«Они были кучкой отщепенцев…» Все истории о командах героев начинаются примерно в таком духе. Обычно повествование не начинается с того, что они были командой опытных профессионалов, которые действуют так же эффективно, как хорошо отлаженный механизм. Но почему, спросите вы? Ну, потому что мы читаем истории, чтобы научиться вести себя в новых обстоятельствах, и гораздо более вероятно, что нам придется иметь дело с группой неуклюжих бродяг, чем с командой, в которой каждый член точно знает, какова его роль.

Если взглянуть на мир художественных произведений с точки зрения повествования, то можно заметить несколько четко выраженных схем, касающихся количества главных героев, которые появляются в художественных произведениях, будь то книги, телешоу, фильмы или даже видеоигры. Во многих историях можно встретить одно из следующих чисел: 1, 2, 3 или 5. Интересно, что этот паттерн повторяет первые четыре числа последовательности Фибоначчи. Если мы внимательнее посмотрим на внутреннюю динамику каждой из этих типичных командных компоновок, то увидим, что математика становится очевидной.

В самом начале был только один

Истории, как правило, имеют ярко выраженного протагониста. Многие из них развиваются вокруг одного главного героя. Они следят за его приключениями, взлетами и падениями, испытаниями и процессом обучения. Такие повествования обычно следуют своему собственному набору правил, которые могут быть описаны в теории Мономифа Джозефа Кэмпбелла или в одной из форм рассказа Курта Воннегута.

Существует множество примеров, самым ярким из которых является «Одиссея». У главного героя этой истории есть ясная цель, и он занимает центральное место в сознании читателя. В классических произведениях, где есть герои и антигерои, этот персонаж часто становится единственным, с кем читатель может себя отождествить или с кем у нас должны возникнуть глубокие эмоциональные связи.

Мы читаем и слушаем истории, потому что у нас есть врожденная потребность учиться на опыте других людей. Наш мозг буквально был запрограммирован на это под огромным давлением эволюции. Рассказывание историй служит основным способом обмена опытом между разными людьми. И главный герой является основным вектором этой передачи. Предполагается, что мы должны учиться на его действиях. Он — тот, кого мы исследуем, и чей внутренний мир интересует нас больше всего.

Тем не менее, не так уж и много историй раскрывают только одного единственного персонажа. В большинстве случаев главный герой тесно связан как минимум с одним или несколькими второстепенными персонажами. В таких историях основной сюжет главного героя либо служит фундаментом, на котором строятся истории других персонажей, либо строительным блоком, из которого создаются несколько параллельных и взаимосвязанных историй персонажей.

В игровом мире главным героем становится аватар игрока, то есть персонаж, чью мантию игрок примет и воплотит в игре.

Дуэт

Как я уже говорил, мы должны учиться у главного героя. Лучший способ сделать это — наблюдать за его действиями и проникать в его мысли. Действия героя очевидны, и о них можно рассказывать как от третьего, так и от первого лица. Однако чтобы узнать о ходе его мыслей, о его внутреннем мире, нам нужно использовать один из следующих методов: либо заглянуть в его сознание напрямую, либо наблюдать за его взаимодействием с другими персонажами.

Обычно, но не всегда, чтобы понять мысли и чувства главного героя, используется повествование от первого лица. Однако есть и другой, более косвенный способ узнать о психологии персонажа — наблюдать за его взаимодействием с другими героями. Как социальные существа, мы часто обращаем внимание на то, как люди, реальные или вымышленные, ведут себя в различных ситуациях. Взаимодействие между героем и другими персонажами может быть весьма показательным. Герой может случайно сталкиваться с различными людьми в своих приключениях, но эти случайные встречи ограничены по времени и масштабу. Гораздо более глубокое понимание персонажа достигается через его взаимодействие с другими постоянными персонажами. Это позволяет читателю лучше понять и оценить внутренние мотивы и стремления персонажа, а также его характер и ценности.

Как только мы вводим в историю второго постоянного персонажа, нам приходится иметь дело с командными механиками. Конечно, команда, о которой идет речь, очень рудиментарная, ведь в ней всего два человека. Однако даже в такой простой ситуации оба персонажа имеют четко определенные цели. Обычно в центре внимания остается один персонаж — это наш герой или исполнитель главной роли. Второй персонаж здесь для того, чтобы создать контраст с героем. Его цель — помочь читателю лучше понять психологические особенности и мотивы поведения главного героя.

