В Path of Exile у меня почти 1900 часов, и это игра, где можно утонуть в билдах и бесконечном гринде. Diablo 4 я никогда не пробовал, но уже давно посматриваю на неё со смешанным чувством: с одной стороны, культовая серия, а с другой уж слишком гладкая и «стерильная» для тех, кто привык к хаосу PoE. Поэтому я решил сравнить: что же предлагает Diablo 4 по сравнению с PoE 2.

Привет, Хабр! С вами Вадим, фанат PoE. В этой статье я разберу боёвку, билды, эндгейм и монетизацию двух игр, чтобы понять, почему они такие разные и кому какая из них подойдёт больше.

Материал будет полезен тем, кто думает, куда уходить за ARPG-опытом: в хардкорную PoE 2 или более «удобную» Diablo 4.

Это моё субъективное мнение, основанное на личном опыте и информации из открытых источников. Оно не является прямой рекомендацией. Ориентируйтесь на свой стиль игры и предпочтения.

Боевая система и ощущение

PoE 2 имеет довольно необычный геймплей в сравнении с другими АРПГ. Джонатан Роджерс (CEO студии GGG) высказывал свое неравнодушие к соулс-лайкам (в частности, к Elden Ring), и получилось как раз что-то похожее на Elden Ring, только в жанре ARPG: перекаты, блоки, медленные и размеренные бои с высоким ТТК (Time to kill) рядовых противников и упором на комбинации способностей. Diablo в этом плане (судя по футажам) предлагает более привычный и динамичный геймплей, который, по сути, достигается более низким ТТК обычных групп противников. 

Для наглядности вот боевка D4:

А вот PoE 2:

Далее буду оставлять такие таблички для удобства сравнения:

PoE 2

Diablo 4

Динамика

Медленная, “Соулс-лайк” боевка с перекатами и блоками

Быстрая, классическая боевка для жанра

ТТК (Time to kill)

Высокий: даже рядовые противники выдерживают по несколько умений

Низкий: рядовые противники умирают быстрее

Основной акцент

Комбинация умений, кайт и позиционка

Доступность, зрелищность

Впечатления игрока

Иммерсивная, фрустрирующая при гринде

Более привычное для жанра “Закликивание мобов”

Глубина билдов и кастомизация

PoE 2 имеет глубокую систему кастомизации билдов и разнообразие используемых скиллов и предметов. Однако всегда есть более эффективные комбинации камней, прокачка древа умений и т.п. сводит глубину на нет, а количество сильных билдов очень скудное на данный момент.

Как личный пример, еще с ранних трейлеров мне понравился класс наемника, на котором я и играл через гранаты. И уже на картах осознал, что прогрессить билд - нерельный кал. Помимо того, что сам билд играется от кулдаунов, если кратко гранаты кд = нет дпса, так еще и самый влияющий слот оружия вынуждает использовать 1 единственную базу арбалета, который прибавляет дополнительную гранату при стрельбе ими. В то время, как с любым другим атакующим скиллом, ты можешь взять любой арбалет, в принципе, если на нем циферки побольше.

В Diablo же есть простые и понятные ветки умений: обновленный парагон из 3-й части, хорадрик скилл, а также уникальные для каждого класса пассивки (например, “Книга мертвых” у некроманта, тотемы у друида и т.д.). Я изучил Maxroll.gg,где количество гайдов по ендгейм билдам примерно 2 к 10+ в пользу Diablo 4 (и то только потому, что у вички в PoE куча билдов).

Эндгейм билды в PoE 2

Рэйнджер

Хантреска

Мерк

Монк

Воин

Сорка

Вичка

Эндгейм билды в Diablo 4

Вар

Друид

Некр

Рог

Сорка

Спиритборн

Система предметов и крафт

В первой части PoE, можно было часами сидеть, чтобы найти самый эффективный способ скрафтить нужный предмет, а потом проверять его в симуляции на Craft of exile. Или настроить эмулятор с подробным алгоритмом действий, как в программировании, потом сидеть и терять адекватность, кидая альты и ауги, потому что это самый cost efficient метод с вероятностью прока 1 к 2600, тем не менее это было интересно.

