«Им-то презентации не снятся, а нам снятся»
Привет! Меня зовут Маша Ивахненко. Я несколько лет работала в Бизнес-секретах, это медиа Тинькофф для предпринимателей, а потом основала свое контент-бюро.
Во время работы в БС я пару раз соприкасалась с Ильей Кретовым, руководителем eCommerce Т-Банка. Ну, сначала делала обзор на его книгу «Я — CEO» еще про времена eBay в России. А потом уже лично брала интервью про то, как руководитель передаёт свою энергию команде. Правда, это было перед самым моим уходом, так что писали колонку по нашей записи уже мои коллеги.

А в сентябре менеджер по выступлениям Ильи спросила, могу ли я помочь подготовить презентацию про тренды в бизнесе на ближайшие годы. Выступление будет на конференции «Гроуинг. Тренды 2026» в Минске.


Сейчас расскажу, что для меня было самым сложным в этой впечатляющей задаче. И дальше немного кинематографичности: моей ассистентке преза снилась по ночам, а в момент самого выступления организаторы сначала перепутали файл — отсюда вопрос про Маклахлена в заголовке этой истории )
Обычно в редакторских задачах больше определенности
Тема презентации «Бизнес после 2030: 7 векторов стратегического роста, которые нужно запускать уже сейчас». У нас была фактура от Ильи, его идеи и материалы. Но! Как редакторам, нам нужно было среди всех идей вычленить эти семь векторов (сверить их с Ильей), и «досыпать» больше примеров — как эти тренды проявляются в реальности.
Неопределенности здесь очень много. Со стороны можно сказать так про любую другую редакторскую задачу: дескать, вы же каждый раз решаете, как подать материал, можно подсветить совершенно противоположные вещи. На самом деле нет, это больше миф. Разные ракурсы — это что-то из журналистики и оптических иллюзий. А в коммерческой редактуре канва статьи (или кейса) обычно вполне понятна и ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА в гораздо большей степени.
Смотрите, финально векторы развития бизнеса у нас были такие:
Двойники цифровые и функциональные. Функциональные двойники это, например, джоб-шеринг, когда специалисты делят одну должность в разные дни недели. А цифровые, к примеру, когда ИИ моделирует разные ситуации с соискателем и «примеряет» его в команду. Устройства, которые замеряют все показатели человека, тоже в каком-то смысле относятся к двойникам.
Эмоции важнее продукта — к примеру, появляются вакансии CX (уже не UX). Customer Experience Designer моделирует полностью весь опыт клиента, а не только его поведение в приложении или на сайте.
Экономия когнитивных ресурсов — самый бытовой пример это бесшовные оплаты.
Потребность в информационной тишине — вам наверняка понравится тренд на тихие созвоны, когда на встрече вы молча читаете подготовленные документы, и только потом кратко обсуждаете их содержание.
Экономика данных и приватность — к примеру, сервисы, которые за плату минимизируют цифровой след и удаляют ваши данные с разных сайтов.
Суперприложения и экосистемы — всё разрастаются и разрастаются.
Серебряная экономика — борьба с деменцией (нам надо продержаться пару десятков лет, а дальше это будет обратимо), роботы-компаньоны, специальные упрощенные интерфейсы.

В чем тут работа с неопределенностью?
Подходят любые варианты. Самым сложным для меня было то, что при тех же вводных можно было выбрать другие векторы. Правильного ответа здесь нет. Ну, или как минимум частично другие — про некоторые векторы Илья точно хотел рассказать, но что-то можно было предложить от себя, опираясь на его наброски.
Конечно же, цифра условна, в реальности гораздо больше направлений, что интересного сейчас происходит и будет происходить. И вот ты несколько рабочих дней крутишь, крутишь, крутишь в голове, какие же семь взять для презы. При этом в самом доке особо ничего не меняется — время идет, а чем ты занимался?
Всё едино, но противоречиво. Окей, выбрали векторы, сверили, что-то заменили, берём. Следующая неопределенность — большая часть примеров подходит, в принципе, под любой вектор. В этом такой философский прикол: с одной стороны, направлений развития очень много (как я уже сказала, можно взять любые семь, не прогадаешь), а с другой — все они примерно об одном, внутри общего вектора нашей жизни. Но при этом некоторые тезисы начинают между собой конфликтовать.
Например, суперприложения — отдельный вектор, и в то же время часть тезиса про экономию когнитивных ресурсов. И одновременно они противоречат тренду на тишину, когда ты такси не можешь себе быстро заказать, прорываясь через товары и доставки.