Существует множество примеров такой динамики: от классических Дон Кихота и Санчо Пансы до комических дуэтов эпохи немого кино, таких как Стэн Лорел и Оливер Харди, от Бэтмена и Робина и так далее. Если вы хотите увидеть особенно сложный пример механики дуэта, обратите внимание на «В ожидании Годо» (речь идет не об игровом движке Godot).

Стэн Лорел и Оливер Харди.
Стэн Лорел и Оливер Харди.

В произведениях часто можно встретить пары персонажей, которые представляют собой противоположности, дополняющие друг друга, словно инь и ян. Их черты характера и особенности намеренно подобраны таким образом, чтобы создавать яркий контраст. Если один герой молчалив и задумчив, то другой, наоборот, разговорчив и общителен. Если один персонаж толстый, то другой худой. Если один опытный, то другой — новичок. Если один низкий, то другой высокий, и так далее. Взгляните на «Два глупых пса» от Cartoon Network или на любую из классических работ Hanna‑Barbera (Мишка Йоги и Медвежонок Бу‑Бу, Квик Дро Макгроу и Баба Луи, Оги Догги и папочка Догги, Лев Липпи и Харди Хар Хар, Секретная белка и Марокканский крот и т. д.), и вы ясно увидите закономерность. Джуди Хоппс и Ник Уайлд из «Зверополиса» — современный пример такой механики.

Примеры современных видеоигр включают Джоэла и Элли в «The Last of Us» и Кратоса и Атрея в «God of War».

Медведь Йоги и Медвежонок Бу-Бу — остроумный дуэт.
Медведь Йоги и Медвежонок Бу‑Бу — остроумный дуэт.

Второй персонаж предназначен для того, чтобы подчеркнуть достоинства главного героя. Этот тип персонажей имеет технический термин — «фольга» (foil). Такое необычное название берет свое начало в фотографии. Если вы хотите сделать хороший снимок блестящего предмета, например, драгоценного камня или флакона дорогих духов, вам нужно что‑то, что будет оттенять его, раскроет его сияние. Для этого можно использовать подкладку из листа фольги. Точно так же и второстепенный персонаж существует, чтобы служить усилением образа главного героя. Отсюда и название.

Кроме того, второй персонаж может выполнять роль наставника или проводника для главного героя. Это особенно распространено в мире видеоигр.

Линк и Нави.
Линк и Нави.

Трио

Дуэты — это устойчивые структуры, в которых два персонажа образуют симметричный баланс, отражая свойства друг друга, или, по крайней мере, свойства главного героя (в случае с персонажем‑фольгой). Однако, как только этот базовый тандем установлен, оставаясь стабильной эта структура рискует быстро стать однообразной и даже наскучить.

Если герой или персонаж‑фольга не развиваются после определенного момента, то не остается ничего нового, чему можно было бы научиться ни из их взаимодействия, ни из того, как они реагируют на различные ситуации.

Чтобы преодолеть этот застой, можно ввести еще одного персонажа. Этот треугольник может мгновенно разрушить симметрию и придать команде новую динамику. Внезапно мы сталкиваемся уже не с одними отношениями между двумя персонажами, а сразу с тремя отношениями между тремя героями.

Это гораздо более интересная структура. В ней двое персонажей могут вступать во взаимодействие, которое может быть полностью или частично скрыто от третьего. Рассмотрим классический любовный треугольник. Или классический заговор с целью свержения главного героя. В этой структуре мы также можем установить иерархию персонажей. Одним из таких интересных трио являются Хи‑мэн, Тила и Дункан («Властелины Вселенной»). Дункан — отец Тилы, Тила — предполагаемый любовный интерес и партнер Хи‑мэна, а Дункан — его наставник.

В этом случае мы наблюдаем, как мотив наставничества в дуэте становится частью структуры трио.

Хи-мэн, Тила и Дункан.
Хи‑мэн, Тила и Дункан.

Современными примерами такого трио могут служить Диппер, Марбл и дедушка Стэн из «Гравити Фолз».

