Привет, Хабр! Меня зовут Мохирева Виктория, я консультант SAP в СРТ — компании, которая является генеральным подрядчиком по ИТ сети Fix Price. Мы уже много рассказывали о программных решениях, которые внедряем для автоматизации бизнес-процессов в Fix Price. Но что происходит «внутри», как мы проходим путь от выявления потребности в продукте и до его запуска ? Хотите узнать о нашей «кухне», о том, как мы достигаем целей, как строится взаимодействие между бизнесом и разработчиками? Тогда поехали!

В основе всех процессов лежат базовые принципы управления разработкой ИТ-продуктов. Именно учитывая их, можно прийти к пониманию того, как функционирует инфраструктура и как эффективно выстраивать общение с бизнесом. Существуют различные методологии, которые позволяют повышать качество и эффективность разработки, проектирования и создания интегрированных продуктов. Расскажу вам про одну конкретную методику.

Как мы организуем совместную работу

Управление проектами у нас построено на методике Scrum. Scrum — это гибкая методология, которая помогает автоматизировать совместную работу над проектом. Если коротко: команда определяет задачи, над которыми будет работать ближайшие несколько недель. Каждый участник при этом получает свою отдельную задачу, решить которую нужно для выполнения глобальной цели. По методике Scrum ведется учет задач (в том числе  интеграционных решений), переданных на доработку, разработку и исследование в системе ERP SAP.

Для нас всё начинается с ценности компании, с команды и участия каждого. Прежде чем начать работу, мы тщательно анализируем: что можно и нужно автоматизировать, а что на данном этапе автоматизировать нецелесообразно — конечно же, в последнем случае всегда выявляем четкие причины, почему приняли такое решение.

Поясню, есть перечень потребностей, заявленных нашими коллегами из бизнес-подразделений: от незначительных изменений (например, выделение подитогов в  формах и отчетах) до изменений глобальных и создания новых инструментов. И для каждого заявителя его потребность важна. Потребность заказчика формулируется как «Я хочу…», мы же в свою очередь смотрим на возможности системы, анализируем потенциальную нагрузку на нее, а также же учитываем потребности в человекочасах на выполнение заявленного заказчиком, и наконец, определяем “полезность” запрашиваемого. Наша задача на этапе исследования — задавать прямые развернутые вопросы заказчику, чтобы в итоге прийти к лучшему решению. При работе над потребностью на стадии определения ее полезности нам важно исходить из требований бизнеса и рынка.

Чтобы взять задачу в работу, мы формируем несколько сценариев, то есть анализируем, есть ли уже у нас инструмент, который может закрыть потребность заказчика, при его доработке, исключив создание нового продукта, или же понимаем, что аналогов нет, и инструмент нужно будет создавать “с нуля” от начала и до конца.

Почему Scrum?

Разумеется, Scrum не единственная методика, существуют и другие. И прежде всего отметим Agile — своеобразный костяк методологий: каждый из существующих сегодня методов так или иначе построен на принципах работы по Agile. Помимо собственно Scrum, есть и такие методики, как:

  • Waterfall («Водопад» или «Каскад») — традиционная методология менеджмента в IT, которая получила популярность среди тех, кто занимается проектной работой

  • Гибридная методология

  • Critical Path Method: метод критического пути

  • Critical Chain Project Management

  • Kanban

  • Scrumban

Теперь о том, почему мы используем именно Scrum

Fix Price — это ритейлер, который продает товары всех основных категорий: от продуктов питания до книг и предметов интерьера. Помимо более 7000 розничных магазинов в России и за рубежом в Fix Price также ведет и онлайн-продажи. Думаю, очевидно, что слаженная работа такой сети возможна только при поддержке со стороны ИТ-служб? Центр компетенции SAP выполняет задачи, которые ставят разные департаменты, в том числе взаимодействуя и с другими центрами компетенций.

На панели Kanban — инструменте управления проектами, который помогает наглядно представить задачи, — публикуются находящиеся в работе задачи от всех департаментов. Как правило, задачи между собой не связаны, и их можно решать параллельно. У каждого исполнителя своя задача и короткие итерации — в Scrum их называют спринтами. Такая система позволяет выпускать готовый продукт в короткие сроки — для нас это две недели. И Scrum тут — одна из самых гибких моделей. Кстати, название методологии заимствовано из словаря регби, Scrum переводится как схватка — элемент игры, отражающий важность командной работы.

Подытожим

Scrum нам нравится прежде всего тем, что он ориентирован на командный подход и позволяет получить результат в короткие сроки, лавировать между разными потребностями и учитывать меняющиеся обстоятельства, быстро реагировать на изменения и устранять ошибки, тем самым минимизируя риски. 

Scrum предполагает ежедневные встречи: они позволяют отслеживать буквально в моменте вероятность малейших задержек исполнения задачи. Такие совещания — вовсе не бюрократия и рутина: они помогают нам как исполнителям не терять цель и держать связь с другими участниками рабочего процесса.

Кстати, а вы знали что метод Scrum можно применить к чему угодно? Даже к проведению генеральной уборки дома.

  • У вас есть цель — представим, что это полученная задача от заказчика с конечным результатом.

  • Вы формируете команду, строите план, распределяете задачи между собой.

  • Также у вас есть есть определенные сроки.

Вот и всё — теперь каждый выполняет свою задачу в оговоренные сроки, при этом полноценно взаимодействуя с другими участниками команды. Ежедневное общение между коллегами эффективно решает проблему пересекающихся задач и помогает  значительно ускорить процесс разработки.

Комментарии (0)