CES 2016 не только познакомила общественность с самыми интересными новинками рынка, но и позволила узнать, какие технотренды будут задавать тон в ближайшие годы.
Ford берет на себя серьезные обязательства
Пока компании Ford особо нечего показать. Но производитель уже объявил о решении расширить свой исследовательский автопарк до 30 автомобилей и положил глаз на последние разработки компании Velodyne – недорогой лазерный сенсор PUCK из серии 3D LiDAR.
Также Ford работает над проектом по использованию одной машины несколькими лицами под названием «GoDrive» (аналогичные проекты есть у компании Daimler – «Car2Go» и у BMW – «DriveNow»). Это укрепит его позицию относительно идеи продавать не машины, а поездки. Не стоит забывать об очевидном успехе компании Uber и её одноименного приложения, причем Uber является конкурентом не такси, а автомобильных компаний.
Кроме того, Ford разрабатывает интересную программу обмена автомобиля. Подробности пока не ясны, но предполагается, что владельцы машин Ford смогут поменяться автомобилем с другим водителем. К примеру, если у кого-то есть F-150 или Transit Van и он точно уверен, что на выходных ему не понадобятся грузовые возможности своего автомобиля, он может дать его вам на время, а в этот период пользоваться вашим седаном.
Ничего не было сказано об обсуждаемом многими альянсе между Ford и Google. Автопроизводитель не отвергает этот вариант, но заявляет, что на данный момент у компании достаточно партнеров. Такое сотрудничество было бы очень выгодным, поэтому, возможно, на других предстоящих мероприятиях (например, на автошоу в Детройте) мы услышим подтверждение этих слухов.
Faraday Future, где же обещанное?
Большим разочарованием выставки CES 2016 стал концепт гоночного автомобиля, представленного компанией Faraday Future. Конечно, это довольно классный гоночный электрокар, но он не имеет ничего общего с тем, что многие слышали о предстоящей презентации. Это отнюдь не самоуправляемый электрический автомобиль потребительского класса с набором индивидуальных функций. Возможно, компания забронировала место на выставке, но не успела завершить создание столь ожидаемого авто?
Гонки навигационных карт
Автомобиль Google ездит, используя супердетализированную карту, на которой представлены все дороги, и это правильный подход. Вряд ли корпорация предоставит свою карту другим разработчикам самоуправляемых машин, поэтому компании Here/Navteq (принадлежит консорциуму автомобильных компаний Германии) и TomTom планируют выпустить свою карту по примеру Google, однако подход к её созданию будет абсолютно другой.
Интересным является тот факт, что эти компании планируют сотрудничать с крупными производителями автомобилей, не просто предоставляя им картографические данные, но и получая ответную информацию. Это означает, что разработчики карты получат постоянный поток сведений о дорогах, который смогут использовать для улучшения и уточнения деталей и исправления несоответствий.
MobilEye заявила о подобном плане действий и уже начала собирать данные от множества автомобилей.
Tesla также считывает информацию с машин о состоянии дорог, но пока, насколько известно, не разрабатывает детализированные карты.
Компания Google является компанией №1 в области картографии, а благодаря сотням тысяч автомобилей, водители которых используют смартфоны на базе Android, она имеет доступ к огромному массиву данных о скорости передвижения и маршрутах автомобилей, однако может уступить партнерам компаний Here и TomTom в количестве автомобилей, которые используются как источник информации. Даже если данные последних будут не таким точными.
У компании Apple также есть подразделение, которое занимается разработкой карт, и компания намеренна также выйти на этот рынок.
Консорциум «Navigation Data Standard» пытается разработать стандартный формат карты, чтобы самоуправляемые автомобили могли переключаться между ними и использовать контент различных поставщиков. Конкуренция – это хорошо, особенно для потребителей.
Nvidia может стать хорошей платформой
Компания Nvidia, известная своими разработками графических процессоров для большинства компьютеров, увеличивает свои возможности. Nvidia GPU уже стала основой современных суперкомпьютеров, и компания начала продвигать свой новый продукт Drive PX2, который имеет ряд процессоров, включая GPS, для создания суперкомпьютера для самоуправляемых машин. Такие устройства позволят самоуправляемому автомобилю быстро совершать необходимые операции и вычисления, контролировать процессы локализации, восприятия, мониторинга сенсоров и датчиков, планирование движения и т. д.
