Идея летних путешествий не оставляет равнодушным абсолютно никого. Тем интереснее совершать путешествия необычные, иногда связанные с местом прибытия, а иногда и с целью самого путешествия. Год назад я рассказывал, как участвовал в проекте по установке солнечной электростанции на плот. Тогда компания оторвалась от цивилизации на две недели, но не осталась без электричества даже на плаву. В этом году мне удалось не только поучаствовать в другом интересном проекте, но и самому воспользоваться плодами своего труда.
Итак, представляю автокемпер с солнечной электростанцией. Я хочу рассказать не столько о солнечной энергии, сколько о том, каково жить в автокемпере на природе.
Когда несколько лет назад я совершал евротрип по Европе, я отметил для себя огромную популярность автокемперов и кемпингов у европейских туристов. Ездили караванами, семьями, даже брали с собой отдельно мотоциклы, квадрациклы и иногда даже машины.
Именно тогда мне захотелось попутешествовать в таком кемпере и самому испытать передвижной дом. Что ж, мечты сбываются! В этом году мне представился шанс пожить в таком кемпере.
Надо отметить, что различают автодома и прицепы. Автодом — это дом на колесном шасси джипа, грузовика или автобуса. Суть в том, что такой дом может передвигаться самостоятельно.
Прицеп — это дом на усиленном шасси, которому требуется автомобиль для транспортировки.
Для нашей цели больше подходил прицеп, поэтому выбор пал на модель Hobby 495 DeLuxe. Нам предстояло над ним поработать, дооборудовать и начать испытания. В наши руки он попал в следующем виде:
Планировка довольно интересна: 4 спальных места, душ, туалет, шкаф, плита, мойка и холодильник. То есть действительно дом, хотя и в уменьшенном виде.
Самая главная задача звучала просто: нужен автономный мобильный дом. Поэтому, первое, с чего было решено начать — это электроснабжение. Это в Европе каждые 30 км (в среднем) автокемпинг с подготовленной площадкой, где можно подключиться к розетке, водопроводу и канализации, а в России за такие слова кое-где и побить могут. Поэтому мы начали с автономного электричества.
Электроснабжение
Самым простым вариантом является покупка бензогенератора. Но что это за отдых, когда под ухом постоянно что-то тарахтит? Да и бывает, что необходимо зарядить ноутбук или смартфон — не заводить же ради этого генератор! Поэтому, наш выбор пал на солнечную электростанцию.
Мой опыт свидетельствует о том, что в России есть производитель качественной и надежной техники для солнечной энергетики — это компания МикроАРТ. Ну а поскольку опыт работы есть, то осталось только все правильно рассчитать и оставить заявку на оборудование.
Любая система начинается с расчетов, какое оборудование будет использоваться и какой срок автономии предусматривается. Поскольку у нас объект мобильный, то автономия предусматривается полная. Из электроприборов будет задействовано: встроенный холодильник (170 Вт), телевизор (40 Вт), освещение (до 300 Вт), кондиционер (1.2 кВт) и разное ручное оборудование от электроинструмента до личных гаджетов.
Итог подсчетов вылился в следующие требования: инвертор мощностью 6 кВт, солнечных батарей на 1200 Вт и аккумуляторы, которые не боятся тряски, поскольку будут путешествовать в прицепе по дорогам нашей необъятной родины.
Финальный комплект выглядел так:
- Инвертор МАП DOMINATOR 6 кВт ( в пике до 9 кВт)
- Солнечный контроллер КЭС DOMINATOR MPPT 200/100 ( при 24В может выдавать до 2.4 кВт)
- 12 легких панелей по 100 Вт или 6 наборов по 200 Вт. Тут надо пояснить, что 1 классическая панель на 100 Вт весит 8.3 кг, а гибкая панель той же мощности 1.15 кг. Поэтому в весе выигрыш более, чем в 7 раз! К этому мы еще вернемся
- 8 аккумуляторов LiFePO4 с BMS, чтобы получить сборку 24В 240 Ач
Теперь поясню, почему именно на таком комплекте было решено остановиться. Кемпер имеет основу из фанерных стен, обшитых алюминием. То есть несущая способность у них не очень велика. И взгромоздить на крышу кемпера сотню килограммов солнечных батарей не самая лучшая идея — повышается не только нагрузка на крышу и стены, но и поднимается центр тяжести. Поэтому мы выбрали гибкие солнечные панели, которые не имеют в своей основе стекла и вес всех панелей составил каких-то 13,8 кг. Эти панели могут выдать нам до 1200 Вт энергии при оптимальном положении солнца.
