Люди думают, что малыши впитывают информацию, как губка, но при этом не анализируют окружающий мир. Исследование нейробиолога Элизабет Браннон опровергает это мнение — и обезьяны, и маленькие дети обладают абстрактным мышлением. Они могут считать, не зная, что такое «цифра» и не понимая язык.

image

В течение двадцати лет Элизабет Браннон вместе с коллегами изучает способности макак-резусов к математике. Эти приматы не только могут различать «больше» и «меньше», но и способны определить сложение и вычитание. Обезьян научили решать задачи с точками на экране — за правильный выбор они получают сок в качестве награды.

Учёные выяснили, что обезьяны распределяют наборы точек по возрастанию и убыванию, и понимают, когда наборы точек были сложены или вычтены. Более того, обезьяны запоминают количество услышанных тонов и могут выбрать набор из количества точек, совпадающий с количеством нот в мелодии.

image
Пример задачи: обезьяна должна выбрать сумму показанных до этого точек

Обезьян сравнили с обычными студентами. Студенты могут правильно решать сложные задачи, но обезьяны с простыми задачами справляются немного быстрее — возможно, потому что у макак был стимул в виде сока, а студентов не покормили.

image

Как и в случае с людьми, обезьяны показывают лучший результат при сравнении небольших групп точек — им проще понять, что шесть больше четырёх, чем что двенадцать больше десяти. «Мы наблюдаем у обезьян тот же процесс по тем же правилам, что и у людей — и у взрослых, и у детей», — комментирует Браннон. По её мнению, это доказывает, что не абстрактное мышление отличает человека от животных.

Маленькие дети способны видеть разницу в количестве предметов до того, как учатся считать. Исследователи показывали младенцу несколько наборов из шести точек в разных конфигурациях на экране, пока малышу это не надоедало — он привыкал к этому количеству точек. Если после смены изображения ребёнок начинал долго смотреть на экран, то это значит, что он заметил разницу — например, между новыми двенадцатью точками и прежними шестью.

Получается, символы и язык не всегда нужны, чтобы понимать математику. Исследование даёт более полное представление о том, что учёные называют «приблизительной системой исчисления». Хотя двухлетний ребёнок не всегда может посчитать восемь конфет, он в состоянии оценить, что восемь конфет больше трёх. Такой же системой пользуются, например, вороны — они тоже способны считать.

image

Комментарии (19)


  1. gionet
    28.04.2016 23:54
    +3

    Наши ученые Рябко и Резникова даже у муравьев умение считать обнаружили. Причем довольно давно. Жаль, что отечественная наука пиариться плохо умеет, и подобного рода исследования остались известны только в узком кругу. А так, интересные у них данные получились, очень интересные


    1. ivansychev
      29.04.2016 00:10

      Расскажете подробнее?


      1. gionet
        29.04.2016 00:59
        +2

        У Гордона в начале 2000-х увидел программу среди ночи. Потом уже стал интересоваться продолжением их трудов, в сети есть материал.
        А вот исходник темы, очень интересный. Ловите
        https://www.youtube.com/watch?v=6OQz-C_E9eo


    1. Arcanum7
      29.04.2016 01:07
      +1

      Лучше статью


    1. GeMir
      29.04.2016 01:43
      +5

      «Умение считать» у животных — это не совсем то, что мы подразумеваем под этим умением. Способность оперировать небольшими множествами доступна многим видам, в то время как точные операции с большими числами (то, что мы бы назвали расчётами) — прерогатива людей. Есть основания полагать, что речь является одним из необходимых условий для развития этого навыка.


      1. Kanut79
        29.04.2016 09:44
        +1

        Вот-вот. Первая мысль при прочтении: " Хотя двухлетний ребёнок не всегда может посчитать восемь конфет, он в состоянии оценить, что восемь конфет больше трёх. Такой же системой пользуются, например, вороны — они тоже способны считать." была «А с каких это пор оценить что восемь предметов это больше чем три является счётом» :)


        1. darkfrei
          29.04.2016 20:34

          Нужно вычесть и проверить знак.


          1. ComradeAndrew
            30.04.2016 17:23
            +1

            Для машины — да. А для биологического вида эта задача решается по-другому. Только для того чтобы понять точную разницу нужно считать.


      1. sumanai
        29.04.2016 16:10

        Ну, муравьи вполне точно считают в пределах двух десятков:
        http://elementy.ru/news/431566


  1. EndUser
    29.04.2016 00:34
    +2

    А я вот с этим не справился бы
    https://www.youtube.com/watch?v=VM5QS_adrIQ


  1. BigBeaver
    29.04.2016 08:07

    Как-то не очень понятно… разве «абстрактное мышление» не подразумевает полное абстрагирование от предметов (пусть даже точек)?
    И хотя сопостовление числа точек и тонов дает некоторые косвенные данные, выводы выглядят поспешными, имхо


  1. LoadRunner
    29.04.2016 09:39
    +1

    Вот когда обезьяны покажут, что два яблока + три груши = пять бананов, тогда да, они умеют считать без языка и символов.
    Пока же их обучают на одинаковых наборах символов, нет ничего удивительного в том, что они обучаются видеть различия между ними.


    1. malyazin_2010
      29.04.2016 14:17
      +1

      «Более того, обезьяны запоминают количество услышанных тонов и могут выбрать набор из количества точек, совпадающий с количеством нот в мелодии.»


      1. BigBeaver
        29.04.2016 14:27

        зависит от метода обучения — быть может, их били, когда не угадывают =)


      1. LoadRunner
        29.04.2016 16:37

        Последовательность тонов легко (для обладателей слуха) бьётся на части, отличающиеся друг от друга и определить общее их количество не составит труда для того, кто уже научен простейшей операции «определи общее количество на наборе из точек».

        А если обезьяне показать 5 яблок, 5 груш и 5 бананов — она покажет 5 точек или 15?
        А если её обучать на наборах, типа этого: «молоко» — 3, «облако» — 2, «сон» — 1, а потом пусть сама выбирает количество точек для слов «око», «корова», «молодость»?

        Задачу можно усложнять и усложнять. Вопрос в том, до какого предела способны обучаться животные (обезьяны в частности).


        1. malyazin_2010
          29.04.2016 21:22

          если вы так ставите вопрос, то видимо считаете, что качественных отличий между человеком и животным нет, только количественные. это прогрессивная точка зрения, но пока что человечество верит, что у людей и животных есть качественные отличия ( сначала верили в душу, потом способность коммуникации, социальное поведение, интеллект, абстрактное мышление и т.п). Ученые доказали, что души нет, социальное поведение часто встречается у животных, интеллект бывает и у компьютеров, а в этой статье доказали, что и абстрактное мышление у приматов тоже есть. Теперь не понятно и во что верить....)


        1. Scrooge2
          30.04.2016 18:06

          То что вы описали они уже считают и делают. Посмотрите ютюб про умных обезьян.


  1. Tachyon
    29.04.2016 14:54

    Как то мне боязно за целостность монитора на последнем фото


  1. R_o_u_n_d
    29.04.2016 17:43

    Такие методы счета без счета работали и раньше, и сейчас работают у хомо сапиенсов:
    — сколько должно быть коров в стаде = столько же, сколько камней в этой кучке
    — сколько дней выполнять (какую-нибудь работу/действие) — пока не закончатся узелки на веревочке (развязывать 1 узелок каждый день)
    — и пр.