А что во второй? А ничего. Система предметов никак не менялась, а в плане крафта все что можно сделать рядовому игроку… не трогать крафт валюту в принципе (включая эссенции), ведь это практически бессмысленно. Рекомбинаторы омерзительны (лично поломал 10 хороших арбалетов, чтобы просто сделать 2 хороших мода на 1 из них). Единственная более-менее адекватная опция - это найти хорошую базу предмета у NPC экспедиции и молиться, что он даст хорошие опции по крафту. 

Насколько я понял, в Diablo используется похожая система предметов. За исключением мификов - это, по сути, еще более редкие уники (их еще и крафтить можно, чтобы не стакнутся в прогресси билда). Легендарные предметы обладают уникальным свойством, которое можно переносить на другие предметы. В целом же крафт напоминает систему из Grim dawn: есть рецепт, есть ресурсы, нажал кнопку и скрафтил что надо.

Лично для меня нет разницы, какой в игре крафт. Но для кого-то это может быть критично. Например, если вы устали от простенького крафта и хотите чего-то сложного и замудрённого, как в PoE. Или же, наоборот, вам не хочется заморачиваться, а просто играть и попутно подкрафчивать шмотки за пару секунд.

Эндгейм контент

Карты в PoE 2 претерпели изменения: портал теперь один (вместо 6 в первой части), и после смерти на карте она блокируется, и ее нельзя перепройти. Если в целом описать геймплей, то мы все также заходим в портал (которых открывается почему-то все равно 6), убиваем босса, а если его нет - всех рарников. После чего карта считается пройденной. Однако, чтобы дойти до точки интереса с какой-нибудь механикой, например, ритуалом, нужно пройти несколько карт без чего-либо. Интересно: ни механик, ни лута, ни боссов (которые стали точкой интереса) - и всё это с одним шансом на прохождение для каждой карты.

А мое знакомство с ендгеймом закончилось, после моего нелегкого и унылого прохождения до карты, где гарантированно спавнится ритуал. Он заспавнился с модификатором “Rat tornado”, да еще и таким образом, что 100% убивал меня из-за рандомной генерации локации. Я даже обнаружил, что я не один такой, и нашел на реддите мем на эту тему:

 

Diablo 4, в свою очередь, вдохновившись жанром MMO, наделали всяких данжей с разными механиками, по итогу, вышла такая таблица:

PoE 2

Diablo 4

Сюжетные активности

Сехем, Ультиматум

Сезонная сюжетка

Пост-сюжетные активности

Карты с механиками: делириум, ритуал, брич, экспедиция, абисс 

Кошмарные данжи, адские приливы (Hell tide), события на карте, яма, испытание, портал в ад, дерево, подземелья Кураста (с DLC)

Боссы

Боссы кампаний на картах, по 1 боссу от каждой механики, Арбитр

Ворлд-боссы, Uber-боссы, рейды

Кооператив

Тоже что и в соло, с повышенной сложностью и дропом предметов

Подземелья для коопа (с DLC)

Монетизация

Что касается монетизации, то базовая стоимость Diablo 4 выше, чем у PoE 2, что может быть важно для игроков, ищущих недорогие ARPG. При этом при покупке PoE 2 вы получаете премиум-валюту на сумму, эквивалентную цене издания. Кроме того, разработчики планируют сделать PoE 2, как и первую часть, условно-бесплатной. Также стоит отметить, что все вкладки, купленные в PoE 1, автоматически переносятся в PoE 2.


Ещё одно ключевое отличие - модель обновлений. Весь новый контент для Diablo 4 выходит в виде платных DLC, в то время как PoE 2 регулярно получает бесплатные масштабные обновления (как можно видеть, например, в логе раннего доступа на официальном форуме - Early Access Patch Notes - Forum - Path of Exile).

