Мы сейчас становимся свидетелями удивительных событий в мире, и мир бизнеса тому не исключение.

Одним из таких удивительных и очень поучительных для бизнеса событий является поведение Илона Маска и ситуация с Tesla, продажи которой рухнули менее чем за месяц на 45% в мире, а в отдельных странах и на все 70%.

Чем интересен для руководителей этот кейс?

Тем, что на его примере мы в реальном времени можем наблюдать, какая ответственность лежит на лидере, и к чему может привести отрыв лидера от реальности и, главное, как разрушительно может быть это поведение для компаний. Особенно, если весь этот бизнес и его успех был завязан на личности лидера.

Илон Маск в основу успеха бизнес-модели своей компании положил ценностные критерии развития и прогресса, таким образом расположив к себе аудиторию именно с такими же ценностями. И когда он изменил этим ценностям, то его бизнес лишился очень лояльной, к тому же еще и финансово обеспеченной аудитории.

С ценностями нельзя играть, такое не прощается людьми. Люди не очень любят, когда их обманывают, и особенно не любят, если этот обман касается ценностей. Особая роль ценностей в жизни человека связана с тем, что они воспринимаются людьми как неотъемлемая часть их личности, и поэтому даже словесная критика ценностных моментов вызывает в мозге реакцию сопоставимую с прямой физической агрессией.

Есть еще один важный и уникальный аспект кейса Маск/Tesla, что мы видим разрушение стратегии Голубого океана. Очевидно, что невероятный успех Tesla как раз связан с тем, что это как раз компания стратегии Голубого океана. Только абсолютная лояльность клиентов по отношению к такой компании обеспечивала неоправданную стоимость Tesla, чья капитализация на пике была больше других автомобильных компаний вместе взятых.

В мире очень мало компаний, которым удалось реально создать стратегию Голубого океана, потому что эта стратегия не про продукт или технологические инновации, она про инновацию ценностей, то есть про создание прочных ценностей для клиента, который становится максимально лоялен к такому бизнесу, так как чувствует в продукте этого бизнеса возможность ощущать себя более лучшим, более значимым.

Именно поэтому такому малому числу компаний удалось создать стратегию Голубого Океана. Для этого надо быть очень точным в понимании своих ценностей и уметь донести их до клиента, чтобы он поверил в вашу искренность и приверженность заявленным ценностям.

У Ikea, Apple, McDonalds, Nokia, Tesla в мире, и у ВкусВилла в России это получилось, их продукт отражает самую суть стратегии Голубого океана – он позволят клиентам и чувствовать себя лучше, более безопасно, и быть более значимыми и хорошими, а именно этого мы все хотим.

И теперь действия Илона Маска, который был и остается, к сожалению, для Tesla лицом компании, приводит к разрушению такой хрупкой, но финансово очень эффективной конструкции, основанной на стратегии Голубого океана.

Но для нас в этом есть плюс, теперь мы можем произвести вскрытие этого еще теплого трупа бизнеса Tesla, чтобы понять лучше, что надо делать, а что нет, анализируя, что привело к гибели стратегии Голубого океана Tesla, и какова роль лидера в этой ситуации.

Итак, давайте рассмотрим роль лидера в бизнесе, который основан на ценностях Стратегии Голубого океана.

Ikea, Apple, McDonalds, Nokia, Tesla, ВкусВилл — все эти компании имеют четкий след своего основателя, как хорошо известного в случае Ikea, Apple, McDonalds, Tesla, так и менее известного как в случае с Nokia, ВкусВилл.

И связанно это с тем, что для стратегии Голубого океана необходимо создание ценностей для клиента, а для этого необходимо очевидные индивидуальные человеческие ценности, которые есть у основателя.

Это может быть ценность удобства и безопасности (Ikea, McDonalds, ВкусВилл), или прогресса и развития (Apple, Nokia, Tesla), или что‑то другое, главное, чтобы это было реальными ценностями для создателя и тогда в это поверят клиенты с такими же ценностями.

Создание ценностей для бизнеса, то есть создание уверенности у клиента в том, что какие‑то вещи для компании по‑настоящему ценны, очень сложный процесс. Как я уже писал выше, люди боятся быть обманутыми, поэтому очень неохотно доверяют другим, особенно, если эти другие — бизнес, а значит априори хотят от них денег.

Но если компании удается заслужить доверие клиентов, то это создает очень прочную связь, очень сильную лояльность клиентов, которые готовы прощать практически все таким компаниям, любые ошибки в продукте. Но есть одно, что клиенты не готовы прощать таким компаниям, это отход от заявленных ценностей.

Именно поэтому погибла Nokia, отказавшаяся от прогресса и развития, и чуть не лишился лояльности ВкусВилл после рекламной компании лета 2021 года.

Роль лидера в компаниях стратегии Голубого океана исключительно велика, особенно если они являются лицом этих компании, так как поведение и слова лидеров должны быть постоянным подтверждением этих ценностей.

