Месяц назад я завершил создание прибора для измерения ёмкости батареек и аккумуляторов, который могут повторить все желающие из доступных недорогих модулей. Благодаря идеям читателей, в программу прибора были внесены важные изменения. Кроме того, удалось найти подходящий модуль MOSFET для отключения нагрузки.




Три основных отличия новой версии программы — режим защиты OLED-экрана от выгорания, возможность ручного запуска теста, новая логика управлением нагрузкой.

OLED экран, применённый в приборе, подвержен выгоранию при долгой работе. Первые признаки выгорания заметны уже через месяц непрерывной работы, через год непрерывной работы выгорание видно уже очень хорошо (Ресурсный тест OLED-дисплеев).

Для того, чтобы продлить ресурс экрана я добавил режим скринсейвера: через 10 минут в любом из основных режимов экран гаснет и начинает вспыхивать на 0.9 секунды раз в шесть секунд на минимальной яркости. При нажатии первой кнопки экран включается на одну минуту. Этот режим отключен по умолчанию: если прибор используется время от времени, в нём нет необходимости, но если прибор работает постоянно и выполняет длительные тесты, режим стоит включить.

При наличии модуля коммутации нагрузки теперь можно запускать тест вручную, при этом до запуска теста отображается напряжение на элементе питания без нагрузки (НРЦ — напряжение разомкнутой цепи).



Два вышеперечисленных режима можно включать или выключать в меню шунта, которое вызывается длинным нажатием второй кнопки (кнопки "+") в режиме начальной заставки.



Длительное нажатие кнопки «‒» меняет режим скринсейвера:

«Экран вкл.» — экран включён постоянно;
«Экран сохр.» — экран будет отключаться для защиты от выгорания.

Короткое нажатие кнопки «‒» меняет режим запуска теста:

«Автостарт ‒» — для запуска теста нужно нажимать кнопку;
«Автостарт +» — тест будет начинаться автоматически при подключении элемента питания.

Для выхода из меню настроек нужно длительно нажать «+», при этом настройки сохранятся во flash-памяти.

Благодаря Олегу Артамонову был найден подходящий для коммутации нагрузки модуль MOSFET, позволяющий отказаться от крупногабаритного и относительно много потребляющего реле. Это недорогой модуль на LR7843 (обратите внимание, что при покупке нужно выбрать именно LR7843 из трёх предлагаемых вариантов). Для того, чтобы модуль нормально работал с трёхвольтовой логикой, он подключается нетстандартно — в обход оптрона.



Схема подключения элемента питания при этом получается не четырёхпроводной, а трёхпроводной (разделён только плюс), но ничего страшного.



В новых версиях программы прибора изменена логика работы управляющего модуля (реле или MOSFET): во время теста контроллер выдаёт на управляющий выход 3.3 В, поэтому, если вы уже собрали прибор с модулем реле, необходимо переключить провод, идущий от нагрузки, с контакта NC на контакт NO модуля реле.



В новой версии программы есть и другие изменения:

• Добавлена проверка на превышение максимального тока нагрузки и соответствующее сообщение;
• Минимум тока теперь не абсолютный, а 0.1% от диапазона;
• Исправлено отображение на экране токов больше 1000 мА в режиме теста;
• Исправлена ошибка отображения тока и мощности >1000 мА и >1000 мВт в режиме мультиметра.

Теперь в архиве есть два варианта готовой прошивки: с переворотом экрана и без. Если в вашем приборе экран перевернут, как у меня, прошивайте файл btest2.bin, если не перевёрнут — btest2f.bin. Кроме того, в архив добавлена инструкция по эксплуатации прибора.

Все обновления программы, а также схемы и ссылки на все детали публикуются на сайте проекта http://ammo1.ru/btest2.

Если вы не читали большую статью о приборе, вот она на Хабре.

P.S. Буду рад фотографиям ваших приборов BatteryTest в комментариях.

© 2025, Алексей Надёжин

Комментарии (10)


  1. BSOZ
    12.05.2025 11:45

    А для чего нужен модуль, на котором оптрон, MOSFET и пара резисторов, если оптрон не задействован? Не проще просто транзистор в DIP корпусе использовать?


    1. AlexeyNadezhin Автор
      12.05.2025 11:45

      Нет, не проще. Устройство собрано из модулей и не имеет общей платы. Вешать транзистор с двумя резисторами на соплях мне кажется не очень хорошая идея.


      1. BSOZ
        12.05.2025 11:45

        Неужели изготовление PCB — это какое-то большое дело сейчас? Ведь лучше, чем ради одного транзистора прикручивать какой-то модуль, чтобы потом к нему соплю кинуть и оставить половину его компонентов просто декоративным балластом.

        Ради сохранения модульности можно объединить функциональный узел, например MOSFET + силовые терминалы + нагрузочный резистор одним модулем.


        1. sim2q
          12.05.2025 11:45

          так тут фишка, что модули готовые с магазина


  1. okhsunrog
    12.05.2025 11:45

    Что только не придумают, лишь бы не делать нормальную плату.


  1. hinomen
    12.05.2025 11:45

    Насколько я понял, при тестировании батарейка/аккумулятор полностью разрядится. А возможно ли этим устройством не разряжая просто определить текущую емкость батарейки?


    1. iShrimp
      12.05.2025 11:45

      Измерить нельзя, но можно предсказать, если известна зависимость ЭДС и внутреннего сопротивления от уровня заряда в Кл для данного типа батареек.

      Нужно собрать статистику с нескольких батареек и построить кривую разряда.


      1. BSOZ
        12.05.2025 11:45

        Но разве это не то, что ожидается от тестера батареек? Реальный кейс — это человек купил батарейки 4 производителей и желает отобрать пригодную для налобного фонаря (низкий ток и максимальное время работы, притом до глубокой разрядки т.к. имеет DC-DC для 3S батарейки -> 3.2V). Если человек разрядит батарейку, то он узнает, имело ли смысл выбрать её в прошедшем времени.

        Я полагаю, что эта кривая будет более-менее схожей для всех массовых щелочных батареек.


        1. Squoworode
          12.05.2025 11:45

          Если человек разрядит батарейку, то он узнает, насколько хороша эта партия батареек.


          1. BSOZ
            12.05.2025 11:45

            Тогда это ничем не отличается от сценария, когда человек купил батарейки, вставил в фонарь и испытал, на сколько их хватит. Попутно используя фонарь по прямому назначению. Смысл в тестере отпадает.

            А где большая автономность и сложная замена (датчики всевозможные, часы, замки и т.п), там скорее литиевые батарейки (не аккумуляторы) сейчас встречаются. Которые продаются поштучно, могут служить годами. И стоят так, что нет смысла покупать партией. Розничному потребителю во всяком случае. И кривая разрядки там настолько близкая к линейной, что достаточно мультиметра и резистора, чтобы дать оценку, долго ли оно будет служить (относительно другой батарейки).