Джо Рао — опытный охотник за затмениями и сотрудник Гайденского планетария при Американском музее естественной истории. Кроме того он ведет прогноз погоды на телеканале News 12. Практически сразу после успешной поездки на прошлогоднее затмение 20 марта он начал готовиться к следующему, которое должно было состояться (и уже состоялось) 9 марта 2016 года. Затмение начиналось над Индийским океаном, затем лунная тень должна была пересечь Индонезию, несколько мелких островов в Микронезии и уйти на северо-восток все дальше в Тихий океан. На островах в это время года — сезон дождей. Риск проехать полмира и увидеть лишь тучи был велик.
Джо решил проанализировать маршруты и расписание пассажирских авиарейсов вдоль следа лунной тени. Он обнаружил что рейс 870 авиакомпании Аляска Эйрланс, Анкоридж-Гонолулу, мог пролететь через пятно лунной тени если бы задержался на 25 минут.
Так как поторопить Луну не представлялось возможным, Джо решил связаться с представителями авиакомпании и попросил скорректировать план полета. Авиакомпания не упустила такой шанс для пиара и возможность продать побольше билетов в первый класс. Как только Джо узнал о положительном решении, он сразу поделился радостной новостью с единомышленниками. В итоге, 8 марта в аэропорту города Анкоридж, штат Аляска, собралась дюжина умбрафилов (из-за линии перемены даты, затмение началось 9-го марта для азиатов, и закончилось 8-го для американцев). У всех были билеты у окна по правому борту на рейс до Гонолулу, штат Гавайи.
На фотографии, Джо Рао (пятый слева) и другие энтузиасты затмений позируют на фоне «счастливого флага». Этот флаг принадлежит Крейгу Смоллу, бывшему коллеге Джо, а ныне пенсионеру повидавшему уже 30 полных солнечных затмений. С 1973-го года он берет с собой этот флаг в каждую экспедицию, и утверждает что с этим талисманом у него не сорвалось еще ни одно наблюдение затмения. На фотографии он четвертый справа (с фотокамерой в руках).
План полета был скорректирован с учетом предстоящего перехвата затмения, а иллюминаторы по правому борту были чисто вымыты.
Полторы сотни человек летевших тем же рейсом в Гонолулу даже не догадывались какое шоу им предстоит и в чем причина задержки вылета. Дэн МакГлон (второй слева на групповом фото), собиравшийся смотреть затмение в 12-й раз, захватил с собой две сотни очков со светофильтрами и раздал всем пассажирам.
Перехват затмения должен был состояться в 1100 километрах к северу от Гонолулу.
За несколько минут до начала полной фазы, в салоне самолета стало плавно темнеть по мере угасания убывающего солнечного серпа, совсем как перед открытием занавеса в театре.
Расчет был точен, самолет оказался в нужное время в правильном месте:
Майк Кентрианакис (четвертый слева на групповом фото), руководитель проекта наблюдений солнечных затмений Американского астрономического общества, снимал вид из окна самолета на видео. Этот ролик уже собрал миллион просмотров на YouTube. Лучше смотреть без звука, американцы за кадром очень уж эмоциональны.
Впечатление от затмения с большой высоты существенно отличается от того что вы получите стоя на земле. На видео хорошо видно как огромное пятно лунной тени приближается с запада наперерез самолету. Самолет в это время летел на юг на высоте 10700 метров со скоростью 805 км/ч. Размер пятна составлял 110x805 км, а его скорость — 13000 км/ч.
Пассажиры рейса 870 стали последними зрителями этого солнечного затмения. Конец конуса лунной тени пробежал еще около тысячи километров по облакам над океаном и соскользнул в космос, не дойдя до американского побережья.
Интересно что это не первый случай когда авиакомпания задерживает рейс по инициативе Джо. В 1990 году рейс Гонолулу — Сан Франциско был задержан на 49 минут по той же причине — чтобы пассажиры смогли увидеть затмение.
В следующем году американцы готовятся к «великому американскому затмению» 21 августа 2017 года. Лунная тень пробежит по всей материковой части США, от западного побережья к восточному, from west to east, from coast to coast. Конечно, в этот раз грандиозное небесное шоу соберет куда большее число зрителей.
Символично что маршрут рейса 870 пролегал из 49-го штата в 50-й, и рейс являлся как бы репетицией «великого американского затмения». Майк Кентрианакис назвал их полет «почти великим американским затмением».
PS: Статья написана по мотивам публикации в блоге авиакомпании: Chasing the shadow of the moon: To intercept eclipse, Alaska Airlines adjusts flight plan to delight astronomers. Сначала я хотел сделать полноценный перевод, но утомился разгребать бесконечные хвалебные дифирамбы в адрес авиакомпании. В итоге изложил основные тезисы и добавил умеренное количество отсебятины, а также немного информации из других источников. Комментарии об ошибках и неточностях категорически приветствуются. Вовсе необязательно писать в личку, как это здесь якобы принято по версии marks и других «редакторов».
Комментарии (40)
gearbox
13.03.2016 18:33-1На видео хорошо видно как огромное пятно лунной тени размером 110x805 км приближается с запада на скорости 13000 км/ч
ORLY?Celtis
13.03.2016 18:52+4А что не так? Поясните, пожалуйста.
