Неопределённая ситуация с закупкой российских ракетных двигателей РД-180 угрожает финансовой жизнеспособности некоторых гражданских космических программ США, пишет WSJ со ссылкой на источники в аэрокосмической отрасли.
Политические споры вокруг двигателей РД-180 для ракет Atlas V уже негативно отразились на компании United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), основном подрядчике для запуска спутников для Пентагона, но это не единственная проблема. Из-за резкого уменьшения количества запусков Atlas V, вероятно, увеличится стоимость доставки грузов и экипажей на МКС в течение ближайшего десятилетия.
По оценке некоторых экспертов, стоимость запусков для НАСА в будущие годы увеличится на сотни миллионов долларов. Таких дополнительных расходов никто не предусматривал.
Осведомлённый источник сказал, что этот вопрос поднимался во время недавней телеконференции между руководителем НАСА Чарльзом Болденом (Charles Bolden) и руководством корпорации Boeing. Судя по всему, Национальное космическое агентство было поставлено перед фактом, что заказчику придётся оплатить дополнительные расходы.
«Уменьшение количества запусков может увеличить стоимость [каждого отдельного запуска], — сказал вчера Джон Элбон (John Elbon), вице-президент и генеральный менеджер космической программы Boeing, на слушаниях в парламентском комитета по науке, космосу и технологиям. — В конечном счёте, это повлияет [на коммерческие запуски United Launch Alliance по доставке экипажей на МКС]».
Компания United Launch Alliance пока не прокомментировала оценку экспертов. Представители НАСА сказали, что с ULA заключен контракт по фиксированным ценам, но в контракте предусмотрена замена оборудования компанией, если какие-то детали будут недоступны. Представитель НАСА также высказал поддержку программе по разработке американских ракетных двигателей вместо РД-180.
United Launch Alliance — один из частных подрядчиков, которые осуществляют доставку грузов на МКС для НАСА. На расценках второго оператора SpaceX не должны отразиться проблемы с ракетой Atlas V. В то время как у Илона Маска бизнес идёт успешно, компания United Launch Alliance объявила об увольнении примерно 25% персонала в ближайшие два года.
Проблемы с Atlas V уже привели к тому, что третий частный подрядчик Sierra Nevada, который планирует доставлять грузы на МКС, сейчас рассматривает альтернативные способы выведения на орбиту своих транспортных кораблей, выбирая между европейскими и российскими ракетами.
В 2014 году Конгресс США постановил отказаться от российских двигателей и ускорить разработку американских аналогов, но этот запрет сняли в бюджетном законе, который вступил в силу в декабре и действует до октября 2016 года.
Комментарии (17)
shodan_x
19.05.2016 11:28-4Почему-то все дружно забывают, что отказ от закупки РДшек раком ставит именно нас!
Очевидно же!
Во первых, это решение стимулирует собственные разработки США, что явно им пойдет только на пользу.
Во вторых, ставит раком наш Роскосмос…FirExpl
19.05.2016 12:23+3Я бы сказал, это невыгодно обеим сторонам этого контракта.
Чисто с рациональной точки зрения, зачем спешить с отказом от двигателя? Будет готова замену российскому движку — можно отказаться, а до тех пор какой в этом смысл? (кроме политоты)pnetmon
19.05.2016 12:56-1Какого контракта — ULA и Роскосмос? Да им не выгодно.
Кроме политы разговор об отказе подстегивает выделение денег на разработку новых двигателей.
А эти разговоры это разговоры лоббистов по разные стороны баррикат — например со стороны ULA и их конкурентов.
devlind
19.05.2016 15:49+1В плане стоимости будет не выгодно, а в плане увеличения рабочих мест на создание нового движка и независимость от России в этом плане выгодно. Везде есть 2 стороны медали. Люди тут дело говорят, абсолютно зря минусите.
Syzygy
19.05.2016 12:01>> сказал вчера Джон Элбон (John Elbon), вице-президент и генеральный менеджер космической программы Boeing
Жаль, забыл добавить, что речь идёт исключительно о ULA. SpaceX и OrbitalATK никакого увеличения стоимости не планируют. Даже больше — если ULA перестанет запускать, то стоимость за счёт передачи другим подрядчикам несколько снизится.
riartem
19.05.2016 17:33-2«ситуация с закупкой российских ракетных двигателей РД-180»
Почему их называют российскими только из-за того, что их в России собирают? Почему смартфоны Apple не называют китайскими?
Если двигатели российские, то почему тогда Россия не может их просто брать и ставить на свои ракеты?werdender
19.05.2016 19:03+1Шипиловых перечитали? Это же сильно ангажированная публика, зачем?
Смартфоны Apple не называют китайскими, потому что их разработали не китайские инженеры. РД-180 разработан российскими инженерами и производится в России, поэтому его нарывают российским.
Встречный вопрос — если двигатели американские, почему американский конгресс запрещает их покупку?
В свое время, проект двигателя РД-180, разработанный энергомашевцами на основе РД-170/РД-171, был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для РН«Атлас». При этом, права на их использование в США и документация были переданы General Dynamics, а затем были выкуплены Lockheed Martin. Двигатель при этом не стал американским, и никто не запрещает и не может запретить использовать его в России — его, например, планировалось использовать в РН «Русь-М», но эта программа была закрыта.