Подведем итоги

Diablo 4

PoE 2

Боевая система и ощущение

Привычная боевка с закликиванием противников и низким ттк

Соулс-лайк с медленными боями, комбинированием способностей и перекатами

Глубина билдов и кастомизация

Куча билдов ограниченных классами и ветками умений с несколькими опциями кастомизации

Мало метовых билдов, безграничная гибкость

Система предметов и крафт

Дефолт + мифики и легендарки с особым свойством, крафт простой, понятный, юзабельный

Дефолт, крафт юзабелен только при куче нафармленных ресурсов

Эндгейм-контент

Куча разных активностей от боссов до днажей

Немного активностей, преимущественно видоизмененные активности первой части

Монетизация

5000+ рублей, игра+дополнение

1300+ рублей, игра+премиум валюта

 

Так стоит ли брать Diablo 4? 

Это целиком зависит от ответа на другой вопрос: чего вы ждёте от ARPG прямо сейчас?

  1. Да, стоит, если вы цените сюжет и ищете качественный и более привычный для жанра ARPG опыт без необходимости изучать десятки гайдов.

  1. Возможно, нет, если для вас сложность и бесконечный эндгейм — главные приоритеты. 

Буду ли я брать Diablo 4? Мой ответ — да, но с оговорками.

Лично для меня, как фаната глубоких систем, Diablo 4 станет скорее приятным, но временным развлечением, в то время как в PoE 2 я уже проинвестировал тысячи часов.

Интересно услышать ваше мнение: в чем прав, в чем ошибся. И самое главное – какую игру выбираете для себя?

Комментарии (20)


  1. TachSkim
    10.10.2025 12:21

    Мне кажется есть ошибка в статье, при подсчёте количество билдов в эндгейме, два раза указана пое2


    1. Games_evolution Автор
      10.10.2025 12:21

      Спасибо, что заметили! Подправил)


  1. ofthevoid
    10.10.2025 12:21

    Нормальные люди играют в первую часть и ждут новую лигу. Вообще не понимаю этой мерзости если честно, зачем мне пое2? Если я захочу поиграть в дарк соулс, я видимо поставлю дарк соулс. И вообще весь этот соулс культ уже изрядно достал. У нас есть соулс по стар варсу, по Гарри поттеру, по дарк соулс, аниме соулс, и теперь изометрик соулс. что же выбрать? наверно соулс, да? и потом они там сидят и пытаются понять, почему же их игры не так успешных, а стим взрывает силк сонг. Ну наверно потому что копипаста? Один и тот же геймплей на все соулс, меняются только модельки и текстуры. Это я молчу ещё про великолепные взломы на старте, и про баланс игры вокруг илона маска.


    1. TachSkim
      10.10.2025 12:21

      Бум батлроялей, бум соуслайк. Всёшь закономерно, что на хайпе, то и клепают


    1. Games_evolution Автор
      10.10.2025 12:21

      Согласен, однако желание разработчиков похайпить на жанре можно понять, к тому же они всегда любили смешивать жанры в первой игре


  1. domage
    10.10.2025 12:21

    Начнем с того, что POE2 в раннем доступе. Это вносит свой колорит в игру в виде незавершенной кампании. Каждый новый патч вносит существенные изменения, часто делая ваших предыдущих персонажей несовместимыми с новыми версиями.

    Соответственно, пока вы писали статью, механики эндгейма уже поменялись (см. патч 0.3 и 0.3.1).

    Но даже несмотря на незавершенность, после POE2, Diablo 4 у меня вызывает печаль.


    1. fshp
      10.10.2025 12:21

      Кампания это просто первая фаза обучения. В пое сюжет не нужен.