Считать по скоростям небесных тел лень, поэтому оценю косвенно: время полного солнечного затмения 2-7минут. Возьмем среднее — 5. Длина тени указана как ~800км. Получается, что скорость = 800 км за 5 минут или 800/5*60 9600 км/ч. Оценкой мы получили величину того же порядка.
Кроме того, скорость тени — величина непостоянная, максимальная на линиях восхода и заката.gearbox
13.03.2016 20:43+1На видео хорошо видно как огромное пятно приближается с большой скоростью с запада. [Размер пятна составляет ..., скорость ...]
А то что скорость пятна 13000км/ч вы на видео не увидите даже если на пополам порветесь. Помоему это вполне очевидные вещи.beliakov
13.03.2016 22:17Я кажется понял суть ваших претензий и отредактировал этот абзац. А вообще видео содержит достаточно информации чтобы хотя бы примерно прикинуть скорость тени. Рваться напополам необязательно, нужно лишь вспомнить тригонометрию и школьный курс астрономии.
Mad__Max
13.03.2016 23:09А она точно больше 100 км в ширину? Потому как с самолета ее видно целиком — оба края по бокам одновременно где тень кончаются и уже идут овещенные солнцем облака. Вся ко же обзор не на ~150 км (по ~70 км в каждую сторону).
beliakov
13.03.2016 23:19+2На высоте 10 км расстояние до горизонта составляет 357 км (см Расстояние до видимого горизонта). В данном случае тень бежит по облакам а не по поверхности земли, так что расстояние будет немного меньше.
Sleepwalker_ua
14.03.2016 01:32+1Даже с высоты двадцатиэтажки можно обозреть приличное расстояние — круг радиусом километров в 30 примерно. С полутора километровой горы отлично видно где-то на 110-130 км, по крайней мере в Крыму неподалеку от Ай-Петри можно было наблюдать побережье вплоть до Судака (при высоте над морем около 1200 метров) — а до него километров 80-90 напрямую оттуда.
Mad__Max
14.03.2016 01:59Чисто геометрически то да. Но обычно уже на расстоянии в 10-20 км все в дымке и мареве не дающий толком ничего рассмотреть. Воздух (со всеми летающими в нем микро частицами, преломлениями на областях разной температуры и т.д.) далеко не идеально прозрачен при большой толщине его слоя.
Впрочем на такой высоте (самолет 10 км, облака по которым идет тень наверно 1-2 км) наверно воздух на порядок чище и почти вся "грязь" остается в приповерхностном слое и за счет этого нормально видно и на >100 км.
bachin
13.03.2016 20:39+1тень — такая прикольная штука, как и солнечный зайчик.
может двигаться быстрее скорости света.
beliakov
13.03.2016 22:54+1Статья Джо Рао об этом полете: http://www.space.com/32214-total-solar-eclipse-airline-flight-video.html
iVAN2002
14.03.2016 10:53+2А там были умбрафобы?
IgorPastukhov
15.03.2016 16:31+1Там были Нубофилы — от латинского Nubis — облако. Я в том числе. был момент, когда казалось — все пропало.
IgorPastukhov
14.03.2016 22:56+1Ого, я оказывается умбрафил.
Смотрел на острове Маре (Молукские острова). Счет 3:1beliakov
14.03.2016 23:03+13:1 — это кто против кого?
IgorPastukhov
15.03.2016 16:32+23 успешных затмения (новосибирск, шпицберген, тидоре) против 1-го облачного (шанхай)
beliakov
15.03.2016 16:35Написали бы статью о своем опыте. А то хочется вам плюс в карму поставить и не получается, пишет "нельзя голосовать за пользователей, у которых нет размещённых публикаций".
IgorPastukhov
15.03.2016 23:31+2Спасибо, может и напишу, но чукча не только не писатель, но еще и не фотограф — а это самое главное в статьях о затмении:-)
riley_usagi
Oh my god, look at that!!!
hdfan2
Первый же комментарий прекрасно выражает мои собственные чувства: «ЗдОрово, но я бы, наверно, убил бы этого ублюдка, если летел бы с ними».
Ghedeon
"Can you tell the fucking faggot to shut the fuck up.?"
Mad__Max
Это комментарий на ютубе под этим видео только что вышел на 1е место по пулярности :)
encyclopedist
Кстати, коллега-американец был очень сильно и искренне поражён, что на видео с регистраторов во время Челябинского метеорита никто не орёт. "Над ним взрывается метеорит, а он только один раз ругнулся и едет себе молча дальше!".
(И конечно все не россияне очень удивлены тем, что в каждой второй машине есть видеорегистратор).
JFirefly
коллега-американец, случаем не ведущий того самого американского шоу?xD
beliakov
SNL?
JFirefly
агась. Прям 1 в 1 рассказ про "коллегу-американца"; ъ
beliakov
Коллега-американец мог смотреть SNL и выдать телепропаганду за свои собственные измышления :-)
encyclopedist
Ха, действительно! Очень может быть что он эту программу и видел.
Pakos
Некоторые даже на двойную радугу реагируют так, что другие американцы говорят «похоже, у него была не только радуга». Сколь это исключение — не знаю.
PavelGatilov
Там еще было: "Here we go" x15
pyJIoH
Мне понравилось оттуда, что у чувака получилась бы лучшая озвучка порно ever )))