Чем только компании не занимаются под видом цифровой трансформации. Разбираем, что это такое и из каких элементов состоит этот процесс.

Первым делом следует определить термин "трансформация". Так вот, четкого определения нет! В генетике, лингвистике, электронике, бизнесе и праве термин определяет разные процессы, но есть одна общая составляющая, которую и возьмем за основу.

Трансформация - это переход из одного состояния в другое

Это означает, что прежде чем затевать трансформацию бизнеса, необходимо определить два состояния: 1) из которого происходит трансформация и 2) во что будет трансформирована компания.

Таким образом, трансформация в бизнесе, это смена бизнес-модели, структуры или рынка с определенной целью, а цифровая означает, что эти изменения происходят с помощью технологий.

В цифровой экономике, основными направления трансформации являются:

  • Переход от торгово-производственной модели на сервисную

  • Переход от корпоративной организационной стриктуры на экосистему

  • Замена маркетинга на продуктовый подход

  • и т.п.

Казалось бы, очевидная вещь, но по факту ни одна из корпораций не указывает два этих состояния в своих стратегиях, и поэтому трансформация сводится к бесмысленому внедрению IT-систем и ИИ.

Нет смысла улучшать то, что само по себе устарело концептуально

Дмитрий Трофимов, Управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка под цифровой трансформацией понимает: "Цифровая трансформация — новая грань для бизнеса, и она может быть любой." Стратегия цифровой трансформации Яндекса ориентирована на персонализацию и непрерывную адаптацию к потребностям, интересам и предпочтениям пользователей и т.д.

Так во что трансформируется бизнес?

Необходимость трансформации

Любой рынок со временем насыщается и бизнес вынужден искать новые источники дохода. Возрастает гиперконкуренция - всё что вы сделаете, мгновенно скопируют. Никто больше не позволит создавать уникальные товары или услуги, а конкуренция становится чересчур затратной и нецелесообразной.

Единственными залогами роста в условиях неопределенности становятся: скорость развития, команда лидеров и лояльность клиентов

Скорость обеспечивает наличие продуктовой стратегии и отлаженные процессы генерации гипотез, лидерство формирует децентрализована организационная структура, а лояльность возникает на базе качественного уровня сервиса.

Трансформация, это часть долгосрочного стратегического планирования. Важно учитывать, что это длительный и болезненный процесс, который необходимо инициировать заранее. Предстоит провести аудит потенциала текущего бизнеса, разработать Карту Возможностей, избавиться от сопротивления корпоративных козлов и многое другое.

Цифровая трансформация и ИИ
Цифровая трансформация и ИИ

Почему же трансформацию называют цифровой? Потому что, такие изменения происходят с помощью технологий, точнее, технологических направлений:

  • Информатизация - обогащение компании данными и знаниями

  • Механизация - обеспечение работников механизмами

  • Роботизация - замена рабочего на механизмы

  • Оцифровка - перевод аналоговых данных в цифровые (кассеты, книги, документы и т.п.)

  • Цифровизация - избавиться от бумаги

  • Автоматизация - избавиться от рутины

  • ИИ-тификация - избавиться от человека

ИИ-тификация, это новый подход в цифровой трансформации, цель которого - избавиться от сотрудников. При Автоматизации сотрудник получает цифровые инструменты вроде CRM и т.п. но сохраняет за собой функции управления, ИИ же принимает все решения самостоятельно и сотруднике просто нет потребности.

Многие путают, внедрение ИИ и ИИ-тификацию. Так в CRM можно внедрить элементы ИИ, но в бизнес смысле это будет все та же автоматизация только более продвинутым инструментом.

Одна из проблематик в цифровой трансформации, это фокус на технологиях, а не на целях. Внедрение IT не является трансформацией и далеко не обязательно. Трансформировать бизнеса можно и без каких-либо технологических новшеств.

Вначале трансформация, потом автоматизация и цифровизация

Если Совет Директоров осознает неизбежность изменений, то к цифровой трансформации следуют привлекать экспертов высшего уровня. Ведь создается плацдарм для дальнейшего долгосрочного развития и если изначально заложить некорректный фундамент, то времени и ресурсов перестроиться просто может не хватить.

Специализируюсь на стратегии, цифровой трансформации и продуктовых подходах. Подписывайтесь на VC канал Ivano Digital и в Телеграм: Ivano Digital.

#цифроваятрансформация #ии #искусственныйинтеллект #ai

Комментарии (1)


  1. ANDREY-17_05
    14.09.2025 11:55

    Принципиально так и есть. Подтверждаю. Несмотря на очевидность описанного по факту огромное количество команд, которые декларируют или идут по пути "осовременивания" бизнеса начиная процесс цифровой трансформаци по факту не делают этих базовых по сути шагов - не имеют стратегии (финальной точки "куда идти") и поэтому делают кучу крайне затратных тактических шагов.

    Единственное что бы я уточнил - далеко не все можно "скопировать" или даже "купить". Конкуренция никуда не исчезала и не исчезнет. Тонкость заключается в том, что скопировать можно только видимую часть. Однако современные реалии заключаются в том, что для производства качественного современного продукта и долговечного захвата рынка - недостаточно копирования видимой части продукта. Т.к. качество, устойчивость и репутация достигается не только "видимой частью" - технологией и оборудованием, но в большей части "невидимой частью" - бизнесс процессами, мотивацией, автоматизацией, IT инфраструктурой и т.д., т.е. тем, что скопировать крайне сложно, а иногда и невозможно. Это кстати одна из причин по которым в России, несмотря на гос.поддержку ни одна из компаний более чем за 10 лет так и не смогла освоить формат EPC