Перейдем к аккумуляторам. Литий-железофосфатные аккумуляторы являются «сухими» в том понимании, что они не имеют жидкого электролита, поэтому не расплескаются во время наших путешествий. Кроме того, они легко переносят глубокие разряды и количество циклов заряд-разряд у них максимальное из доступных сейчас аккумуляторов. Да и вес у них в два раза меньше, если сравнивать с аналогичным свинцово-кислотными.
Что касается инвертора, то можно было ограничиться 3 кВт моделью и собрать систему на 12 Вольт, но мы решили подстраховаться, потому что стартовые токи у кондиционера в три и более раз больше, чем номинальные. То есть кондиционер мощностью 1 кВт при запуске будет потреблять 3 и больше киловатт. К тому же мы знали, что отдых на природе будет с большим количеством друзей и гостей, поэтому будет много света, иногда музыки и очень хотелось организовать кинотеатр под открытым небом.
Начали мы с монтажа солнечных панелей, а внутри установили солнечный контроллер, инвертор и аккумуляторы. Инвертор специально взяли с микрокомпьютером, который позволяет отслеживать состояние системы через Интернет.
Потом перешли к установке инвертора. Его разместили в нише платяного шкафа и жестко зафиксировали на месте. Так как сам корпус металлический и внутри него все зафиксировано хорошо, проблем с этим не было. Электрика типичного немодифицированного кемпера проста: есть 12В аккумулятор, от которого питается все освещение. Также установлен стабилизатор, для подключения к внешней сети. У нас же есть собственный источник питания и мы подключили его после стабилизатора, сохранив возможность подключения кемпера к внешней розетке.
Солнечный контроллер поставили уже испытанный, с токами до 100 Ампер. От солнечных батарей должно прийти 60 расчетных Ампер. Повесили его на стену, чтобы можно было наблюдать, какая мощность приходит с панелей. Заодно, поближе к аккумуляторам, чтобы снизить потери в проводах.
Аккумуляторы LiFePO4 обязательно оснащаются балансирами, чтобы заряд батарей был одинаковым. Сами батареи размещены в нише под одной из кроватей.
"
Водопровод
В кемпере есть собственная система водопровода. встроенный бак на 20 литров с переливом и насосом. То есть перелиться вода при наполнении бака не сможет, а при открытии крана насос сам доставит воду до смесителя. Бак находится под одной из кроватей и может быть наполнен, как изнутри, так и снаружи кемпера. Вода подается как в умывальник\душ, так и на кухню. Струйка воды небольшая, поэтому бака хватает надолго. У туалета своя система слива, поэтому вода из бака не задействуется.
Есть бойлер на 5 литров, который греется от электричества, либо горячим воздухом от встроенной печки. Существуют бойлеры с подогревом от газа, но в этом кемпере установлена модель попроще.
Мы останавливались на берегу реки и чтобы не возить воду канистрами, взяли с собой мобильную систему очистки воды. Это небольшой чемоданчик, в котором используется тройная фильтрация (фильтр тонкой очистки, угольный фильтр и ультрафиолетовая лампа) и он позволяет получить на выходе питьевую воду буквально из любого водоема. Называется МИВ Crystal. Удобен тем, что в нем есть встроенный насос, поэтому воду от речки поднимать не приходилось, а просто подняли шланг и заправляли бак кемпера водой при необходимости. Заряда встроенного аккумулятора хватает, чтобы отфильтровать несколько сотен литров воды. В общем, чемодан понравился, будем брать его в путешествия. Если нужен детальный обзор — могу сделать в следующей части.
