Физики из технологического университета Эйндховена (Нидерланды) с коллегами из Лёвенского католического университета (Бельгия) и университета Льежа (Бельгия) обнаружили ещё один способ, который используют профессиональные велогонщики, чтобы получить преимущество перед соперниками, кроме электромоторов в велосипедной каретке и неодимовых магнитов в заднем колесе.

Учёные провели эксперименты в аэродинамической трубе и установили, что мотоцикл непосредственно позади гонщика уменьшает силу лобового сопротивления воздуха на несколько процентов. В гонках на время, где спортсменов разделяют сотые доли секунды, это может сыграть ключевую роль.

В профессиональных велогонках рядом с велосипедистами всегда присутствует множество мотоциклов, зачастую очень близко к спортсменам. Это репортёры, фотографы и другие. Из-за них происходят неприятные инциденты и аварии, как в недавнем происшествии с 25-летним бельгийским гонщиком Антуаном Демуатье (Antoine Demoitie), погибшем месяц назад в завале на шоссейной велогонке Гент-Вевелгем после того, как на него наехал мотоцикл сопровождения.



Теперь выяснилось, что мотоциклы не только представляют угрозу жизни и здоровью спортсменам, но также заметно влияют на аэродинамические характеристики велосипеда.

Специалисты провели ряд экспериментов в программе компьютерной симуляции и в аэродинамической трубе. Выяснилось, что снижение лобового сопротивления воздуха для спортсмена регистрируется даже если мотоцикл находится в 10 метрах позади. При сокращении расстояния эффект проявляется значительно сильнее: например, при расстоянии между велосипедом и мотоциклом 25 сантиметров сила лобового сопротивления воздуха уменьшается почти на 9%. На дистанции 10 км в гонке с раздельным стартом это даёт выигрыш в десятки секунд. На дистанции 60 км — более двух минут.



Если позади велосипедиста не один, а три мотоцикла, то сила лобового сопротивления может уменьшится почти до 14%.

Фотографии с велогонок доказывают, что мотоциклы нередко едут на таком маленьком расстоянии от велогонщика. Но даже если расстояние увеличивается до десятка метров, гонщик всё равно может сэкономить секунду-другую в гонке с раздельным стартом даже на небольшое расстояние.



В прошлом году исследователи из технологического университета Эйндховена рассчитали, какое преимущество гонщику даёт автомобиль, который едет впереди. Сейчас в модель аэродинамического сопротивления включили мотоцикл позади спортсмена.

Учёные направили в Международный союз велосипедистов рекомендацию увеличить минимально разрешённую дистанцию между велогонщиком и мотоциклом во время гонки до 20-30 метров, что имеет смысл также ради безопасности.

Комментарии (48)


  1. Ravebinovich
    03.05.2016 21:11
    +1

    Не могу никак понять как влияет объект позади мотоциклиста на его лобовое сопротивление. Разве что уменьшает за велосипедистом какие-нибудь вихри, создающие зону разряженного воздуха, тормозящего этого самого велосипедиста. Может кто знакомый с аэродинамикой сможет объяснить?


    1. EndUser
      03.05.2016 21:25
      +7

      Совсем грубо: подсос за спиной велосипедиста мотоциклист переносит за свою спину, а там борет бензином.


      1. Ravebinovich
        03.05.2016 21:29

        Ну я так же вроде понял. Т.е. всё же лобовое сопротивление велосипедиста не меняется?


        1. ik62
          03.05.2016 21:35
          +5

          а разве лобовое сопротивление не есть как-раз разница давлений спереди и сзади?


          1. EndUser
            03.05.2016 21:40
            +1

            Нет. Суммарное сопротивление состоит из лобового + индуктивного + может ещё какие есть в теории.

            Да и само лобовое зависит от длины поезда при прочих равных.


            1. encyclopedist
              03.05.2016 21:43
              -1

              Индуктивного тут почти нет, так как подъемная сила крайне мала. Поверхностное трение есть, но оно не будет сколько-нибудь существенно меняться от присутствия мотоцикла позади.