И как мы сейчас видим на примере Илона Маска, к сожалению, справляются с этим не все. И если схожее, и даже худшее (увольнение беременных) поведение Джеффа Безоса из Amazon, люди готовы прощать, так как его компания никогда не была компанией стратегии Голубого океана, то есть не обладала ценностной значимостью, то поведение Маска реально обрушивает Tesla.

Тут становится очевидным еще один очень важный момент, отражающий сам смысл стратегии Голубого океана, продукт и его качество не является главным критерием для клиентов, потому что сейчас продукт Tesla намного качественнее, чем был раньше, но клиенты готовы от него отказаться именно из-за разрушения установленных ценностей, создавая неудобства и даже материальный ущерб лично для себя.

При этом я не думаю, что клиенты простят Маску его такое нынешнее кардинальное преображение, когда он из прогрессора и визионера развития превратился в махрового мракобеса и ретрограда. Вряд ли у него получится в будущем все откатить назад, и опять стать лидером прогресса и развития.

С ценностями нельзя так играть, Маск этого вполне возможно не понимает из-за синдрома Аспергера, который, по-видимому, мешает ему понимать эмоции людей, вот как наглядно проявилось значение Эмоционального интеллекта для руководителя.

Поэтому единственным вариантом спасения бренда Tesla я вижу в полном уходе Илона Маска из руководства компании, и чтобы в новой Tesla не было больше лидера-визионера, так как его будут сравнивать с Маском, да и риск человеческого фактора останется. Компанией должны управлять принципы и стандарты, четко прописанные и неизменные, отражающие ценности клиентов Tesla – прогресс и развитие.

Причем у нас есть работающий и успешный вариант таких изменений в компании стратегии Голубого океана, Apple после смерти Стива Джобса смог выжить и без яркого лидера визионера, благодаря сохранению принципов.

Какие выводы можно сделать на основании кейса Маск/Tesla про действие и роль руководителя в компаниях стратегии Голубого океана? Их несколько.

  1. Руководитель, если он является лицом компании, не должен менять принципы своего поведения, связанные с ценностями его компании.

  2. Все принципы и ценности таких компаний должны быть четко прописаны и быть неизменны, и, главное, не меняться в угоду руководителя.

  3. Руководитель, который захочет изменить принципы и ценности (мы все люди и можем меняться), должен уйти из компании, если он не хочет гибели бизнеса.

И наконец, самый главный вывод, в любом бизнесе, и касается это не только компаний стратегии Голубого океана, для его долгосрочного развития должны быть разработаны «институты», то есть правила и стандарты, чтобы убрать роль личности основателя. Так бизнес не развалится после его отхода от управления или после его необдуманных поступков, но при этом сохранит направление развития, изначально заложенное основателем.

Комментарии (32)


  1. sobeskiller
    13.06.2025 09:50

    А не заранее ли всё было срежиссировано? Сколько людей засело в акциях, которые им кто-то впарил на хаях?


    1. mantiscorp
      13.06.2025 09:50

      А не заранее ли всё было срежиссировано?

      классический подход теории заговора - все события заранее срежиссрированы враждебными элементами.

      вот только чаще миром правит не масонаская ложа, а всемирная лажа


      1. sobeskiller
        13.06.2025 09:50

        Если кто-то что-то начинает подозревать - просто объяви это теорией заговоров!

        , а всемирная лажа

        Там где крутятся милларды - никакой лажи быть не может в принципе.

        Другое дело, миллиарды можно зарабатывать не только от лонга, но и от шорта...


  1. Dhwtj
    13.06.2025 09:50

    Какие ценности были у Тесла и что изменилось?

    Как по мне это просто ниша спортивных и экологичных а потому дорогих электромобилей. И защитить от китайцев эту нишу они не смогли. Потому что не могут сделать кардинальное огораживание как Эппл и нет такого эффекта масштаба как Амазон.


    1. ubillibilla
      13.06.2025 09:50

      обещал (2007) снижение цен к 2012 до $30-40k (600-700тр чтоли запомнилось) и доступность да весь основной тип авто (универсалы седаны а не только родстер) - но китайцы спасли вольво & etc от итогов кризиса выкупая себе всех конкурентов ... там и гугла хотела участвовать & etc всякое-разное не без подмять теслу


      1. Dhwtj
        13.06.2025 09:50

        Ну как он мог обещать снижение цен если единственное преимущество над ДВС это разгон? А преимущества над китайцами нет совсем: они мастера резать себестоимость.

        Сразу же было ясно что бред.

        Как и автопилот


        1. ubillibilla
          13.06.2025 09:50

          В 2007 году Илон Маск заявлял, что в будущем планирует создать базы на Луне и Марсе, а люди будут перемещаться между ними с помощью ракет компании SpaceX.