Санузел
В любом путешествии хочется сохранять свежесть и чистоту. В нашем кемпере совмещенный санузел, то есть туалет и душ в одной кабинке. И если с душем все более менее ясно — лейка из раковины на длинном шланге, а внизу пластиковое дно со сливом, то о туалете надо поговорить отдельно.
Туалет в кемпере состоит из двух частей: бак со сливной жидкостью и бак с отходами. Что интересно, эта система никак не связана с водопроводом и канализацией, для того, чтобы не пачкать окружающую среду. Снаружи бак и горловина заправки выглядят вот так. Верхняя горловина для слива, нижний бак для отходов.
Заключение
Вкратце, я рассказал о техническом оснащении дома для автономного проживания. Причем этот кемпер обеспечивает круглогодичное проживание благодаря встроенной печке — нужно лишь не забывать заправлять газовый баллон. Если же сообщество интересует внутреннее устройство кемпера, нюансы работы систем и расстановка, то я сделаю об этом отдельный материал. А в следующий раз я расскажу о том, как не заскучать в кемпере, как обеспечить себя городским телефоном и Интернетом вдали от всех возможных проводов, а также о том, какие трудности могут подстерегать владельца автокемпера.
Комментарии (54)
Priapus
28.06.2016 10:08+1300Вт на освещение, вы точно ничего не путаете? У меня двухкомнатная квартира освещается суммарно 150Вт.
shuvaevgl
28.06.2016 10:09Это с запасом. Уличный прожектор, сам кемпер светится, как новогодняя елка…
HiMem-74
28.06.2016 11:38+10>К тому же мы знали, что отдых на природе будет с большим количеством друзей и гостей, поэтому будет много света, иногда музыки и очень хотелось организовать кинотеатр под открытым небом.
Сам часто выезжаю с детьми на природу и таких «отдыхальщиков» хочется убивать за шансон вперемешку с русским рэпом до 4-х ночи. Ну приехали ОТДЫХАТЬ НА ПРИРОДУ, выключите всю электронику, послушайте птиц, побудьте немного с природой… Ну или не мешайте другим, хотя бы.shuvaevgl
28.06.2016 11:40-1Вы видели отдыхальщиков с шансоном, которые организованы хорош, с хорошей техникой и мусорными баками по периметру лагеря? Не думаю! С подобной организацией лагерь ставится так, чтобы никому не помешать, а на ночной кинотеатр могут подойти все желающие. К тому же, такой автодом предполагает путешествия, а значит питание, транспортировка вещей и прочее…
HiMem-74
28.06.2016 11:51+1Мы видели отдыхающих с хорошей организацией, с хорошей техникой (подготовленные джипы с акустикой, расставленные по квадрату, объединенные в одну акустическую систему). Слава б-гу слушали хороший рок…
Боюсь, Вы не поняли мой посыл. Увлечение техникой это прекрасно и Вы проделали отличную работу, я сам все чаще задумываюсь о доме на колесах.
Но, выезжая на природу, пожалуйста не шумите! Не надо так!
vconst
28.06.2016 14:11+3Однажды в я застал в Питере ноябрьский ледоход, это было безумно красиво: кликабельная ссылка, что бы не рвать страницу большой картинкой
И вечером на стрелке Васильевского, я его слушал… При приближении льдин, сначала слышится легкий шелест, с которым соприкасаются поля легкой ледяной крошки, которая окружает крупные льдины, потом тонкий звон, когда начинает ломаться свежий, прозрачный ледок, совсем недавно наросший с краев, а потом глухой скрежет, с которым сталкиваются большие льдины и громкий треск, когда они раскалываются
Пока стоял – приехала парочка на микроавтобусе, не заглушив двигатель, включили дальний свет и стали смотреть на ледоход. Я подошел к ним и попросил выключить мотор, что бы послушать лед. Они выключили зажигание, вышли из машины и потом благодарили меня за подсказку
Просто вспомнилось в тему
wull
30.06.2016 14:01Вам что природы мало? не обязательно останавливаться рядом с другими «отдыхальщиками» (если они не остановились рядом с вами и не врубили музыку — то тут они поступили нехоршо, это да)) Можно передислоцироваться подальше от слушителей музыки если вам оно мешает. Я люблю музыку и всегда буду слушать
SaddamHusein
28.06.2016 12:51+3Пытался сделать такую же штуку. Забросил попытки после выводов:
1. Кемпер хочется как правило поставить в тени. Иначе никакой кондиционер не поможет. А в тени солнечные панели почему-то плохо работают.
