Если один робот сможет потянуть за собой груз, в сто раз превышающий вес этого робота, то на что будут способны шесть роботов? Учёные из Стэнфордского университета смогли подвинуть автомобиль с помощью нескольких миниатюрных устройств.

image

Муравьи способны поднять вес, в несколько раз превышающий их собственный. В Стэнфорде несколько лет работают над роботами, обладающими подобными характеристиками. Уже в 2015 году роботы из Стэнфорда поднимали груз, в 100 раз превышающий вес самого устройства.



Для того, чтобы перенести крупную добычу, те же муравьи работают сообща, тянут её всем дружным коллективом. А что будет, если вместе будут работать несколько роботов? Оказалось, шесть трёхсантиметровых роботов смогут передвинуть автомобиль.

Чтобы удержаться на поверхности, роботы используют одну из технологий, подаренных природой: как присоски на лапках гекконов, специальный материал использует вандерваальсовые силы межколекулярного взаимодействия.

Комментарии (24)


  1. Neuromantix
    15.03.2016 00:33
    +6

    То, что муравьи работают сообща — миф, развенчаный еще у Перельмана. А роботы круты, да.


  1. iAmGeorge
    15.03.2016 03:22

    Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю, где собсна новизна?


    1. profesor08
      15.03.2016 05:03
      +2

      Достаточно вашего веса. Вы и земля притягиваетесь друг к другу, если подпрыгнуть эффект будет, но в планетарных масштабах это несущественно.


  1. tormozedison
    15.03.2016 06:01

    Есть такая волшебная штука — передаточное отношение редактора. Его можно сделать таким, что при малой мощности двигателя получится сдвинуть очень тяжёлый груз. Но медленно.


    1. burst
      15.03.2016 08:05
      +1

      «передаточное отношение редактора». Возможно имелось в виду «передаточное отношение редуктора»?


      1. tormozedison
        15.03.2016 21:27

        Да за автозаменой опять не уследил.


    1. irbius
      15.03.2016 08:07

      Наверное редуктора? Главная проблема это закрепиться на поверхности. Ни одно из этих изделий не работает на песке, земле, пыльной поверхности, бетоне. Главное что они смогли показать: мы можем закрепиться на поверхности с большой силой и в нужный момент отцепиться. :)


    1. Vlad_Hm
      15.03.2016 08:27

      Далеко не волшебная штука.
      Не всё можно.
      Потому что в реальных системах передач есть потери на сопровождающих процесс разных физических эффектах реализации. Так что муравей БелАЗ с места не сдвинет, какой бы вы ему редуктор ни придумали.


      1. tormozedison
        15.03.2016 21:31

        Да, такие ограничения есть, но даже с их учётом можно весьма впечатлительные вещи проделывать. Муравей БелАЗ не сдвинет, но, например, ребёнок поднять легковушку домкратом может, что наглядно показано в фильме "Воскресный папа".


    1. ivaneska
      15.03.2016 09:17
      +6

      Зря вы так про редактора. У него и без вас работы много.


  1. AleBas
    15.03.2016 08:24

    Так они могут тянуть только на гладкой поверхности. Вот если они будучи на асфальте смогли бы утянуть машину.


  1. vlreshet
    15.03.2016 10:17

    Интересно, на сколько у них возрастут возможности при увеличении в масштабе до размера собаки, например.


    1. bobermai
      15.03.2016 14:02

      Настолько, насколько позволит присоска, или другой метод закрепления. Джиперы вот тоже умудряются вытаскивать засевшую на днище машину, при помощи лебедки массой, много меньшей, чем машина, и вспомогательного дрона вида «штурман идет до ближайшего дерева».


  1. sprutspb
    15.03.2016 10:48

    Выглядит эффектно, но какой то «боян». На ровной поверхности, что бы сдвинуть автомобиль не нужно много силы. Почему не показали какое усилие было развито этими роботами при перемещении? наверно потому, что это усилие было очень незначительное и итоговая цифра ни кого бы не впечатлила.