Команда из пяти человек

Развивая командную динамику, мы можем добавить еще больше персонажей. Обычно это делается путем увеличения числа центральных персонажей до пяти. Пять — особенное число, оно нечетное и простое. Кроме того, оно достаточно небольшое, чтобы им было легко управлять. В то же время, пять — это число, которое позволяет создать разнообразный набор уникальных персонажей с разными характерами.

Увеличение количества персонажей до пяти чаще встречается в коммерческих франшизах современной поп‑культуры, нежели в классических художественных произведениях. Причина этого практична и очень капиталистична по своей сути. Создавая пять различных персонажей, мы можем адаптировать их к пяти различным типам аудитории. Например, как в случае с Spice Girls!

В такой большой группе каждый персонаж может взять на себя отдельную роль и отвечать за свой определенный аспект. Базовая структура могут оставаться прежней. Каждая команда будет иметь своего лидера. Ведущий персонаж будет намеренно нечетким, почти пустым, чтобы читатель мог ассоциировать себя с ним. Однако совершенно безликий герой может быть скучным. Поэтому герой обычно будет работать в тандеме с персонажем‑фольгой.

Персонаж‑фольга часто выполняет и другую роль — заместителя командира, доверенного помощника героя. Он выступает в роли правой руки героя, так называемого «копьеносца» (lancer).

Обычно, если герой — спокойный, собранный и расчетливый человек, который начинает действовать только после долгих размышлений, то копьеносец будет дерзким и активным, готовым действовать при любой возможности. И наоборот, если герой — темпераментный как фейерверк, то копьеносец будет тем, кто пытается смягчить его реакцию и остудить его пыл.

Сэр Ланселот и король Артур — это два давних примера такой динамики. Интересно, что если и есть персонаж, который может предать героя в любой момент повествования, то это, скорее всего, копьеносец. И снова, сэр Ланселот, у которого был роман с королевой Гвиневрой, является типичным примером. Если герой — это альфа, то копьеносец будет либо «сигмой», либо претендентом на роль альфы, который стремится свергнуть героя с лидерской позиции.

Два дополнительных персонажа занимают два фланга, часто на противоположных концах спектра. Один из них обычно является мозгом операции. Обычно это будет зануда, умник, возможно, немного странный, возможно, социально неадаптированный. Этот персонаж предлагает решения проблем, используя силу своего мозга. Он может быть главным стратегом или просто создателем гаджетов.

Четвертый персонаж, как правило, представляет собой полную противоположность предыдущему. Он становится главным защитником команды, ее опорой — танком, мускулами, способным решать проблемы с помощью силы, будь то взрывная энергия или просто невероятная физическая мощь. Этот персонаж может быть полной противоположностью мозга команды, но они также могут быть лучшими друзьями. В результате они могут сформировать свой собственный мини‑дуэт, как, например, Бист Бой и Киборг в Teen Titans Go.

Несмотря на полярные противоположности, у этих двух персонажей есть одна общая черта: они не стремятся занять первое место в команде. Обычно это связано с особенностями их личностей. Например, мозг может быть представлен как интроверт, застенчивый или просто слишком эксцентричный, а танк может быть либо ограничен в интеллекте, либо слишком гедонистичен и бескорыстен.

Черепашки‑ниндзя — это яркий пример распределения ролей в команде. Леонардо — их лидер, а Рафаэль — его соперник, который постоянно подталкивает его к новым свершениям. Донателло — архетипичный мозг команды, а Микеланджело — воплощение грубой силы.


Черепашки-ниндзя.
Черепашки‑ниндзя.

Однако самым интересным является пятый персонаж. Не каждая команда имеет идентичного пятого члена. Существует несколько вариантов его воплощения. Иногда эту роль исполняет наставник команды, например, мастер Сплинтер. Иногда это возлюбленная/возлюбленный (love interest) главного героя. В большинстве традиционных историй эта роль заполнена совершенно типичным женским персонажем. А иногда это просто комический персонаж (comic relief), такой как Скуби‑Ду, Тотошка или даже Джар‑Джар Бинкс.

Концепция комического персонажа играет важную роль в сюжете. Комический персонаж вводится в повествование, чтобы добавить немного веселья, когда проблемы, с которыми сталкивается команда, становятся слишком серьезными, чтобы с ними можно было справиться. Если в списке персонажей не выделено особое место для комика, эту роль обычно исполняет один из четырех второстепенных персонажей. Чаще всего это мускулистый парень, но не всегда. Иногда это может быть мозг, эксцентричный, как Эдвард в «Ковбой Бибоп». А иногда — копьеносец. В этом случае юмор обычно проявляется в виде остроумных шуток и остроумных реплик, брошенных копьеносцем. Даже наставник может сыграть эту роль, как мистер Мяги в «Парень‑каратист». Но важно помнить, что комический персонаж никогда не будет главным героем!