2. Даже если кемпер стоит на освещенном месте, необходима более изощренная конструкция для поворота панелей, не просто подъем на угол, но еще и вращение. Иначе кемпер надо ориентировать по солнцу, что не всегда удобно из-за конфигурации стоянки. Кроме того вращенеи может потребоваться в течение дня для более эффективного использования света.
3. Солнечные панели на крыше имеют свойство очень быстро загрязняться. Мойка крыши прицепа — то еще удовольствие.
3. Амортизация на прицепе не идёт ни в какое сравнение с подвеской автомобиля. Любая электроника, не предназначенная изначально для работы в таких условиях, рано или поздно потребует очень усиленного внимания.shuvaevgl
28.06.2016 13:20+11. На природе или в кемпинге редко можно найти затененную площадку, если только не в лесу. У воды обычно открыто
2. Летом солнце поднимается так, что разница между панелями под 45 градусов и горизонтально расположенными очень мала. Мы сделали подъемную конструкцию на осень-весну. Зимой панели можно повесить вертикально на борт, а летом они вполне справляются горизонтально. К тому же они выступают второй крышей и снижают нагрев основной крыши. Но с кондеем все равно лучше.
3. Подняли на бок и сполоснули керхером. Да даже горизонтально подняться на лесенке и сполоснуть много времени не займет
4. Это оборудование подвижных частей не имеет, кроме вентиляторов, а все остальное имеет вполне надежные крепления.
saboteur_kiev
02.07.2016 22:07А разве солнечные панели не забирают бОльшую часть тепла, то сам автодом и находится в их тени?
Тем более, что во время остановки, можно добавить секции, чтобы они покрывали лишних полметра-метр по периметру крыши, создавая тень?shuvaevgl
02.07.2016 22:10Крыша кемпера заметно холоднее, так как она находится под «зонтом» солнечных панелей, но вот стенки все равно на солнце. На видео понятно, что кемпер стоит вдали от деревьев и любой другой тени.
LevOrdabesov
28.06.2016 12:52Заинтересовал кондиционер в автодоме. Расскажите поподробнее.
Так ли он необходим? Не много ли 1,2 КВт на такой маленький объём? Есть ли система вентиляции?shuvaevgl
28.06.2016 13:22Кемпер с закрытыми окнами при такой мощности остывает минут за 20-30. С ним живется гораздо веселее, так что точно не лишний летом.
Система вентиляции есть, причем она пассивная и вытяжка неплохо работает, но на жаре не справится.
Vlad_2016
29.06.2016 14:53Гм… Вы о какой моще? Потребляемой вентиляторам кондея, или о генерируемой им тепловой мощности? Это сильно разные вещи.
shuvaevgl
29.06.2016 15:42Генерируемой тепловой, конечно. Вентиляторы потребляют в районе 100-150 Вт. А вот компрессор установки «съедает» львиную долю энергии.
Vlad_2016
30.06.2016 12:32В целом, кондей (в среднем, ессно) потребляет около трети энергии, что указано как мощность на охлаждение.
shuvaevgl
30.06.2016 12:56Обычный, не инверторный, кондей запускает компрессор периодами. И как раз в эти моменты происходит пик потребления в 3-5 раз выше номинального потребления. Ну а в сильную жару, пока помещение не охладилось, компрессор работает почти без перерыва
AMIluvatar
28.06.2016 13:09Очень здорово, вещь отличная. Прям захотелось отпуск в таком режиме провести.
