Не стану томить: Похоже Прогресс М-27М раскрутил себя сам двигателями ориентации, потратив на это почти все топливо. По моим расчетам на остановку вращения топлива уже не хватит, а на трюк из Интерстеллара МКС пожалуй не способна (особенно если учитывать, что в фильме вращение было вокруг оси симметрии дока, что на 3 порядка проще).
Проведем ориентировочные расчеты расхода топлива на уровне школьной физики:
Аппроксимируя Прогресс как цилиндр длиной 7,2м, диаметром 2,5м и массой 7290кг по формуле:
Получаем, что момент инерции прогресса при вращении перпендикулярно оси симметрии — 34339 кг·м?.
На видео — скорость вращения Прогресса примерно 1 оборот за 3.5 секунды, т.е. 0.571 рад/сек.
Для закручивания тела с таким моментом инерции на такую угловую скорость нужна сила 34339*0.571=19607.569 кг*с.
Двигатели ориентации в Прогрессе — работают на перекиси водорода. Удельный импульс — примерно 1200 м/с. Соответственно, расход топлива в идеальных условиях для достижения такой скорости вращения — 19607/1200*9.8=160 кг.
Остаток топлива двигателей ориентации в килограммах можно видеть в левом верхнем углу телеметрии: в начале, до начала вращения было 250кг, в конце — 30кг.
Как видим, фактический расход топлива (220кг) близок к полученному расчетному значению (160кг) для самораскрутки Прогресса двигателем ориентации. Очевидно, что погасить такое вращение можно потратив еще 160кг топлива, тогда как осталось всего 30кг. Соответственно, шансов на спасение никаких нет, даже если удасться запустить ручное управление двигателями: банально не хватит топлива. RIP.
Проведем ориентировочные расчеты расхода топлива на уровне школьной физики:
Аппроксимируя Прогресс как цилиндр длиной 7,2м, диаметром 2,5м и массой 7290кг по формуле:
Получаем, что момент инерции прогресса при вращении перпендикулярно оси симметрии — 34339 кг·м?.
На видео — скорость вращения Прогресса примерно 1 оборот за 3.5 секунды, т.е. 0.571 рад/сек.
Для закручивания тела с таким моментом инерции на такую угловую скорость нужна сила 34339*0.571=19607.569 кг*с.
Двигатели ориентации в Прогрессе — работают на перекиси водорода. Удельный импульс — примерно 1200 м/с. Соответственно, расход топлива в идеальных условиях для достижения такой скорости вращения — 19607/1200*9.8=160 кг.
Остаток топлива двигателей ориентации в килограммах можно видеть в левом верхнем углу телеметрии: в начале, до начала вращения было 250кг, в конце — 30кг.
Как видим, фактический расход топлива (220кг) близок к полученному расчетному значению (160кг) для самораскрутки Прогресса двигателем ориентации. Очевидно, что погасить такое вращение можно потратив еще 160кг топлива, тогда как осталось всего 30кг. Соответственно, шансов на спасение никаких нет, даже если удасться запустить ручное управление двигателями: банально не хватит топлива. RIP.