Такие логические задачи сложнее привычной редакторской работы над статьями. Хотя «классическая» работа с текстом в презе, конечно, тоже была — кратенько и четко сформулировать на слайдах, что мы тут имеем в виду.
Дальше я подключила мою ассистентку Аню, чтобы найти недостающие примеры и с ними собрать презу, так что следующий раздел от ее лица.
Хотите сотруднка с гиперфиксацией?
Рассказывает Аня, ассистент бюро (и нечто большее):
Первую часть работы — дополнить фактуру от Ильи и собрать структуру презентации — Маша сделала и согласовала с Ильей.
А мне нужно было собрать презу на основе черновика и добавить примеров. Казалось бы — сиди да собирай, продвигайся по плану. Но чтобы найти больше примеров, мне нужно было для начала понять суть презентации. А тема не такая уж простая: тренды бизнеса на следующие пять-десять лет. Конечно, много про искусственный интеллект, биотех и цифровых двойников.
На поиск примеров у меня ушло полтора рабочих дня. Почти для каждого примера свой слайд, в итоге их набралось аж 150. На следующих этапах преза чуть сократилась, часть примеров Илья убрал или заменил, но все равно осталось много — 130 слайдов. Всем нам было интересно, как они уместятся в час, даже самому спикеру. Но про выступление еще будет.
У меня бывает гиперфиксация на некоторых задачах, я начинаю переживать за них больше, чем за что-либо еще, происходящее сейчас в жизни. Пока я делала презентацию, начала замечать подходящие примеры везде вокруг. Например, смотрю рилс, а там упомянули, что кофе от Starbucks можно заказать прямо в WeChat — о, отличный пример суперприложения.
[Аня, но это же не гиперфиксация, а нормальная вовлеченная работа — прим. ред.]

В день перед выступлением мы зафиналили презу, мой рабочий день закончился, и я пошла на концерт. Но почему-то у меня в голове стали крутиться слайды, какие-то флешбэки, и появилось чувство, что чего-то не хватает.
Сразу скажу: дальше пример моей скрупулезности. Вроде можно забить, но понимаешь, что осадок останется
В метро я загружаю презентацию с телефона и вижу, что, действительно, не хватает одного слайда с подзаголовком, который открывает новый раздел. Поднимаю прошлые версии презы — такого слайда нигде нет, видимо его никто и не добавлял. Потеряли! Так бывает, что док смотрят пять человек, закопались в смыслах и на очевидную вещь никто не обратил внимания.
Звоню Маше — в экстренных случаях мы прям звоним (а случай такой, последний вечер перед выступлением!). Она уже в дверях, выходит с рюкзачком на поезд до Минска смотреть конференцию. Параллельно пишу дизайнеру. На лету придумываем текст, дизайнер делает слайд и добавляет в презу. Отправляем «финальный финал» в чат клиенту, а менеджер дальше — организаторам.
В эту ночь во сне я собирала слайды презентации снова и снова. Маша, а рабочее время во снах оплачивается? :)
Передаю слово.
Им-то презы не снятся
С вами снова Маша.
На тот момент я не оценивала поездку как обязательную часть нашей работы над презой. Больше было интересно увидеть наши слайды на большом экране + менеджер Ильи помогла с билетами (спасибо!).
Я вообще не человек мероприятий, чувствую там себя подростком среди взрослых и, конечно, никаких знакомств и нетворкинга — хотя блин, большая часть «взрослых» тут просто зрители, а мы помогали с презентацией одному из спикеров!

Сижу в зале, послушала несколько спикеров, наконец Илья. Аня за 700 км, но мысленно тоже в зале. Я ужасно волнуюсь, но в то же время понимаю, что это больше «волнение по необходимости», от масштаба происходящего. По факту волноваться не о чем — мы всё сделали, а Илья хороший спикер.

