В работе продакт-менеджера важную роль играет Product Discovery — процесс, в котором мы формируем понимание пользовательских потребностей, проверяем гипотезы и находим точки роста для продукта. Один из нестандартных способов углубить это понимание — выйти за пределы привычного рынка и погрузиться в другую среду.
В этом посте расскажем, как мы искали вдохновение и свежие идеи для 2ГИС в Китае. Мы съездили туда командой продактов и дизайнеров транспорта: изучили местные навигационные приложения, культуру и протестировали транспортные сценарии в их естественной среде обитания.
這些只是像形文字
Недавно мы командой 2ГИС отправились в Китай —— один из самых технологически продвинутых рынков в сфере навигации и городской мобильности.

Наш маршрут
Для нашей продуктовой экспедиции мы выбрали три города.
Шанхай — крупнейший инновационный и технологически развитый мегаполис Китая. Здесь почти не ощущается, что ты находишься в Китае: стиль жизни, архитектура и ритм города больше напоминают европейский мегаполис. Но при этом есть немного азиатского вайба, когда у тебя что ни выход из метро — то в огромный торговый центр, буддийские храмы на фоне высоток, иероглифы, дорого и стильно одетые люди.

Чунцин — город, который буквально срывает крышу от увиденного. Всего за 20 лет на крутых холмах, где сливаются две большие реки, вырос город с поразительной плотностью застройки: головокружительные ультрасовременные небоскрёбы, станции метро, встроенные в жилые дома, горы, тоннели, леса и сложные транспортные развязки. В городе построено более 5000 мостов! Для сравнения: в Новосибирске всего три моста и ещё один строится уже шесть лет. В Чунцине его бы построили за три месяца!

Гонконг. Здесь у нас была всего лишь пересадка, но всё равно мы смогли оценить работу как китайских приложений, так и привычных Google Maps и Waze.

Как в целом

Языковой барьер
Первое, что встретило нас в Китае, — это практически полное отсутствие людей, хоть как-то говорящих на английском. Найти местного жителя, который понимал бы на, — большая удача. При этом с туристической инфраструктурой всё гораздо проще: указатели, навигационные схемы и информационные табло переведены на английский, что делает передвижение комфортным.
Однако проблемы начинаются, когда вы начинаете пользоваться местными приложениями для навигации. Английский в них отсутствует полностью, и приходится ориентироваться на цвета, цифры или пытаться сопоставлять иероглифы в интерфейсе с информацией на схемах. Это превращает привычные задачи вроде построения маршрута в настоящее испытание.
Например, на нашей линии метро было 2 станции с почти одинаковыми названиями: Nanjing Road (W) (南京西路) и Nanjing Road (E) (南京东路). Пару раз мы лихо их путали и выходили не там.
Блокировка привычных сервисов
Китайский Firewall полностью блокирует доступ к привычным сервисам, например, Google, Facebook, Instagram, WhatsApp, Telegram. Хотя нам не привыкать.
VPN может стать временным решением. Например, esim от Airalo не блокировала привычные сервисы, а в аэропорту при покупке туристической симки вам предложат установить VPN на телефон.
WeChat: интернет внутри интернета
Чтобы общаться с местными, потребуется WeChat. WeChat — это больше, чем мессенджер, это полноценная экосистема, в которой сосредоточены основные аспекты жизни. Через WeChat общаются, заказывают еду, покупают товары, оплачивают услуги и многое другое.
В кафе и ресторанах официантов как таковых нет, вместо них на столиках размещены QR-коды. Сканируете код, переходите в WeChat, оплачиваете через AliPay — и еда будет доставлена к вашему столику. Для местных это стандарт, но для нас это оказалось непривычным.
Кстати, AliPay полностью на китайском, но в нём есть встроенная нейросеть, которая переводит интерфейс на иностранный язык. Это оказалось более чем достаточно для комфортного использования.
Про транспорт
Автомобили
В Китае два цвета номеров: зелёные — для электрокаров и гибридов, синие — для бензиновых. В мегаполисах вроде Пекина или Шанхая получить номер на бензиновую машину — это лотерея или аукцион, иногда на годы. А вот электромобилям номер получить проще, так власти продвигают эко-транспорт. Номерной знак — ценный актив. В Шанхае он может стоить дороже самой машины. В некоторых городах действуют квоты: если в семье уже есть авто, второй зарегистрировать уже геморрой. Поэтому номера передают по наследству, особенно если он старого образца или с модными цифрами типа «T HUY 1566».
В столицах провинций часто ограничивают въезд бензиновых машин в центр по дням недели — борются с пробками и смогом. А вот электрокаров — реально тьма. Местные бренды BYD, Nio, Xpeng бодро конкурируют с Tesla. Власти дают плюшки: бесплатные парковки, скидки.
Все навигационные приложения в Китае учитывают ограничения по номерам — иначе ими просто невозможно пользоваться. А ещё китайцы уважают европейские и японские авто. Поэтому на дорогах можно заметить много дорогих европейских машин.