          1. Rikitiki
            03.05.2016 21:46

            Нет. Разница давлений есть результирующая сила. А лобовое сопротивление это лобовое сопротивление (со своей силой естественно). Представьте что вам дуют в лицо и в затылок с одинаковой силой, но так как с одной из сторон у вас вероятнее всего профиль более обтекаемый, то вас в эту сторону и потащит.

            PS впредь я буду обновлять комментарии прежде чем нажать кнопку отправить.


            1. avost
              04.05.2016 12:55

              Нет. С разницей давления не всё так просто, конечно, но лобовое сопротивление — это проекция полной аэродинамической силы на ось, совпадающую с вектором движения. А то, что вы имели в виду это, скорее всего, сила давления. В лобовое сопротивление входит, как часть. Плюс всякие прочие диссипативные силы.


    1. encyclopedist
      03.05.2016 21:41

      Перед мотоциклом создаётся область повышенного давления. А сопротивление велосипедиста обусловлено разностью давлений впереди и позади него. Мотоцикл увеличивает давление позади велосипедиста, следовательно понижает сопротивление велосипедиста.


    1. argentumbolo
      03.05.2016 21:42

      Сильно упрощенно: за велосипедистом зона разряжения в которую засасывается воздух извне, мотоцикл поджимает эту зону снижая разряжение в ней, что приводит к меньшему лобовому сопротивлению для велосипедиста.


    1. YouHim
      04.05.2016 10:40
      +1

      Наверное, похожим образом :) https://www.facebook.com/DjPiolo.Official/videos/1311331452213947/


    1. Alexeyslav
      04.05.2016 23:32

      Вообще это всё гидродинамика. Да, вполне верю что влияет.
      И, вот кто бы подумал но факт — большие корабли не могут разогнаться на мелководье из-за сопротивления! А мелководье это примерно 3-4 длины корпуса корабля. И теперь представьте, военный корабль длинной 80 метров в проливе глубиной 200 метров не может обеспечить заявленные скоростные характеристики! Выводят его в открытое море, где глубина больше и он прекрасно разгоняется. Что-то мне подсказывает, что здесь возможен аналогичный эффект. Гидродинамика довольно сложная штука, и факт что среда и движущийся объект взаимодействуют друг с другом невероятнейшими, как может показаться, способами. И только натурэксперимент выявляет неучтённые ранее особенности взаимодействия.


  1. Fullmoon
    03.05.2016 21:42
    +22

    Через n-дцать лет велосипедисты будут соревноваться в вакууме на строго горизонтальной поверхности.
    А британские учёные будут указывать, что гравитационное притяжение между гонщиками даёт некоторым нечестное преимущество.


    1. Orcus13
      03.05.2016 21:54
      +3

      Через 50 лет будут соревноваться не целые организмы, а наборы органов, клонированные из реального ДНК.
      Через 100 лет спорт будет представлять собой соревнование просчитанных на процессорах ДНК. Да и само соревнование, видимо, будет просчитываться.


      1. Fullmoon
        03.05.2016 21:56
        +1

        С поправочными коэффициентами на бренды производителей виртуального спортинвентаря.


        1. denis_g
          03.05.2016 22:41
          +5

          И с корейским рандомом :)


      1. Talyutin
        04.05.2016 13:38

        Как игроки в преферанс. — Я проеду трассу на 10 сек бустрее тебя. — Согласен.


    1. alix_ginger
      04.05.2016 11:25
      +1

      Причём строго сферические велосипедисты


      1. Siper
        04.05.2016 19:13

        С абсолютно черными телами, чтобы взаимное отражение фотонов не помогало.


    1. bzzz00
      04.05.2016 14:01

      странное заявление… гравитационное притяжение уже дает преимущество: тощим проще ехать в гору, тяжелым — наоборот. этот и масса других нюансов делают гонку интересной, появляется пространство для тактик и стратегий.