Мистер Мияги из "Парень-каратист".
Мистер Мияги из «Парень‑каратист».

А куда делся квартет?

Ах да, четыре. Проблема с динамикой группы из четырех персонажей заключается в том, что она часто сводится к взаимодействию двух пар. Это не может продолжаться долго, так как разрушает изначальное намерение ввести новых персонажей.

Даже если команда представлена как группа из четырех человек, обычно есть пятый персонаж, который не идет в общий зачет. Брайан Эпштейн, например, «пятый битл». Довольно часто этот пятый персонаж выступает в роли наставника или любовного интереса. Например, в «Черепашках‑ниндзя» есть четыре главных героя, но пятый — Мастер Сплинтер. Или, если в серии нет Сплинтера, то есть Эйприл О'Нил.

Даже если в команде из четырех человек нет тайного пятого участника, обычно все равно существует внутренняя структура, которая, по сути, соответствует одной из ранее описанных моделей. Возьмем, к примеру, «Четыре мушкетёра». На первый взгляд, это история о четырех мушкетерах. Однако, если задуматься, это история Д'Артаньяна и трех его наставников, которые почти как крестные‑феи из сказки про Золушку. Скрытая динамика здесь не 4, а 1 + 3: Артос, Портос и Арамис образуют свое собственное независимое трио.

"Четыре мушкетера", версия 1974 года.
«Четыре мушкетера», версия 1974 года.

Больше пяти

Конечно, существует множество примеров команд, состоящих более чем из пяти человек. Например, «Братство кольца» и экипаж космического корабля «Энтерпрайз». Однако, как и в случае с «Четырьмя мушкетерами», эти более крупные команды имеют тенденцию распадаться на более мелкие, более удобоуправляемые компоненты.

В ходе повествования «Властелина колец» Братство разделяется на несколько подгрупп. Первоначально Фродо и трое других хоббитов формируют отряд формата 1 + 3. Эта группа делится на две классические пары: Фродо и Сэм, а также Пиппин и Мерри, персонажи которых значительно менее развиты. Гимли и Леголас с самого начала объединяются в пару, представляя собой еще один яркий дуэт противоположностей, даже по своим физическим характеристикам. Наконец, Арагорн присоединяется к группе в качестве лидера. Гэндальф с самого начала выступает в роли наставника для всех, но у него также есть своя собственная, негласная сюжетная линия, которая следует за всеми основными этапами путешествия героя. Боромир служит фольгой для Арагорна, а позже, даже после его смерти, для Фарамира.

В оригинальном сериале «Звездный путь» главный состав экипажа космического корабля «Энтерпрайз» состоит из семи человек. Однако эта команда также распадается на отдельные группы. На протяжении всего сериала капитан Кирк, Спок и доктор Маккой образуют свое собственное трио. Они становятся триумвиратом, который определяет большую часть сюжета в большинстве серий. Роль доктора Маккоя заключается в том, чтобы нарушать симметрию между Кирком, как человеком действия, и Споком, как голосом чистого разума. Даже в эпизодах с участием других персонажей большинство команд высадки обычно включают трех персонажей.

Подобно более тяжелым элементам периодической системы, группы из более чем пяти персонажей, как правило, не бывают полноценно стабильными и раскрытыми в повествовании. Бинарных связей между парами отдельных символов слишком много, чтобы их можно было должным образом развить. Эти команды функционируют как совокупность более мелких команд.

Заключение

Глубокое понимание командной динамики в процессе повествования открывает двери к созданию убедительных историй. Повторяющийся набор конфигураций главных героев — один, два, три или пять — демонстрирует увлекательную игру между простотой и сложностью. Эти схемы не являются случайными; они отражают фундаментальные способы, которыми люди строят отношения и взаимодействуют с историями.