Такси
Самый популярный сервис для заказа такси в Китае — это Didi. Стоимость поездки автоматически рассчитывается в зависимости от выбранного типа класса такси. Доступны частные автомобили (как правило, ценник дешевле чем из таксопарка), совместные поездки, стандартное такси и тариф бизнес класса. Если ездить вдвоём, то в Чунцине такси стоит даже дешевле поездки на общественном транспорте.

Общественный транспорт
Развит отлично. Везде, где были, до аэропорта можно доехать на метро. В Шанхае — ещё и на футуристичном Маглеве: поезд на магнитной подушке, разгоняется до 430 км/ч. Мы, конечно, прокатились — хоть ни одно приложение его и не предлагало. Понятно почему: он экономит всего пару минут пути и привозит к той же ветке метро, только в 10 раз дороже. Но зато эффектно:)
Метро прекрасное: на всех станциях — двери, каждая с номером, приложения подсказывают, в какую заходить. Что-то подобное мы уже видели и в Южной Корее. Поезда ходят часто, по расписанию, которое отображается в приложении. Стоит недорого, есть уличные пересадки, на входе обычно досматривают. После Москвы привычно. Главное неудобство с оплатой — в Шанхае только наличные, нужно заранее выбрать станцию.
Автобусы тоже есть, платишь монетками. Приложения показывают их в реальном времени, но на остановках не всегда понятно, когда ждать. В Москве с этим проще — есть табло. Зато понравились билеты в метро — яркие, с панорамой города.

Про навигационные приложения
Посмотрели традиционные китайские Baidu Maps (百度地圖), Gaode (高德地图, известный как AMAP), и Tencent (腾讯地图), а также немного посмотрели на Google Maps в Гонконге, и Apple Maps, которые, неожиданно, хороши в Китае. Видно что Apple не безразличен китайский рынок.

Все китайские приложения очень похожи друг на друга, а ещё в них отсутствует перевод на английский язык. Учитывая обилие текста и минимум иконок это было настоящим вызовом.
Со слов местных жителей сделали вывод что Baidu используют больше как справочник, а вот Gaode — лучше именно в навигационных сценариях.
UI карт
Интерфейс перегружен и визуально агрессивен, но это часть локального дизайн-языка — в Китае привыкли к такому стилю. Основной акцент на тексте, а не иконках: даже если иконка есть, рядом обязательно подпись. Это упрощает локализацию — иероглифы компактнее латиницы.
Для нас интерфейс оказался малопонятным без перевода — визуальных подсказок почти нет, приходилось постоянно использовать второй телефон.

Анимаций очень много. Интерфейс живой: всё реагирует на действия пользователя — от погоды на карте до табов в выдаче. Приложение постоянно «движется», вовлекая в взаимодействие.

У Tencent — самая «милая» карта: лёгкий мультяшный стиль, скруглённые здания, мягкие цвета. Видно влияние геймдева — всё выглядит дружелюбно и органично. Коммерческие POI и логотипы вписаны аккуратно и не раздражают (взгляните хотя бы на заправку).

Навигатор
Светофоры
Именно эту фичу мы зумили на панели у таксиста и громко-бодро матерились: «Ты погляди! Будущее уже наступило! Мы не верим своим глазам!»
В России мы первыми запустили подобное в апреле 2025 — вдохновились именно этими китайскими наработками. Фича действительно цепляющая: она технологичная и по-хорошему футуристично выглядит.
В Китае приложения могут одновременно показывать 2—3 светофора на маршруте. А ещё — зелёную волну. Выглядит как примерная скорость, с которой надо двигаться и количество светофоров, которые таким образом можно будет проехать на зелёный. Скоро сделаем и у нас!
Сложные развязки
Визуализация — эффектная, с ярким китайским акцентом. Непривычно, но кажется, работает: читается и помогает сориентироваться.