  1. tormozedison
    03.05.2016 22:15

    Это не новость, данный приём довольно давно используется в так называемых гонках с лидером.


    1. NikitosZs
      03.05.2016 22:34
      +5

      Кажется, вы не поняли сути статьи.


      1. tormozedison
        03.05.2016 23:19
        +4

        А, понял: ключевое слово — позади.


  1. senator14
    03.05.2016 22:15

    Справедливо ли тогда тоже самое для гонок? Машина, идущая позади снижает коэффициент лобового сопротивления идущей впереди машины? Тогда в квалификациях командам был бы смысл машины парами выпускать. Собственно, во время Гран При США на трассе в Индианаполисе так и делали, но там это делали для разгона слип-стримом.


    1. TimID
      04.05.2016 02:04

      Не только. Машины идущие «плотной парой» (ближе 25 см) аэродинамически похожи на 1 длинный автомобиль. То есть сопротивление воздуха будет как для одного автомобиля, а мотора-то — два. Если бы можно было упереться бампером, то отрыв был бы заметный, но и так почти 10 % выигрыш для переднего автомобиля из-за эффекта успокоения воздушного потока, обтекающего автомобиль сверху.


      1. senator14
        04.05.2016 02:26

        Интересно. Но в современной формуле-1 невыгодно идти вплотную за впереди идущей машиной, шины начинают гранулироваться, теряется прижимная сила, машина перегревается. Зачастую можно слышать, как инженер просит отпустить впереди идущую машину как раз из-за перегрева. Видать, проигрыш большой слишком, иначе напарники парами бы и ездили так.


        1. TimID
          04.05.2016 07:00
          +2

          Я говорил о «кузовах», причём с очень посредственной аэродинамикой, таких как в Nascar'е.
          А у «формул» аэродинамика совсем иная — воздушный поток «выбрасывается» почти вертикально вверх и идущая сзади машина попадает практически в безвоздушный мешок (ну, условно, конечно). Главное, что турбулентность там очень высокая и аэродинамика — «не работает».
          В том числе и в плане боковых воздухозаборников, которые очень близко к земле.
          Из-за этого держаться рядом можно за счёт более интенсивного использования сцепных свойств шин — естественно, что они начинают испытывать избыточные перегрузки и разрушаться.


          1. beavis88
            04.05.2016 14:46

            В кузовах аэродинамика получше будет хотя бы по тому, что не торчат открытые колёса.


            1. x86d0cent
              04.05.2016 16:31

              Смотря что считать за получше. Например, аэродинамика машин формулы 1 обеспечивает гораздо большую прижимную силу, чем автомобилей nascar. Что позволяет проходить повороты на большей скорости.


              1. beavis88
                04.05.2016 17:47

                Именно что говоря лучше надо делать две оговорки: для каких задач лучше и в рамках какого регламента лучше. На суперспидвее, например, прижимная сила ф1 будет только мешать.


        1. Astartes
          04.05.2016 08:17

          В 13 году в Феррари пытались в квалификации в Монце использовать командный слипстрим на стартовой прямой. Оба гонщика вместе выходят из последнего поворота, разгоняются, а незадолго до первого поворота первый гонщик уходит в сторону. Ничего не получилось=) Сложно правильно синхронизировать двух пилотов даже в одной команде.


  1. Mike-X
    03.05.2016 22:30

    Морковка впереди, морковка сзади — здесь все аналогично.


  1. vital72
    03.05.2016 22:45

    а сами велосипедисты, едущие позади, никак не влияют?


    1. BubaVV
      03.05.2016 23:29
      +2

      Они едут не сзади, а впереди, сохраняя силы лидеру. Перед финишем отпадают, лидер финиширует в призах. Командная тактика, используется наверное с самого начала гонок. «Никто не любит Крокодила» — околохудожественное чтиво на тему


    1. Raytheon
      04.05.2016 10:02

      Я раньше думал, что они защищают от ветра. Лидера в командных гонках обычно стараются запихнуть в середину пелотона/группы, там не дует и сопротивление минимальное.
      А вообще: должны влиять, конечно. Чем группа отстающих хуже мотоцикла?