  1. smarkelov
    10.10.2025 12:21

    Первый POE же не исчез, там тоже есть жизнь. Плюс из простеньких я бы выделил Last Epoch, он вполне приятный, но не сильно заморочный как POE.


    1. Games_evolution Автор
      10.10.2025 12:21

      То, что первая PoE не исчезла, это правда. Однако время до новой лиги заметно увеличилось (раньше лига раз в 4 месяца, а последняя была с разрывом в 11 месяцев). Про Last Epoch согласен, куча интересных и нестандартных механик типо крафта, скипа кампании и т.п., но самое крышесносное это механика ссф`a. Я из-за нее так ни разу с трейдом не поиграл XD


      1. Rumbis
        10.10.2025 12:21

        Так следующая лига уже 31-го числа. И цикл будет именно в +-4 месяца (2-2 поочередно между первой и второй частью). Выставлять разовый факап Сеттлерсов как что-то перманентное- глупо.


        1. Games_evolution Автор
          10.10.2025 12:21

          Я и не утверждал, что это будет их перманентная практика. Вы правы, они действительно заанонсили новую лигу и что планируют четырехмесячный цикл релиза обеих игр. Так же как и ранее CEO утверждал, что разработка второй игры не повлияет на первую. Однако повлияло.


  1. jpolisher
    10.10.2025 12:21

    Diablo 4 в целом - офигенная, совсем не понимаю большого хейта в её отношении. Где-то чаров 6 до 100+ ямы докачал. Графика, движок, визуал и стилистика, импакт, даже сюжет - всё отлично. Одно не радует - в последнее время весь кач почти мгновенно приводит в яму и дальше просто скучно - всё, что остается - это унылый фарм предметов с аспектом покруче, которые парают очень редко, челленджевых активностей, кроме ямы - больше нет. Весь путь от начала нового сезона до задротства в яме - это ну максимум пара недель для меня, дальше всё очень однообразно. Но я много часов провёл, любая игра чем-то таким закончится, кроме, конечно, всяких MMORPG с коллективными замесами и сильным гриндом.

    PoE 2 понравился, часов 70 отыграл, боёвка даже, пожалуй, более интересная, чем в Diablo 4. Но игра сырая, эндгейм вообще какой-то ужасный с гриндом этих камней порталов, которые приходится фармить на локациях низкого уровня, которые ни опыта, ни шмота нормального не приносят. А один раз помрешь на локации высокого уровня - и привет, снова идти вниз. Но это было уже полгода назад, игра развивается. Решил, что снова вкачусь, когда релизнут полную версию.


  1. Lordbander
    10.10.2025 12:21

    Статья исключительно для задротов? (простите). Я половину слов не понял. Прошел 3 дьяблы, зашел про 4ю почитать и умер во внутренней терминологии.

    Автор писал явно для себя.


  1. Galahed
    10.10.2025 12:21

    У Poe2 лучше анимация и локации в целом красивее, на этом все

    В Дьябло4 достаточно взять вора или друида и качнуться до 30-35 уровня чтобы увидеть как изменится геймплей. Это происходит за несколько часов (очень быстро). Закликивание мобов кончается уже через несколько минут, первые пару уровней берутся тупо упав с лошади в кучу мобов. Дальше поднимаешь уровень сложности и получаешь +125%- +175% опыта и денег если ты в принципе уже знаком с такими играми

    Дальше начинается охота за аспектами снаряжения, каждый предмет является геймченджером. Интересно, что ровно то же происходит и в мобильной дьябло иммортал, с той лишь разницей, что там на один скил может быть надет только 1 аспект. А здесь легко 2-3.

    Во что превращается игра? Она становится похожа на гонку Формула-1. Это не ттк заклинивания менять, это просто несешься по данжу, реагируя на повороты, лужи/лучи, выпадение шмота. Я не шучу, именно несешься, собираясь прежде всего на скорость передвижения. Пока ты это делаешь - ошмётки мобов падают где-то за границей экрана, они просто лопаются. Если у тебя не такой билд - то скорее ты делаешь что-то не так, т.е. это прямо мейнстрим геймплей, а не что-то уникальное.