В компании считают, что такой суперкомпьютер будет более эффективно выполнять необходимые задачи по сравнению со специализированными устройствами по обработке видеоданных, которые разрабатывает MobilEye, и сможет работать только через камеры, без необходимости привлечения технологии LIDAR. Однако компания не является противником данной технологии, в отличие от того же Элона Маска и MobilEye, и утверждает, что её технологии все же будут совместимы с LIDAR. Одной из демотехнологий Nvidia является система обнаружения пешеходов, которая объединяет в себе Quanergy 8 plane LIDAR и систему камер самой компании.
Nvidia – не единственная, кто работает в этом направлении, однако наиболее успешная. NXP, Qualcomm, Intel, QNX и другим компаниям тоже есть что сказать. Прочие разработчики процессоров, как, например, TI и CEVA, нацелены на рынок ADAS, а успех MobilEye на этом поприще привлечет многие другие компании.
Новые участники — VF и IAV
German Tier One VF представила две разработки: электронный двигатель системы управления и инструментарий ADAS, а также готовые системы для тех производителей, которые не хотят разрабатывать их самостоятельно.
Самой бессмысленной презентацией стал совместный проект IAV, Microsoft и некоторых других компаний. Самоуправляемый автомобиль должен проехать по дороге до светофора, возле которого стоит пешеход. У пешехода имеется браслет компании Microsoft, который направляет GPS-данные на сервер, а сервер передает их на светофор. Тот, в свою очередь, шлет сигнал автомобилю о наличии пешехода и переключает свет.
Машина, получив сигнал, сбавляет скорость и останавливается, пропуская пешехода. Неплохо, на первый взгляд, однако задумка пока очень сырая, поскольку даже сами разработчики говорят, что автомобиль реагирует и сбавляет скорость каждый раз, когда приближается к переходу. Кроме того, на сегодняшний день не так много людей согласны передавать свое месторасположение, даже если бы GPS-данные были достаточно точными для этой цели.
Toyota делает ставку на ИИ
Помимо необычных концепт-каров Toyota, на выставке CES привлекла интерес к компании её новая лаборатория по изучению искусственного интеллекта с бюджетом $1 млрд под руководством Гилла Пратта (Gill Pratt). Такой огромный бюджет лаборатории будет направлен на работу с искусственным интеллектом, в частности его применение в разработке самоуправляемых автомобилей.
Новый LIDAR от компании Quanergy
Компания Quanergy сообщила о своей новой разработке в серии LIDAR. Обзор нового устройства составляет 120° и успешно может применяться в самоуправляемых автомобилях, при этом цена его остается довольно умеренной. Так что утверждавшие, что продукция компании Quanergy, в частности линейка LIDAR, будет очень дорогой, ошибались.
Для выпуска LIDAR на рынок автомобильной индустрии Quanergy прибегла к помощи компании Delphi.
Delphi V2 – система всего
Говоря о Delphi, следует отметить, что компания продемонстрировала возможности технологии взаимодействия автомобиля и окружающей среды vehicle-to-everything (V2E), используемой в самоуправляемых автомобилях. Новейшие разработки устройств и программного обеспечения позволяют машине «общаться» с улицами, дорожными знаками, светофорами, другими автомобилями и даже пешеходами.
К продемонстрированным на выставке новшествам следует отнести:
- Технологию «автомобиль–автомобиль»: машины Delphi могут распознавать другие транспортные средства и моментально определять, когда автомобиль решает перестроиться в другой ряд.
- Технология «автомобиль–пешеход»: с помощью специального чипа в мобильном устройстве пешехода автомобиль дает знать человеку о том, что он не уделяет должное внимание движению.
- Технология «автомобиль–светофор»: с помощью системы DSRC автомобиль способен определять свет на светофорах и соответственно реагировать при загорании желтого и красного.