Как говорят в рилсах, что может случиться?
А вот что.
Через несколько минут я понимаю, что презентация НЕ ТА. Слава Богу, накануне Аня отдельно прислала мне конкретный слайд и сказала, что Илья заменил скрин с Маклахленом. На самых первых слайдах я от волнения так отлетела, что не смогла бы понять или сформулировать, что с ними не так. Но тут проснулась и думаю — не поставил же он Маклахлена обратно? (Магия конкретных примеров и образов!)

В общем, на пульте запустили не финальный док с презой, а черновой вариант — менеджер Ильи отправляла его заранее, чтобы орги в целом были в курсе, о чем он будет рассказывать.
И дальше отличий от финальной версии в нём будет всё больше и больше!

Пишу менеджеру Ильи, она в ту же секунду на связи, пишет на пульт, быстро обсуждаем критичность (критичность высока, там преза обновилась процентов на сорок), Илья невозмутимо продолжает выступать.
В итоге как на ТВ, когда происходит что-то обескураживающее, организаторы включили на экране заставку самой конференции, в это время поменяли файл с презой и долистали до нужного слайда, чтобы получилось по возможности бесшовно. Вот вам закулисье мероприятия на тысячи человек )
А как вам тот факт, что за неделю до этого я сама выступала в Альфа-Амбассадорах (проект Альфа-Банка для студентов), рассказывала ребятам про сторителлинг, и мне не проверили шрифты презентации на их оборудовании. Хотя в целом от общения с их оргами приятное впечатление, ребята во многом шли навстречу, само мероприятие вдумчивое — но не стоит наивно думать, что на таком уровне никто ничего не перепутает и все всё проверят. Уровни в этом смысле мало что значат.
Про казус в Минске Аня сказала: «Это потому что оргам преза не снится, а мне снится».

Нужно сопровождения ассистента по Минску
Вечером до отправления поезда оставалось еще несколько часов. После подмены презы силы меня покинули, а еще интернет в роуминге работал еле-еле, и я не могла нормально идти по карте или быстро найти подходящий рестик — очень хотелось успокаивающего супа-пюре).
Я и забыла, что в Минске есть эти «внутренние» улицы с кафе — снаружи ты долго идешь вдоль какой-то заводской стены и не понимаешь, где все, но если в проеме свернуть на смех, внутри между улиц будут столы и фонарики.
Аня уже была не на связи, и тут тоже, если уж говорить про работу под ключ, в процессы бюро нужно закладывать задачи ассистента на такие дни — выбрать кафе, проложить маршрут — чтобы я потом не теряла надолго работоспособность от пережитого голода и растерянности )

Рефлексия
Как жить дальше:
Перепроверять всё в десятый раз, даже если вы всех достали, и вам уже все ответили, что всё проверили.
Четче продумать ценообразование презентаций. Есть, например, вариант оплаты по количеству слайдов. Но один слайд может быть очень простым — скрин с подписью, а на другом вы два часа формулировали смыслы и всё это двигали. Как их оценивать одинаково? Вводить градацию, сложный слайд, простой слайд? Хорошо, не будем считать по слайдам, называем фикс — цену за всю презу. А вдруг она разрастется? (Так и было, очень разрослась)
Физически присутствовать, когда это адекватно и в целом возможно. Сразу на старте заказа включать в нашу работу поездки на выступления — я уже рассказывала на примере проваленного продвижения, что в идеале нужно следить до конца, что там с продуктом и как его используют.
Ставить ассистенту «бытовые» задачи на время поездок — покупать билеты, быть на связи, сориентировать, если пропадает интернет, и помочь найти подходящее кафе.
И учитывать всё это «обслуживание под ключ» и работу команды в ценообразовании.
А Ане (по моим кружочкам и впечатлениям) больше всего понравилось, что Илья оставался невозмутимым, пока рассказывал первую часть выступления по черновику. Сам Илья потом сказал, что он в этот момент как актер, подстраивается под ситуацию.
Я спросила — а если бы мы ничего не заметили, ты бы мог остановиться и сказать оргам, дескать: «Ребята, а это вообще что»? Но спикер на сцене не знает, есть ли у организаторов финальный файл (может, совсем потеряли) и смогут ли они его быстро запустить — как тогда выруливать? Дорогие зрители, пройдемся по презе, что бы там ни было.