Главный герой‑одиночка олицетворяет идею индивидуального роста, в то время как дуэты привносят контраст и глубину через противоположности. Трио нарушают монотонность, добавляя многоуровневую динамику и интригу благодаря треугольнику отношений. С другой стороны, команды из пяти человек искусно балансируют между разнообразием и сплоченностью, предлагая роли, которые соответствуют разнообразным ожиданиям аудитории.

Однако, когда речь заходит о более крупных командах, они часто распадаются на более мелкие и управляемые подгруппы. Это явление напоминает атомарные связи в химии: настоящее волшебство происходит именно в небольших группах. Даже если в истории участвует более пяти персонажей, эти команды обычно делятся на более мелкие составляющие, что демонстрирует универсальность этих шаблонов.

Основные выводы

  • В большинстве историй можно встретить команды из одного, двух, трех или пяти главных героев, что отражает последовательность Фибоначчи.

  • Истории с одним главным героем обычно акцентируют внимание на личностном росте, испытаниях и структуре Мономифа.

  • Даже в сольных повествованиях второстепенные персонажи часто дополняют историю, отражая черты главного героя.

  • Дуэты создают контрасты (например, такие противоположности, как интроверт и экстраверт, сильный и слабый), чтобы подчеркнуть качества главного героя.

  • «Фольга» — это второстепенный персонаж, который служит для того, чтобы подчеркнуть черты главного героя.

  • Современные примеры включают в себя пары, такие как Джоэл и Элли из сериала «The Last of Us» и Кратос и Атрей из «God of War».

  • Трио создают более динамичные отношения, с тремя различными парами: A‑B, A‑C и B‑C.

  • Часто в таких командах есть лидер, сторонник и контрастирующий персонаж, как, например, в Gravity Falls: Диппер, Мейбл и Дядюшка Стэн.

  • Каждый участник в такой команде выполняет свою определенную роль: лидера, копьеносца (персонаж‑фольга), мозга, мускулов и дополнительной роли (наставника, комического персонажа или любовного интереса).

  • Команды такого размера могут понравиться более широкой аудитории благодаря разнообразию личностей и ролей. Классический пример — «Черепашки‑ниндзя».

  • Команды из четырех человек часто делятся на две пары или неявно включают пятую «скрытую» роль, такую как наставник (мастер Сплинтер в «Черепашках‑ниндзя»).

  • Более крупные команды, такие как «Братство кольца» или экипаж Энтерпрайза, обычно распадаются на более мелкие, более управляемые подгруппы, чтобы сосредоточиться на повествовании историй.

  • Важными архетипами персонажей являются лидер, копьеносец (фольга), наставник, мозг, мускулы и комик.

  • Каждая роль добавляет глубины и разнообразия, способствуя развитию сюжета и эмоциональному вовлечению аудитории.

  • В парах персонажей часто используются контрасты, такие как физические черты и типы личности, что позволяет создавать увлекательные взаимодействия.

  • В поп‑культуре часто создаются разнообразные команды, ориентированные на разные демографические группы. Например, Spice Girls привлекли таким образом внимание широкой аудитории.

Ссылки


Мечтаете писать сценарии для игр — но не знаете, с чего начать?

Возможно, у вас уже есть вкус к драматургии, логика повествования и любовь к интерактивным историям. А возможно — только желание попробовать. В любом случае, предлагаем начать с простого шага:

Пройдите короткий тест и узнайте, подходит ли вам профессия Сценариста игр и Нарративного дизайнера. Это бесплатно, займёт пару минут и поможет понять, насколько вам близка эта творческая и востребованная роль в геймдеве.

А чтобы ближе познакомиться с форматом обучения, загляните в календарь мероприятий — там вы найдёте открытые уроки, на которых вы сможете задать вопросы экспертам.

Не откладывайте — истории не пишутся сами. Начните свою уже сегодня.

Комментарии (2)


  1. dyadyaSerezha
    20.06.2025 16:03

    Пока не приведена достоверная статистика по книгам, это всё абсолютно голословные утверждения. Более того, даже если вдруг это и правда, то к последовательности Фибоначи это не имеет никакого отношения.

    Типа, вау! В этой книге один главный герой, это же первое число последовательности Фибоначи! Какой глубокий математический смысл! /s


  1. StjarnornasFred
    20.06.2025 16:03

    -Итак, дети, сегодня я расскажу вам о матемагии!
    -Итак, дети, сегодня я расскажу вам о матемагии!