- «Слепой угол»: автомобиль Delphi распознает ситуации, когда на пути его следования возникают резкие повороты улицы, которые мешают водителю распознавать движущийся навстречу транспортный поток.
- «Поездака по запросу»: еще одной новинкой является технология, информирующая друзей и семью владельца автомобиля о его местоположении. Таким образом, близкие люди имеют возможность попросить водителя их подвезти.
Новые системы Lidar от Velodyne и Valeo
Quanergy – не единственная, кто занимается разработкой технологии получения и обработки информации об отдаленности объектов LIDAR.
Компания Velodyne, разрабатывающая, хоть и дорогостоящую, но мощную 64-лазерную технологию LIDAR, которая используется во многих самоуправляемых автомобилях на стадии их разработки (Google также её применяла, пока не разработала свою собственную), представила новое 32-лазерное устройство размером с большую шайбу. В частности, оно будет использовано в новом исследовательском автомобиле Ford. Стоимость нового LIDAR пока не называется, но она должна быть ниже $10 000 – текущей стоимости версии 16-лазерного Velodyne LIDAR.
Valeo на основе разработок IBEO также занимается разработкой 4-лазерной системы LIDAR стоимостью $250.
И хотя компания не имеет большого отношения к самоуправляемым автомобилям, она представила свою систему, которая способна заменить боковые зеркала, оснастив их камерами и мониторами. Согласно законодательству, ездить без боковых зеркал запрещается. Даже у автомобиля 3-го поколения Google они есть. Однако они часто повреждаются во время аварий, поэтому производители хотят попробовать заменить их камерами, преимуществом которых является еще и отсутствие слепых зон.
Volvo, телевизор и самоуправляемый автомобиль
В Volvo рассказали, что совместно с Ericsson занимаются разработкой канала бесперебойной подачи информации для того, чтобы во время поездки на самоуправляемом автомобиле пассажиры могли наслаждаться любимыми передачами и фильмами.
С помощью сети Ericsson и её экспертов в области облачных исследований Volvo планирует разработать систему, которая будет определять длительность поездки и в соответствии с ней подбирать контент, соответствующий вашим вкусам.
Nissan обещает 10 автономных моделей
Компания Nissan не присутствовала на выставке CES, но её генеральный директор провел пресс-конференцию в исследовательском центре в Санивейле. Он пообещал, что автопроизводитель представит 10 моделей самоуправляемых автомобилей.
В 2018 году ожидается презентация функции автопилота (наподобие разработок компании Tesla), а к 2020-му – еще большее расширение автономных полномочий автомобиля.
Nissan является лидером японского рынка, но разработки Toyota в области искусственного интеллекта могут пошатнуть её позиции. Honda, Mazda и Subaru пока не могут представить впечатляющих разработок в этой области.
В компании Nissan заявили, что они не планируют присоединяться к течениям, цель которых – совместное использование автомобиля, таким как Uber, Lyft и роботакси, а хотят сконцентрироваться на автомобилях индивидуального пользования.
«Вызов» автомобиля Tesla
Недавно во время телеконференции Элон Маск (Elon Musk) заявил, что через 2 года у нас появятся автомобили, которые можно будет «позвать», находясь на другом конце страны. Например, вы находитесь в Нью-Йорке и вызываете свой автомобиль Tesla из Лос-Анджелеса, который приезжает, используя систему самоуправления. Концепт довольно интересный, но реализация его за два года – чересчур оптимистичный прогноз.
А пока что — презентация нового ПО и нового автопилота:
Тихое представление Audi
Разработки компании Audi в сфере самоуправляемых автомобилей – впечатляющие. Однако на выставке CES 2016 компания лишь повторилась, что продолжит работать над усовершенствованием концепта, не вдаваясь в детали.
BMW презентовала свой концепт
Долгое время BMW является лидером среди крупных автомобильных компаний. В отличие от прошлой выставки, где была доступна демоверсия BMW i3, в этом году компания ограничилась автомобилем, представляющим общие возможные и предполагаемые идеи, которые и так представлены многими другими машинами. Посетителям же выставки интересно узнать, чем на самом деле занимается компания, а не о том, что никогда не будет воплощено в жизнь.