Как жаль, что альтернативная энергетика пока столь дорога. 1200Вт в идеале за 500 килорублей — это сильно конечно. А прорыва в аккумуляторах все нет и нет.shuvaevgl
28.06.2016 13:24Да, одна из самых дорогих частей в солнечной электростанции — это батареи. Но 1200 Вт — это солнечных панелей, а мощность инвертора 6 кВт! В идеале, система калибруется и подбирается по нуждам. У нас самый мощный потребитель — это кондиционер, поэтому пришлось солнечных панелей ставить максимум на всю площадь крыши.
NickUkolov
29.06.2016 05:13Для снижения цены батарей, можно посмотреть в сторону корейскийх AGM аккамуляторов, 12V 95 Ач нужно будет 4 штуки, уменьшение бюджета на батареи почти в 3 раза, правда увеличится вес на 30 кг.
shuvaevgl
29.06.2016 10:21Количество циклов заряд-разряд у AGM аккумуляторов варьируется от 100 до 4000, в среднем 2000, согласно Wiki.Если же взять LiFePO4 аккумуляторы, то количество циклов равно 5000, что в 2-2.5 раза больше, чем у AGM. К тому же, литиевые аккумуляторы не боятся глубоких разрядов.
AGM больше подходит для резервного питания, когда электричество есть, но его могут отключить. А LiFePO4 больше подходит для автономки, когда идут постоянные циклы зарядки и разрядки аккумуляторов. В современной солнечной энергетике стоимость аккумуляторов может достигать 50% всей солнечной электростанции и время жизни аккумуляторов важно!NickUkolov
30.06.2016 07:25В целом вы правы, кроме одного минуса LiFePO4 — цены.Именно из за нее, AGM аккумуляторы используются в автомобилях, особенно с системой Start-Stop, где как раз и идет постоянный заряд разряд. Да и 2000 циклов вам в кемпере должно хватит минимум на 5 лет (ИМХО).
shuvaevgl
30.06.2016 10:33В пересчете на стоимость 1 цикла LiFePO4 выходит дешевле, но первоначальные вложения, конечно же, больше.
А циклы идут не в счете за один день: нагрузка постоянно меняется, небо то облачное, то ясное — потому заряд-разряд идут постоянноNickUkolov
30.06.2016 11:24Цена сборки из 8 LiFePO4 159600 р -5000 циклов 31,92р цикл,
ATLAS AGM SA 59520 (ABX AGM 595 850) стоит 14200*4 = 56800 — 2000 циклов (не смог найти даташит от производителя, только реклама в которой чуть ли не 8000 на не пойми каком графике показано :-) ) — 28,4р цикл
Правда для кондиционера и не газового холодильника может не хватить (190 Ач и то, все не выбрать по сравнению с LiFePO4), но если кондиционера нет, то можно обойтись 12В сборкой (для чего хватит двух аккамуляторов) и обойтись без 220в инвертора, а подключить панели в 12В схему кемпера.
По поводу циклов, вы же не круглый год будете использовать кемпер, тем более, что LiFePO4 нельзя заряжать при отрицательных температурах (так на сайте написано куда у вас ссылка идет).
Т.е. для тех у кого есть кемпер и котором периодически пользуются только летом и очень хочется солнечные панели на него, но цена кусается, вполне можно использовать AGM (Особенно если холодильник в нем работает и от газа, а освещение переделано на светодиодное).shuvaevgl
30.06.2016 13:03Беда AGM в том, что при глубоком разряде они сульфатируются, как и все свинцово-кислотные. А значит, резко теряют в емкости. То есть их надо разряжать не более, чем на 50%. А LiFePO4 можно разряжать почти в ноль (защита в инверторе не даст разрядить в ноль и отключит нагрузку). Поэтому для той же емкости, которую можно взять из LiFePO4 надо в два раза большую емкость AGM. То есть цена увеличивается вдвое.