      1. x86d0cent
        04.05.2016 10:14

        В статье проблема рассматривается в контексте гонки с раздельным стартом. Не думаю, что там группа отстающих — частое явление.


        1. bydm
          04.05.2016 10:47

          А в контексте гонки с раздельным стартом влияние на претендентов на победу довольно спорное. Поскольку в таких гонках каждый потенциальный победитель едет в сопровождении такого мотоцикла, а каждый гонщик — ещё и в сопровождении технички.


          1. x86d0cent
            04.05.2016 12:46

            Если я правильно понял, то статья как раз о том, что сейчас расстояние, на котором едет сопровождающий мотоцикл, никак не регламентировано. За одним велосипедистом мотоцикл ехал ближе, за другим — дальше. Первый получил преимущество за счет этого. Как-то так.


    1. hrumcraft
      04.05.2016 11:51

      Едущий позади велосипедист снижает сопротивление переднему на 4%. (Кажется это ребята из Specialized Wind Tunnel измеряли)


  1. serafims
    04.05.2016 08:38
    +1

    выходит, ехать впереди фуры тоже выгодно!


    1. LoadRunner
      04.05.2016 11:59
      +4

      Бежать впереди паровоза.


    1. mirror13
      04.05.2016 12:55
      +2

      Конечно, ведь там ещё и мотвация хорошая.


  1. beavis88
    04.05.2016 12:55
    -1

    В наскаре этот эффект уже лет 40 как все знают, а эти только сейчас додумались.


    1. severgun
      05.05.2016 15:27

      еще один кто не читал статью. Откуда вас столько?


  1. p1ayer
    04.05.2016 13:57

    было бы неплохо еще и графики и картинки только велосипедистов выкладывать для сравнения.


  1. doobrik
    05.05.2016 11:01

    Даже я, не имеющий никакого отношения к велоспорту, это знаю. Это известная штука, когда вы вдвоём с другом, то ехать легче. Ехать вторым заметно легче чем одному, но даже после того как поменялись, ехать первым всё-равно проще чем одному. Далеко не настолько проще как сзади, но чуть-чуть таки проще.
    По-моему это всем велосипедистам известно. Тоже мне новость.


    1. severgun
      05.05.2016 15:30

      Ну вот не надо додумывать теперь и бить себя в грудь со словами «А я говорил». Как минимум не красиво.
      То что вам казалось «легче» на самом деле простой психологический эффект. Пиво пить в компании тоже легче, чем одному.
      Эти 2-4% без секундомера вы не заметите, а без методичного профессионального вкручивания даже не получите.


      1. doobrik
        06.05.2016 14:14

        Нет, не додумываю и не бью себя в грудь. И не говорю что говорил, потому что это и так всем известно, чего об этом говорить.

        Как-то давно читал статью о необходимой мощности для поддержания конкретной скорости. Испытания в аэротрубе. И там были показатели обычного велосипедиста и велосипедиста в разных конфигурациях. Видно было на сколько падает мощность от обтекаемых спиц, от каплевидной подседельной трубы, на сколько сильно изменяется необходимая мощность от посадки, от наличия аэродинамического шлёма. Также там были варианты одиночного велосипедиста и пары велосипедистов. Видно было что в паре, как у первого так и у второго необходимая мощность меньше чем для одиночки.
        Я сильно, помню, тогда удивился: ну у второго оно понятно, а у первого-то почему. Спросил об этом знакомого МС по велосперту. Он подтвердил что таки да, даже первому ехать проще чем одному, и это всем известно.
        К сожалению не могу эту статью сейчас загуглить.

        Так что вот не надо додумывать за меня, будто бы я бью себя в грудь и веду себя «как минимум не красиво».