Серия игр Silent Hill — это краеугольный камень жанра survival horror, который на протяжении десятилетий служил эталоном атмосферного и пугающего игрового опыта. У меня, как и у всех поклонников хоррора, эта серия навсегда в сердечке. И, по моему мнению, одна из сильно повлиявших игр на хоррор‑жанр в целом. 

В этой статье я разобрал откуда серия берет свои корни, как и почему она эволюционировала из «японского взгляда на американские ужасы» в более традиционный японский ужастик. И почему Silent Hill f, на мой взгляд, вопреки распространенному мнению, все тот же Silent Hill.

Для начала разберем истоки серии, а именно первые части Silent Hill от оригинальной команды разработчиков Team Silent, чтобы разобраться каким же был тот самый оригинальный Silent Hill.

Начало серии Silent Hill 1

С выходом Alone in the Dark начался расцвет жанра survival‑horror, а выход бестселлера Capcom — Resident Evil укрепил позиции жанра и стал настоящей классикой тех времен. Konami же не стали сидеть сложа руки и приняли решение разработать свою собственную франшизу хорроров. 

Возглавил проект Кэйитиро Тояма. Учитывая свой предыдущий опыт работы над 3d игрой про олимпийские виды спорты, Тояма понял, что выделиться на фоне конкурента (Resident Evil) можно, создав игру в полном 3d. Ведь окружение в Resident Evil было, грубо говоря, Jpeg`ами, на фоне которых бегали трехмерные персонажи, что накладывало ограничение в виде фиксированной камеры и невозможности разглядывать окружение локаций. Решение,на мой взгляд, правильное, однако смелое, по причине новизны 3д в индустрии и непростого производства игр с этой технологией из‑за отсутствия на тот момент устоявшейся методологии и инструментария.

Размышляя над сюжетом, Тояма, чтобы набраться вдохновения, смотрел различные хоррор‑фильмы и читал книги. В Японии тогда были довольно популярны произведения западных писателей. Начитавшись Дина Кунца и Роберта Маккаммона, больше всего он вдохновился Стивеном Кингом и его произведением «Мгла». Еще одним источником вдохновения послужил фильм «Тень над инсмутом», а точнее его японская адаптация произведения еще одного короля ужасов — Говарда Филлипса Лавкрафта, который также является одним из моих любимых писателей.

Также стоит упомянуть еще одного влиятельного сотрудника — Масахиро Ито, любителя фильма «Восставший из ада» и картин Фрэнсиса Бэйкона. Прежде всего, Ито все знают по дизайну иконы серии — Pyramid Head`a, однако в первой игре он больше работал над созданием окружения.

Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что Konami целились на американскую аудиторию, что в общем‑то справедливо для всей оригинальной квадрологии.

Silent Hill 2 Remake - возрождение серии

Оригинальный Silent hill 2 отличался от первой части. В ней разработчики отошли от культистов и их бога (если точнее богини) — Алессы и ее матери. И перешли к психологическому хоррору с душевными терзаниями главных героев игры. Такая смена подхода в повествовании, скорее всего, обусловлена многими причинами: выход новой консоли на рынок, отсутствие планов делать игру серией, уход Кэйитиро Тоямы и некоторых сотрудников команды вместе с ним.

Так почему же ремейк был по второй части, а не по первой? Ведь оригинальная двойка вполне играбельна, по сравнению с первой частью, которая сильно постарела, и в которую просто визуально играть тяжело. Ответ прост: Творческий директор команды Bloober Team Матеуш Ленарт пояснил, что подобные игры — это у них в ДНК и что им нравится рассказывать личные истории (ссылка на интервью Разработчики Silent Hill 2 Remake объяснили, почему начали с ремейка второй части), тогда как первая часть была больше про культ и связанные с ним вещи. И в принципе, звучит логично — дать команде сделать то, что у них получается лучше всего.

Что же показал ремейк второй части? Отличные продажи в 2,5 миллиона копий! Эту информацию также подтвердила сама Konami. Для сравнения, по неподтвержденным данным, самой продаваемой игрой серии в 2 млн копий была самая первая часть игры. Такой успех продаж ремейка демонстрирует, что интерес к серии в сердцах геймеров все еще жив.

Возвращение домой - Silent Hill f

Повторюсь, что многие считают что Silent Hill f — не Silent Hill вовсе. Сейчас объясню почему, что это не так.

Серия всегда была японским взглядом на американские ужасы. Неудивительно, что после того как игру отдали на разработку американцем, серия потеряла былой шарм и не особо пользовалась популярностью.

Новый Silent Hill призван вернуть былые элементы японского хоррора в серию, о чем также высказывался в интервью продюсер игры Мотои Окамото. Поэтому разработчики сделали разворот на 180 градусов и перенесли место действия игры в саму Японию, наполнив ее японским фольклором и колоритом.

Однако переезд Silent Hill из Американского штата Мэн в Японскую деревушку Эбисугаоку, не помешал новой студии‑разработчику воссоздать тот самый дух оригинальных игр. Тут все те же: душевные стенания главных героев, туман, мистика, двусмысленность и подтексты, много концовок (даже НЛО‑концовка) и даже мысль о том, что главный герой уничтожает не монстров, а простых людей, находясь в бреду, наконец‑то использовали.

Silent hill f вернул серию к корням — японскому ужасу, просто теперь не про Америку, а про Японию. 

Как вам новый Silent Hill, согласны со мной или же без «того самого» города уже не то?

Комментарии (5)


  1. IvanoDigital
    20.11.2025 16:09

    Да все не те: Resident Evil, Alone in the Dark, Metroid, call of duty и т.п. просто какое-то поразитирование на бренде


    1. strelkove
      20.11.2025 16:09

      поразитирование

      От слова "поразительно"?)))


  1. grvelvet
    20.11.2025 16:09

    Я думал будет лонг про SH а не пост в несколько абзацев типа "ну слушай вроде ниче так не изменилось"


  1. shaman4d
    20.11.2025 16:09

    Нет нет не уговорили.


  1. myswordishatred
    20.11.2025 16:09

    >4 мин

    Э, серьёзно?

    Я вообще за серией слежу со стороны, но даже я бы мог рассказать, как Сайлент Хилл с каждой новой игрой прибавлял в районах, какой за этим стоит конфликт геймдизайна, как уже четвёртая часть вызвала поляризацию фанатов потому что от серии там было, в сущности... название? Как в Homecoming большинство людей крутило пальцем у виска при взгляде на сюжет, да массу всего можно было бы проанализировать и озвучить.