Сегодня в 4:30 мск с космодрома Шрихарикота (штат Андхра-Прадеш) состоялся запуск уменьшенной модели RLV-TD (Re-usable launch vehicle — Technology demonstration — «Многоразовая ракета-носитель – технологический демонстрационный образец»).
Первая ступень (шаттл) доставлена на высоту 70 км девятитонным ракетным двигателем, который затем отсоединился и был сброшен в океан. Шаттл со своими собственными двигателями совершил «посадку» на воду в Бенгальском заливе в 500 км от космодрома. Он предсказуемо разрушился при посадке, но обеспечил данные телеметрии для проверки технологии и дальнейшего анализа данных.
Это первый тестовый запуск RLV-TD. Индия начала создание собственного космического шаттла более десяти лет назад, по примеру американских и советских образцов, которые совершили успешные полёты с возвратом 135 и 1 раз, соответственно.
Сейчас над RLV работает 600 инженеров Индийского агентства космических исследований в Космическом центре им. Викрама Сарабхаи в Тируванантапураме.
После успешных экспериментов SpaceX другие страны тоже начали активные разработки возвращаемых ракет. Индия не осталась в стороне. По оценкам специалистов, возвращаемые корабли помогут снизить стоимость вывода груза с нынешних $20 000 за кг до $2000 за кг, то есть в десять раз.
Индия проведёт ещё несколько запусков прототипа перед началом испытаний полноразмерного 40-метрового шаттла, который планируют ввести в эксплуатацию примерно к 2030 году.
На космическую программу Индия выделила в этом году бюджет $1,1 млрд (сопоставимо с российской космической программой).
В России финансирование ракеты с возвращаемой первой ступенью в январе 2016 года исключили из проекта финансирования Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, но в апреле 2016 года генеральный директор государственной корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров сказал, что будущее космонавтики за возвращаемыми ступенями.
В этом направлении ведётся работа, дело только в сроках вывода таких ступеней в коммерческую эксплуатацию. Игорь Комаров считает, что к концу 2016 года будут сформулированы «принципиальные и новые направления, на которых мы будем сосредотачиваться».
Комментарии (16)
lozga
23.05.2016 13:23+1Эх, мало информации. Ни фото ни бортовой камеры. А интересно же.
johnn555
24.05.2016 17:34Вот вроде бы что-то появилось: www.popsci.com/india-just-launched-mini-space-shuttle?src=SOC&dom=fb
gdoom
23.05.2016 14:57-2У генерального директора государственной корпорации «Роскосмос» такое лицо — «Мы попали, с нашим бизнесом — скоро накроется медным тазом...»
i_Max2
23.05.2016 14:58Больше смахивает на Boeing X-37, такие же стабилизаторы сзади.
en.wikipedia.org/wiki/Boeing_X-37pnetmon
23.05.2016 15:17Смахивает. Предназначение чуть похоже — вывод спутников на орбиту. Только это позиционируется как вторая ступень. А X-37 — полезная нагрузка.
Demonos
23.05.2016 15:21+2Наверное стоит поправить, что испытания не первой ступени, а КА. По крайней мере это похоже на космический аппарат, типа Спейс-шаттла или Боинга. И не очень понятно кто из них выполнил роль возвращаемой ступени.
Alter2
23.05.2016 17:03+2Китайский луноход, индийский шаттл… Конкуренция это прекрасно, ещё бы начали делиться наработками, выложили в открытый доступ, пригласили всех к участию.
Очень надеюсь что удастся развязать вторую космическую гонку, и эта гонка выведет человечество хотя бы на Марс.Rumlin
27.05.2016 18:12На химических двигателях вариантов нет, кроме Марса, и то как теоретический максимум.
Ermak
24.05.2016 11:12+2Что интересно: на этот пятилетний проект Индия потратила всего $14 миллионов.
Espleth
Индусы изобрели шаттл? Ну значит скоро узнают, что штука это невыгодная.
solariserj
А может найдут выгодное решение. Которое будет на порядок отличатся от США и СССР, и там проканает.
Alexsandr_SE
Судя по кол-ву проводов на фотографии, на обслуживании этой штуки можно разориться. маловероятно, что придумали чо-о особенное. Даже форма аэродинамическая классическая с крыльями. В СССР были планирования без крыльев.
eldarmusin
Последним разработкам уже 30-40 лет. С тех пор появились и продвинутые СУ, и композиты.
Так что возможно что не всё ещё потеряно, а всё только начинается.
stavenko
Вы знаете, ведь США — это одна из самых богатых стран, они могли себе позволить запуск 60 тонного челнока в течение нескольких лет. Но когда их прижало — они просто свернули программу, вместо того чтобы модернизировать имеющуюся систему. Теперь они разрабыватывают собственные пилотируемые корабли — аналоги союза. Про челнок пока не вспоминают.
А возможности индийской программы куда слабее, чем возможности мирового гегемона.
pnetmon
Они запускали шаттл с 1981 по 2011 — это 30 лет, а не несколько лет. От модернизации шаттла отказались намного раньше 2000-х, станция строилась. А модернизировать нужно многое.
Аналоги пилотируемого крылатого корабля разрабатываются уже какое десятилетие. Только год назад был Dream Chaser, который сейчас для тестовых полетов закуплен в грузовой версии.
edtun
Индусы изобрели X-37, который у американцев летает вполне успешно с военными целями. Сейчас уже больше года на орбите.