Есть еще один неприятный личный опыт работы с GEL аккумуляторами. Буквально неделю назад произошло: стоят у меня в параллели сборка из 12В 7 Ач аккумуляторы для резервного освещения. Поддерживаются зарядкой на 13.5-13.6 В (как по у них на боку прям написано). Захожу я в помещение с аккумуляторами, а там едкий кислотный запах. Один из GEL аккумуляторов замкнул или еще что-то произошло и он начал «кипеть». Пробки защитные на нем выбило, весь горячий, потребляе всю энергию с других аккумуляторов…
В общем, что-то я начал с опасением относится к GEL. AGM в чем-то похож — тоже кислота не плещется, но вдруг замкнет? Кстати, как можно автоматизировать и выявлять такие испорченные аккумуляторы? Мне в голову пришло только отслеживать по температуре и как-то через реле их отключать, но это масса реле и термодатчиков.NickUkolov
30.06.2016 17:36А вот тут вы лукавите, да LiFePO4 можно разряжатьпочти до 0, но при частых глубоких разрядах ресурс падает, если при 70% — 5000 циклов, при 80%- 3000, то при 100% -1000.
Gel аккамуляторы очень боятся перезаряда, уверены, что на зарядке не было больше 14.2 В?shuvaevgl
30.06.2016 18:22Теперь сравните, сколько циклов выдаcт GEL, если его разряжать на 80%? Думаю, что в районе 300…
На зарядке стоит ограничение в 13.6ВNickUkolov
01.07.2016 08:01+1Да действительно, сравнил еще раз все типы аккумуляторов: GEL и AGM (даже глубокого разряда) пойдут только как буферные аккумуляторы с редкими и не продолжительными отключениями внешнего источника, абсолютно не понятно почему многие фирмы предлагают их для автономных систем с солнечными панелями.
shuvaevgl
01.07.2016 10:49Просто эти аккумуляторы банально дешевле, а покупатель смотрит не на стоимость содержания системы, а на сумму первоначальных вложений. Аналогичная ситуация со многими дорогими машинами, вроде Х5 или Х6 — человек покуапет на последние или в кредит, а потом оказывается. что год содержания авто обходится в 700-1000 тыс рублей без учета ГСМ. И тут наступает просветление.
В общем, ждем массового производства LiFePO4 аккумуляторов и снижения цен.
nitro80
28.06.2016 16:27Нам бы такие солнечные панели!
В мае совершали переход с Владивостока до П-Камчатского на парусной яхте.
Что-то пошло не так, и мы практически остались без эл-ва.
Сначала думали, что умер генератор, экономили на всём, включали только подсветку компаса. 2 аккумулятора оказались разряжены в ноль, третий использовали лишь для завода двигателя. Лишь потом удалось найти причину (запись в судовом журнале гласила: Нет предела человеческой глупости!) и зарядить аккумуляторы под завязку.shuvaevgl
28.06.2016 23:31Было бы интересно сходить с вами оснастив яхту солнечными панелями. В чем оказалась причина разряда?
nitro80
30.06.2016 04:40Причина банальна — электрикой в разное время занимались разные люди.
В итоге заряд на аккумулятор шел только при определенном положении ключа и рубильника.
vconst
28.06.2016 17:03Очень интересно и практично, но немаловажный момент – цена всего этого хозяйства. Она на порядки выше, чем бензогенератор и топливо к нему
shuvaevgl
28.06.2016 23:32Работа холодильника, кондиционера (днем) и электроприборов за счет генератора — это не отдых, а прослушивание тарахтения двух(реже четырех)тактного движка. Хочется тишины на отдыхе
vconst
29.06.2016 00:17Когда счёт идёт на суммы сравнимые с ценой автомобиля, я лучше послушаю бензогенератор. Тем более, что можно оставить аккумуляторы, а все остальное заменить на бензин
shuvaevgl
29.06.2016 10:25Я бы сравнил такой кемпер с атомоходом: его основная задача — бороздить Северный Ледовитый Океан. Но он может быть пришвартован к берегу и питать энергией весь Мурманск. Так и с кемпером: на нем установлена электростанция для целого дома, но кемпер — это домик туриста.