Точно так же, американцам никто не запрещает и не может запретить начать производить их у себя — права на это у них есть.kasperos
20.05.2016 15:48Где-то мелькала информация, что пробовали скопировать его, но что-то не срослось, видно не знают где «обработать напильником».
grondek
19.05.2016 19:22+1>> Почему их называют российскими только из-за того, что их в России собирают
А какие еще? Создан в середине 90-х, торгует в США ими совместная фирма, права на использование в США принадлежат Pratt&Whitney вроде.
>> Если двигатели российские, то почему тогда Россия не может их просто брать и ставить на свои ракеты?
На наших ракетах стоят не конкретно эти двигатели, но из этого семейства.
MinamotoSoft
19.05.2016 21:38>Из-за резкого уменьшения количества запусков Atlas V, вероятно, увеличится
>стоимость доставки грузов и экипажей на МКС в течение ближайшего десятилетия.
Это с каких пор экипажи на МКС стали выводить Атласами??
mpeg
19.05.2016 23:06А сколько раз вводили запрет и сколько раз снимали, когда они определятся в конце концов?
pnetmon
>>Отказ Пентагона от двигателей РД-180 ставит под угрозу некоторые программы НАСА
— По сравнению с затратами на SLS это увеличение цены для НАСА будет не так значительно.
>>Из-за резкого уменьшения количества запусков Atlas V, вероятно, увеличится стоимость доставки грузов и экипажей на МКС в течение ближайшего десятилетия.
— Грузы на МКС доставляет два поставщика на РН не использующих РД-180 (временно один из них использует), третий поставщик появится не раньше 2019 года.
Пилотируемые полеты на Атласа-5 в графике есть.
>>Проблемы с Atlas V уже привели к тому, что третий частный подрядчик Sierra Nevada, который планирует доставлять грузы на МКС, сейчас рассматривает альтернативные способы выведения на орбиту своих транспортных кораблей, выбирая между европейскими и российскими ракетами.
— Sierra Nevada рассматривала Европейские, Японские, другие американские РН еще до кризиса с РД-180.
Российскими ракетами — а пруфы будут?
Wyrmling
С кем вы спорите? Вас бы допустить в американский конгресс, так вы бы тут же доказали, почему им следует отказаться от двигателей этих русских.
> По сравнению с затратами на SLS это увеличение цены для НАСА будет не так значительно.
При чем здесь деньги SLS? По-вашему, так их можно спокойно «переливать» с одного счета на другой…
> Грузы на МКС доставляет два поставщика на РН не использующих РД-180 (временно один из них использует), третий поставщик появится не раньше 2019 года.
Например, в лучшем случае увеличатся расходы, сдвинется график пусков, а то и вовсе произойдут отмены. Это вам не такси — в какое захотел, туда и сел. «Ракеты не растут на деревьях».
> Sierra Nevada рассматривала Европейские, Японские, другие американские РН еще до кризиса с РД-180.
Значит уже рассмотрела. Не уверен, что Dream Chaser сможет запустить всякий РН, а Dream Chaser можно будет модифицировать под этот всякий РН.
> Российскими ракетами — а пруфы будут?
WSJ подойдет?
pnetmon
>>С кем вы спорите? Вас бы допустить в американский конгресс, так вы бы тут же доказали, почему им следует отказаться от двигателей этих русских.
— Вас смущает что военные страны противника отказываются от двигателей? Если читали внимательно — то НАСА не отказывается и коммерческие запуски на них возможны.
>> По сравнению с затратами на SLS это увеличение цены для НАСА будет не так значительно.
>При чем здесь деньги SLS? По-вашему, так их можно спокойно «переливать» с одного счета на другой…
— Их им выделяют. Выделяющие органы урежут одно, увеличат другое
http://spacenews.com/house-bill-offers-19-5-billion-for-nasa-in-2017/
WASHINGTON — A House appropriations bill released May 17 would provide NASA with $19.5 billion in 2017, with significant increases in funding for the agency’s Orion and Space Launch System programs and a planned mission to Jupiter’s moon Europa.
…
The bill calls for spending $2 billion for the SLS program and $1.35 billion for Orion. Those levels are well above NASA’s request of $1.31 billion for
SLS and $1.12 billion for Orion, although the Senate’s bill provides even more — $2.15 billion — for SLS.
…
— Расходы на SLS составляют около 10% от годового бюджета.
>>Например, в лучшем случае увеличатся расходы, сдвинется график пусков, а то и вовсе произойдут отмены. Это вам не такси — в какое захотел, туда и сел. «Ракеты не растут на деревьях».
— И что график не съезжал ранее? Например из не очень давного октября 2014 и июня 2015… Не говоря про постоянные сдвиги вправо у всех стран.
>> Sierra Nevada рассматривала Европейские, Японские, другие американские РН еще до кризиса с РД-180.
>Значит уже рассмотрела. Не уверен, что Dream Chaser сможет запустить всякий РН, а Dream Chaser можно будет модифицировать под
этот всякий РН.
— не подойдет под Ариан-5 и H-IIB (H-III)… и других?
>> Российскими ракетами — а пруфы будут?
>WSJ подойдет?
— а где это написано ранее?