CarPlay
Выглядит стильно и неожиданно функционально — удобный интерфейс, динамичные баблы, аккуратные плашки. Отличный референс, к чему можно стремиться.

Персонализация
В китайских приложениях колоссальное количество настроек. Можно детально собрать всё — выбрать отображение улиц, манёвров, настроить карту и контролы. И всё это понятно визуализируется в интерфейсе.

Курсоры
Большой выбор анимированных курсоров. Это не только про персонализацию, но и способ монетизации: так как большинство курсоров продаются, либо получаются через интеграции с различными брендами.
Есть анимация при движении, мигающие поворотники (при поворотах курсор анимируется с использованием указателей поворота), стоп-сигналы — когда пользователь замедляется или останавливается, курсор отображает анимацию стоп-сигналов.

Мы тоже считаем, что курсоры на карте — хоть и маленькая, но важная деталь, которая дополняет общую картину навигатора и помогает скрасить время, пока мы стоим в пробках или мчимся с открытыми окнами под любимую музыку. Это настроение мы передаём в наших курсорах и обязательно придумаем что-нибудь ещё.
Мотивация
Из забавного, некоторые приложения показывают, сколько ты прошёл и сжёг калорий — с весёлой визуализацией (например, «сжёг пачку картошки фри»). В конце — понятная статистика по шагам, калориям и маршруту.

Маршруты на общественном транспорте
В маршрутах в Китае много привычного нам, но есть и то, о чём мы постоянно думаем: сортировка маршрутов по оптимальности, а не времени, таб с маршрутами на самолётах, поездах и междугородних автобусах, комбомаршруты.
В метро очень много подсказок: рекомендуемые вагоны и с какой стороны откроются двери, надземные пересадки и автобусы на карте. А ещё приложения в Китае показывают твоё местоположение на маршруте в общественном транспорте. Правда, в метро оно очень примерное.

Что по итогу
Конечно, это не всё, что мы увидели — наша продуктовая экспедиция вышла очень насыщенной! Получили концентрированную дозу впечатлений, как от самого Китая, так и от навигационных сценариев, которые мы успели протестировать. У каждого из нас случился передоз ощущений, которые мы до сих пор разбираем, систематизируем и примеряем на себя.
Этот опыт позволил нам не только погрузиться в чужую среду, но и переосмыслить то, как мы можем улучшить навигационные продукты, чтобы сделать их максимально удобными для пользователей даже в таких сложных условиях, как Китай. Например, оба китайских приложения впечатлили нас своей глубокой интеграцией с повседневной жизнью пользователей, простотой и функциональностью, несмотря на сложный языковой барьер.
Нравится наш подход? Приходите работать к нам — у нас как раз открыты девять вакансий продакт-менеджеров.
Комментарии (4)
frikozoid
30.06.2025 09:56Добрый день, интересный опыт Китая, но еще интересней как вы собираетесь его переносить на наши реалии, например с теми же зелёными волнами и режимами работы светофоров. Как вы собираетесь оценивать загруженность дорог и т.д., откуда вы будете брать данные телеметрии?
wooden_flute
Интересно, а зачем было ездить в Китай смотреть приложения? Можно было бы и просто скачать и посмотреть. А так - китайские приложения или сайты - это всегда что-то из начала 200-х. С ужасным интерфейсом, обилием всплывашек и рекламы. А на счет монеток я тут что-то не понял - в Китае везде можно платить qr кодом - даже бабушка с зеленью на рынке будет тебе тыкать в код Алипея или Вейсина - а налички у нее не будет.
NataliaZheltova
Скачать — можно. А вот понять, как продукт работает в реальной среде, — только на месте. Наши ребята не просто смотрели интерфейсы, а тестировали сценарии вживую: с языковым барьером, без интернета, в шумном метро. Это даёт совсем другой опыт и ценные инсайты.
Про оплату — да, QR-коды везде, но туристу без локального кошелька не всегда просто.
Я вот сама, кстати, недавно ездила в Японию, и там хоть и тоже часто Икокой оплачивала, но в некоторых автобусах было прикольно закинуть монетки)