    На пс5 дьябла доступна по подписке плюс. Я ни копейки не задонатил, прошел на платину, т.е. открыв все ачивки. Примерно 2% игроков сделали так же. Есть довольно сложные и интересные ачивки, больше всего запомнилась игра на героике(айронмен) без смертей. Целиком прошел на максимальном доступном уровне сложности до лвл капа. При потере персонажа на 35 и 43 уровнях были незабываемые эмоции :). Всего наиграл 180 часов

    Дьябло 4 имеет репетативный геймплей и сводится по-сути к выбивании шмота и билдам. В этом минус кому-то. Всю игру ты что-то билдишь, гринд стремительный и почти не ощущается. Тут это похоже на настройку машины перед очередной серией заездов. Мир открытый, постоянно тп туда-сюда по карте мира и охота за аспектами, мировыми боссами, ачивками. Пое2 ощущается очень линейным после такого, очень медленным.

    Отличный сетевой код в Д4/Иммортал, за игру в группе лучше шмот, множество рандомов присоединяется легко на 2-3 пробега. С тобой на карте постоянно есть другие люди, мир единый не считая деления по сложности. Немного жаль, могли бы и тут объединить, но ощущалось бы как автолевелинг. Но в целом это совсем другое ощущение от мира, когда рядом с тобой люди вне группы. Особенно радуют сборки на мировых боссов и проч, пвп зоны, фарм адских нашествий и всего такого.

    Эндгейм прокачка в дьябло4 открывает 300 уровней совершенствования и там дерево становится похоже на пое/пое2. Выглядит как скрепленные матрицы, там уже появляются скучные узлы типа +5 интеллекта или +5 силы. Которые берешь по пути между вставляемыми узлами. Такие узлы чаще попадаются чем в Пое2, зависят и усиливают соседние обычные узлы разных типов. Сами матрицы тоже выбираются тобой и крутятся при установке. Все это конечно можно пересобирать сколько хочешь раз. Комбинаций там просто невероятно много.

    В пое2 можно играть магом с дубиной и качать силу. Норм себя чувствовать.

    После Д4 как раз купил пое2/пое1. В чём-то пое1 даже интереснее. Наигравшись в Пое2 начал изучать Дьябло Иммортал, очень удивился тому, как много всего в мобильной игре (к слову она весит 85 Гб) и как это все качественно сделано.

    Д Иммортал уступает Д4 по геймплею для меня, однако я рекомендую вам посмотреть ее из-за беслаатности и в целом уникальности с учётом платформы.


  1. MADLexx
    10.10.2025 12:21

    Мне кажется, можно было бы уменьшить количество специальных терминов и подытожить для новичков, что есть в той или иной игре и нет в другой, я сам пока в д4 наиграл 40 часов, и я бы не сказал, что игра простая, в том плане, что можно просто зайти , начать бегать и бесконечно гриндить, но если хочешь делать это эффективно, то надо создавать какой-то конкретный билд и разбираться в аспектах вещей и где их побыстрее раздобыть. На русском нормальных советов я не нашел, а если пользоваться зарубежными ресурсами, то надо интерфейс игры переключать на английский, иначе с названиями вещей будет беда. В иммортале, кажется, можно было оставить русский интерфейс, но названия отображать на английском. А ПоЕ 2 мне показалась еще более запутанной на старте для новичков, сейчас все привыкли, что тебя всегда ведут за ручку в игре и говорят, что делать. В Д4 я вообще не понимаю этой попытки создать подобие ММО, взаимодействие с другими игроками довольно слабое, как общаться на Playstation и ПК? Ладно, я с товарищем Дискорд настроил, это единственный вариант, но со случайными игроками мне сложно взаимодействовать. То есть я просто вижу их периодически на карте и всё. Я лично купил игру просто для отдыха мозга, чтобы расслабиться в бесконечном гринде, отвлечься и не особо напрягаться. Но приходится читать какие-то гайды и следить за обновлениями механик, это не совсем то, что я ожидал от игры. ПоЕ 2 вообще пока в раннем доступе и смысл читать кучу гайдов про механики, которые возможно изменятся к финальной стадии игры, хотя и в Д4 тоже выходят, как я понял, патчи, которые меняют баланс. В целом, мне бы хотелось больше соревновательной части и взаимодействия с другими игроками, ну я даже не знаю, хотя бы какие-то таблицы лидеров, игра же в целом про прокачку и создание максимально эффективного билда. Вообщем, у Близзарда получилось какое-то недоММО с огромным и в целом пустым миром, потому что бегать по этому миру и убивать мобов бесполезно, так как ни опыта, ни вещей ты с них не получишь, и все активности в 10 сезоне сводятся к адским разломам и яме, до которой я пока не дошел.