Если надо на природе просто зарядить телефон и не хочется генератора, то можно взять такой чемодан.
vconst
29.06.2016 10:45Сравнение слишком сильное, ибо это скорее яхта размером с прицеп, но с такими же батареями. Мурманск не запитать, но если потратить денег, как на еще одну такую же яхту — появляется некая автономность. Если деньги есть — ради бога, каждый развлекается в меру своих возможностей, но я сужу по себе и не готов потратить десять килобаксов за удовольствие не слушать тарахтенье генератора
lion-sochi
28.06.2016 22:27Была у меня мысль несколько лет назад приобрести дом на колёсах, бюджет был около 300 килорублей, за эти деньги можно было купить неплохо укомплектованный новый белорусский прицеп марки на букву «К», но я планировал найти ЗИЛ-131 с кунгом за 100k и доукомплектовать всем необходимым самостоятельно. Электропитание на стоянке от солнечных панелей не рассматривал сразу: комплект стоил на 2 порядка дороже поршневого генератора.
От владения автодомом я в итоге отказался, по причине слишком дорогостоящей системы водоснабжения замкнутого цикла для душа. В день даже одному человеку нужно не менее 200 литров воды, возить с собой запас более 1-го кубометра даже на ЗИЛе нереально. Создание системы очистки на базе промышленных дистиляторов для технических стоков стоило минимум 600 килорублей при долларе за 30.shuvaevgl
28.06.2016 23:37Что-то у вас 200 литров воды на человека. В этом кемпере я сам принимал душ, израсходовав на помывку порядка 7-10 литров воды (холодная+горячая). Конечно, я не плескался в душе, как могу позволить себе дома, но и не экономил каждую каплю. Просто в кемпере напор воды гораздо меньше, да и не стоишь, отмокая после рабочего дня, а просто моешься.
Поэтому 200 литров мне кажется очень преувеличенным расходом в сутки. Добавим еще 5 литров на посуду и 5 литров на питье-еду — 20 литров в день на человека. Ну пусть еще 10 литров на мытье рук и утреннее умывание. Итого- 30 литров в сутки на человека.
Dioxin
29.06.2016 09:25Есть ли подзаряд батарей во время движения от генератора?
Или они от солнца и так всегда полные?shuvaevgl
29.06.2016 10:26От солнца может прийти до 1200 Вт, переводя в 12 вольтовую систему — это 100А. Это очень хороший генератор на 3000 об\мин двигателя и самой машине уже не останется.
Нет, от авто кемпер не запитывается. Специально делали его автономным.NickUkolov
29.06.2016 10:34Кемпер в штатном исполнении имеет возможность питаться от тягача (заряжать штатный 12В аккумулятор), вы же не выкинули 12В схему кемпера, а я так понял воткнулись в 220 через инвертор? Ваши батареи, да не могут подзаряжаться от автомобиля.
shuvaevgl
29.06.2016 12:04Штатно кемпер питается только от 220В в кемпинге. Во второй статье я об этом расскажу -уже готовлю материал. Есть специальные адаптеры, позволяющие при движении авто заряжать аккумулятор кемпера от генератора автомобиля, но все же кемпер и машина имеют независимые системы питания.
Anarions
Сколько стоит такой кемпер? Где их вообще лучше покупать?
shuvaevgl
Я ориентировался на видеообзоры в сети. Есть масса нюансов по выбору кемпера, чтобы были не гнилые борта, работала электрика-водопрово. Ну это как дом выбирать! В идеале, надо позвать незаинтересованного «домовладельца», чтобы он указал на возможные проблемные места!
Этот кемпер пустой, без электростанции, в феврале стоил 1 200 000 руб
NickUkolov
Сначала почитайте специализированные сайты, там эти вопросы досконально разжеваны.
Цены от 300 до 3000 т.р, в зависимости от года, состояния и комплектации. И точно не стоит ехать самому без опыта покупать кемпер в Европе, денег не сэкономите, а нервов и времени потеряете. Сами мечтали такой купить, но с курсом Евро теперь не скоро.
lion-sochi
По-моему, такую дорогую игрушку, как автодом, используемую лишь несколько недель в году, рациональнее брать в аренду, чем покупать.
Anarions
Есть мечта использовать не несколько дней в году. Но для начала стоит покататься на арендованном.
shuvaevgl
Однозначно стоит попробовать для начала. Потому что мне, например, после нормальной душевой кабины и санузла, мобильный вариант показался очень уж скромным. Но это все равно лучше, чем лесная чаща и душ из грелки.