, что о нём позаботились — это приятно. Но, на мой взгляд, это базовые принципы проектирования взаимодействия, а на эмпатию в большей степени влияет тональность текста, дополнительные возможности продукта или что-то выходящее за рамки основных его функций.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Совсем другое дело, когда человек отправляет сообщение в службу поддержки и понимает, что сейчас будет общаться с чат-ботом. Или, например, читает сгенерированные нейросетью отзывы на сайте, которые оставляют сгенерированные люди. Такие решения, конечно, никак не импонируют.
4. Незавершенные продукты и «быстрая неудача»
Продукты часто выпускаются до того, как они готовы, с акцентом на «быстрое тестирование и обучение» и соблюдение сжатых сроков, что может противоречить основным принципам UX-дизайна.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Если речь в данном тезисе про быструю проверку гипотез, насколько продукт удовлетворяет потребности потребителя, то не вижу в этом проблемы. Если нужно протестировать концепцию продукта, какую-то гипотезу, которая заложена в функционал, то это не противоречит принципам UX-дизайна. Это хороший инструмент для создания MVP или проверки гипотезы по наиболее эффективному достижению пользователем конечной цели в продукте.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Есть ещё такой «закон Паркинсона», который гласит: «Любая задача будет раздуваться, пока не будет потрачено все доступное время». Поэтому «жёсткие сроки» — это скорее хорошо, чем плохо, и они никак не противоречат основным принципам UX-дизайна.
5. Политика и организационные проблемы
Дизайнеры все чаще участвуют в политических играх внутри организаций, обсуждая все, кроме самого дизайна. Решения часто принимаются в угоду карьерным амбициям, а не ради качества продукта.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Это достаточно грубое обобщение. Наверняка речь идет про какую-то большую корпорацию, например, Adobe или Pinterest. И вывод из этого тезиса, что решения часто принимаются в угоду карьерным амбициям, кажется мне странным, в любой профессии человек может руководствоваться соображениями карьерного роста. Я бы сказал, что в продуктовом дизайне в основном решения принимаются под метрики и установки руководства — если CPO говорит, что мы должны растить узнаваемость бренда в нашем приложении, то дизайнеры в приоритете занимаются этой задачей.
6. Онлайн-присутствие и популярность в соцсетях
Дизайнеры становятся более активными в социальных сетях, создавая контент, который привлекает внимание алгоритмов, а не способствует глубоким обсуждениям или развитию мыслей.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Согласен с этим пунктом на 100%. В соцсетях действительно можно найти огромное количество дизайнеров, которые копируют посты друг друга в духе «как сделать красивый градиент в Illustrator’е». Из-за информационного шума сложно найти специалистов, за которыми действительно интересно наблюдать. Все становятся одинаковыми, и качество из-за этого тоже теряется.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Думаю, что это общий тренд для всех отраслей. Нет возможности проверить экспертизу и достоверность информации. Легко сказать, что ты обладаешь каким-то опытом и давно в профессии. Хотя ты посмотрел чужой ролик, прогнал его через нейронку, которая перепишет содержание под твой блог — и всё готово. Иронично, что те же нейронки используются для верификации контента и определения уникальности.
7. Коммерциализация дизайнерских событий
Крупные дизайнерские конференции, такие как Figma Config и Adobe Max, получают приоритет, а меньшие события теряют свою значимость. Это ведет к ограничению голосов и идей в дизайне, что может сказываться на развитии профессии.
Олег Зильберг
Дизайн директор AGIMA
Мне кажется, что отраслевых конференций сейчас в достатке. Если бы дизайнерам не хватало дизайн-митапов или дизайн-выходных, их было бы больше. Под спрос формируется предложение. У нас есть несколько крупных и инфраструктурных мероприятий внутри дизайнерской среды и есть крупные мероприятия, которые делают корпорации, продвигающие дизайн-культуру.
Фёдор Ноздрин
Арт-директор AGIMA
Обычно небольшие мероприятия для дизайнеров строятся вокруг одной тематики, например: «Митап по лучшим практикам в финтехе». На таких мероприятиях специалисты собираются, чтобы обменяться опытом, — и это очень полезная практика. Другое дело, что они не так сильно освещаются и на них бывает ограниченное количество мест.
А что думаете вы? С интересом обсудим тренды UX-дизайна в комментариях! А за последними новостями из мира дизайна приходите в наш телегам-канал.