  1. ogukuu
    10.10.2025 12:21

    "Блог компании Plati Market"

    Как же люди хотят продать кал под названием D4


  1. MADLexx
    10.10.2025 12:21

    д4

    Вот ещё: в Д4, как я понял, есть два "мира": сезонный и вечный. Сезонный длится определенное время (2-3 месяца, обычно 3) и вся активность в основном происходит именно в сезонном мире, люди создают каждый сезон персонажа заново и качают его с учетом игровых механик нового сезона, которые каждый сезон уникальны (это чисто моё предположение, я игру уже на 10 сезоне купил). После окончания сезона все сезонные персонажи переносятся в другой мир, называемый вечным, и можно продолжать играть там. Но все механики сезона, которые действовали на персонажа и его вещи в вечном мире пропадают. Предметы, такие как доспехи Хаоса в 10 сезоне теряют свои уникальные свойства после окончания сезона. Я встречал в интернете сравнение вечного мира с кладбищем персонажей, якобы из-за того, что там мало активностей, хотя Близзард периодически выпускают патчи, которые касаются игровых механик в целом и распространяются на оба мира. В Диабло 4 лично мне не хватает официального внутриигрового рынка, где можно было бы купить ресурсы у других игроков, или продать свои. Насколько я помню, в Диабло 3 он был, хотя его потом тоже закрыли. Если здесь можно оставлять ссылки, то рекомендую прочесть короткую статью на официальном сайте Близзард о нововведениях сезона, а в самом конце статьи есть ссылки на ресурсы сообществ с билдами и советами, но все на английском. https://news.blizzard.com/ru-ru/article/24226702/dajte-otpor-preispodnej-v-sezone-infernalnogo-haosa


    1. Rumbis
      10.10.2025 12:21

      Это так работает и в первом ПоЕ, и во втором, так что инновация такая себе. Есть Лига, есть стандарт. Лигу запускают- экономика и прокачка с нуля, но с новой механикой. На Стандарте- новой механики нет. Заканчивается лига- персонажи перетекают на стандарт, механика же, в зависимости от решения разрабов, может как перейти в "ядро" игры, так и остаться.


      1. MADLexx
        10.10.2025 12:21

        Я пока не играл в ПоЕ, ни в первый, ни во второй, но предполагаю, что игры с Диабло похожи, Диабло в основном привлекает, на мой взгляд, за счет франшизы и узнаваемости в народе, большинство людей старше 30 или играли в серию, или слышали о ней, и да, меня лично скорее бренд привлёк и хоть какая-то знакомость вселенной лора, и даже музыка в некоторых моментах, как бальзам на воспоминания из юности)


  1. denic2409
    10.10.2025 12:21

    Poe 2 ещё не вышла. Смысл вообще её трогать? Вот выйдет в релиз, тогда уже можно будет думать. А пока у Диабло 4 нет конкурентов. Жду следующее сюжетное дополнение