    1. UrsusArctos
      15.03.2016 13:51
      +1

      Наверное, потому, что любое усилие, выраженное в нормальных единицах, никогда не впечатлит среднестатистического налогоплательщика — много ли налогоплательщиков из курса школы помнят что такое ньютон и с чем его едят? А вот «робот размером с муравья сдвинул автомобиль» — вполне себе может впечатлить обывателя.


      1. sprutspb
        15.03.2016 14:03
        -1

        мне казалось, что на geektimes все же собираются не «среднестатистические налогоплательщики»? хотя в последнее время все поменялось (


        1. UrsusArctos
          15.03.2016 14:12
          +2

          На гиктаймс — может быть. Но, как я понял, видео делалось не эксклюзивно для гиктаймс.


  1. KennyGin
    15.03.2016 11:59
    +1

    «Если один робот сможет потянуть за собой груз, в сто раз превышающий вес этого робота, то на что будут способны шесть роботов?»

    потянуть за собой груз, в сто раз превышающий вес этих шести роботов


    1. ChessShire
      15.03.2016 12:35
      +1

      "Пожарный одевает одну пару штанов за пять секунд. За сколько пожарный оденет десять пар штанов?"

      Собственно тут и вопрос в том, линейна ли эта зависимость и насколько она линейна, насколько я понимаю это очень хорошая тема для исследования. И что лучше — шесть роботов по 10 грамм или один робот за 60.


      1. yea
        15.03.2016 13:36

        Не очень-то много простора для появления нелинейности, когда роботы просто толкают одну и ту же жесткую перекладину. В пределе — много не связанных друг с другом роботов толкают одну стену, и тут уж совсем понятно, что зависимость самая что ни на есть линейная.

        Но да, новость не очень впечатляет: эти штуки тянут автомобиль не только в тепличных условиях, но и крайне медленно.


      1. KennyGin
        15.03.2016 13:38

        Это очень хорошая тема для исследования для 7-классника, интересующегося физикой =)
        Помните свои первые лабы в школе? Динамометры, брусочки, линеечки.

        На динамометрах и объясню. Заодно и насчёт того, как выгоднее их сцеплять.
        Вот пусть 10 динамометров удерживают груз в 1000 Н.
        1) Представьте параллельное соединение, как на видео (связаны «пучком»). Каждый, очевидно, покажет силу в 100 Н. Теперь пусть что-то заставило сжаться пружину всех динамометров (например, внешний моторчик, это значения не имеет) на 1 см. Отдельно взятый динамометр совершит работу 100*0.01 = 1 [Дж]. Общая работа 10 Дж
        2) Теперь пусть они соединены последовательно, друг за другом. Здесь каждый динамометр удерживает весь груз (весом самих динамометров пренебрегаем). Все они показывают силу в 1000 Н. Но для того, чтобы поднять груз на 1 см, достаточно сократить пружину каждого лишь на 0.1 см, то есть совершить работу снова в 1000*0.001 = 1 [Дж]. Общая работа 10 Дж.

        Вывод: И индивидуальная, и общая работа одинаковы (закон линеен).
        Однако во втором случае возрастает предельная нагрузка (динамометр может просто не выдержать).


        1. ChessShire
          15.03.2016 14:30

          С точки зрения семиклассника — да, я согласен. Общая работа-то изменяется по достаточно простому закону. Сложности начинаются когда мы говорим, к примеру, о сцеплении с поверхностью. Вырожденный случай — у нас есть гладкая поверхность и N мест для зацепления. Что выгоднее — один крупный робот или m мелких?

          Теперь давайте учтём, что места для зацепления могут иметь ограничения по прикладываемому к ним давлению и ответ станет ещё менее очевидным.


  1. potan
    15.03.2016 13:50
    -1

    Поднять большой вес не большая проблема. Вот тянуть при сухом трении значительно сложнее. Сила, с которой роботы могут тянуть ограничена силой трения, которая пропорциональна их весу. В какой-то заметке про этих роботов встречал, что их лапы используют клейкое вещество, что бы преодолеть это ограничение. Но до подробностей не добрался, спать очень хотелось.


  1. hdfan2
    15.03.2016 14:35
    +2

    «Муравей может перенести вес в несколько раз больше своего собственного. Человек тоже так может, но за несколько раз и сильно матерясь»