          Также Маск говорил, что его цель — сделать человечество мультипланетарным видом.

          так что про теслу вполне реалистично было:

          В 2007 году Илон Маск, занимаясь публичной деятельностью, чтобы снизить негатив вокруг Tesla Motors, давал интервью и анонсировал выход автомобиля Roadster в начале 2008 года и запуск седана Model S.

          Также Маск говорил, что настоящая цель компании Tesla — ускорить использование возобновляемой энергии на Земле.

          но наценка объяснялась что он так деньги на другие проекты собирает поэтому не хочет продавать по обещаное

          будет стоить 40 тысяч долларов, а топ-версия обойдётся в 70 тысяч долларов

          +

          Tesla обещала, что он будет доступен по цене от 35 тысяч долларов. Но вскоре после выхода модели заявленная цена практически сразу исчезла

          правда с момента обещания курс доллара улетел с 26руб (я даже не помню как он обещал что 700тр выходило)


  1. OFrol
    13.06.2025 09:50

    Нашёл в тексте 16 упоминаний "Голубого океана", 5 - "ВкусВилла" и ровно 0 упоминаний "Китая" и "BYD"


  1. mapnik
    13.06.2025 09:50

    Цыплят по осени считают.
    Вот как увидим делистинг Теслы с биржи и остановку производства — тогда "убил", да.

    Тем более мне кажутся ерундой размышления про то, что люди не любят обманов, касающихся ценностей. Вот подождите, Маск придёт в нормальное состояние, и люди, которых он обманул насчёт ценностей, не просто окажутся дважды обманутыми насчёт ценностей, но, более того, с успехом ещё и сами себя станут обманывать насчёт обмана Маском своих ценностей. А акции и продажи Теслы при этом пойдут вверх :)


    1. mantiscorp
      13.06.2025 09:50

      Маск придёт в нормальное состояние

      кстати, а что там с сенсационными разоблачениями Маска и DOGE по поводу "долгожителей"? почему не слышно о громких задержаниях причастных к подлогу и мошенничеству? или все его громкие заявления отправились...в мусорку?


  1. Cheater
    13.06.2025 09:50

    Яннп если честно. Чем этот набор баззвордов, определяющих эту вашу парадигму "Голубого океана", отличается от типового списка ценностей типовой компании, который точно так же про customer trust, лояльность к брэнду итд? Что такого уникального во вкусвилле? Ну сеть продуктовых магазинов верхнего ценового сегмента. Иногда там могу закупиться, иногда в пятёрочке или перекрёстке. Ужас какой, я брэнду не лоялен.


  1. anonymous
    13.06.2025 09:50


  1. dyadyaSerezha
    13.06.2025 09:50

    Клиенты ушли из-за отхода Маска от ценностей или просто потому, что Маск начал нести пургу? Это разные вещи. Или потому, что убрали дотации и, наоборот, навесили небольшую, но приплату за владение (ежегодный дорожный налог)?

    Нокия - ушла от ценностей? Бред. Она просто не смогла сделать конкурентный продукт, вот и всё. При чем тут вообще ценности?

    Ну и "более лучшим" - такое раньше писали только как прикол, а тут на полном серьёзе.


  1. K0styan
    13.06.2025 09:50

    Если уж и смотреть на историю "Теслы" из этой парадигмы (хотя от совета прочитать-таки другую книгу меня останавливает только вежливость), нельзя игнорировать простой факт: океан покраснел.

    Это лет 10 назад можно было рассуждать вот так, когда (не)альтернативами были классические машины с ДВС или смешные электротарантайки. Сейчас тот же Rivian конкурирует с Tesla в т.ч. и на ценностном фронте.


  1. anonymous
    13.06.2025 09:50


  1. mantiscorp
    13.06.2025 09:50

    единственным вариантом спасения бренда Tesla я вижу в полном уходе Илона Маска из руководства компании, и чтобы в новой Tesla не было больше лидера-визионера

    разжигаете демократию, дискредитируя роль личности в истории?


  1. mantiscorp
    13.06.2025 09:50

    Руководитель, который захочет изменить принципы и ценности (мы все люди и можем меняться), должен уйти из компании, если он не хочет гибели бизнеса

    помнится, один руководитель тоже заявлял, что пока он руководитель, он не будет менять принципы и ценности. а потом взял и поменял, и ничего, народ поддержал


  1. kenoma
    13.06.2025 09:50

    Пропаганда ЛГБТ в нашей стране запрещена, а вы несколько раз упомянули этот самый океан.
    А если серьезно, я не в курсе, что это за стратегия такая, но в любом случае смешно читать про то, как кто-то на серьезных щщах изобретает новое описание процедуре заколачивания бабосов.


    1. GeorgKDeft
      13.06.2025 09:50

      Вспоминая цвет того океана... может и хорошо что он от него ушел? Это же тоже ценности... но традиционные(а они набирают рост последнее время в маркетинге?).